Введение 3-5
Глава 1. Стратегии регуляции эмоций при депрессивных состояниях у студентов.
1.1. Депрессивное эмоциональное состояние. Нарушение адаптации студентов при стрессе и депрессивных состояниях 6-17
1.2. Способы регуляции эмоций при депрессивных состояниях... 18-29
1.3. Психологическая помощь при депрессивных состояниях 30-37
Глава 2. Эмпирическое исследование зависимости стратегий регуляции эмоций и уровня депрессивного состояния у студентов.
2.1. Описание выборки испытуемых и методик исследования 38-44
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45-58
2.3. Когнитивно- поведенческие рекомендации по регуляции
эмоциональных состояний при депрессии 59-63
Библиографический список 64-68
Приложение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что получение профессионального образования, обретение самостоятельности и независимости студентов затруднено вследствие дисбаланса между требованиями внешней среды и их внутренней способностью к преодолению стресса и депрессивных состояний.
При этом, в технологически развитом обществе игнорируется роль эмоций в регуляции деятельности человека, что приводит к утрате умения их конструктивного переживания и нарушению психического и соматического здоровья. В распространенном житейском сознании эмоции рассматриваются как явление, которое нарушает продуктивное функционирование человека в мире повышенной стрессогенности, поэтому в большинстве случаев активно навязываются способы для их подавления и вытеснения. С точки зрения психологической теории и практики, когнитивные стратегии совладания и саморегуляции вносят больший вклад по преодолению депрессивных состояний и способствуют развитию личности.
Проблема регуляции эмоциональной сферы в психологической литературе достаточно широко освещена, но сведения о способах, техниках и приемах регуляции эмоциональных состояний имеют разбросанный и несистематизированный характер.
Теоретико- методологической основой работы являются:
• Процессуальная модель регуляции эмоций (Дж. Гросса);
• клинико- психологическая модель эмоциональных расстройств (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова);
• осознанная саморегуляция (В. И. Моросанова);
• культурно-деятельностный подход (А. Ш. Тхостов, Е. И.
Рассказова)
Объект: депрессивное состояние у студентов.
Предмет: способы регуляции эмоций при депрессивном состоянии.
Цель: изучить взаимосвязь между депрессивным состоянием у студентов и стратегиями регуляции эмоций.
Задачи:
1. Анализ литературы, направленной на определение стратегий регуляции эмоций при депрессивном состоянии.
2. Подбор инструментария для изучения стратегий регуляции эмоций при депрессивном состоянии.
3. Формирование выборки среди студентов.
4. Проведение психологического тестирования по изучению депрессивного состояния и стратегий регуляции эмоций у студентов.
5. Анализ полученных результатов.
6. Рекомендации по саморегуляции для студентов при депрессивных состояниях.
Гипотезы исследования:
1) предположение о том, что студенты, владеющие приемами саморегуляции эмоций менее депрессивные по сравнению с теми, кто не регулирует свои эмоции;
2) использование успокоительных из разряда дезадаптационных методов (алкоголь, препараты, наркотики) увеличивают уровень депрессии и снижают способность к саморегуляции;
3) уровень переживаемого стресса снижается за счет правильно поставленной цели, программирования, оценки результатов и общей саморегуляции;
4) текущее депрессивное состояние и глубина расстройства связано с понижением саморегуляции.
Выборка: студенты Алтайского государственного университета, в возрасте от 18 до 23 лет. Количество испытуемых - 57 человек (из них 43 девушки и 14 юношей).
Метод исследования:
1. Тестирование
• Шкала депрессии Бека
• Шкала психологического стресса PSM- 25
• Симптоматический опросник SCL-90-R
• Опросник совладания со стрессом COPE
• Опросник когнитивной регуляции CERQ
• Опросник «стиль саморегуляции поведения».
2. Методы математико- статистических обработки данных
• Коэффициент корелляции Пирсона.
Цель настоящей работы заключается в изучении взаимосвязи между депрессивным состоянием и стратегиями регуляции эмоций в контексте саморегуляции у студентов 18- 23 лет.
В первой главе был проведен теоретико- методологический анализ литературы по изучению депрессивного состояния, подверженности и проявлению депрессии у студентов, а также стратегий регуляции эмоций. В результате этого анализа был сделан вывод, что депрессивное состояние может выступать в разных проявлениях в мыслительной, эмоциональной и поведенческой сферах и оказывать значимое влияние на все виды и типы жизнедеятельности студентов в связи с этим нуждается в применении стратегий регуляции эмоций для адаптации и конструктивного преодоления депрессии.
Во второй главе данной работы было проведено эмпирическое исследование стратегий регуляции эмоций и уровня депрессивного состояния у студентов. В результате которого нашли подтверждение следующих гипотезы:
1. Использование успокоительных из разряда дезаптационных методов (алкоголь, препараты, наркотики) увеличивают уровень депрессии.
2. Уровень переживаемого стресса снижается за счет правильно поставленной цели, программирования, оценки результатов и общей саморегуляции.
3. Текущее депрессивное состояние и глубина расстройства связано с понижением уровня саморегуляции.
Из этого следует, что основная гипотеза о том, что студенты, владеющие приемами регуляции эмоций менее подвержены депрессивным состояниям, по сравнению с теми, кто не регулирует свои эмоции, имеет подтверждение.
Опираясь на результаты исследования, были составлены рекомендации
саморегуляции эмоций, основанные на анализе и коррекции ошибочных представлений, дисфункциональных убеждений и концептуализаций.
Таким образом, выполнены все поставленные задачи, цель достигнута, что позволяет нам сделать вывод об успешности проделанной работы.
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004, - 166 с.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин; Науч. ред. В.В. Давыдов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - 264 с.
3. Дроздов, М. В. Дроздова., «Полный справочник психотерапевта»: Эксмо; Москва; 2007 кадемический Проект, 2002. - 496 с.
4. Бек, А. Когнитивная психотерапия депрессий / А. Бек // Московский психотерапевтический журнал. - 1995. — № 3. 69—92 с.
5. Бек А. Когнитивная терапия депрессии. - СПб.: Питер, 2002.- 302- 311 с.
6. Бек, Дж. Когнитивная терапия. Полное руководство / Дж. Бек. — М. :
Вильямс.— 2006. - 400с.
7. Блейлер Е. Аффективность, внушаемость и параноя. Пер. с нем. Одесса
1929:140 с.
8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии: Науч. журнал. - 1993. - № 1. 104-113 с.
9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988 - 341 с.
10. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 2-е ищд., стер. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 544 с.
11. Васютин А.М. Психохирургия, или Психотехники нового поколения. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 560 с. (Серия «Психологический практикум»).
12. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).
13. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Старченкова Е. С.- СПб., 2005.- 258 с.
14. Войцех В. Ф. Динамика и структура самоубийств в России// Соц. и клин. Психиатрия. 2006, №3. 22- 28с.
15. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д.А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации// Психологии. Наука и образование. 2009. №1. 19-42 с.
16. Гаранян Н.Г., Холмогорова А. Эмоциональные расстройства и современная культура// Мос. Психотер. Журнал. 1999. № 2.19-42 с.
17. Гаранян Н.Г. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов// Соц. и клин. психиатрия.2007. № 2. 38-42с.
18. Гросс Дж. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно- деятельностный подход// Национальный психологический журнал №4 (16)/ 2014, 13-22 с.
19. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2003. - 321 с.
20. Китаев - Смык Л.А. Психология стресса. М.: Издательство «Наука», 1983. 368 с.
21. Ковпак Д.В., Третьяк Л.Л. Диагностика современных подростков к диагностике и лечению. - 2003. - 310 с.
22. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 176 с.
23. Колесов Д.В. - Введение в общую психологию. Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 736 с.
24. Кондрашенко В.Т. Общая психотерапия: Учеб. пособие / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. - Мн.: Выш. шк., 2003. - 464 с.: ил.
25. Конопкин О.А. Участие эмоций в сознательной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. -38-43 с.
26. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. И науки Р, Казань: КНИТУ, 2012. 24-25 с.
27. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. Л.: Лениздат, 1970 - 347 с.
28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. - 521 с.
29. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. - 432 с.
30. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 176 с.
31. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения/
Психологический журнал. 2005.Т.26, №6. - С.87- 101.
32. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
33. Моросанова В. И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. -М.: Когито- Центр, 2015. - 304 с.
34. Мосолов С.И. Основы психофармакотерапии. - М., 1996. - С. 288.
35. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. Изд. 2-е. М., «Сов. Россия», 1978.
36. Падун М.А., А. В. Котельникова. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман.//Психологический журнал, 2008. № 4 - 156-180 с.
37. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
38. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: изд-во Московского ун-та, 1993. - 304 с.
39. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг- стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE. 2013.Т. 10 №1. 82-118 с.
40. Романова Е.С. Психодиагностика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
42. Рубинштейн С. Л. - Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 357 с.
43. Синайко В. М. Особенности динамики психического состояния студентов медицинского вуза// Украинский вестник психоневрологии. -2001. - Т. 9 42¬44 с.
44. Современный психологический словарь / под. ред. Б.Г. Мещярикова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490, [6] с. - (Научный бестселлер).
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 672 с.
46. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. М.: Издательство «Когито-Центр», 2007. 155-157 с.
47. Тарабрина Н. В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик. М.: Издательство «Когито-Центр», 2007. 47-53 с.
48. Зейгарник, Б. В. Патопсихология - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. / Б. В. Зейгарник. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 208 с
49. Холмогорова А. Б. Клиническая психология- 2том, 126- 176 с.
50. Холмогорова А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. - М.: ИД «МЕДПРАКТИКА- М», 2011. 451с.
51. Штерн А.С. Введение в психологию: Курс лекций / А.С. Штерн; Под ред. Л.В. Сахарного, Т.Е. Ерофеевой, Е.В. Глазановой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 321 с.
52. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях / Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука. - Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001. - 494 с.
52. Carver, C. 5.Assessing coping strategies: a theoretically based approach / C. S.
Carver, M. F. Scheier, J. K. Weintraub // J. of Personality and Social Psychology. — 1989. — Vol. 56. — P. 267-283.
53. Fass, М.Instrumental and reflexive emotion regulation strategies and their developmental characteristics / M. Fass, W Friedimeler, G. Trommsdorff // The ISSBD Biennial, Ghent, Belgium. — 2004, — July 9-15.
54. Garnefski, N. The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire: Psychometric features and prospective relationships with depression and anxiety in adults / N. Garnefski.
55. Garnefski, N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski, V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. — 2001. — Vol. 30. — P. 1311-1327.
55. Nolen-Hoeksema, S. Ruminative coping with depressed mood following loss / S. Nolen-Hoeksema, L.E. Parker, J. Larson // J. of Personality and Social Psychology. — 1994. — Vol. 67. — P. 92-104.
56. Schroevers, M. Goal disturbance, cognitive coping strategies, and psychological adjustment to different types of stressful life event / M. Schroevers, V. Kraaij, N. Garnefski // Personality and Individual Differences. — 2007. — Vol. 43. — P. 413-423.
57. Sullivman, M. J. L. The Pain Catastrophizing Scale: development and validation / M. J. L. Sullivan, S. R. Bishop, J. Pivik // Psychology Assesment. — 1995. — № 7. — P. 524-532.
58. Taylor, F. G. Cognitive and behavioral approaches to the modification of depression. (Doctoral dissertation, Queen's University, Kingston, Ont., 1974.)
59. Tennen, H. Blaming others for threatening events / H. Tennen, G. Affleck // Psychological Bulletin. — 1990. — Vol. 108. — P. 209-232.