Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Клинико-психологические особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества

Работа №93154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы алкоголизации и наркомании подростков 7
1.1. История основных направлений изучения ранней алкоголизации
наркомании 7
1.2. Влияние алкоголя и психоактивных веществ на организм
подростка 16
1.3. Проблема оказания психологической помощи зависимым подросткам 26
Вывод 28
Глава 2. Эмпирическое исследование клинико-психологических особенностей подростков в контексте наркотической и алкогольной зависимости 31
2.1. Проблема и методы исследования клинико-психологических особенностей подростков в контексте алкогольной и наркотической зависимости 31
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования клинико-психологических особенностей подростков в контексте алкогольной и
наркотической зависимости 35
2.3. Программа профилактики и психокоррекции подростков, употребляющих психоактивные вещества 58
Заключение и выводы 62
Библиографический список используемой литературы 65
Последний лист ВКР 71
Приложения

Актуальность проблемы профилактики наркотической, токсической и алкогольной зависимостей определяется изменением ситуации в России. В основе данной ситуации лежит стремительный рост числа наркозависимых и зависимых от алкоголя особенно среди детей и подростков. Это и создало предпосылки к угрозе национальной безопасности нашей странны. Распространение наркомании и алкоголизма приняло за последнее десятилетие катастрофические размеры и приняло черты социального бедствия. Большей части населения информация о вреде алкоголя и наркотических веществах, причинах возникновения и формирования зависимости, методах противодействия, недоступна. И в силу этого фактора антинаркотическая пропаганда становится малоэффективной. По телевизору, в газетах и журналах молодежь нередко наблюдает откровения своих кумиров на тему алкоголя и наркотиков. А эти откровения так или иначе приводят к неизбежному формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Учеными было установлено. Что чем раньше ребёнок начинает приобщаться к алкогольным напиткам и психоактивным веществам, тем стремительней у него формируется зависимость. Большинство подростков считают, что слабый алкоголь - это всего на всего недорогой и совершенно безопасный способ расслабиться. Это заблуждение. Пивной алкоголизм хоть и развивается медленнее, чем алкоголизм от крепких напитков, но его последствия такие же плачевные, потому как момент. Когда появляется зависимость остается незамеченным. [13, 14]
Анализ отечественной литературы по проблеме подросткового алкоголизма, позволяет выделить следующие направления:
- по проблемам наркомании среди подростков - Курек Н.С.;
- по социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков - Сирота Н.А.;
- по подростковой наркомании Личко А.Е., Битенский В.С. [22]
В настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. [3;8]
Общество недооценивает серьёзность сложившейся ситуации, поэтому число зависимых подростков неизбежно растёт. Требуются адекватные разработки профилактики наркотической и алкогольной зависимости, поиск новых форм социально-педагогической деятельности.
Теоретические основы исследования составили:
- по проблемам наркомании среди подростков (Шульга Т.И., Мудрик А.В., Курек Н.С. и др.);
- по факторам и причинам наркомании и алкоголизма среди подростков (Волков Б.С., Ковалёв С.В. Еникеева Д.Д., и др.);
- по социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А. и др.).
Объект исследования: наркомания и алкоголизм среди подростков.
Предмет исследования: клинико-психологические особенности у подростков, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ).
Цель исследования: рассмотреть клинико-психологические особенности у подростков, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятия «наркомания» и «алкоголизм» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику факторам и причинам возникновения наркомании и алкоголизма среди молодёжи.
3. Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики
наркомании и алкоголизма.
4. Разработать программу и методики эмпирического исследования клинико-психологических особенностей у подростков с алкогольной и наркотической зависисимостью.
5. Провести анализ результатов исследования
6. Разработать и реализовать план психокоррекционных занятий
Гипотезы:
1. Снижение уровня концентрации внимания у подростков достоверно связано с употреблением алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители).
2. При употреблении подростками алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители) наблюдаются нарушения памяти.
3. При употреблении подростками алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители) снижается познавательная деятельность.
Методы исследования: анализ результатов проведенных методик; анализ психологической, медицинской и социологической литературы.
Эмпирическая база исследования: в экспериментальном
исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Исследование проводилось на базе Алтайского краевого наркологического диспансера.
Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы, используемые в данной выпускной работе могут быть использованы в учебно-воспитательном, оздоровительном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а так же в целях осуществления эффективной профилактики.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная дипломная работа посвящена исследованию клинико-психологических особенностей подростков, употребляющих алкоголь и психоактивные вещества. Изменениям ценностных ориентаций, когнитивной, мотивационной сфере. В первой главе работы был проведен теоретико-методологический анализ литературы по проблеме клинико-психологических особенностей подростков, употребляющих психоактивные вещества:
Несовершеннолетние дети являются основной составляющей общества, а это значит, что приобщение к алкоголю и психоактивным веществам именно этого слоя населения оказывает колоссальное влияние на будущее всего человечества. Формированию зависимости способствуют такие факторы, как: дефекты воспитания, генетическая обусловленность, но они не могут стать самостоятельными причинами, а только способствуют приобщению к алкоголю или наркотикам.
У подростков, употребляющих психоактивные вещества и алкоголь происходят непоправимые изменения ценностных ориентаций. Зависимые подростки абстрагируются от всего мира: от своей семьи, друзей, одноклассников. Теперь на первом плане у них только они сами и желание праздной жизни с низким порогом подчиняемости и ответственности. Зависимых от алкоголя и наркотиков подростков отличает слабая воля. Ценности и интересы их приобретают примитивный характер, что показывает психодиагностика, и, зачастую не выходят за пределы физиологического интереса.
Нами была разработана программа эмпирического исследования подростков, употребляющих алкоголь и психоактивные вещества на базе Алтайского Краевого наркологического диспансера. После обработки данных были получены следующие результаты:
- наиболее распространенными причинами начала употребления подростками алкоголя и ПАВ являются: реклама в СМИ, доступность алкогольной продукции и ПАВ, давление сверстников;
- наиболее значимыми ценностными ориентациями являются: свобода, безответственность.
В ходе эмпирического исследования по результатам методик были выявлены следующие клинико-психологические особенности подростков употребляющих психоактивные вещества и алкоголь:
- по данным методик «Заучивание 10 слов», «Пиктограмма», «Воспроизведенеи рассказов» - нарушения памяти;
- по данным методик «Таблицы Шульте», «Коррекатурная проба» - снижение уровня концентрации внимания;
- по данным опросника СМОЛ - нарушения эмоциональной сферы и снижение мотивации;
- по данным методики «Счет по Крепелину», «Понимание рассказов», «Решение задач» - снижение познавательных способностей и интеллектуальной сферы.
Полученные результаты имеют как теоретическую, так и практическую значимость, реализованную в работе клинического психолога в Алтайском Краевом наркологическом диспансере.
Итак, осталось резюмировать, что все задачи, поставленные в исследовательской работе, решены, выдвинутые гипотезы подтверждены, соответствующая цель достигнута.



.Айзман Р.И. Физиологические основы здоровья. Изд. Компания Лада. - Н.: 2003
Алипов В.И., Корхов В.В. Алголизм и материнство - Ленинград. 1986.
3. Бойко Ю.П. Психическое здоровье детей и подростков в условиях модернизирующегося общества // Народонаселение. - 2008. - № 4. - С.33 -
40.
4. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М.19842.Готчина Л.В. Профилактика молодежного наркотизма: теория, опыт, перспективы. - М.: Граница, 2009.
5. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования личности подростка, употребляющего алкоголь//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно- практич. конф. Кемерово 1998. с. 45-46.
6. Волокитина Т.В., Баральнина Г.Г., Никитинская Н.И.: «Основы медицинских знаний» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: издательский центр «Академия» .2008.3. Дальсаев М.А. Наркомания и общество. - Назрань: Пилигрим, 2009.
7. Дроздов Е.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. 2-е издание, дополненное - М.: «Советская Россия», 1988.
8. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у
подростков. М., 1999. с. 274.
9. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Наркотизация как социальная и психологическая проблема // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2.
10. Казин Э.М. Психолого-валеологические проблемы в профилактике зависимостей в подростковом возрасте//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно- практич. конф. Кемерово 1998. с. 40 - 42.
11. Кельин Л.Л., Мучник Ю.Л., Прусс М.С. Как самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости. 2-е издание, Санкт- Петербург.: Издательский дом «Нева»,2002.
12. Кирпичев В.И. «Физиология и гигиена подростков». Учебное пособие
для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.:
издательский центр «Академия» .2008.
13. Клоков В.А. Сохраним молодое поколение - будущее России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2009. - № 3. - С.23 - 28.
14. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимостей у детей и молодежи. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: издательский центр «Академия». 2004.
15. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Форум, 1999.
16. Колесов М.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. - М.:
просвещение 1987.
17. Копыт П.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. - М.: Медицина
1984. 18. Краснова М.Н., Куценко Г.И. Осторожно: алкоголь! М.: Высш. Шк..1984. 19. Крупнов А.И. Личностное самоопределение и проблема
алкоголизма//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 43¬44.
20. Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Формы и причины девиантного поведения подростков // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2009. - Т.2. - № 3 - 4. - С.45 - 53.
21. Лисова Е.В. Подростковая наркомания как форма девиантного поведения. - М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2010.
22. Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. Ленинград. М.: Пособие для врачей, 1991. с.92-93.
23. Личко Б.М. Подростковая наркомания. М.: Педагогика, 1991.
24. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия». 2008.
25. Муратова И.Д., Сидоров П.И. Антиалкогольное воспитание в школе. Архангельск, 1977.
26. Орловский Л.В. 0-66. Скрытая опасность (о вреде алкоголя).М.: «Знание». 1977.
27. Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье-любовь-Красота. В 5 томах. Т.№. «Физиологическое и психологическое здоровье». Санкт- Петербург: Издательство «Петроградский и К». 1996.
28. Петленко В.Н. Вадеология человекаю Здоровье- Любовь- Красота. В 5 томах. Т.2. «Экология валеологии и питание». Санкт-Петербург: Издательство «Петроградский и К». 1996.
29. Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье-Любовь-Красота. В 5 томах. Т.1. «Валеология и мудрость здоровья». Санкт-Петербург: Издательство «Петроградский и К». 1996
30. Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье-Любовь-Красота. В 5 томах. Т. 5. «Красота и валеология любви». Санкт-Петербург: «Петроградский и К». 1996.
31. Петленко В.Н. влеология человека. Здоровье-Любовь-Красота. В 5 томах. Т.4. «Гармония чувств и образа жизни». Санкт-Петербург: Издательство «Петроградский и К». 1996.
32. Петренко Л.Ф. «Коварный враг». - М.: издательский центр «Знание». 1981
33. Пятницкая И.Н. Наркомания: Руководство для врачей. -М., 1994.
34. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. -М., 2002.
35. Речное Д.Д., Латышев Г.В., Яцышин СМ. и др. Шаг за шагом от
.наркотиков: Книга для родителей. СПб., 1999.
36. Рязанцев С.В., Рыбаковский Л. Л.: Стратегия демографического развития России. - Москва, 2007..Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2009.
37. Сирота, Н.А., Профилактика наркомании и алкоголизма/ Н.А. Сирота, М.В. Ялтонский. - М.: 2009. 14-104с37.
38. Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы профилактики наркомании среди несовершеннолетних в России. - Псков: Псковский юридический ин-т ФСИН России, 2010.
39. Староверов А.Т. Наркомании: клиника, диагностика, лечение. - Саратов: Изд-во Саратовского мед. ун-та, 2010.
39. Сурнов К. Г. Изменение установок личности при алкоголизме: Автореф. канд. дисс./ К.Г. Сурнов. - М.: 1982.
40. Тимошилов В.И. Наркопредрасположенность и ее профилактика. - Курск: Гиром, 2010.
41. Томбаева Т. С. Некоторые вопросы борьбы с алкоголизмом и пьянством в условиях поликлиники. — В кн.: Вопросы изучения алкоголизма и организации борьбы с ним. 2-й Московский мед. ин-т/Т.С. Томбаева. - М.:, 1973, с. 24—25,
42. Углов Ф.Г. Правда и ложь об алкоголе/Ф.Г. Углов. - М.: 1986. — С. 39.
43. Успех врага - наш проигрыш. В 2008 году россияне стали больше пить алкоголя. - Соратник. Газета Союза борьбы за народную трезвость. -2008¬10 (142).-С.8.
44. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования/Д.Н. Узнадзе. - М.: 1966.
45. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. / К. Хорни. - М.: Прогресс, 1993.
46. Хьелл, Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
47.Чекайда О. П. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности лиц,злоупотребляющих алкоголем/О.П.Чекайда. - М.: Сов.здравоохр.,1976,№5.
48. Шевердин С. Н. Питейная традиция и современная цивилизация/С.Н. Шевердин. - М.:1994,
49. Шихабидов Ш.А. Наркотики - дорога в ад. - Махачкала: Эпоха, 2010.
50. Энтин Г.М. Когда человек себе враг. - М.: издательский центр «Знание». 1973
51. Фокин В.М. Как уберечь подростка от пьянства. М.: Академия, 1992. с. 390.
52. Фортова Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании. Владимир.: Изд-во ВГУ, 2002.
53. Шевердин С.Н. У опасной черты: Как уберечь детей от алкоголя. — М.: Педагогика, 1985. —
54. Шичко Г.А. Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования. —www.optimalist.narod.ru/shichko 8. st.htm
55. Шичко Г.А. Женщина и трезвость. —
www.optimalist.narod.ru/shichko3 .st.htm
56. Шичко Г.А. Трезвость: наше неизбежное ближайшее будущее. — www.optimalist.narod.ru/shichko 12. st.htm
57. Энтин Г. М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи/Г.М.Энтин. - М.: Медицина, 1979.
58.Энтин Г. М. Методы активного выявления больных в начальных стадиях алкоголизма. — В кн.: 4-й Всероссийский съезд невропатологов и психиатров/Г.М.Энтин. - М.:1980.
59. Palfai T.P., Ralston T.E. Life goals and alcohol use among first7year college students:The role of motives to limit drinking Ralston // Addictive Behaviors. 2011.
60. Patrick M.E. Drinking motives, protective behavioral strategies, and experienced conse7 quences: Identifying students at risk / Megan E. Patrick, Christine M. Lee, Mary E. Lari7 mer // Addictive Behaviors. 2011.
61. Young, J.E. (1990). Cognitive therapy for personality disorders: A schema- focused approach. Professional Resource Press, Sarasota, FL.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ