ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Определение основных понятий проблемы изучения состояния
мелкой моторики у обучающихся в начальных классах с нарушением зрения 7
1.2. Особенности состояния мелкой моторики у обучающихся
в начальных классах в онтогенезе 15
1.3. Особенности состояния мелкой моторики у обучающихся
в начальных классах с нарушением зрения 20
1.4. Обзор приемов и способов развития мелкой моторики
у обучающихся в начальных классах с нарушением зрения 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 28
2.1. Современные проблемы состояния уровня развития мелкой
моторики у обучающихся в начальных классах с нарушением зрения 28
2.2. Обзор диагностического инструментария по изучению состояния
мелкой моторики у обучающихся в начальных классах с нарушением зрения 30
ГЛАВА 3. ПУТИ КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 38
3.1. Обзор методических инструментариев, направленных на коррекцию и развитие состояния мелкой моторики у младших школьников
с нарушением зрения 38
3.2. Проект коррекционной работы по развитию состояния мелкой
моторики у младших школьников с нарушением зрения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 101
На протяжении нескольких десятков лет актуализировался вопрос о недостаточном развитии мелкой моторики, навыка графического письма, моторной сферы в целом у некоторой части младших школьников. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у обучающихся младшего школьного возраста, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно скоординированы и плохо подчиняются поставленным перед обучающимися задачам учебной деятельности.
Стоит отметить, что у обучающихся с нормальным зрением и с нарушением функционирования зрительного аппарата в равной степени выделяется слабое развитие сложно координированных движений ведущей руки, плохо формируется умение использовать пишущие принадлежности как рабочие инструменты. Вследствие чего и норматипичные, и обучающиеся, имеющие нарушения зрительного аппарата, начинают отставать по программе освоения учебных дисциплин начальных классов в равной степени.
Причина отставания моторного развития детей с нарушением зрения заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан, прежде всего, с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают мелкую моторику детей уже с первых лет жизни, по сравнению со зрячими сверстниками, данные проблемы приводят к меньшей подвижности, нечеткости координации движений, снижению темпа выполнения координационных действий, ловкости, ритмичности, точности, страху передвижения в незнакомом пространстве, дефициту движения.
Именно поэтому своевременная диагностика и изучение моторной сферы обучающихся поможет предотвратить страх ориентировки в новом пространстве, глубокие нарушения точной координации движений на письме, процессов формирования синтеза всех видов информации (зрительной, слуховой и кинестетической). Применение различных видов компенсаторных упражнений и занятий могут обеспечить более быстрое и правильное развитие навыков моторной сферы, что в дальнейшем повлечет за собой развитие навыков чтения и письма. Вышеописанные факты изучения данного вопроса не могли не заинтересовать нас и не натолкнуть на обоснование актуальности работы.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что успешное освоение учебной программы начальных классов, навыков бытового самообслуживания и ориентировки в пространстве и дальнейшая социализация ребенка с патологией зрения напрямую зависит от своевременного развития моторной сферы обучающегося, определения проблемной зоны развития моторики у обучающихся в начальных классах, а также правильно подобранных коррекционно-развивающих и компенсирующих упражнений.
Целью же данной работы является моделирование коррекционноразвивающих упражнений для улучшения состояния мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения.
Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную, публицистическую и методическую литературу, связанную с изучением и коррекцией состояния мелкой моторики у обучающихся в начальной школе с нарушением зрения.
2. Рассмотреть особенности развития состояния мелкой моторики детей от 6 до 11 лет при нормальном зрении.
3. Рассмотреть особенности изучения состояния мелкой моторики детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
4. Провести сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики обучающихся начальных классов с нарушением зрения и обучающихся с норматипичным зрением.
5. Рассмотреть приемы и способы развития и коррекции состояния мелкой моторики у детей от 6 до 11 лет с нарушением зрения.
Объектом данной работы является: состояние мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с патологией зрения, предметом же - приемы и способы коррекции и развития мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения.
Субъектом исследования являются обучающиеся, имеющие нарушения моторной сферы с патологией зрительного аппарата.
Изучив научную, публицистическую и методическую литературу, связанную с исследованием мелкой моторики у обучающихся в начальной школе с нарушением зрения, а также, рассмотрев особенности развития мелкой моторики обучающихся в начальных классах при нормальном зрении, проанализировав методы коррекции и развития моторной сферы младших школьников, нами были реализованы поставленные раннее цели и задачи. Отметим, что мы смогли выявить наиболее эффективные пути коррекционно-педагогической деятельности, например, проведение с детьми коррекционных дополнительных занятий в виде изобразительного искусства, игр - манипуляций, игр направленных на кинестетическое и сенсорное развитие руки ребенка и мелкой моторики в частности, пальчиковой гимнастики. Был проведен сравнительный анализ особенностей развития и сформированности моторной сферы детей с нарушениями зрения и норматипичным развитием зрительного анализатора. В ходе его выполнения мы увидели явные отличия в темпе, целеполагании, скоординированности действий и чистоты выполнения, предлагаемых ребенку заданий, а также использовании ребенком дополнительных ненужных движений при выполнении задания.
Таким образом, прямая зависимость между уровнем интегрированности, социализации и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые и усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, пространственной ориентировки, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Дополняя те высказывания, которые приведены ранее, стоит отметить, что все вышеперечисленные исследователи подчеркивают, что структурные и функциональные особенности двигательного анализатора, имеющего чрезвычайно богатые связи со всеми структурами ЦНС и принимающего участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательной сферы в развитии деятельности мозга, что способствует компенсации нарушенной анализаторной системы, мы также разделяем их точку зрения.
1. Алексахин Н. Н. Волшебная глина : методика преподавания лепки в дет. кружке : учеб. пособие для внеуроч. работы с детьми мл. шк. возраста. М., 1999. 47 с.
2. Алексеев О. Л., Алексеева Д. В. Профессиональное образование инвалидов по зрению : метод. пособие. Екатеринбург, 2007. 83 с.
3. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа : кн. для учителя. М., 1984. 160 с.
4. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие. Екатеринбург, 2010. 300 с.
5. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работы при глубоком нарушении зрения у детей : сб. науч. тр. / под ред. М. И. Земцовой. М., 1980. 400 с.
6. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук // Тезисы докладов 20-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974. С. 281-282.
7. Астапова В. М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. СПб., 2001. 256 с.
8. Афонькин С. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание, 1992. № 3/4. С. 46-48.
9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 2010. 349 с.
10. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М., 1990. 494 с.
11. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2006. 143 с.
12. Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте / Е. А. Афоничева [и др.]. М., 2011. 125 с.
13. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют: развитие мелкой моторики. СПб., 2010. 144 с.
14. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психол.-пед. коррекция отклонений в развитии и поведении школьников : учеб. пособие для студентов пед. вузов. Ростов н/Д., 2004. 352 с.
15. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя дет. сада. М., 1988. 143 с...