Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоповреждающее поведение в контексте склонности к расстройствам личности

Работа №93175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения самоповреждающего поведения в контексте склонности к расстройствам личности 7
1.1 Понятие «самоповреждающее поведение» в психологической
литературе
1.2 Самоповреждающее поведение при расстройствах личности
Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения 23
Глава 2 Эмпирическое исследование самоповреждающего поведения в контексте склонности к расстройствам личности 33
2.1 Программа исследования 33
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 36
2.3 Разработанная программа коррекции 53
Заключение и выводы 58
Библиографический
список 61
Приложение 6

Актуальность данной проблематики обуславливается частотой случаев реализации самоповреждающего поведения, а также склонностью психически здоровых людей прибегать к самоповреждениям и донозологическим характером случаев проявления этого феномена. Необходимость рассматривать данный тип поведения вызвана потребностью его депатологизации и обозначению системного подхода в его изучении, в противовес попыткам объяснить самоповреждающее поведение с какой-либо одной: биологической, социальной или любой другой точки зрения.
Феноменологическую близость суицидального и самоповреждающего поведения отмечают многие специалисты (Н.А. Польская, И.Я. Стоянова и др.). Самоповреждающее поведение часто связывают с действиями, направленными на повреждение собственного тела, но без суицидальных намерений. Помимо этого выделяют и другую специфику самоповреждающего поведения, выходящую далеко за рамки клиники и психопатологии, и определяющую сложный круг психологических проблем, отражающих онтогенетические особенности, культурное значение, социальную селекцию санкционированных способов и форм самоповреждения (И.А. Милюкова и др.). Для современных исследователей самоповреждающее поведение представляет собой группу феноменов поведения, как клинического, так и доклинического уровней, указывающих на вероятностный суицидальный риск и психологические проблемы, связанные с эмоциональной регуляцией и пониманием эмоций, Я- концепцией, тревожностью, враждебностью и нейротизмом.
Современного человека крайне трудно отделить от его непосредственного окружения - родных, близких, друзей, социального окружения и трудового коллектива, и в целом от общества. Самоповреждающее поведение представляет собой результат динамического и комплексного взаимодействия биологических, психологических и социокультурных факторов. Удельный вес факторов может изменяться при различных видах самоповреждающего поведения, например, повреждения собственного тела в рамках религиозных и субкультурных практик детерминированы в значительной степени социальными предпосылками, однако, с течением времени, вклад психологических факторов может увеличиваться, закрепляя определённый паттерн поведения как привычку, в некоторых случаях, превращая её в зависимость, что приводит к усилению и биологической компоненты в поведении. В связи с этим возникает необходимость кросспарадигмального изучения данного феномена.
Алгоритм лечения самоповреждения подбирается индивидуально. Он может включать одно или несколько направлений психотерапии: когнитивно-поведенческую терапию; диалектическую поведенческую терапию; техники, целью которых является развитие внутренней осознанности и т. д. Диалектическая поведенческая терапия это одна из самых замечательных, сложных и эффективных разработок в психотерапии. Данный подход сочетает в себе психодинамические, межличностные и когнитивно-поведенческие элементы. Диалектическая поведенческая терапия является программой повышения качества жизни, в которой психотерапевт и клиент выступают одной командой (клиента принимают таким, какой он есть), для того чтобы сделать жизнь клиента стоящей.
Объект исследования - самоповреждающее поведение.
Предмет исследования — самоповреждающее поведение в контексте склонности к расстройствам личности.
Цель исследования - изучить самоповреждающее поведение в контексте склонности к расстройствам личности.
Задачи:
1. Раскрыть суть понятия «самоповреждающее поведение» в психологической литературе.
2. Теоретико-методологический анализ источников по проблеме самоповреждающее поведение при расстройствах личности.
3. Проанализировать модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения.
4. Подготовить программу эмпирического исследования по определению самоповреждающего поведения в контексте склонности к расстройствам личности.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования по определению самоповреждающего поведения в контексте склонности к расстройствам личности.
6. Разобрать метод коррекции. Проанализировать диалектическую поведенческую терапию.
Гипотезы:
1. Самоповреждающие поведение (проколы, удары кулаком по твердой поверхности, удары по собственному телу, самоожоги, обкусывание губ) достоверно связаны с высоким уровнем стресса.
2. Самоповреждающие поведение (сковыривание болячек, прикусывание щек или языка, удары по собственному телу, обкусывание губ) достоверно связано с высоким уровнем депрессии.
3. Самоповреждающие поведение (выдергивание волос, удары по твердым поверхностям, удары по собственному телу, сковыривание болячек, расчесывание кожи, прикусывание щек или языка, обкусывание губ) достоверно связано с симптомами эмоционально-неустойчивого личностного расстройства.
4. Самоповреждающие поведение (удары кулаком по твердой поверхности, сковыривание болячек достоверно связано с высоким уровнем социальной тревоги).
Теоретико-методологические основания исследования:
• концепция Копинг-стратегии совладающего поведения (Ч. Кавер, М. Шейер, Д. Вентрауб);
• концепция причин самоповреждающего поведения при пограничных расстройствах личности (Н.А. Польская);
• концепция ранних неадаптивных схем при расстройствах личности (Дж. Янг);
• концепция пограничных расстройств личности (Т Ю. Ласовская, С. В. Яичников, Ю. В. Сарычева);
• концепция социальной тревоги и социофобии (О.А.Сагалакова, Д.В.Труевцев).
Методы исследования:
• Тестирование (Опросник «Копинг-стратегии» Ч. Кавер, М. Шейер, Д. Вентрауб; Опросник «Ранние неадаптивные схемы» Дж. Янг; Опросник «Пограничные расстройства личности» (ПРЛ); Опросник «Социальной тревоги и социофобии» О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев; Опросник «Шкала причин самоповреждающего поведения» Н.А. Польская).
• Методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ Пирсона).
Эмпирическую базу исследования составили 50 студентов
Алтайского государственного университета в возрасте от 17 до 24-х лет. Из них 
20 девушек и 30 юношей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате анализа теоретического материла, по проблеме самоповреждающего поведения были рассмотрены причины, приводящие к данному повреждению (стресс, социальная тревога, депрессия и т.д.). Так же, можно сделать вывод что самоповреждение - не только привычный способ борьбы со стрессом. Это самый настоящий процесс, которому способствует множество факторов, имеющий своё начало и (при грамотной работе специалиста и, главное - желании клиента) конец. Достаточно для начала помнить, что самоповреждение - вещь по-своему действенная (иначе этот способ никто не использовал бы), однако лишь создающая иллюзию контроля над собой, своими чувствами и эмоциями, приводящая к «бегу по замкнутому кругу». Для того, что бы научиться жить в гармоничных отношениях со своими и чужими эмоциями и реакциями, стоит отыскать тот самый смысл, цель, ради которых захочется развивать в себе эти навыки.
Самоповреждающее поведение представляет собой распространенное расстройство, связанное с контекстом нарушений в межличностном и социальном плане. Отметим, что самоповреждающее поведение понимается как социально не одобряемое поведение, связанное с преднамеренным нанесением себе телесных повреждений, однако не имеющее суицидальной направленности.
Грамотная психотерапевтическая помощь позволяет скорректировать поведение и устранить склонность к самоповреждению. Профилактика самоповреждения заключается в своевременном решении психологических проблем и лечении расстройств поведения. Психофармакологическое лечение теоретически может помочь в снижении самоповреждающего поведения, однако эта возможность еще не была тщательно изучена. На данный момент не существует консенсуса в отношении того, могут или не могут психиатрические препараты повлиять на самоповреждающее поведение. Это сложный вопрос для изучения, поскольку самоповреждения встречаются в различных группах населения и часто сочетаются с другими психологическими проблемами. Если вы думаете о приеме лекарственных препаратов для лечения эмоциональных проблем, которые связаны с вашим самоповреждающим поведением, то этот вопрос стоит обсудить с психиатром или другим врачом.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• Гипотеза 1 была подтверждена, при высоком уровне стресса проявляется такое самоповреждающее поведение как проколы, удары кулаком по твердой поверхности, удары по собственному телу, самоожоги, обкусывание губ.
• Гипотеза 2 была подтверждена, при высоком уровне депрессии проявляется такое самоповреждающее поведение как: сковыривание болячек, прикусывание щек
или языка, удары по собственному телу, обкусывание губ.
• Гипотеза 3 была подтверждена, при симптомах эмоционально -неустойчивого расстройства личности проявляются следующие самоповреждения: выдергивание волос, удары по твердым поверхностям, удары по собственному телу, сковыривание болячек, расчесывание кожи, прикусывание щек или языка, обкусывание губ
• Гипотеза 4 была подтверждена, при высоком уровне тревоги проявляется такое самоповреждающее поведение как: удары кулаком по твердой поверхности, сковыривание болячек достоверно связано с высоким уровнем социальной тревоги.
Далее была разработана программа коррекции. Диалектическая поведенческая терапия является эффективным способом для лечения клиентов, страдающих пограничными расстройствами личности. Задачей данной терапии является повышение качества жизни клиента, за счет уменьшения реакции на стрессовые ситуации. При использовании данной терапии у клиентов снижается суицидальное поведение, а это значит, что клиент реже будет прибегать к суицидальным попыткам, а так же меньше симптомов депрессии. После проведения диалектической поведенческой терапии клиенты реже госпитализируются.


• Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - М.: Инфра-М, 2011. - 411 с.
• Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, Циркин, С.А. Чеснокова. - М.: Медицинская книга. - Н. Новгород: В.И. Изд. НГМА, 2012. - 256 с.
• Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод.
комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. - 164 с.
• Амбрумова, А.Г., Трайнина, Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / А.Г Амбрумова, Е.Г. Трайнина // Вопросы психологии. - 2014. - №3. - С. 29-36.
• Амбрумова, А.Г., Трайнина, Е.Г., Уманский, Л.Я. Аутодеструктивное поведение подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, Л.Я. Уманский // Вопросы психологии. // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. - 2014. - №3. - С. 52—62.
• Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав // Психологические исследования. - 2012. -№2. - С. 63-69
• Вахрамов, Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома / Е. Вахрамов // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - №3. - С. 52-60.
• Виханский, И.Р. Клиническая психология / И.Р. Виханский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 458 с.
• Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р Лурия, М.Г. Ярошевского / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2014. - 452 с.
• Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. - 240 с.
• Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением / М.И. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 52-55.
• Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося
поведения. 3-е изд., испр. и доп. / Е.В. Змановская. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. - 402 с.
• Игумнов, С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков / С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2014. - 521 с.
• Кириллова, Ю.И. Возрастные особенности при склонности к самоповреждающему поведению / Ю.И. Кирилова // Медицина и образование в Сибири. - 2015. - №. 2. - С. 71-74.
• Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - СПб.: Питер, 2013. - 357 с.
• Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондратенко. - М.: АСТ, 2015. - 411 с.
• Коповая, О.В., Коповой, А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразова-тельной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. - 80 с.
• Короленко, Ц.П., Шпикс, Т.А. Самоповреждающее и суицидное поведение у женщин с погра-ничной повреждающей психической организацией и пограничным личностным расстройством / Ц.П. Короленко, Т.А. Шпикс // Медицина и образование в Сибири. - 2012. - №. 3. - С. 63-69.
• Курек, Н.С. Нарушения психической активности / Н.С. Курек. - М.: Инфра-М, 2014. - 241 с.
• Ласовская, Т.Ю. Самоповреждающее поведение у лиц с пограничным личностным расстройством (обзор литературы) / Т.Ю. Ласовская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2011. - № 6. - С. 58-61.
• Лиман, Н.А. Структура личности, склонной к самоповреждающему поведению / Н.А. Лиман // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. -Том 10. - Вып. 5. - С. 112-115.
• Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2014. - 583 с.
• Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 288 с.
• Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. / В.Д. Менделевич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 445 с.
• Милюкова, И.А. Доминирующие представления об аддиктивном и зависимом поведении: результаты опросов общественного мнения в г. Петрозаводске / И.А. Милюкова // Северное измерение социально-политический альманах. - Петрозаводск, 2014. - Вып. 4. - С. 149-162.
• Пащенко, И.Е. К проблеме аутоагрессии в армии / И.Е. Пащенко // Психическое здоровье и безопасность в обществе: Первый нац. конгр. по социальной психиатрииПетровская, А.И, Нейропсихологический анализ девиаций (на примере подростков) / А.И. Петровская // Психологические исследования. - 2013. - №4. - С. 27¬33.
• Польская, Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в
подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, выпуск 1. - 2014. -Том 10. -C. 92-97.
• Польская, Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - № 2 (81). - С. 140-152.
• Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 2. - С. 45-56.
• Польская, Н.А. Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Клиническая и специальная психология. - 2012. - №2. - С. 45-48.
• Польская, Н.А. К проблеме эмпирического изучения
самоповреждающего поведения/ Н.А. Польская//
Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - 2014. - №4. - С. 41-44.
• Польская, Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - №2. - С. 61-65.
• Польская, Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - №5. - С. 33-35.
• Польская, Н.А. Самоповреждающее поведение в клинической практике / Н.А. Польская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2011. - №2. - С. 4-8.
• Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - №2. - С. 45-56.
• Польская, Н.А. Акты самоповреждения в ритуальных практиках / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 3. - С. 88-91.
• Польская, Н.А. Взаимосвязь самооценки с самоповреждающим поведением / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2010. -Том 10. - Вып. 3. - С. 82-86.
• Польская, Н.А. Взаимосвязь временной перспективы и личностных черт с актами самоповреждения больных опийной наркоманией / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Новая серия Философия. Психология. Педагогика. - 2012.-Вып. 3. - С. 87-91.
• Польская, Н.А. Зависимость частоты и характера несуицидальных самоповреждений от пола и возраста (в неклинической популяции) / Н.А. Польская // Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С. 97-109.
• Прокофьев, Л.Е. Основы психической саморегуляции / Л.Е. Прокофьев.
- СПб.: Издательство «Лань», 2013. - 416 с.
• Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х. Ремшмидта.
- М.: Академия, 2013. - 841 с.
• Райнфрид, Х-В. Клиническая психология / Х-В. Райнфрид. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru. (Дата обращения: 12.12.2016 г.
• Реан, А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А.А. Реан // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 88-89.
• Руденский, Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е.В. Руденский. - М.: АСТ, 2015. - 471 с.
• Сагалакова, О.А., Стоянова, И.Я. Когнитивно-перцептивная
избирательность и регуляция социальной тревоги в ситуациях оценивания / О.А. Сагалакова, И.Я. Стоянова // Известия Алтайского государственного университета. - 2015 - 3-1(87). - С. 75-80.
• Соколова, Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения / Е.К. Соколова // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 113-116.
• Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. / Под ред. Currie C. и др. - Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012. - 252 с.
• Стуклов, К.А. Структура личности и самоповреждающее поведение / К.А. Стуклов // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2016. - №4. - С. 236-
241.
• Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. - СПб: Питер. 2013. - 272 с.
• Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: методический материал / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академ. Проект, 2015. - 334 с.
• Фетискин, Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно¬
методическое издание / Н.П. Фетискин. - Кострома: КГУ, 2015. - 272 с.
• Холмс, Д. Анормальная психология / Д. Холмс. - СПб.: Питер, 2014. - 522 с.
• Худик, В.А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника / В.А. Худик. - СПб.: Питер, 2014. - 365 с.
• Яковлева, Н.Г. Нейропсихология детского возраста: практический аспект / Н.Г Яковлева. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. - 411 с.
• Яркова, Ю.Р. Эмоциональный стресс в ситуации противоправного поведения на примере детей младшего подросткового возраста / Ю.Р. Яркова // Психологические исследования. - 2013. - №6. - С. 51-55.
• Ярмольник, И.М. Нейропсихологические механизмы регуляции эмоционального состояния подростков-правонарушителей в ситуации кризиса: теоретический и практический аспекты эмпирического исследования / И.М. Ярмольник // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С. 74-75.
• Яцук, А.А. Возможности нейропсихологического анализа в определении особенностей эмоциональных проявлений у подростков-правонарушителей в состоянии трудной жизненной ситуации в сравнении с подростками в норме / А.А. Яцук // Мир психологии. - 2016. - №1. - С. 74-75.
• Ящурова, Т.Ю. Клиническая диагностика в работе с подростками с асоциальным поведением / Т.Ю. Ящурова // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С. 87¬89.
• Haw C., Hawton K., Houston K., Townsend E. (2001). Psychiatric and personality disorders in deliberate self-harm patients. British Journal of Psychiatry, 178, 48¬54.
• Hawton K., Arensman E., Townsend E., Bremner S., Feldman E., et.al.
(1998). Deliberate self-harm: Systematic review of efficacy of psychosocial and pharmacological treatments in preventing repetition. British Medical Journal, 317, 441-447.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ