Формирование компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятий «навык письма», «письменная речь» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на начальном уровне образования 12
1.3. Характеристика навыка письма у обучающихся с умственной
отсталостью в начальных классах школы 16
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 20
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
принявших участие в констатирующем этапе экспериментального исследования 20
2.2. Описание программы педагогической диагностики, методов и
методик исследования 23
2.3. Анализ результатов, полученных при изучении уровня
сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 26
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 31
3.1. Обзор направлений в работе олигофренопедагога по формированию навыка письма у обучающихся с умственной 31
отсталостью
3.2. Составление и частичная апробация программы, направленной на
формирование и развитие навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 34
3.3. Методические рекомендации по формированию компонентов
навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 65
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятий «навык письма», «письменная речь» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на начальном уровне образования 12
1.3. Характеристика навыка письма у обучающихся с умственной
отсталостью в начальных классах школы 16
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 20
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
принявших участие в констатирующем этапе экспериментального исследования 20
2.2. Описание программы педагогической диагностики, методов и
методик исследования 23
2.3. Анализ результатов, полученных при изучении уровня
сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 26
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 31
3.1. Обзор направлений в работе олигофренопедагога по формированию навыка письма у обучающихся с умственной 31
отсталостью
3.2. Составление и частичная апробация программы, направленной на
формирование и развитие навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 34
3.3. Методические рекомендации по формированию компонентов
навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 65
Устойчивость и стабильное развитие любого общества базируется на многих компонентах. Одним из основных является население и особенно дети. От того насколько ответственно и продуктивно государство заботится о детском населении зависит его будущее. В современной России сложилась устойчивая тенденция всесторонней заботы о юных жителях: успешно внедрена программа развития детского творчества в стране, оптимизировалась система внеклассной деятельности школьников (кружки, секции), разрабатываются и реализуются на практике инновационные методы и технологии обучения и т.д. Однако, в основном, мероприятия направлены на обучающихся с нормальным уровнем интеллекта. Для обучающихся с умственной отсталостью объективно предоставляется возможности для их развития в недостаточном объеме.
Между тем, по оценкам социологов в 2010 году количество таких обучающихся составило от 0,9% до 2,3% от общего количества несовершеннолетних (в зависимости от региона); в 2015 году средний показатель увеличился до 3%, а в 2020 году достиг 4% [55]. Проще говоря, количество обучающихся с умственной отсталостью возрастает. Проявляется умственная отсталость во всех психических показателях личности: внимание, речь, мышление и т.д. При этом расстраиваются процессы, которые играют важную роль в формировании и развитии базовых умений и навыков, необходимых для познавательно-учебной деятельности. Один из них - это навык письма.
Умение правильно писать - это, фактически, основное умение, которое обучающийся приобретает в период обучения в начальной школе. Проблему формирования навыков письма у умственно отсталых обучающихся рационально решать в начальной школе. Это связанно со многими факторами, и в том числе с особенностями психофизиологического формирования ребенка.
Данная тема неоднократно рассматривалась зарубежными и отечественными специалистами. В нашей стране особое внимание этому вопросу уделяли Л. В. Венедиктова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, Т. А. Фотекова и т.д. В своих работах они всесторонне анализировали вопросы дисграфии (симптомы, признаки, виды и т.д.), а также методы ее коррекции. Это направление, по-прежнему, является не до конца отработанным, а значит оно по-прежнему востребовано. Процесс формирования навыков письма у обучающихся с умственной отсталостью на современном этапе развития олигофренопедагогики требует дальнейшего развития, в том числе с применением новых педагогических методик.
Все вышесказанное определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - компоненты навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс формирования навыка письма у обучающихся умственной отсталостью в начальных классах школы.
Цель исследования - составление программы формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
3. Осуществить педагогическую диагностику и выявить специфику сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
4. Составить и апробировать программу формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы и методические рекомендации по ее реализации.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: обзор и анализ психолого-педагогической литературы,
сравнение и анализ письменных работ обучающихся с умственной отсталостью, анализ учебной документации, наблюдение за обучающимися, собеседование с педагогами, констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение; основная часть, состоящая из трех глав; заключение; список используемых источников и литературы; приложения.
Между тем, по оценкам социологов в 2010 году количество таких обучающихся составило от 0,9% до 2,3% от общего количества несовершеннолетних (в зависимости от региона); в 2015 году средний показатель увеличился до 3%, а в 2020 году достиг 4% [55]. Проще говоря, количество обучающихся с умственной отсталостью возрастает. Проявляется умственная отсталость во всех психических показателях личности: внимание, речь, мышление и т.д. При этом расстраиваются процессы, которые играют важную роль в формировании и развитии базовых умений и навыков, необходимых для познавательно-учебной деятельности. Один из них - это навык письма.
Умение правильно писать - это, фактически, основное умение, которое обучающийся приобретает в период обучения в начальной школе. Проблему формирования навыков письма у умственно отсталых обучающихся рационально решать в начальной школе. Это связанно со многими факторами, и в том числе с особенностями психофизиологического формирования ребенка.
Данная тема неоднократно рассматривалась зарубежными и отечественными специалистами. В нашей стране особое внимание этому вопросу уделяли Л. В. Венедиктова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, Т. А. Фотекова и т.д. В своих работах они всесторонне анализировали вопросы дисграфии (симптомы, признаки, виды и т.д.), а также методы ее коррекции. Это направление, по-прежнему, является не до конца отработанным, а значит оно по-прежнему востребовано. Процесс формирования навыков письма у обучающихся с умственной отсталостью на современном этапе развития олигофренопедагогики требует дальнейшего развития, в том числе с применением новых педагогических методик.
Все вышесказанное определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - компоненты навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс формирования навыка письма у обучающихся умственной отсталостью в начальных классах школы.
Цель исследования - составление программы формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
3. Осуществить педагогическую диагностику и выявить специфику сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
4. Составить и апробировать программу формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы и методические рекомендации по ее реализации.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: обзор и анализ психолого-педагогической литературы,
сравнение и анализ письменных работ обучающихся с умственной отсталостью, анализ учебной документации, наблюдение за обучающимися, собеседование с педагогами, констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение; основная часть, состоящая из трех глав; заключение; список используемых источников и литературы; приложения.
Письмо - это один из значимых навыков, необходимых обучающемуся для успешного овладения знаниями, оптимального взаимодействия с окружающими одноклассниками и педагогами и просто для нормального существования в социуме. У обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы этот вопрос стоит особенно остро, ведь именно в данный период закладывается основа для дальнейшего накопления интеллектуального багажа ребенком.
Формирование компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью - это сложный и кропотливый процесс, имеющий огромное значение для успешной образовательной деятельности. Трудности формирования и развития данного навыка связаны с низким интеллектуальным уровнем и недостаточным психофизическим развитием (в том числе связанным с неразвитой моторикой). Тема формирования и развития навыков письма у обучающихся с умственной отсталостью много лет изучается как отечественными, так и зарубежными специалистами, но она по-прежнему не теряет своей злободневности. Это еще раз подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Предметом исследования в работе был процесс формирования навыка письма у обучающихся умственной отсталостью в начальных классах школы. В соответствии с этим была поставлена цель: программа формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы. Исходя из поставленной цели были выполнены задачи: изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме; на основе анализа литературных источников был подобран диагностический материал для выявления уровня сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы; проведена педагогическая диагностика и выявлена специфика сформированности навыка письма у обучающихся в исследуемом классе; на основе анализа полученных результатов была составлена и апробирована коррекционная программа по формированию и развитию компонентов навыка письма у обучающихся и методические рекомендации по ее реализации.
В процессе исследования выявлено, что в основе низкого уровня сформированности могут быть различные причины. Например, несформированность фонетической системы, низкий уровень или вообще отсутствие лексико-грамматической структуры, неразвитость мелкой моторики и т.д. При этом обучающиеся продемонстрировали широкий спектр допущенных ошибок при письменном тестировании: пропуски (букв, слогов или даже целых слов), перестановка букв местами внутри слова, добавление ненужных букв в слово, пропуски знаков препинания, замена букв на похожие по звучанию, разрыв целого слова при написании на буквы или слога.
После апробации программы, направленной на формирование и развитие навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы, была проведена повторная диагностика. Она показала, что уровень развития данного компонента, фактически у всех обучающихся в исследуемом классе вырос как в количественном, так и в качественном показателях. Это доказывает эффективность составленной программы. Что соответственно, позволяет сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы выполнена.
Формирование компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью - это сложный и кропотливый процесс, имеющий огромное значение для успешной образовательной деятельности. Трудности формирования и развития данного навыка связаны с низким интеллектуальным уровнем и недостаточным психофизическим развитием (в том числе связанным с неразвитой моторикой). Тема формирования и развития навыков письма у обучающихся с умственной отсталостью много лет изучается как отечественными, так и зарубежными специалистами, но она по-прежнему не теряет своей злободневности. Это еще раз подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Предметом исследования в работе был процесс формирования навыка письма у обучающихся умственной отсталостью в начальных классах школы. В соответствии с этим была поставлена цель: программа формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы. Исходя из поставленной цели были выполнены задачи: изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме; на основе анализа литературных источников был подобран диагностический материал для выявления уровня сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы; проведена педагогическая диагностика и выявлена специфика сформированности навыка письма у обучающихся в исследуемом классе; на основе анализа полученных результатов была составлена и апробирована коррекционная программа по формированию и развитию компонентов навыка письма у обучающихся и методические рекомендации по ее реализации.
В процессе исследования выявлено, что в основе низкого уровня сформированности могут быть различные причины. Например, несформированность фонетической системы, низкий уровень или вообще отсутствие лексико-грамматической структуры, неразвитость мелкой моторики и т.д. При этом обучающиеся продемонстрировали широкий спектр допущенных ошибок при письменном тестировании: пропуски (букв, слогов или даже целых слов), перестановка букв местами внутри слова, добавление ненужных букв в слово, пропуски знаков препинания, замена букв на похожие по звучанию, разрыв целого слова при написании на буквы или слога.
После апробации программы, направленной на формирование и развитие навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы, была проведена повторная диагностика. Она показала, что уровень развития данного компонента, фактически у всех обучающихся в исследуемом классе вырос как в количественном, так и в качественном показателях. Это доказывает эффективность составленной программы. Что соответственно, позволяет сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы выполнена.
Подобные работы
- Формирование компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Формирование мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Формирование навыка письма у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Формирование навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с
умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование диалогической речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022





