Клинико-психологические особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы алкоголизации и наркомании подростков 7
1.1. История основных направлений изучения ранней алкоголизации
наркомании 7
1.2. Влияние алкоголя и психоактивных веществ на организм
подростка 16
1.3. Проблема оказания психологической помощи зависимым подросткам 26
Вывод 28
Глава 2. Эмпирическое исследование клинико-психологических особенностей подростков в контексте наркотической и алкогольной зависимости 31
2.1. Проблема и методы исследования клинико-психологических особенностей подростков в контексте алкогольной и наркотической зависимости 31
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования клинико-психологических особенностей подростков в контексте алкогольной и
наркотической зависимости 35
2.3. Программа профилактики и психокоррекции подростков, употребляющих психоактивные вещества 58
Заключение и выводы 62
Библиографический список используемой литературы 65
Последний лист ВКР 71
Приложения
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы алкоголизации и наркомании подростков 7
1.1. История основных направлений изучения ранней алкоголизации
наркомании 7
1.2. Влияние алкоголя и психоактивных веществ на организм
подростка 16
1.3. Проблема оказания психологической помощи зависимым подросткам 26
Вывод 28
Глава 2. Эмпирическое исследование клинико-психологических особенностей подростков в контексте наркотической и алкогольной зависимости 31
2.1. Проблема и методы исследования клинико-психологических особенностей подростков в контексте алкогольной и наркотической зависимости 31
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования клинико-психологических особенностей подростков в контексте алкогольной и
наркотической зависимости 35
2.3. Программа профилактики и психокоррекции подростков, употребляющих психоактивные вещества 58
Заключение и выводы 62
Библиографический список используемой литературы 65
Последний лист ВКР 71
Приложения
Актуальность проблемы профилактики наркотической, токсической и алкогольной зависимостей определяется изменением ситуации в России. В основе данной ситуации лежит стремительный рост числа наркозависимых и зависимых от алкоголя особенно среди детей и подростков. Это и создало предпосылки к угрозе национальной безопасности нашей странны. Распространение наркомании и алкоголизма приняло за последнее десятилетие катастрофические размеры и приняло черты социального бедствия. Большей части населения информация о вреде алкоголя и наркотических веществах, причинах возникновения и формирования зависимости, методах противодействия, недоступна. И в силу этого фактора антинаркотическая пропаганда становится малоэффективной. По телевизору, в газетах и журналах молодежь нередко наблюдает откровения своих кумиров на тему алкоголя и наркотиков. А эти откровения так или иначе приводят к неизбежному формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Учеными было установлено. Что чем раньше ребёнок начинает приобщаться к алкогольным напиткам и психоактивным веществам, тем стремительней у него формируется зависимость. Большинство подростков считают, что слабый алкоголь - это всего на всего недорогой и совершенно безопасный способ расслабиться. Это заблуждение. Пивной алкоголизм хоть и развивается медленнее, чем алкоголизм от крепких напитков, но его последствия такие же плачевные, потому как момент. Когда появляется зависимость остается незамеченным. [13, 14]
Анализ отечественной литературы по проблеме подросткового алкоголизма, позволяет выделить следующие направления:
- по проблемам наркомании среди подростков - Курек Н.С.;
- по социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков - Сирота Н.А.;
- по подростковой наркомании Личко А.Е., Битенский В.С. [22]
В настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. [3;8]
Общество недооценивает серьёзность сложившейся ситуации, поэтому число зависимых подростков неизбежно растёт. Требуются адекватные разработки профилактики наркотической и алкогольной зависимости, поиск новых форм социально-педагогической деятельности.
Теоретические основы исследования составили:
- по проблемам наркомании среди подростков (Шульга Т.И., Мудрик А.В., Курек Н.С. и др.);
- по факторам и причинам наркомании и алкоголизма среди подростков (Волков Б.С., Ковалёв С.В. Еникеева Д.Д., и др.);
- по социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А. и др.).
Объект исследования: наркомания и алкоголизм среди подростков.
Предмет исследования: клинико-психологические особенности у подростков, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ).
Цель исследования: рассмотреть клинико-психологические особенности у подростков, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятия «наркомания» и «алкоголизм» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику факторам и причинам возникновения наркомании и алкоголизма среди молодёжи.
3. Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики
наркомании и алкоголизма.
4. Разработать программу и методики эмпирического исследования клинико-психологических особенностей у подростков с алкогольной и наркотической зависисимостью.
5. Провести анализ результатов исследования
6. Разработать и реализовать план психокоррекционных занятий
Гипотезы:
1. Снижение уровня концентрации внимания у подростков достоверно связано с употреблением алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители).
2. При употреблении подростками алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители) наблюдаются нарушения памяти.
3. При употреблении подростками алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители) снижается познавательная деятельность.
Методы исследования: анализ результатов проведенных методик; анализ психологической, медицинской и социологической литературы.
Эмпирическая база исследования: в экспериментальном
исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Исследование проводилось на базе Алтайского краевого наркологического диспансера.
Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы, используемые в данной выпускной работе могут быть использованы в учебно-воспитательном, оздоровительном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а так же в целях осуществления эффективной профилактики.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка используемой литературы.
Анализ отечественной литературы по проблеме подросткового алкоголизма, позволяет выделить следующие направления:
- по проблемам наркомании среди подростков - Курек Н.С.;
- по социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков - Сирота Н.А.;
- по подростковой наркомании Личко А.Е., Битенский В.С. [22]
В настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. [3;8]
Общество недооценивает серьёзность сложившейся ситуации, поэтому число зависимых подростков неизбежно растёт. Требуются адекватные разработки профилактики наркотической и алкогольной зависимости, поиск новых форм социально-педагогической деятельности.
Теоретические основы исследования составили:
- по проблемам наркомании среди подростков (Шульга Т.И., Мудрик А.В., Курек Н.С. и др.);
- по факторам и причинам наркомании и алкоголизма среди подростков (Волков Б.С., Ковалёв С.В. Еникеева Д.Д., и др.);
- по социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А. и др.).
Объект исследования: наркомания и алкоголизм среди подростков.
Предмет исследования: клинико-психологические особенности у подростков, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ).
Цель исследования: рассмотреть клинико-психологические особенности у подростков, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятия «наркомания» и «алкоголизм» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику факторам и причинам возникновения наркомании и алкоголизма среди молодёжи.
3. Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики
наркомании и алкоголизма.
4. Разработать программу и методики эмпирического исследования клинико-психологических особенностей у подростков с алкогольной и наркотической зависисимостью.
5. Провести анализ результатов исследования
6. Разработать и реализовать план психокоррекционных занятий
Гипотезы:
1. Снижение уровня концентрации внимания у подростков достоверно связано с употреблением алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители).
2. При употреблении подростками алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители) наблюдаются нарушения памяти.
3. При употреблении подростками алкоголя и психоактивных веществ («спайс», «скорость», амфетамин, летучие растворители) снижается познавательная деятельность.
Методы исследования: анализ результатов проведенных методик; анализ психологической, медицинской и социологической литературы.
Эмпирическая база исследования: в экспериментальном
исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Исследование проводилось на базе Алтайского краевого наркологического диспансера.
Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы, используемые в данной выпускной работе могут быть использованы в учебно-воспитательном, оздоровительном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а так же в целях осуществления эффективной профилактики.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка используемой литературы.
Данная дипломная работа посвящена исследованию клинико-психологических особенностей подростков, употребляющих алкоголь и психоактивные вещества. Изменениям ценностных ориентаций, когнитивной, мотивационной сфере. В первой главе работы был проведен теоретико-методологический анализ литературы по проблеме клинико-психологических особенностей подростков, употребляющих психоактивные вещества:
Несовершеннолетние дети являются основной составляющей общества, а это значит, что приобщение к алкоголю и психоактивным веществам именно этого слоя населения оказывает колоссальное влияние на будущее всего человечества. Формированию зависимости способствуют такие факторы, как: дефекты воспитания, генетическая обусловленность, но они не могут стать самостоятельными причинами, а только способствуют приобщению к алкоголю или наркотикам.
У подростков, употребляющих психоактивные вещества и алкоголь происходят непоправимые изменения ценностных ориентаций. Зависимые подростки абстрагируются от всего мира: от своей семьи, друзей, одноклассников. Теперь на первом плане у них только они сами и желание праздной жизни с низким порогом подчиняемости и ответственности. Зависимых от алкоголя и наркотиков подростков отличает слабая воля. Ценности и интересы их приобретают примитивный характер, что показывает психодиагностика, и, зачастую не выходят за пределы физиологического интереса.
Нами была разработана программа эмпирического исследования подростков, употребляющих алкоголь и психоактивные вещества на базе Алтайского Краевого наркологического диспансера. После обработки данных были получены следующие результаты:
- наиболее распространенными причинами начала употребления подростками алкоголя и ПАВ являются: реклама в СМИ, доступность алкогольной продукции и ПАВ, давление сверстников;
- наиболее значимыми ценностными ориентациями являются: свобода, безответственность.
В ходе эмпирического исследования по результатам методик были выявлены следующие клинико-психологические особенности подростков употребляющих психоактивные вещества и алкоголь:
- по данным методик «Заучивание 10 слов», «Пиктограмма», «Воспроизведенеи рассказов» - нарушения памяти;
- по данным методик «Таблицы Шульте», «Коррекатурная проба» - снижение уровня концентрации внимания;
- по данным опросника СМОЛ - нарушения эмоциональной сферы и снижение мотивации;
- по данным методики «Счет по Крепелину», «Понимание рассказов», «Решение задач» - снижение познавательных способностей и интеллектуальной сферы.
Полученные результаты имеют как теоретическую, так и практическую значимость, реализованную в работе клинического психолога в Алтайском Краевом наркологическом диспансере.
Итак, осталось резюмировать, что все задачи, поставленные в исследовательской работе, решены, выдвинутые гипотезы подтверждены, соответствующая цель достигнута.
Несовершеннолетние дети являются основной составляющей общества, а это значит, что приобщение к алкоголю и психоактивным веществам именно этого слоя населения оказывает колоссальное влияние на будущее всего человечества. Формированию зависимости способствуют такие факторы, как: дефекты воспитания, генетическая обусловленность, но они не могут стать самостоятельными причинами, а только способствуют приобщению к алкоголю или наркотикам.
У подростков, употребляющих психоактивные вещества и алкоголь происходят непоправимые изменения ценностных ориентаций. Зависимые подростки абстрагируются от всего мира: от своей семьи, друзей, одноклассников. Теперь на первом плане у них только они сами и желание праздной жизни с низким порогом подчиняемости и ответственности. Зависимых от алкоголя и наркотиков подростков отличает слабая воля. Ценности и интересы их приобретают примитивный характер, что показывает психодиагностика, и, зачастую не выходят за пределы физиологического интереса.
Нами была разработана программа эмпирического исследования подростков, употребляющих алкоголь и психоактивные вещества на базе Алтайского Краевого наркологического диспансера. После обработки данных были получены следующие результаты:
- наиболее распространенными причинами начала употребления подростками алкоголя и ПАВ являются: реклама в СМИ, доступность алкогольной продукции и ПАВ, давление сверстников;
- наиболее значимыми ценностными ориентациями являются: свобода, безответственность.
В ходе эмпирического исследования по результатам методик были выявлены следующие клинико-психологические особенности подростков употребляющих психоактивные вещества и алкоголь:
- по данным методик «Заучивание 10 слов», «Пиктограмма», «Воспроизведенеи рассказов» - нарушения памяти;
- по данным методик «Таблицы Шульте», «Коррекатурная проба» - снижение уровня концентрации внимания;
- по данным опросника СМОЛ - нарушения эмоциональной сферы и снижение мотивации;
- по данным методики «Счет по Крепелину», «Понимание рассказов», «Решение задач» - снижение познавательных способностей и интеллектуальной сферы.
Полученные результаты имеют как теоретическую, так и практическую значимость, реализованную в работе клинического психолога в Алтайском Краевом наркологическом диспансере.
Итак, осталось резюмировать, что все задачи, поставленные в исследовательской работе, решены, выдвинутые гипотезы подтверждены, соответствующая цель достигнута.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Связь свойств темной триады с отношением к неопределенности у лиц с зависимостью от психоактивных веществ
Дипломные работы, ВКР, клиническая психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Исследование психологических особенностей наркозависимых людей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - Особенности Я-концепции лиц с химической аддикцией на разных стадиях
заболевания
Бакалаврская работа, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - СООТНОШЕНИЕ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ЛИЦ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В РАННИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Субъективная картина жизненного пути мужчин с химической зависимостью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ АЛКОГОЛЬ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



