Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование диалогической речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности в начальных классах школы

Работа №93134

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕНННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 10
1.1 Определение понятия «диалогическая речь», как научный
феномен 10
1.2 Характеристика развития коммуникативных навыков, в том числе
связной диалогической речи в онтогенезе 15
1.3 Особенности диалогической речи у обучающихся с легкой
умственной отсталостью в начальных классах
школы 21
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 29
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
легкой умственной отсталостью, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 29
2.2. Методы и методики, направленные на выявление уровня
сформированности диалогической речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью в начальных классах школы 36
2.3. Анализ полученных результатов 41
ГЛАВА 3. РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 48
3.1. Основные подходы к формированию диалогической речи у
обучающихся с легкой умственной отсталостью 48
3.2. Составление и частичная реализация программы коррекционного
курса по формированию связной диалогической речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности в начальных классах школы 51
3.3. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 124


В социально-экономической сфере Российской Федерации в последнее время произошли значительные изменения, особенно эти изменения коснулись системы образования и ее нормативно-правовой базы.
Документально отмечена жесткая необходимость в активном привлечении внимания общества к проблемам образования в общеобразовательных организациях. В соответствии с пунктом 6 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) все обучающиеся должны овладеть коммуникативными навыками, а также принятыми в обществе нормами социального взаимодействия. Особый акцент в разделе «речевая практика» был уделен именно диалогической форме речи, что и определяет актуальность данного исследования [54].
Общение представляет собой основной вид деятельности человека, обуславливающий сущность человека как части социума. Общение обеспечивает полноценное развитие и реализацию личности человека. Оно также является самой первой потребностью человека, своевременное появление которой принято считать одним из основных показателей нормального развития ребенка. У обучающихся с легкой умственной отсталостью эта, в отличие от нормативно развивающихся детей, формируется гораздо позже.
Человек нуждается в общении на всех этапах его развития. Возникновение успешного межличностного взаимодействия становится возможным только благодаря взаимопониманию между собеседниками. Процесс общения отражает черты характера взаимодействующих людей, их взаимоотношения, а также то, как они привыкли осуществлять совместную деятельность. Отсюда следует вывод, что понимание одним собеседником другого - это основная составляющая часть успешной коммуникации.
В современных исследованиях многих педагогов и психологов можно найти ответы на вопросы происхождения и механизмов зарождения сниженных темпов психического развития у обучающихся с легкой умственной отсталостью, а также информацию об особенностях познавательной и игровой деятельности таких школьников. Этими проблемами занимались такие исследователи, как М. С. Певзнер, Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн и др.
Актуальность исследования проблем формирования диалогической речи связана с тем, что внимание исследователей в области специального образования обращено на недостатки интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Уровень развитости устной речи определяет работу по формированию коммуникативной функции речи и связной речи. Умение вести диалог - необходимое условие для активизации коммуникативных способностей и познавательной деятельности обучающихся. По проблеме формирования диалогической речи у обучающихся начальных классов школы с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности информации не много и вопросы, связанные с ней раскрыты не полностью.
В настоящее время диалогом занимаются исследователи разных областей научного знания: лингвистики, психологии, психолингвистики, философии, методики и др.
По определению А. А. Дмитриева умственная отсталость - это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер [15].
Свойства высшей нервной деятельности и психическое развитие обучающихся с легкой умственной отсталостью определяет специфику нарушений их речи. У умственно отсталых школьников отмечается недоразвитие всех высших психических функций и когнитивной деятельности, замедленное развитие речи, конкретность и поверхностность мышления, незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение словесной регуляции поведения.
В исследованиях отечественных дефектологов говорится о необходимости формирования речи в целом, и, ее коммуникативной функции, в частности, у обучающихся с легкой умственной отсталостью (Л. С. Вавина, В. В. Воронкова, А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, С. Ю. Ильина, Е. А. Гордиенко, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Р. К. Луцкина, М. П. Феофанов, Т. А. Процко и др.). Несмотря на это, проблемы развития диалогической речи обучающихся с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности изучены недостаточно, что и определило актуальность данной работы.
Современному обществу нужна открытая для диалога личность, это и обуславливает такое внимание к проблеме развития диалогической речи. Готовность к диалогу - один из главных показателей сформированности человека как личности.
Недостаточно изучено общение обучающихся с легкой умственной отсталостью, при том, что развитие диалогической речи - важнейший фактор компенсации нарушений в развитии школьника и его социализации.
Проблема исследования: обучающиеся с легкой умственной
отсталостью испытывают значительные затруднения в общении со взрослыми и сверстниками, что требует от специалистов коррекционной школы пристального внимания и помощи в формировании и развитии диалогической речи в целом и умения вести диалог в частности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности обучающихся.
Объект исследования - диалогическая речь у обучающихся с легкой умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс формирования диалогической речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности в начальных классах школы.
Цель исследования - составление программы по формированию диалогической речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности в начальных классах школы.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический разбор научной литературы по изучаемой проблеме.
2. Подобрать и описать диагностические методики для выявления уровня сформированности диалогической речи у умственно отсталых обучающихся начальных классов.
3. Определить уровень сформированности диалогической речи у умственно отсталых обучающихся в начальных классах школы.
4. Составить и частично апробировать программу по формированию диалогической речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности в начальных классах школы.
5. Разработать планы-конспекты по реализованной части формирующего этапа экспериментального исследования.
6. Проанализировать результаты констатирующего этапа экспериментального исследования.
При изучении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- метод наблюдения;
- констатирующий и обучающий эксперименты;
- количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: деятельностный подход (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.); положение о ведущей роли обучения в развитии Л.С. Выготского.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования; изучение психолого-медико-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение за обучающимися в процессе научно-практической, внеурочной деятельности; беседа с обучающимися, педагогами, родителями; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База для проведения исследования: ГБОУ СО «Красногорская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (В настоящее время ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»), 4 класс.
Работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были проанализированы литературные источники по проблеме исследования (Л. С. Выготский, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, Л. П. Якубинский, А. А. Леонтьев, Д. И. Бойков, А. В. Мудрик, В. Г. Петрова и др.), рассмотрены теоретические основы формирования и развития диалогической речи, определено, что коммуникативные навыки неразрывно связаны с речевой деятельностью обучающихся, включая диалогическую речь, отвечают за ее связность; выявлены психолого-педагогические особенности обучающихся начальных классов школы с легкой умственной отсталостью, дана характеристика базы исследования и характеристики испытуемых, участвовавших в эксперименте; проведен констатирующий этап эксперимента, направленный на определение уровня сформированности коммуникативных навыков группы испытуемых; проанализированы данные констатирующего эксперимента в качественном и количественном плане. В соответствие с потребностями обучающихся, их опытом и возможностями была составлена программа «Связная речь», рассчитанная на проведение во внеурочной деятельности, чтобы использовать максимум возможностей, которые эта деятельность предоставляет. Далее проведен формирующий этап эксперимента, позволивший частично апробировать составленную программу, определена ее эффективность.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у обучающихся данной категории недостаточно сформированы навыки речевого этикета, они не умеют вступать в общение, поддерживать, продолжать и заканчивать диалог, также испытуемые не способны переносить полученные знания в разные ситуации общения. Таким образом, можно сказать, что у обучающихся начальных классов школы с легкой умственной отсталостью наблюдается недостаточный уровень сформированное™ коммуникативных навыков, а как следствие, и связной диалогической речи.
Сведения, полученные в ходе анализа литературных источников, свидетельствуют о разнообразии и неоднородности речевых отклонений у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Исходя из этого определено, что диалогическая речь также сформирована на различных уровнях, что повлияло на постановку разноуровневых задач в составлении программы внеурочной деятельности по формированию связной диалогической речи, на способы организации коррекционной работы.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал необходимость осуществления систематической работы над всеми компонентами речи для достижения связности диалогической речи и повышения качества диалога. С этой целью определено содержание коррекционной работы и составлена программа по формированию навыков диалогической речи у данной категории обучающихся. Программа была апробирована лишь частично, из 68 часов реализовано 14 часов на формирующем этапе педагогического эксперимента. После этого частично проведен контрольный этап эксперимента, для выявления уровня сформированности диалогической речи после частичной реализации программы внеурочной деятельности. Было проведено сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования, в ходе которого сделаны выводы об эффективности избранной технологии по формированию связной диалогической речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Проведение внеурочной деятельности в виде предложенной программы внеурочных занятий, является важным компонентом коррекционной деятельности в целом, так как во время внеурочной деятельности нет строгого тайминга и можно уделить больше индивидуального внимания каждому обучающемуся и работе над его конкретными нарушениями. Также внеурочная деятельность предполагает наиболее расслабленное общение как с педагогом, так и со сверстниками, что способствует продуктивности коррекционной работы. Важна и возможность задействовать максимальное количество анализаторов и личный опыт обучающихся, так как это соответствует психологическим особенностям данной нозологической группы. Важно отметить и исключительно позитивную реакцию обучающихся на проведенную с ними работу, интерес и мотивированность к речевой деятельности. Это помогает преодолевать такую проблему как отсутствие у обучающихся с умственной отсталостью мотивации и, как следствие, значительных затруднений в усвоении знаний и приобретении опыта.
По результатам контрольного этапа эксперимента, хоть и не проведенного до конца, можно сделать вывод об эффективности работы и считать, что она поможет учителям начальных классов как в организации внеурочной деятельности, так и в разработке своих программ и дальнейших исследованиях.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.


1. Агавелян, О. К. Современные исследования в коррекционной психологии и педагогике : монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян, Т. В. Рюмина. - Новосибирск : НГПУ, 2018. - 169 с.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М. : Советская Энциклопедия, 1966. - 606 с.
3. Батыршев, А. В. Организационные и коммуникативные качества личности : пособие для студентов / А. В. Батыршев. - М. : Изд. центр «Академия», 1998. - С.136-189
4. Бобкова, О. В. Художественно-трудовая деятельность во внеклассной работе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : пособие для педагогов / О. В. Бобкова, Т. С. Жидкина. - М. : Владос, 2020. - 128 с.
5. Борисова, Е. С. Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта / Е. С. Борисова // Молодой ученый. - 2017. - № 21. - С. 382-385.
6. Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л. Н. Булыгина // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 27¬31.
7. Васильченко, П. А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе / П. А. Васильченко // Начальная школа. - 1993. - № 4. - С. 57- 59.
8. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /
А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
9. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе - секреты эффективного общения : пособие для педагогов / О. Я. Воробьева. - М. : Учитель, 2008. - 144 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 252 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 2002. - 269 с.
12. Гришанова, И. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников / И. А. Гришанова. - М. : Просвещение, 2005. - 157 с.
13. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н. И. Дереклеева. - М. : Просвещение, 2005. - 130 с.
14. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли : учеб. пособ. для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. - М. : Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2018. - 432 с.
15. Дмитриев, А. А. К вопросу управления качеством специального образования / А. А. Дмитриев // Специальное образование. - 2018. - № 1. - С. 35-43.
16. Дмитриев, А. А. О подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования в свете его модернизации / А. А. Дмитриев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика. - 2019. - № 4. - С. 100-107.
17. Дьяченко, В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / В. К. Дьяченко // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 17¬26.
18. Гозова, А. П. Изучение психического развития аномальных детей / А. П. Гозова, Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова // Дефектология. - № 6. - 1983. - С. 3-16.
19. Кащенко, В. П. Очерк деятельности Педагогического института детской дефективности в 1920-1924 гг. / В. П. Кащенко // Проблемы изучения и воспитания ребенка. - 1926. - С. 194.
20. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 2001. - 458 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ