ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в младших классах с нарушением зрения 10
1.3. Особенности развития навыков социально-бытовой адаптации
и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 22
2.1. Методики изучения уровня знаний и умений социально-бытовой
адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения 22
2.2. Диагностическая программа изучения уровня знаний и умений
социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1. Анализ Адаптированной основной образовательной программы
для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1) 30
3.2. Анализ методик по развитию знаний и умений социально-бытовой
адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения 33
3.3. Проект коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
Важнейшей задачей коррекционно-педагогической работы со слабовидящими и полностью утратившими зрение детьми, обучающихся в младшей школе является прививание первичных навыков самообслуживания. От того как обучающийся усвоит программу будет зависеть его дальнейшая самостоятельная жизнь. Именно с этого возраста определяющим фактором в развитии ребенка считается его навыки самообслуживания, по ним можно судить насколько ребенок готов к социуму и контактов вне дома и школы. Такие черты характера как воля, целеустремленность, желание добиться успеха и уверенность в себе носят основополагающий характер для детей данного возраста. Самостоятельность и развитие трудовой деятельности — это постулаты социально-адаптационной программы.
Ребенок, овладевший такими навыками, без особых усилий сможет использовать свои сенсорные способности для ориентировки в пространстве, идентификации объектов окружающей среды и контактов с другими людьми. Задача педагога создать условия для отработки обучающимся функций моторики, зрительно-моторной координации. Чтобы легче адаптироваться к жизни в современном обществе, обучающийся должен обладать навыками самообслуживания и эффективно решать задачи. Речь также имеет немаловажную часть в развитии социально-бытовой ориентировки, которая при должном уровне развития будет опорой во многих ситуациях, которые предстоит преодолеть. По мнению Е. В. Моржиной, Л. Б. Осиповой, Л. И. Плаксиной обучающиеся нуждаются в коррекционной помощи, на их взгляд лишь практических рекомендаций к проведению коррекционной работы может быть недостаточно.
Таким образом актуализация проблем в современной тифлопедагогике и тифлопсихологии связана с недостаточным развитием навыков социальнобытовой адаптации с последующей самореализацией обучающихся младших классов с нарушением зрения.
Цель исследования - на основе изучения процесса развития навыков социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения разработать проект коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации у данной категории обучающихся.
Объект - навыки социально-бытовой адаптации и самореализации младших школьников.
Предмет - процесс формирования навыков социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить значение и особенности развития навыков социально-бытовой адаптации и самореализации и обучающихся с нарушением зрения.
2. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику обучающихся и методики изучения уровня знаний и умений социальнобытовой адаптации и самореализации в младших классах с нарушением зрения.
3. Составить диагностическую программу изучения уровня знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
4. Проанализировать Адаптированную основную образовательную программу для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1).
5. Проанализировать методики по развитию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
6. Разработать проект коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
Подготовка каждого ребенка к самостоятельной жизни является самой главной задачей образовательных организаций, которые занимаются обучением детей с нарушением зрения.
Систематические занятия по развитию навыков самообслуживания ориентировке помогают детям обследовать свойства, признаки окружающего мира, ориентироваться в пространстве и подготовиться к самостоятельной жизни. Данные занятия раскрывают перед обучающимися возможность получать информацию о том, что нас окружает, воспитывают произвольное внимание и активизируют речь. Эти занятия формируют навыки пространственных представлений, которые помогают им адаптироваться к окружающей среде, формируются умения ориентироваться в социальных и бытовых ситуациях.
Целью исследования было изучить процесс развития навыков социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения и разработать проект коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации у данной категории обучающихся.
Для ее достижения была изучена и проанализирована психологопедагогическая литература и проанализированы основные понятия.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что дети испытывают сложности при одевании раздевании, в ходе приема пищи и в личной гигиене. Ученые указывают на необходимость коррекционной работы в этом направлении.
Нами был выполнен анализ Адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1), из которого можно сделать вывод, что в данной образовательной программе обучение самообслуживанию детей входит в одну из важнейших образовательных областей.
Для изучения уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста (а именно уровня сформированности навыков личной гигиены), была разработана диагностическая программа изучения уровня знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения. В диагностическую программу входит анкетирование родителей, сбор анамнестических данных и методика по изучению уровня развития навыков личной гигиены у младших школьников.
Третья глава работы посвящена описанию методических аспектов проблемы исследования, в частности разработки проекта коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации у данной категории обучающихся. Программа включает в себя 3 блока «Одежда и обувь», «Кухня», «Мой дом». Рассчитана на 3 месяца, 24 занятия. Численность группы - 10 человек в возрасте 8 - 12 лет. Занятия осуществляются в групповом формате, 2 раза в неделю, длительность занятия - 40 минут.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель нашей работы достигнута, задачи решены.
1. Азнаурян И. Э., Баласанян В. О., Маркова Е. Ю. [и др.] Диагностика и лечение содружественного сходящегося косоглазия: руководство для врачей-офтальмологов. М., 2020. 64 с.
2. Бегидова С. Н., Морозова И. В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. 18-22 с.
3. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014. 368 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т 4. 244268 с.
5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 527 с.
6. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : пособие для учителя. М., 2014. 304 с.
7. Денискина В. З., Венедиктова М. В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида : методическое пособие. М., 2007. 250 с.
8. Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушениями зрения / Уфа, 2004. 62 с.
9. Денискина В. З., Место занятий по социально-бытовой ориентировке в структуре коррекционной работы в школе : учеб. пособие. М., 2003. 50 с.
10. Денискина В. З., Максютова Р Д., Новичкова И. В., Плаксина Л. И., Подколзина Е. Н. Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Калуга, 1998. 80 с.
11. Денискина В. З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у учащихся с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Калуга, 1998. 70 с.
12. Денискина В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 6. С. 4-14.
13. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. 2011. № 5. С. 56-64.
14. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : методическое пособие. М., 2006. 159 с.
15. Дружинина Л. А., Шестакова С. А., Шержукова И. А., Алёкина Н. Е., Листратенко Т А. Методические рекомендации «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения» под ред. Л. А. Дружининой. Челябинск, 2007. 176 с...