Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по развитию диалогической формы речи у обучающихся в начальных классах с нарушением зрения на занятиях филологического цикла

Работа №93145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся начальных
классов с нарушением зрения 11
1.3. Особенности развития диалогической формы речи у слабовидящих
детей 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 22
2.1. Методики изучения диалогической формы речи у обучающихся
начальных классов 22
2.2. Диагностическая программа изучения диалогической речи у
обучающихся начальных классов с нарушением зрения 29
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.1. Анализ Адаптированной основной образовательной программы
для обучающихся в начальных классах с нарушением зрения 33
3.2. Анализ методик по формированию диалогической речи у
обучающихся начальных классов с нарушением зрения 38
3.3. Проект коррекционной работы по формированию диалогической
формы речи у обучающихся начальных классов с нарушением зрения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71

Речь имеет особое место в системе психических процессов, она включает в себя множества компонентов и уровней. Регулируя поведение и являясь основой мышления, речь занимает ведущую позицию в становлении психики ребёнка. Ядром работы по развитию речи в образовательных организациях является формирование и развитие диалога, так как он занимает главенствующую позицию на первых этапах речевого развития.
Для обучающегося, который имеет нарушение зрения, общение становится эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.
Без специальной работы и целенаправленного обучения активность речи у обучающихся с нарушением зрения не проявляется, дословесные формы общения не формируются, вследствие чего они с трудом усваивают средства речевого общения независимо от имеющегося словарного запаса и понимания обращенной речи. Особую сложность представляет процесс формирования диалогической формы общения, которая необходима не только для обучения при наличии нарушений зрения, но и для социализации. Таким образом, развитие диалогической речи обучающихся с нарушениями зрения становится актуальной проблемой современной тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Важность и сложность проблемы развития связанной речи, стилистических умений младших школьников отмечали ученые-лингвисты, методисты, психологи, такие, как Б. Г. Ананьев [2], Л. И. Божович [6], Л. А. Венгер [7], Л. С. Выготский [10], Д. Б. Эльконин [56], А. Н. Леонтьев [24] и др.
Многие ученые занимались исследованиями психолого-педагогических особенностей и механизмов развития диалогической формы речи детей. Это можно проследить в работах М. М. Алексеевой [1], Л. С. Выготского [10], А. А. Леонтьева [24], С. Л. Рубинштейна [38], В. И Яшина [1] и др.
Изучением речевого развития обучающихся с нарушениями зрения занимались Г. В. Григорьева [37], В. З. Денискина [13], А. Д. Макарова [31], Л. И. Солнцева [42]. Они отмечали огромное значение речи со стороны психического развития ребенка, у которого имеется нарушение зрения. Речь дает толчок для успешного развития восприятия, мышления и памяти. Ее развитие связано с расширением представлений обучающегося об окружающем мире.
Цель исследования - на основе изучения особенностей общения обучающихся с нарушением зрения разработать проект коррекционной работы по развитию диалогической формы речи у обучающихся с нарушением зрения в начальных классах.
Объект исследования - диалогическая речь обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Предмет исследования - процесс формирования навыков диалогической речи у обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития диалогической речи обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
2. Разработать диагностическую программу изучения диалогической речи обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
3. Проанализировать Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
4. Изучить методики формирования диалогической речи у обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
5. Разработать проект коррекционной работы по формированию диалогической речи обучающихся с нарушением зрения
В соответствии с представленными целью и задачами выпускной квалификационной работы в исследовании применялись следующие методы: анализ и изучение литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения обучающихся начальных классов с нарушением зрения, анализ адаптированной основной общеобразовательной программы, проектная деятельность.
Структура работы: работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диалогическая речь в современной психолого-педагогической науке прежде всего является речевой деятельностью говорящего, которая направлена на собеседника для получения результата коммуникативной цели. Она подразумевает сложное системно-интегративное понятие, благодаря которому личность имеет возможность воспринимать и порождать речевые высказывания, соответствующие ситуации общения.
Общение определяется как процесс взаимодействия, который направлен на взаимное познание, установление взаимоотношений. Возникает обмен представлениями, идеями, различными переживаниями. Это многоуровневое социальное явление, которое отражает различные стороны бытия человека.
В ходе создания выпускной квалификационной работы был проведен анализ различных литературных источников, которые раскрывали изучаемую проблему (Г. В. Григорьева, В. З. Денискина, А. Д. Макарова, Л. И. Солнцева); рассмотрены теоретические основы развития диалогической речи; особенности психофизического развития личности обучающегося.
У обучающихся с нарушением зрения имеется множество специфических и неспецифических особенностей, которые нужно обязательно учитывать. Уровень развития диалогической речи является необходимой частью социализации человека, что не дает детям с нарушением зрения полностью адаптироваться в социуме. Из-за проблем в речевом развитии обучающиеся редко являются инициаторами общения.
Особенности речевого развития, которые нами были изучены, указывают на целесообразность осуществления коррекционной работы по развитию диалогической речи у обучающихся со зрительной депривацией.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена разработке проекта коррекционной работы по развитию диалогической речи обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
В первой главе изучены теоретические основы развития диалогической речи обучающихся начальных классов с нарушениями зрения. На основе анализа источников выявлены следующие особенности развития диалогической речи у обучающихся с нарушением зрения: дети больше используют монологическую речь; у них встречаются проблемы, связанные с особенностями лексико-семантической стороны общения; отмечается наличие речевых расстройств; прослеживается ограниченность словарного запаса.
Во второй главе описана разработанная диагностическая программа изучения диалогической речи обучающихся начальных классов с нарушением зрения, которая включает анкетирование родителей, сбор анамнестических данных, сведения о родителях и методика, состоящая из двух этапов. Для ее разработки проанализированы имеющиеся методики диагностики уровня развития диалогической речи у обучающихся. Программа включает два этапа работы с обучающимся. На первом этапе мы сможем определить, насколько обучающийся готов взаимодействовать со сверстниками, чувствует ли смущение при общении. На втором этапе мы сможем уточнить результат и определить уровень развития умения отстаивать свою точку зрения, выяснить, насколько диалог у обучающегося с нарушением зрения сформирован, легко ли идет на контакт со взрослыми. На ее основе можно сделать выводы об уровне развития и особенностях диалогической речи обучающихся в данной период времени.
В третьей главе представлен анализ АООП для обучающихся в начальных классах с нарушением зрения, которая является опорой при составлении проекта коррекционной работы. В данной АООП учитываются особенности психофизического развития и индивидуальные возможности обучающихся, предложена программа по развитию речи, в которой уделяется особое внимание развитию диалогической речи: обучению вести диалог, слушать и отвечать на вопросы. В этой же главе следует подборка методик по формированию диалогической формы речи, которые учитываются при разработке проекта.
Разработанный нами проект коррекционной работы по формированию диалогической речи у обучающихся с нарушением зрения состоит из цели, задач, этапов, планируемых результатов, включает в себя диагностическую программу для этапа диагностики, календарно-тематический план в коррекционно-развивающем разделе, который систематизирует задания и упражнения для обучающихся, основанный на примерном учебном плане. На завершающем этапе следует этап контроля знаний, состоящий из диагностических методик. Нами были предложены ожидаемые результаты, которых могут достигнуть обучающиеся на основе поставленных задач и проделанной работы. Для разработки были учтены соответствующие образовательные потребности категории обучающихся с нарушением зрения, их возрастные особенности.
Использование разработанного проекта на практике должно способствовать формированию и развитию диалогической речи. Позволяет совершенствовать уже имеющиеся коммуникативные умения и навыки.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная цель нашей выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.


1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М., 2000. 400 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 2001. 279 с.
3. Архипова Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. 2000. № 4. С. 35-39.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 2010. 576 с.
5. Байдо Е. С. Анатомия, физиология и патология органа зрения : учебное пособие. Великий Новгород, 2001. 85 с.
6. Божович Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 114-119.
7. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. 368 с.
8. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1982. 18 с.
9. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие. М., 2006. 158 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996. 368 с.
11. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 654 с.
12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1991. 472 с.
13. Денискина В. З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением // Дефектология. 2011. № 6. С. 61-71.
14. Денискина В. З. Классификация детей с нарушением зрения // Дефектология. 2005. № 8. С. 11-16.
15. Детская риторика. 3 класс / Ладыженская Т. А. [и др]. М., 2015.
65 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ