Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №93138

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы128
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Определение понятий «навык», «навык письма» как феноменов
психолого-педагогической науки 8
1.2. Характеристика нарушений формирования навыка письма у
обучающихся на уровне начального образования 13
1.3. Специфика нарушений формирования навыка письма у обучающихся
с умственной отсталостью на уровне начального образования 16
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ 25 ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования, принявших участие в эксперименте 25
2.2. Обоснование выбора методов и методик для составления
диагностической программы выявления нарушений формирования навыка письма у испытуемых экспериментальной группы 28
2.3. Проведение психодиагностических процедур и анализ результатов
реализации диагностической программы (констатирующий этап эксперимента) 34
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 41
3.1. Обзор направлений и содержание деятельности олигофренопедагога
по коррекции нарушений формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталость на уровне начального образования 41
3.2. Процесс составления программы коррекции и её содержание 45
3.3. Апробация программы коррекции и анализ её результатов
(формирующий и контрольный этапы эксперимента) 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 115

Одно из важнейших направлений общего развития обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования является письменная речь. Выражение содержания речи и мыслей человека графическими знаками при письме - одна из основных составляющих письменной речи.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что формирование навыка письма является одним из сложных этапов для обучающихся с нарушением интеллекта на начальном уровне образования, вследствие этого проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции продолжает оставаться актуальной так же, как и разработка обновленного эффективного подхода к коррекции навыков письма у обучающихся с умственной отсталостью.
Как показывает практика, формирование навыка письма является очень трудоемким процессом в начале школьного обучения. Сложность процесса формирования навыка письма заключается в том, что он не интересен обучающимся, именно это не дает возможности сформировать правильный графомоторный навык. Знакомство с написанием букв ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над целостным её написанием.
Из-за недостаточной теоретической разработанности проблемы обучения письму, а также несовершенства решений этой проблемы на практике, специалисты все чаще обращаются к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения. С каждым годом возрасатет количество обучающихся начальных классов с трудностями обучения письму.
По мнению специалистов и практиков, процесс формирования навыка письма является не простым и длительным по времени. Лишь посредством многочисленных упражнений можно улучшить навык письма у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образования.
Проблемы формирование навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью можно объяснить особенностями их учебной деятельности: таким обучающимся свойственны неумение соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке и анализировать, а также недостаточная целенаправленность действий, неумение себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки. Многие авторы (А. Н. Граборов, Е. К. Грачева, М. П. Постовская, Г. Я. Трошин) указывают на то, что недостаточное развитие руки, кисти, мелкой моторики, ручных умений в значительной степени усложняет процесс формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью.
По мнению таких авторов, как Г. Н. Рахмаковой, Е. И. Скиотис, Р. Д. Тригер, проблема несформированности навыка зрительно-двигательных образов буквенных знаков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования связана со сниженным уровнем сенсорных процессов, что проявляется, например, в неумении писать буквы слитно. Несмотря на большое количество исследований, проблема не является решенной. Анализ литературных данных показывает, что необходимо дальнейшее исследование нарушений навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью. Для обучающихся характерны недостаточная целенаправленность действий, неспособность анализировать полученную информацию, а также соблюдение последовательности выполнения заданий на уроке. Недостаточное развитие кистей рук осложняет формирование навыков письма у обучающихся с умственной отсталостью. Без дополнительной помощи педагога обучающиеся не пытаются выявлять, исправлять и даже контролировать свои действия. В начальный период обучения в школе при благоприятных внешних условиях они могут овладеть большим количеством умений и навыков, которые необходимы для успешного усвоения письменной речи.
Для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь обучающему, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыков письма развитие обучающегося, его состояние здоровья, возрастные особенности, а также методика обучения.
Цель исследования - определить степень сформированности письменных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования на основе полученных результатов составление коррекционно-развивающей программы.
Объект исследования - специфика формирования навыка письма обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процессы составления диагностической и коррекционно-развивающей программ, направленных на изучение нарушений формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и
Интернет-источников по проблеме исследования.
2. Составить и реализовать диагностическую программу по изучению формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Провести количественно-качественный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
4. Составить комплексную коррекционно-развивающую программу по проблеме исследования.
5. Провести контрольный этап эксперимента, определить эффективность составленной программы.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ полученных результатов.
Методики исследования: «Домик», «Дорожки», «Монометрический тест» «Рисование простых узоров», «Графический диктант», «Дорисуй» (Н. И. Гуткиной, А. О. Дьяченко, Н. И. Озерецким, и Д. Б. Элькониным).
База исследования: ГБОУ СО Екатеринбургская школа № 1, по адресу город Екатеринбург, Готвальда 19а.
Контингент испытуемых: обучающиеся с умственной отсталостью (1 класс).
Структура работы: работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка литературы и источников, приложения, в состав которых вошли следующие материалы: картинки с изображением задании для формирования навыка письма. Объем работы - 137 страниц. Практическая часть
проиллюстрирована 5 таблицами и 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе была исследована проблема составления коррекционно-развивающей программы по коррекции навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования. В процессе работы была выполнена цель: определена степень сформированности письменных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования на основе полученных результатов составлена коррекционно-развивающая программа. Выполнены следующие задачи:
1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы и Интернет-источников по проблеме исследования.
2. Составлена и реализована диагностическая программа по изучению формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Проведен количественно-качественный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
4. Составлена комплексная коррекционно-развивающая программа по проблеме исследования.
5. Проведен контрольный этап эксперимента, определена эффективность составленной программы.
Анализ литературы по проблеме исследования и результаты проведения констатирующего этапа эксперимента показали, что тема формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образования актуальна на современном этапе их обучения.
При проведении обследования испытуемых по сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования были сложности с подбором дидактического материала, неусидчивостью и невнимательностью обучающихся.
Составленная коррекционно-развивающая программа по коррекции формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования основана на комплексном подходе, соответствует нормативно-правовым документам. Проведенная работа была эффективной и имеет положительную динамику в улучшении навыка письма.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута.



1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - 240 с.
2. Безруких, М. М. Еще раз о письме и почерке / М. М. Безруких // Советская педагогика. - 1987. - № 5. - С. 56-62.
3. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина // Логопед. - 2005. - № 3. - С. 84-94.
4. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 280 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. - М. : Владос, 2004. - 704 с.
6. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФР, 1961. - 471 с.
8. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. - М. : АСТ ; АСТРЕЛЬ, 2005. - 351 с.
9. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. - М. : Просвещение, 1965. - 272 с.
10. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. - М. : Педагогика, 1990. - 120 с.
11. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
14. Желтовская, Л. Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. - М. : Просвещение, 1987. - 124 с.
15. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М., 1998. - 94 с.
16. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. - М., 1988. - 15 с.
17. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. - 3-е изд., испр. - М. : Академия,
2007. - 200 с.
18. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. -
2008. - № 8. - С. 16-19.
19. Кинаш, Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида / Е. А. Кинаш // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 60-66.
20. Колповская, И. К. Характеристика нарушений письма и чтения / И. К. Колповская // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1968. - 69 с.
21. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1973. - 193 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ