ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
нарушением зрения 11
1.3. Особенности социального взаимодействия обучающихся
начальных классов с нарушением зрения 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 28
2.1. Методики изучения уровня знаний и умений социального
взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения 28
2.2. Диагностическая методика изучения уровня знаний и умений
социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения 35
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 39
3.1. Анализ Адаптированной образовательной программы для
обучающихся начальных классов с нарушением зрения 39
3.2. Анализ методик развития знаний и умений социального
взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения 42
3.3. Проект коррекционной работы по развитию знаний и умений
социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 88
Социальное взаимодействие - это многокомпонентное образование, включающее в себя: социально-перцептивную готовность, готовность к общению и реализации совместной деятельности в процессе социального взаимодействия [25].
Особенности развития в условиях зрительной депривации изучали: В. П. Ермаков [18], Н. Б. Лурье [28], Л. И. Плаксина [38], Л. И. Солнцева [44] и другие.
Особенности социального взаимодействия младших школьников с нарушением зрения изучали: В. З. Денискина [15], Г. В. Никулина [35], В. А. Феоктистова [52].
Проблема развития социального взаимодействия младших школьников с нарушением зрения одна из актуальнейших психолого-педагогических проблем. Социальное взаимодействие является необходимым процессом для познания обучающимися самих себя, своих особенностей и возможностей, окружающего мира и людей, и для становления личности.
Взаимодействие со сверстниками является важным процессом для рассматриваемой нозологической группы, так как оно способствует коррекции вторичных нарушений и профилактике их появления.
Для развития социального взаимодействия необходима комплексная работа по развитию общения, готовности к нему, психических процессов, необходимых для вступления в отношения со сверстниками и взрослыми.
В работе рассматриваются обучающиеся младших классов, для которых ведущим видом деятельности является учебная деятельность, но актуальной остается и игровая деятельность. В игре ребенок узнает себя, сближается с участниками игры, учится вступать в коммуникацию, находить выход из возникающих конфликтов.
Цель - составление проекта коррекционной работы по развитию знаний и умений в области социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Задачи:
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Подбор и анализ методик изучения уровня знаний и умений социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
3. Составление диагностической методики изучения уровня знаний и умений социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
4. Анализ Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушением зрения.
5. Подбор и анализ методик развития знаний и умений социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
6. Составление проекта коррекционной работы по развитию знаний и умений в области социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Объект - знания и умения в области социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Предмет - развитие знаний и умений социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В данной работе проведен анализ научной литературы, в которой рассматриваются особенности развития психических процессов и социального взаимодействия младших школьников с нарушением зрения.
Отмечаются затрудненное узнавание знакомых предметов и выделение их признаков, сужение круга интересов, снижение познавательной активности, увеличение времени исследования предметов и объект и запоминания. В эмоционально-волевой сфере отмечаются: эмоциональная тревожность, нерешительность, страх, проблемы с самоконтролем и самодисциплиной.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что обучающиеся младших классов с нарушением зрения обладают особенностями социального взаимодействия из-за имеющегося зрительного дефекта.
Патология зрительного анализатора создает препятствие в общении с людьми и усвоении детьми социального опыта. Для них представляют трудность различение и использование невербальных средств коммуникации, что затрудняет общение с людьми, не имеющими зрительной патологии. Наблюдается искаженное понимание эмоциональных состояний собеседника, они воспринимают эмоции поверхностно, глобально, выделяя только один элемент экспрессии.
Самооценка таких детей не всегда соответствует показателям нормы. Для них характерно неправильное представление себя и своих возможностей. В редких случаях она завышена, более часто занижена из-за неправильного воспитания в семье.
Можно сделать вывод, что детям младшего школьного возраста с нарушением зрения присущи следующие особенности общения: мотивы социального взаимодействия не сформированы, снижена мотивация к общению, что приводит к отсутствию или снижению интереса к совместной деятельности со сверстниками и потребности к общению.
Социальное взаимодействие является комплексным процессом, который необходим ребенку для успешной интеграции в общество. На семью и образовательное учреждение возлагается большая ответственность по развитию у детей с нарушением зрения навыков взаимодействия.
Знания и навыки социального взаимодействия младших школьников развиваются на коррекционно-развивающих занятиях с помощью использования различных видов деятельности.
Игровая деятельность даёт ребенку почувствовать себя полноценным членом общества. В игре дети раскрепощаются, становятся самостоятельными, целеустремленными, общительными, внимательными по отношению к участникам игры, способными к сотрудничеству и взаимопониманию.
В ходе работы подобран и проанализирован диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития знаний и умений социального взаимодействия обучающихся начальных классов с нарушением зрения. Проанализированные методики позволили составить
«Тифлопедагогическую диагностическую методику, направленную на изучение особенностей социального взаимодействия младших школьников с нарушением зрения».
Проведен анализ АООП НОО по варианту 4.2 для слабовидящих обучающихся, подобраны методики для развития знаний и умений социального взаимодействия младших школьников с нарушением зрения. На основе этого был составлен проект коррекционной работы на учебный год. Тематический план составлен в соответствии с возрастом и предполагает использование интересной для каждого ученика деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии. М., 1987. 496 с.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования для слабовидящих обучающихся. URL: https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fmartschool.ru%2Fuploads%2F%C 0%CE%CE%CF%2F%C0%CE%CE%CF%25204.2.pdf&cc keyр (дата
обращения: 20.02.2022).
3. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 2010. 306 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник. М., 2006. 363 с.
5. Бергер П. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.
6. Воспитательный процесс: изучение эффективности : метод.
рекомендации / авт.-сост. Е. Н. Степанов. М., 2000. 121 с.
7. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 1008 с.
8. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. 2017. № 4. С. 324-326. URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 06.09.2021).
9. Горина Е. А. Диагностика и коррекция навыков общения у младших школьников с нарушением зрения. М., 2015. 290 с.
10. Грегори Р. Л. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия. М., 2013. 282 с.
11. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. М., 1998. 288 с.
12. Денискина В. З., Костючек Н. С. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания : учеб.-метод. пособие. М., 1990. 145 с
13. Денискина В. З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения : учеб.-метод. пособие. М., 2016. 326 с.
14. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. 2011. № 5. С. 56-64.
15. Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. М., 2004. 450 с...