ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. 8
1.1. Понятие «социально-бытовых навыков» как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 10
1.3. Особенности формирования социально-бытовых навыков у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 15
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 19
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на выявление
сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся на уровне начального образования 24
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на выявление сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся на уровне начального образования 28
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ 33
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Коррекционная программа, направленная на повышение
социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования 33
3.2. Педагогические условия, способствующие эффективности
реализации коррекционной программы по социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 44
3.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по
формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
Проблема исследования - существует явная потребность в формировании у обучающихся с умственной отсталостью начальных классов школы навыков социально-бытовой ориентировки, но имеющихся исследований в этой области недостаточно для широкого применения в современных школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Актуальность социально-бытового воспитания обучающихся с умственной отсталостью начальных классов школы в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к изменяющимся условиям жизни. Социально-бытовое воспитание направлено на формирование у обучающихся практических навыков и представлений, которые помогут им адаптироваться к реальной жизни.
В современных условиях школа не может ограничиваться только обучением и воспитанием умственно отсталых учащихся, а должна быть преобразована в школу-центр социальной реабилитации для таких детей и их семей. Социально-бытовое воспитание направлено на организацию взаимодействия семьи и школы, обеспечивающего целостный подход к воспитанию подростка, усвоение навыков социально-бытовой адаптации.
У учащихся общеобразовательных школ, с легкой степенью умственной отсталости, как правило, не сформирован интерес к различным видам деятельности, но очень высокая потребность в общении с людьми и совместной деятельности. Для детей с такой степенью умственного отставания характерно стремление к общению, которое выражается в потребности в контакте с окружающими людьми, в стремлении и умении общаться.
Особую актуальность приобретает проблема организации социально-психологической поддержки обучающихся и воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, которая на сегодняшний день остается неразработанной до конца. Актуальной становится проблема разработки педагогической модели, направленной на освоение ими опыта социальной коммуникации со сверстниками, взрослыми, в которых формируется способность к самостоятельной жизни и взаимодействию в социуме. Одним из условий достижения данной цели является проведение систематической и целенаправленной работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о роли социально-бытовых навыков в обучении и развитии обучающихся с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение. Это обусловлено имеющейся трудностью в подготовке обучающихся к практической деятельности. Социально-бытовые навыки помогут ребенку быть более самостоятельным, избежать излишних сложностей, возникающих на первых этапах жизни. Поэтому для ребенка с особыми образовательными потребностями важно не просто получать знания, но и уметь применять их в практической жизни.
В научной литературе проблема формирования социально-бытовых навыков обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования не рассмотрена в полной мере. Можно выделить работы, посвященные изучению развития умственно отсталых школьников, в которых социально-бытовая ориентированность выступает только отдельным аспектом. В качестве примера можно отметить работы Л. Б. Баряевой [4], В. В. Воронковой [9], С. Д. Забрамной [21]. Отдельно можно отметить исследования, которые посвящены формированию социально-бытовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, работы В. В. Гладкой [15], Т. А. Девяткиной [18], В. З. Денискиной [19] и других.
По мнению исследователей (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Е. Д. Худенко), в работах, посвященных изучению уровня сформированности навыков самообслуживания и социально-бытовой деятельности у умственно отсталых детей выделяются лишь некоторые аспекты этой проблемы: выявление уровня знаний и умений по самообслуживанию учащихся школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), выявление особенностей усвоения навыков самообслуживания в младшем школьном возрасте, хотя данная тема является актуальной для специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане.
Объектом данного исследования выступает сформированность социально-бытовых навыков обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предметом данного исследования являются особенности формирования социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций педагогам и родителям по формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
2. Составить программу педагогической диагностики, направленной на выявление уровня сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Разработать коррекционную работу, направленную на повышение уровня социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Методы и методики исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Научно-практическая новизна исследования заключается разработке методических рекомендаций педагогам и родителям по формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы. Во введении обоснована актуальность и определен научно-методологический аппарат исследования. В первой главе представлен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Во второй главе составлена программа педагогической диагностики, направленной на выявление уровня сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования: охарактеризована база исследования и контингент
обучающихся, задействованных в констатирующем этапе
экспериментального исследования, разработан диагностический
инструментарий, направленный на выявление сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся на уровне начального образования, проанализированы результаты констатирующего этапа экспериментального исследования. В третьей главе разработана коррекционная работа, направленная на повышение уровня социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. В заключении представлены основные выводы исследования.
Младшие школьники с умственной отсталостью имеют определенные сложности в формировании социально-бытовых навыков. Это обусловлено их психолого-педагогическими характеристиками, так как у них не сформированы такие компоненты, как умение устанавливать связь между коммуникативным намерением и вербальным и невербальным поведением; знание правил речевого этикета, необходимых для успешного общения с любым собеседником; умение применять знания по основам социально-бытовой ориентировки к конкретной ситуации общения. В то же время у данной категории учащихся наблюдается повышенная впечатлительность, эмоциональная ранимость, тревожность и мнительность. Они испытывают потребность в помощи со стороны взрослых, в постоянном руководстве их действиями и поступках. Данные проблемы обуславливают необходимость целенаправленной, систематической работы по формированию социально-бытовых навыков.
В процессе обучения необходимо учитывать особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Это является главным фактором, определяющим содержание, методы и организационные формы обучения. Умственно отсталые школьники не могут в полной мере осмыслить процесс формирования навыков и умений. Они не в состоянии понять, как нужно усваивать учебный материал, чтобы он стал их личным опытом. Для них очень важно, чтобы учитель показал им, как надо делать то или иное учебное задание.
На основе проведенного исследования и анализа результатов констатирующего этапа экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:
- изучены особенности психического развития обучающихся с
умственной отсталостью в начальных классах школы;
- охарактеризованы подходы к формированию и развитию социально¬бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью;
- проанализирован коррекционно-развивающий потенциал игры как метода работы с обучающимися с умственной отсталостью;
- организован и проведен констатирующий эксперимент по исследованию сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Дифференциация обучающихся по уровням сформированности социально-бытовых навыков показала, что у большинства исследуемых диагностируется третий уровень сформированности социально-бытовых навыков. Это указывает на то, что эти навыки находятся в стадии формирования.
При наличии показателей полной сформированности отдельных навыков, по всей совокупности регистрируемых показателей ни один испытуемый не смог выйти на первый уровень. Вместе с тем, следует отметить, что в группе не оказалось ни одного испытуемого с четвёртым и пятым уровнями сформированности социально-бытовых навыков, что, по большей части, обусловлено лёгкой степенью умственной отсталости.
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента была выявлена проблема - недостаточное формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы. Для решения выявленной проблемы была разработана коррекционная программа. Предложенная коррекционная программа по формированию социально¬бытовых навыков умственно отсталых детей на начальном этапе подготовки включает в себя несколько направлений формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью. Используются различные методы и формы реализации данной программы. В результате проведенного анализа было выявлено, что условия в ГБОУ СО «Асбестовской школе-интернате» соответствуют запросам программы СБО.
Для формирования социально-бытовых навыков умственно отсталых детей на начальном этапе подготовки были предложены рекомендации.
В рамках рекомендаций по формированию социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью на начальном этапе было предложено педагогам и родителям ориентироваться на определенные принципы реализации программы. Целесообразно использовать методы и средства, подходящие для данной категории обучающихся.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об
образовании в Российской Федерации». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.01.2022).
2. Аксенова, А. К. Внедрение коррекционно-развивающих технологий
в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, детских домов. Модуль № 2, учебно-методический комплект / А. К. Аксенова,
В. В. Воронкова, Е. Д. Худенко. - Москва : Астрель, 2017. - 151с.
3. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. - Москва : Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
4. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева,
А. Зарин. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена : Изд-во «Союз», 2001. - 414 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 160 с.
6. Бутусова, Т. Ю. Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. - 2015. - № 1. - С. 59-67.
7. Бутусова, Т. Ю. Коррекционная направленность воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе игр с правилами / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. - 2015. - № 3. - С. 8-17.
8. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. / О. А. Ворожцова. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 88 с.
9. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов /
B. В. Воронкова. - Москва : Школа-Пресс, 2013. - 413 с.
10. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя. / В. В. Воронкова. - Москва : Владос, 2006. - 290 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и её значение в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 62-68.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 5 : Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. - Москва : Педагогика, 1983. - 368 с.
13. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. - Москва , 2014. - 133 с.
14. Газман, О. С. В школу - с игрой : книга для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - Москва : Просвещение, 1991 - 96 с.
15. Гладкая, В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : метод. пособие. / В. В. Гладкая. - Москва : НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с.
16. Головнева, Н. А. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. А. Головнева, Т. И. Перепелицина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 20-28.
17. Губернаторова, Н. А. Особенности и нарушения письма у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Н. А. Губернаторова,
C. Н. Каштанова // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3. - С. 36.
18. Девяткина, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида / пособие для учителя / Т. А. Девяткина - Москва : Литера, 2005. - 298 с.
19. Денискина, В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. - Уфа : Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова в г. Уфе, 2004. - 62 с.
...