Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоциональных состояний подозреваемых, содержащихся в изоляторе временного содержания 8
1.1 Эмоции и эмоциональные состояния как психологический феномен в трудах
отечественных и зарубежных авторов 8
1.2 Типологии и сущностные характеристики эмоциональных состояний 15
1.3 Степень разработанности в клинической психологии проблемы
эмоциональных состояний подозреваемых, содержащихся в изоляторе
временного содержания 23
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей эмоциональных состояний лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного
содержания 32
2.1 Организация и методики исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
эмоциональных состояний лиц, с разным количеством судимостей,
содержащихся в изоляторе временного содержания 37
2.3 Анализ результатов исследования 45
2.4 Рекомендации по психологической работе с заключенными 52
Заключение 57
Список использованной литературы 63
Приложения 71
Актуальность. Какие бы обстоятельства или детерминанты ни предопределяли жизнедеятельность человека, внутренне, психологически действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в область его эмоциональных отношений, преломиться и укрепиться в ней. Эмоции со всей своей самоочевидностью обнаруживают своё влияние в познании, искусстве, в семье и на работе, в экстремальных условиях жизнедеятельности, в достижениях и душевных кризисах человека. Сведения об их особенностях и значении относятся к тому минимуму знаний, которые необходимы для каждого человека тем более для психолога, желающего лучше разбираться в себе и других людях.
Проблему эмоциональных состояний изучали философы, психологи, медики и естествоиспытатели, такие как: Б. Спиноза, Ч.Р. Дарвин, В. Вундт, К.Г. Ланге, У. Джемс, З. Фрейд, Б. Анри, П. Жане, Э.Б. Титченер, У. Макдауголл, Э. Клапаред, М. Прадин, К.Г. Юнг, К. Бюлер, К. Кофка, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, Я.М. Калашник, Э. Линдеманн, А.Н. Леонтьев, А. М. Блондау, Р.У. Липер, Ж.П. Сартр, Р.С. Лазарус, Б.И. Додонов, К. Лоренц, М. Аргайл, К.Е. Изард, П.В. Симонов, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.К. Вилюанс, Л.Я. Гозман.
Преступность всегда занимала одно из первых мест среди наиболее острых проблем, тревожащих общественное мнение. Рост криминогенности в стране диктует потребность в изучении личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного (А. И. Долгова, 2010).
Экстремальным условием для подозреваемых является самая строгая из всех предусмотренных действующим законодательством мер пресечения - заключение под стражу. В результате происходит ломка жизненных планов и перспектив, проявляющаяся в чувстве безнадёжности и незащищённости, но которая связана с надеждой на лучшее. Для подозреваемых - ожидание, чувство раскаянья в совершённом преступлении, осознание своей вины проявляется тоской и тревожностью. Особая острая тоска, страх, страдание обусловлены психологической неподготовленностью к условиям, режиму изолятора временного содержания, обнаженностью интимной стороны жизни, возможной психологической несовместимостью с сокамерниками (В. М. Литвишков, 2014). Всё это ведёт к явным и скрытым психологическим последствиям, которые в явном виде могут проявиться сразу или через несколько недель. Тревога, подавленность личности, которая накапливается и требует разрядки, может привести к депрессивному синдрому, раздражительности, членовредительству и попыткам суицида (И. Л. Первова, 1999).
Анализ отечественных психологических публикаций показывает, что исследования особенностей эмоциональных состояний лиц, с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания, были чрезвычайно редки в советский и тем более в постсоветский период. Так, недостаточная освещённость литературы и запрос практики, делает тему исследования актуальной в теоретическом и практическом плане.
Проблема эмоциональных состояний подозреваемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, разрабатывалась в работах таких авторов, как Ю. М. Антонян с соавторами, И. Б. Бойко. Так же С. Н. Воронин с соавторами, А. Д. Глоточкин, М. Г. Дебольский, Е. В. Ермасов, Д. В. Мельников, В. Ф. Пирожков, Л. А. Рогачевский, Ю. Н. Сотникова, А. А. Старостин, А. М. Чириков.
Также в литературных источниках есть сведения о влиянии фактора количества судимостей на особенности эмоциональных состояний лиц в изоляторе временного содержания. Однако последние данные являются буквально единичными (С. Н. Воронин, 2016) и требуются дополнительные эмпирические исследования особенностей эмоциональных состояний лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания. В связи с этим была выбрана тема данной выпускной квалификационной работы - «Особенности эмоциональных состояний лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания».
Объект исследования - эмоциональные состояния лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания.
Предмет исследования - особенности эмоциональных состояний лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания.
Цель исследования - теоретически и эмпирическим путем исследовать проблему особенностей эмоциональных состояний лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания.
Гипотезы исследования:
1. Лица, впервые попавшие в изолятор временного досудебного содержания, отличаются от пребывающих в изоляторе повторно выраженными негативными эмоциями;
2. Лица, впервые попавшие в изолятор временного досудебного содержания, отличаются от пребывающих в изоляторе повторно высоким уровнем психологического стресса.
3. Лица, впервые попавшие в изолятор временного досудебного содержания, отличаются от пребывающих в изоляторе повторно высокими показателями депрессивных реакций;
Для осуществления цели и подтверждения гипотез в ходе исследования были определены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить понимание сущности эмоций, эмоциональных состояний, типологии эмоциональных состояний в трудах отечественных и зарубежных авторов.
2. Определить степень разработанности в клинической психологии проблемы эмоциональных состояний подозреваемых, содержащихся в изоляторе временного содержания.
3. Формировать выборки испытуемых по количеству судимостей, количеству дней нахождения в изоляторе временного содержания.
4. Подобрать психодиагностический инструментарий для изучения эмоциональных состояний подозреваемых.
5. Провести психодиагностики по изучению эмоциональных состояний ранее не судимых и ранее судимых подозреваемых.
6. Обработать эмпирические данные с использованием методов математической статистики.
7. Анализировать полученные результаты.
8. Формулировка выводов по теме исследования.
Теоретико - методологической основой работы являются:
- теория дифференциальных эмоций К. Изарда;
- когнитивная теория стресса Р.С. Лазаруса;
- информационная теория эмоций П.В. Симонова;
- концепция мотивации и эмоций В.К. Вилюнаса;
- концепция психологических закономерностей функционирования социальной среды осужденных и их поведения, в контексте тюремной субкультуры М.Г. Дебольского.
Методы исследования:
1. Анализ научно-исследовательской литературы.
2. Анализ документов (личные дела, книги покамерного учёта подозреваемых, обвиняемых содержащихся в изоляторе временного содержания ЛИУ-8).
3. Психологическое тестирование:
3.1. Методика «САН» - Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение», разработанная В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым.
3.2. «Шкала психологического стресса PSM-25» (Лемура, Тесье и Филлион).
3.3. «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард, в адаптации А.Б. Леоновой).
3.4. Тест «Шкала депрессии» Т.И. Балашова.
4. Методы математической обработки (U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ по критерию Спирмена с применением программы SPSS).
Эмпирическая база исследования: ЛИУ-8 УФСИН России по Алтайскому краю. В исследовании приняли участие 60 человек (мужчины 23-25лет). Из них 30 ранее не судимых подозреваемых, 30ранее судимых подозреваемых, которые ранее отбывали уголовное наказание.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
1. Изучено понимание сущности эмоций, эмоциональных состояний, типологии эмоциональных состояний в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Изучение эмоциональной сферы проводилось в различных психологических теориях и концепциях: физиологические (Ч.Дарвина, Р. Вудвортса, Г. Шлосберга, У.Джемса и К. Ланге, И. Уэйнбаума, С.Томпкинса, К. Изарда), психодинамические (или, мотивационные) (В. Вундта, Э. Клапареда, З.Фрейда, У. Мак-Дугалл, Р.У. Липпера, К. Изарда), когнитивные (С.Шехтера, Е. Сингера, П.В.Симонова, Р.С. Лазаруса, Ж. П. Сартра). Для данной выпускной квалификационной работы актуальна теория дифференциальных эмоций К. Изарда, согласно которой эмоции имеют значение не только для развития мотивации, но и для социальной коммуникации. В ходе длительной истории филогенетического развития эмоциональные состояния стали выполнять ряд функций, таких как мотивационно-регулирующая, коммуникативная, сигнальная и защитная. Сегодня нельзя отдать абсолютное предпочтение той или иной теории, по причине интенсивно проводящихся исследований, направленных на изучение эмоциональных состояний. Скорее всего, ответ на столь интересный и сложный вопрос как природа эмоций будет получен в дальнейших исследованиях.
Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживания и отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей, затрагивая все стороны жизни, участвуя во всех видах внутренней (умственной, психической) и внешней (практической) деятельности человека. Эмоциональное состояние - это целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент переживания, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Поскольку существуют разнообразные точки зрения на определение «эмоций» и «эмоциональных состояний» мы вслед за К. Е. Изардом будем считать эти термины синонимичными.
При этом к наиболее значимым эмоциональным состояниям относят чувственный (эмоциональный) фон, аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и эмоциональный стресс, которые в свою очередь различаться по качеству, знаку, продолжительности, осознанности, интенсивности, воздействию на организм (стенические - астенические), по предметному содержанию и направленности (на себя, других, прошлое и будущее). Чувственный (эмоциональный) тон - простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Аффект - стремительно и бурно протекающее эмоциональное состояние, навязывающее человеку выполнения какого-то действия, при выполнении которого человек теряет чувство реальности. Эмоции - более длительные эмоциональные состояния, ориентировочные на текущие, вероятные или вспоминаемые объекты. Чувства - состояния, продолжительнее эмоций, имеющие чётко выраженный предметный характер. Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, отражающее обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Эмоциональный стресс это состояние организма, зарождающееся в ходе взаимодействия индивидуума с внешней окружающей средой, сопровождающееся большим эмоциональным напряжением в обстоятельствах, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
2. Определена степень разработанности в клинической психологии проблемы эмоциональных состояний подозреваемых, содержащихся в изоляторе временного содержания. В литературных источниках описаны такие типичные для подозреваемых лиц, пребывающих в изоляторе, эмоциональные
состояния, как: эмоциональное истощение; эмоциональная неустойчивость; эмоциональная напряженность; повышенная эмоциональная возбудимость; эмоциональная зависимость от сложившихся ситуаций, выраженная зависимость своих эмоций от влияния группы; агрессия и агрессивность; депрессия; тоска; тревожность и тревога; стресс; невротизация;
раздражительность; подавленность; равнодушие ко всему; аморальность и низменность чувств; неумение и нежелание сдерживать себя; повышенная экспрессивность проявления эмоции; отсутствие чувства сопереживания, безразличие к чужому горю; чувство своей неполноценности, бесперспективности; маскировка и наигранность истинных переживаний. Также в литературных источниках есть сведения о влиянии фактора количества судимостей на особенности эмоциональных состояний лиц в изоляторе временного содержания. Однако последние данные являются буквально единичными и требуются дополнительные эмпирические исследования особенностей эмоциональных состояний лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания.
3. Сформирована выборка испытуемых по количеству судимостей, количеству дней нахождения в изоляторе временного содержания. Для реализации поставленных задач, из числа подозреваемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, была сформирована группа в количестве 60- ти человек. Группа подозреваемых была разделена на две по количеству судимостей: в первую группу вошли 30 ранее не судимых подозреваемых, во вторую группу вошли 30 ранее судимых подозреваемых, которые ранее отбывали уголовное наказание в виде лишения свободы сроком от двух до четырёх лет.
4. Подобран психодиагностический инструментарий для изучения эмоциональных состояний подозреваемых. В эмпирической части выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ документов, психодиагностические методы (методика «САН» В. А. Доскина с соавторами; «Шкала психологического стресса PSM-25» Лемура с соавторами;
«Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, в адаптации А. Б. Леоновой; тест «Шкала депрессии» Т И. Балашова), методы математической обработки (использовался U-критерий Манна - Уитни, обработка результатов производилась с применением программы SPSS).
5. Проведена психодиагностика по изучению эмоциональных состояний ранее не судимых и ранее судимых подозреваемых.
По результатам методики «САН» в группе № 1 средние показатели лежат в диапазоне 3,4 - 3,72, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии испытуемых, а именно выраженном утомлении, сниженной активности, превалировании плохого настроения (печального, угнетённого и подавленного). Средние показатели группы № 2 лежат в диапазоне 3,81 - 3,97 баллов, что соответствует более благоприятному состоянию испытуемых: а именно более хорошему самочувствию, более выраженному стремлению к активности и склонности к положительному настроению.
По результатам методики «Шкала психологического стресса PSM-25» в группе № 1 средние значения интегрального показателя психической напряженности (ППН) составили 148,33, что свидетельствует о высоком стрессе, неадаптированности к стресогенной ситуации пребывания в изоляторе. Средние значения интегрального показателя психической напряженности (111111) в группе № 2 составили 123,43 баллов, что соответствует более слабому проявлению стресса, лучшей адаптации к ситуации пребывания в изоляторе.
По методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард, в адаптации А. Б. Леоновой) в первой группе подозреваемых, ранее не судимых, получены очень высокие показатели по индексу тревожно-депрессивных эмоций (29,4), по сравнению со второй группой подозреваемых, ранее судимых и отбывавших наказание (19,86). Также в данной группе получены очень низкие результаты по индексу положительных эмоций (20,8) по сравнению со второй группой подозреваемых, ранее судимых и отбывавших наказание (30,46).
По методике «Шкала депрессии» Т И. Балашова в первой группе подозреваемых, ранее не судимых, получены более высокие показатели по уровню депрессии (66,93), по сравнению со второй группой подозреваемых, ранее судимых и отбывавших наказание (51,06).
6. Эмпирические данные обработаны методом математической статистики. Результаты математического анализа подтвердили данные эмпирического исследования. Получено шесть значимых различий между двумя группами подозреваемых лиц.
У подозреваемых лиц первой группы, ранее не судимых, достоверно выше показатель психической напряженности по методике «Шкала психологического стресса PSM-25» (иэмп = 198, р < 0,01), выше уровень депрессии по методике «Шкала депрессии» (иэмп = 96, р < 0,01), достоверно выше индекс тревожно-депрессивных эмоций по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (иэмп = 36,5, р < 0,01). У подозреваемых лиц второй группы, ранее судимых и отбывших наказание в местах лишения свободы, достоверно выше индекс положительных эмоций по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (иэмп = 7,5, р < 0,01), достоверно лучше самочувствие (Иэмп = 188, р < 0,01) и лучше настроение (Иэмп = 138, р < 0,01) по методике «САН».
7. Проведен анализ полученных результатов.
По результатам методики «САН» сделан вывод: у ранее несудимых подозреваемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, преобладают отрицательные эмоциональные состояния (у них плохое самочувствие, низкая активность и пессимистичное настроение), по сравнению с ранее судимыми подозреваемыми, у которых чаще были зафиксированы случаи положительного эмоционального состояния (высокая активность и оптимистическое настроение)
Анализируя результаты методики, «Шкала психологического стресса PSM-25» можно сделать вывод, что ранее несудимые подозреваемые больше чем ранее судимые подозреваемые испытывают стресс от пребывания в замкнутом пространстве изолятора временного содержания, в ходе ожидания неблагоприятных исходов.
Вывод по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард, в адаптации А. Б. Леоновой): впервые пребывающие в условиях изолятора лица очень остро переживают страх, стыд, вину, впадают в депрессию.
По методике «Шкала депрессии» Т И. Балашова можно сделать вывод, что при первом попадании в условиях следственного изолятора подозреваемые погружаются в глубокое депрессивное состояние.
8. Сформулированы выводы по теме исследования: эмпирически и методом математической статистики была подтверждена рабочая гипотеза: лица, впервые попавшие в изолятор временного досудебного содержания, отличаются от пребывающих в изоляторе повторно: выраженными негативными эмоциями, высоким уровнем психологического стресса, высокими показателями депрессивных реакций.
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абаков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2014, - 166 с.
2. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин; Науч. ред. В. В. Давыдов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - 264 с.
3. Аболин, Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л. М. Аболин // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С. 77 - 79.
4. Аминов, И. И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И. И. Аминов.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
5. Анохин, П. К. Эмоции. / П. К. Анохин. // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 288 с.
6. Антонян, Ю. М. Личность преступника = Personality of criminal / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов; Ассоц. «Юрид. центр». - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2014 (Акад. Тип Наука РАН). - 364 с.
7. Бартол ,К. Психология криминального поведения / К. Бартол. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 352 с.
8. Бойко, И. Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола / И. Б. Бойко // Вопросы психологии: Науч. журнал. - 1993.
- № 4. - С. 27-30.
9. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 544 с. (Психология для студентов)
10. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - Киев: Наукова думка, 1989. - 200 с.
11. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Василев. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
12. Василюк, Ф. Е. Психология переживаний (анализ преодоления
критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 200 с.
13. Вилюнас, В. Психология эмоций / В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).
14. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1976. - 695с.
15. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
16. Воронин, С. Н. Типичные психические состояния осужденных,
подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений (научно-исследовательская работа с коррекционными программами) / С. Н. Воронин, О. А. Калачкин, А. В. Малых. URL: http: //psy.su/psyche/proj ects/40/
17. Вундт, В. Очерки психологии. / В. Вундт. - М.: Наука, 1992. - 438с.
18. Гецманова, И. В. Использование специализированных психологических знаний в уголовном процессе: Учеб. пособие / И. В. Гецманова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. - 208 с. - (Серия «Библиотека юриста»).
19. Глоточкин, А. Д. Исправительно-трудовая психология / А. Д. Глоточкин,
В. Ф. Пирожков. - М.: Академия МВД СССР, 1984. - 425 с.
20. Грановская, Р М. Элементы практической психологии / Р М. Грановская. - СПб.: Речь, 2007. - 324 с.
21. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у животных и человека // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1987. - С. 287-292.
22. Джемс, У Что такое эмоция? / У Джеймс. // Подхология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаcа, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моа<. ун-та, 1984. - 288 с.
23. Димитров, А. В. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие / А. В. Димитров, В. П. Сафронов. - М.: Московский психолого-социаль¬ный институт, 2013. - 176 с.
24. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.
- С. 9 - 15.
25. Еникеев, М. И. Общая психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. - М.: Издательство «ПРИОР», 2012. - 400 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
26. Еникеев, М. И. Юридическая психология вузов / М. И. Еникеев. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
27. Ермасов, Е. В. Психологический стресс в условиях изоляции / Е. В. Ермасов // Развитие личности. - 2009. - №2. - С. 84 - 99.
28. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
29. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. / А. В. Запорожец. - М.: МГУ, 1986. - 478с.
30.Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 228 с.
31. Изард, К. Психология эмоций. / К. Изард. - СПб.: Питер, 2013. - 733с.
32. Карпов, А. В. Общая психология / А. В. Карпов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 324 с.
33. Карташева ,К. С. Психология стресса: учеб. пособие / К. С. Карташова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 134 с.
34. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Издательство «Наука», 1983. - 543 с.
35. Клапаред, Э. Чувства и эмоции / Э. Клапаред // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
36. Колесникова, Н. Е. Организация групповой психосоциальной работы с осужденными в колонии строго режима / Н.Е. Колесникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2006. - № 1. - С. 56-61.
37. Колесов, Д. В. Введение в общую психологию. Учебное пособие / Д. В.
Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 736 с. (Серия «Библиотека психолога»).
38. Кондратенко, В. Т Общая психотерапия: Учеб. пособие / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. - Мн.: Выт. шк., 2003. - 464 с.: ил.
39. Конопкин, О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции
целенаправленной активности человека / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 38-48.
40. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 265 с.
41. Криминология. Учебник для юридических вузов / Под общей редакцией
доктора юридических наук, профессора А. И. Долговой. - М.:
Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2010. - 784 с.
42. Кутуев, Э. К. Исторические аспекты нормативного регулирования содержания под стражей и практики его применения / Э. К. Кутеев // История государства и права: науч.-правовое изд. - 2005. - № 3. - С.48-52.
43. Лазарус, Р С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р
С. Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л.: ЛГУ, 1970. - 288с.
44. Ланге, Г. Эмоции. / Г. Ланге. - М.: Наука, 1996. - 544с.
45. Лебедев, И. Б. Психология в правоохранительной деятельности: учебное пособие / И. Б. Лебедев, В. Л. Цветков. - М.: Изд. «Щит - М», 2013. - 310 с.
46. Леонтьев, А. Н. Развитие психики. / А. Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1981.765с.
47. Литвишков, В. М. Формирование воспитывающего коллектива
несовершеннолетних осужденных: Монография / В. М. Литвишков. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 160 с.
48. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. - М.: Знание, 1982. - 176 с.
49. Люсин, Д. В. Эмпирический анализ категоризации эмоций Д. В. Люсин // Вопросы психологии: Науч. журнал. - 1999. - № 2. - С. 50-60.
50. Мак-Дугалл, У Различение эмоции и чувства. / У Мак-Дугалл // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
51. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
52. Мариновская, И. Д. Психология и педагогика в правоохранительных органах: учеб. пособие / И. Д. Мариновская, С. Н. Тихомиров, В. Л. Цветков; [Под ред. И.Д. Мариновской]. - М.: Щит-М, 2013. - 238 с.
53. Марциновская, Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т Д. Марциновская. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 544 с.
54. Мельникова, Д. В. Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых / Д. В. Мельников, М. Г. Дебольский // Психология и право. - 2015. - Том 5. № 2. - С. 105-116. URL: doi: 10.17759/psylaw.2015100208
55. Никифоров, А. С. Эмоции в нашей жизни / А. С. Никифоров. - М.: Просвещение, 2010. - 324 с.
56. Первова, И. Л. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии / И. Л. Первова // Вопросы психологии: Науч. журнал. - 1999. - № 3. - С. 107-116.
57. Петров, В. И. Восприятие осужденными психотравмирующего действия тюремного быта как возможного фактора развития расстройств адаптации /В. И. Петров, Е. И. Скугаревская, Т И. Чегерова URL: http://www. bsmu.by/medicalj ournal/c81 ffeca407e331 b742f34158fdfb075/
58. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / А. Пих. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 288 с. (Серия «А и Б = формула успеха»)
59. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции / В. Ф. Пирожков. - М.: «Ось-89», 19998. - 320 с. Издание учебное. (Юридическая психология).
60. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
61. Психические расстройства у подростков, ассоциированные с
пенитенциарным стрессом: Учебное пособие. - М.: НИИ ФСИН России, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2007. - 100 с.
62. Психология для юристов: учебник: по специальности «Юриспруденция » / И.И. Аминов и др. - М.: Омега-Л, 2005. - 551 с.
63. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: изд-во Московского ун-та, 1993. - 304 с.
64. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. - 321 с.
65. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций. / Я. Рейковский. - М.: МГУ, 1979. 599с.
66. Рогачевский, Л. А. Эмоции и преступления / Л. А. Рогачевский. - Л.: Знание, 1984. - 32 с.
67. Романов, В. В. Юридическая психология: Учебник / В. В. Романов. - М.: Юристь, 2010. - 488 с.
68. Рубинштейн, Л. С. Оcновы общей пcихологии. / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 2014. - 712с.
69. Сандомирский М. Е. Психологическая адаптация в условиях
пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности
осужденных: монография / М. Е. Сандомирский. - Уфа: Изд-во
«Здравоохранение Башкартостана», 2001. 188 с.
70. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1960. - 213 с.
71. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 243 с.
72. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 381с.
73. Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте / С. Б. Пономарев, А. А. Половникова, С. И. Тоцкий, А. Л. Чубаров. - Екатеринбург: УрО РАН, 2008. - 148с.
74. Современный психологический словарь / под. ред. Б.Г. Мещярикова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490, [6] с. - (Научный бестселлер).
75. Сотникова, Ю. Н. Влияние на наказание личности преступника,
совершившего преступление впервые / Ю. Н. Сотникова // Мировой судья. - 2007. - № 1. - С. 90 - 94.
76. Сочивко, Д. В. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы / Д. В. Сочивко, В. М. Литвишко. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 320 с.
77. Старостин, А. А. Учет характеристики личности подозреваемых и обвиняемых в деятельности подразделений охраны и конвоирования ОВД / А. А. Старостин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 1(64). - С. 50 - 58.
78. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 672 с.
79. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/1306500/
80. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с изм. и доп. от 19 декабря 2016 г. N 457-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12125178/
81. Уголовный кодекс Российской Федерации с изм. и доп. от 19 декабря 2016 г. N 436-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/10108000/
82. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
83. Фрейд, З. Печаль и меланхолия. / З. Фрейд. // Психология эмоций.
Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаеа, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моек. ун-та, 1984. - 288 с.
84. Холмогорова, А. Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии: Науч. журнал. - 1999. - № 2. - С. 61-73.
85.Чириков, А. М. Пенитенциарный стресс / А. М. Чириков // Актуальные вопросы психологии, педагогики, социальной работы. URL: http: //фсин. рф/territ ory/Vipe/j ournal_bulletin_of_the_institute/archive/magazi ne/09/13.pdf
86. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях / Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука. - Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2012. - 494 с.
87. Юнусова, С. Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты / С. Г. Юнусова, А. Н. Розенталь, Т. В. Балтина // Учебные записки Казанского государственного университета. - 2008. - Т. 150. Кн.3. - С. 139 - 150.