Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление проявлений дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната

Работа №93136

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ 8
1.1. Определение понятия «дезадаптация к школьному обучению» и
состояние изученности феномена в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Общая характеристика развития обучающихся с умственной
отсталостью 13
1.3. Специфика проявлений дезадаптации к школьному
обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната 17
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 22
2.1. Описание условий школы-интерната и психолого-педагогическая
характеристика контингента обучающихся с умственной отсталостью, принявших участие в экспериментальной работе 22
2.2. Обоснование выбора методов и методик для изучения проявлений
дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната 28
2.3. Описание проведения диагностических процедур и анализ
полученных результатов констатирующего этапа эксперимента 33
ГЛАВА 3. РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ 40
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
3.1. Анализ направлений работы олигофренопедагога по преодолению
проявлений дезадаптации у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната 40
3.2. Составление и апробация программы преодоления дезадаптации к школьному обучению у испытуемых, принявших участие в
формирующем этапе эксперимента 44
3.3. Определение эффективности апробации программы по преодолению дезадаптации к школьному обучению у испытуемых на контрольном этапе экспериментальной работы в условиях школы-
интерната 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82

Актуальность исследования. Проблемы специального образования на сегодняшний день являются очень актуальными. По статистике Министерства образования России, минимальное количество детей, которые постоянно нуждаются в коррекционной помощи - 1 миллион 6 тысяч человек [16].
Кроме увеличения числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года с изменениями 2021 года) дети с ограниченными возможностями имеют равные со всеми права на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию [33].
Процесс адаптирования к школьному обучению и к её условиям в целом проходит у обучающихся в ситуации определённого образовательного учреждения, которое они посещают. Тем самым, необходимо чтобы адаптация прошла наиболее успешно для того, чтобы обучающиеся преуспели в учёбе, взаимодействии со сверстниками и в школьной жизни в целом.
В исследованиях авторов отмечается, что именно умственная отсталость способствует нарушению адаптации обучающегося, а всё потому, что имеется стойкое расстройство функций головного мозга и это значительно изменяет их социальное поведение в целом.
Многие авторы изучали проблему дезадаптаци, В. В. Королев утверждал, что психологические проявления лишь косвенно влияют на затруднения адаптации. Нарушается взаимодействие со сверстниками и педагогами, трудности во время трудовой и учебной деятельности, что в итоге провоцирует противопоставление индивидуума социуму, у него формируются антиобщественное отношение. Отсутствие умения разбираться в возникающих ситуациях, нет осознания причинно-следственных связей поступков и их результатов. Агрессию вызывает то, что обучающийся не может уловить смысл действий других людей, он начинает тревожиться и протестовать, что приводит к нарушениям поведения [32].
Такой автор, как Г. А. Русских тоже уделяла внимание изучению проблемы адаптационной образовательной среды, в которой находится обучающийся. Она считала его одним из основных условий при формировании защитных функций личности, а также направленность на сохранение его психического и физического здоровья. Но, И. В. Дубровина и Р. В. Овчарова, изучали именно педагогические проблемы адаптирования обучающихся, их влияние в целом на процесс адаптации и на успешность его в усвоении знаний.
Исследования Л. С. Выготского об изучении особенностей детей с умственной отсталостью показывают, что каждый ребёнок, не зависимо от различных психических или физических недостатков, при воздействии правильно организованной среды (процесса обучения) формируются сложные виды психической деятельности или психологические функции [13].
Исследования показали, что если адаптирование обучающегося к школьному обучению будет успешно пройдено с самого начала его нахождения в образовательном учреждении, то это в свою очередь, поможет предотвратить возникновение негативных последствий и психологических проблем в дальнейшем. Успешной адаптацией к образовательному учреждению и обучению в целом, в начальных классах является профилактика возникновения дезадаптации.
Цель исследования - изучение проявлений и преодоление дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.
Объект исследования - особенности проявления дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - работа олигофренопедагога по изучению и преодолению проявлений дезадаптациик школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и литературу по проблеме дезадаптации к школьному обучению у обучающихся, а также у обучающихся с умственной отсталостью, в частности.
2. Изучить проявления дезадаптации к школьному обучению уобучающихся с умственной отсталостью, а также их специфику в условиях школы-интерната.
3. Составить и апробировать программу по преодолению проявлений дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.
4. Проанализировать динамику проявлений дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью по результатам проведенной работы в деятельности олигофренопедагога.
База исследования: психолого-педагогический эксперимент проводился на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Краснотурьинской школы-интерната, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании приняла участие группа, состоящая из 12 обучающихся первого класса, возрастиспытуемых - 7-8 лет.
Методы и методики исследования: во время проведения констатирующего этапа эксперимента использовались такие метода как наблюдение, анализ источников научной литературы и методики для определения проявлений дезадаптации к школьному обучению. Методики такие как:
• методика изучения социально-психологической адаптации детей кшколе (Э. М. Александровская);
• экспресс - методика «Выявление тревожности у школьников»- (М. Р. Битянова);
• анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и используемой литературы (46 наименований) и приложения, в состав которого вошли следующие материалы: программа по преодолению проявлений дезадаптации у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы- интерната и диагностический инструментарий. Общий объем работы - 60 страницы машинописного текста. В работе выполнены10 таблиц и 1 рисунок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Успешная адаптация к школьному обучению и к условиям школы - это то, что является одной из основных задач всех образовательных учреждений. Такие авторы как В. Г. Петрова и Л. С. Выготский считали, что развитие общения со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью проходит по тем же принципам, что и у нормально развивающихся сверстников. При возникновении трудностей и проблем адаптирования обучающихся необходимо срочное диагностирование, чтобы своевременно предотвратить возникновение дезадаптации.
В работах разных авторов по специальной психологии и педагогики отмечается, что специфическое интеллектуальное развитие негативно сказывается на межличностных взаимоотношениях и может привести к недостаткам при формировании представлений об окружающем мире, а также затруднении в установлении контактов со сверстниками, а это в свою очередь приводит к дезадаптации. Данные нарушения общения обусловлены трудностями в поведении, недоразвитии речи, что является основным средством в общении с окружающими, особенность формирования самооценки и понимания личности других людей.
Психика ребенка обладает высокой пластичностью, что в норме обеспечивает хороший уровень адаптации к окружающему миру, но когда ребенок развивается в условиях патологии, стабильность эмоциональных процессов и их полное созревание попадают в группу риска. В случае сложных расстройств существует высокий риск неудачи, связанной с адаптацией.
При попадании в школьную среду у обучающихся часто наблюдаютсятакие качества, как отвлекаемость, неусидчивость, потому что в начале обучения бывает сложно сразу переключиться с игровой деятельности на учебную.
Использование современногодиагностического инструментария для определения уровня дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью позволяет вовремя выявить и предотвратить признаки дезадаптации и помочь обучающимся ее преодолеть. Проведенное исследование позволило диагностировать состояние группы и реализовать задачи, стоящие перед работой в команде.
В работе проведён анализ научной литературы и разных источников научной информации по теме исследования. Это позволило изучить проблему дезадаптации к школьному обучению и специфику проявлния с точки зрения специальной педагогики и психологии. Далее описан констатирующий этап эксперимента, изучен контингент обучающихся, которые приняли участие в эксперименте. Подобран диагностический инструментарий, во время выбора делался уклон на объективное и комплексное изучения всех проявлений дезадаптации и получение качественных и точных данных. Использовались методики следующих авторов: Э. М. Александровская, М. Р. Битянова и Н. Г. Лусканова.
После реализации диагностирования разрабатывалась программа внеурочных занятий по преодолению дезадаптации к школьному обучению и была выбрана экспериментальная группа.
Далее был проведен контрольный эксперимент, анализ результатов которого даёт основание полагать, что проделанная работа способствовала преодолению трудностей, которые возникали при адаптации во время обучения в школе. Обучающиеся стали активны на уроках, общительны и хорошо ладят между собой. Охотно выполняют просьбы и поручения педагога. Конечно, это не означает, что работа вся сделана и больше помощь обучающимся не требуется, нет. Наоборот, следует продолжать коррекционную работу для ещё большего улучшения результативности.
В перспективе данную программу необходимо расширить, проводить занятия регулярно и систематично, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Агафонова, И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И. Н. Агафонова // Начальная школа. - 1999. - № 1.
2. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. - М. : Медицина, 1988. - С. 32-43.
3. Александровский, Ю. А. Состояния психическойдезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. - М. : Наука, 1976. - 272 с.
4. Андрющенко, Т. Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабеков // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 47—53.
5. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - СПб. : Питер,
2004. - 224 с.
6. Беззубова, Е. Б. Типология школьной дезадаптации: материалы всерос. науч.-практ. конф., 25, 27 октября 1995 г. - М. : НИИ психиатрии МЗ РФ, 1995. - 175 с.
7. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. - М. : Образоват. центр «Педагогический поиск», 2011. - 167 с.
9. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / М. Л. Божович. - М. : Педагогика, 1968. - 203 с.
10. Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер [и др.]. - М. : Педагогика, 1970. - 218 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
12. Вострокнутов, Н. В. Школьнаядезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения / Н. В. Вострокнутов. - М. : Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, 1999. - 360 с.
13. Выготский, JI. C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
14. Выготский, Л. C. Детская психология: собр. соч. : в 6 т. Т. 4. / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
15. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М. : Просвещение,
2005. - 50 с.
16. Гражданская инициатива за бесплатное обучение: научн. журн. / Моск. - Электрон. журн. - ГИБО, 2010-2021. URL: http://netreforme.org/news/korrektsionnaya-shkola-problema-detey-ili-vsego- obshhestva/ (дата обращения: 14.11.2021).
17. Гуткина, Н. И. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Н. И. Гуткина. - М. : МГППУ, 2002. - 68 с.
18. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. - М. : Психологическое образование, 1997. - 235 с.
19. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев ; под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой - М. : Просвещение, 2001. - 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ