ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения младшего школьного возраста 11
1.3. Роль формирования коммуникативных навыков в развитии детей
младшего школьного возраста с нарушениями зрения 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Требования федерального государственного образовательного
стандарта по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 20
2.2. Анализ адаптированной основной общеобразовательной программы
начального образования для обучающихся с нарушениями зрения по развитию коммуникативных навыков на уроках «Окружающий мир» 26
2.3. Анализ авторских диагностических методик по развитию
коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 42
3.1. Проект диагностики коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения 42
3.2. Проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями
зрения на уроках «Окружающий мир» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 76
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в общении реализуется одна из важнейших сфер в жизни человека - социальная.
Взаимодействие человека с другими людьми неотъемлемая часть жизни каждого. Важнейшими функциями общения являются развитие личности, получение различного рода информации и удовлетворение социальных потребностей. Отсутствие базовых навыков общения у младшего школьника может привести к множеству проблем с социализацией. Кроме того, нарушение зрения в той или иной степени усугубляет установление контактов обучающегося с окружающим его социумом.
Коммуникативные навыки начинают развиваться еще в детском возрасте, так как ребенок постоянно находится в обществе и появляется необходимость в установлении связей с ним. Тогда начинает накапливаться опыт отношений с людьми как своего возраста, так и с представителями взрослого поколения. При наступлении момента поступления в образовательную организацию ребенок переходит на относительно навый уровень, отличающийся как качественно, так и количественно, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций (общение со взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, ориентация на партнера по общению и так далее).
Низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков младшего школьника с нарушениями зрения к школьному обучению может иметь серьезные последствия. При неполноценном развитии зрения трудности в коммуникации с окружающими преодолеваются с особыми усилиями, возникает риск развития негативного стиля общения у ребенка с социумом. Таким образом, целенаправленное и систематическое развитие 4
коммуникативных навыков является важнейшей и необходимой частью процесса обучения.
Общение - существенная часть любого урока, поэтому развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушениями зрения ведет к повышению качества коррекционно-воспитательного процесса. Это очень важно, поскольку требования федерального государственного стандарта к развитию коммуникативных навыков, и не только, отвечают современным запросам общества. И та работа, которая проводится по формированию и развитию коммуникативного аспекта развития личности, приобретает особую актуальность.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью организации целенаправленного и систематического развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения.
Данная проблема нашла свое отражение в работах таких ученых как Л. И. Божович, Л. С. Волкова, М. Ю. Заорская, Е. Г. Злобина, И. Г. Корнилова, М. И. Лисина, Л. И. Солнцева , и другие.
Цель исследования - разработать проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир».
Объект - коммуникативные навыки младших школьников с нарушениями зрения.
Субъект - обучающиеся младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет - развитие коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) проанализировать основные понятия, относящиеся к исследованию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения;
3) изучить особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения;
4) проанализировать и подобрать диагностический инструментарий для составления проекта диагностики коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения;
5) проанализировать возможные пути развития коммуникативных навыков на уроках «Окружающий мир» по данным методической литературы и нормативной документации и составить проект коррекции коммуникативных навыков у школьников с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования - целенаправленная и систематическая работа по развитию коммуникативных навыков с младшими школьниками с нарушениями зрения будет более эффективна на уроках «Окружающий мир».
Методы исследования - анализ теоретической, методической литературы и нормативной документации по теме исследования, проектирование констатирующего и формирующего экспериментов
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Проблема развития навыков коммуникации является одной из самых актуальных в вопросе развития личности ребенка младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Это связано с тем, что от того как дети в младшем школьном возрасте выстраивают взаимоотношениями, будет зависеть дальнейшее построение коммуникативных связей и социализации. Если на данном этапе формирования отношений возникают трудности, то в дальнейшем ребенок будет испытывать неуверенность в себе, замкнутость, агрессию, неумение и нежелание контактировать с людьми. Целью исследования являлось изучение особенностей развития и путей формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир». Для ее достижения была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования, проанализированы основные понятия, относящиеся к исследованию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения, изучен и подобран диагностический инструментарий по теме исследования, проанализированы возможные пути развития коммуникативных навыков по данным методической литературы и нормативной документации.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил закрепить знания о психологических особенностях детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и изучить особенности коммуникативных навыков у данной категории детей. Было выяснено, что нарушения зрения препятствуют становлению у детей младшего школьного возраста полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняют контакты со сверстниками, что может привести к их изоляции в группе. Был проведен анализ нормативной документации, который показал, что развитие коммуникации является неотъемлемым требованием в обучении детей с нарушениями зрения. И для дальнейшего изучения и коррекции коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения необходимо проанализировать и подобрать диагностический инструментарий.
В ходе исследования диагностического инструментария по изучаемой проблеме было выяснено, что для исследования коммуникативных навыков младшего школьника с нарушениями зрения наиболее эффективными являются: экспертный опрос и метод наблюдения. Из большого множества методик, были выбраны наиболее подходящие для изучаемой категории детей: методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой, методика «Рукавички» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, методика «Ковер» Р. В. Овчаровой. Благодаря данным методикам можно выявить уровень сформированности контекстного общения с взрослыми, выявить уровень сформированности действий по согласию усилий в процессе организации совместной деятельности, изучить уровнень сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачей.
Кроме анализа и подбора диагностического инструментария было изучено влияние уроков «Окружающий мир» на развитие коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения. Оказалось, что навыки коммуникации следует развивать на уроках «Окружающий мир» по средствам внедрения в структуру урока групповой формы работы. Дисциплиной «Окружающий мир» ставится основной задачей - изучение окружающего мира, что по средствам группового взаимодействия достигается более продуктивно и эффективно.Такая работа позволяет проникнуться и осознать ценность совместного коллективного творчества, выстраивание решений без видимых и весомых проблем в поиске общего решения, поиску компромиссов в различных ситуациях, формировке навыков построения диалогов и развитие умения принимать точку зрения другого, адекватно реагировать на нее.
После анализа методов и приемов развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения, был составлен проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир». Целью данной программы является развитие коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир». В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи: развитие способов сотрудничества, как со взрослыми, так и со сверстниками; развитие умения пользоваться неречевыми средствами общения (мимика, жесты, позы) и понимать собеседника по используемым жестам; развивать умения понимать и выражать речевые формулы в обращенной речи; развитие умения внимательно слушать собеседника, принимать позицию другого человека; развитие умения выражать свое отношение к той или иной ситуации; развитие умения работать в паре со сверстником, в группе; развитие умения четко и развернуто отвечать на поставленные вопросы учителя; развитие умение обсуждать поставленную задачу, умение договориться. Программа по развитию коммуникативных навыков будет реализовываться при изучении раздела «Почему и зачем?» (УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков). Данный раздел содержит 20 тем-подразделов, которым посвящен отдельный урок. Программой предполагается одно задание, реализующееся на одном уроке, то есть 20 уроков - 20 заданий. Основные формы работы: фрональная, индивидуальная, работа в парах, группах. Бесспорным плюсом программы является то, что направления работы комбинируются между собой, что позволяет подходить развитию коммуникативных навыков комплексно, а разнообразные задания, предусмотренные программой, помогают сохранять интерес ребенка и раскрывать коммуникативные навыки младших школьников с нарушениями зрения в различных формах взаимодействия. Благодаря такой программе дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения могут выйти на достаточно высокий уровень сформированности коммуникативных навыков.
Таким образом, выполненное исследование помогло углубить теоретические знания о проблеме развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения, составить проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков. Эта информация будет полезна при проведении коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
1. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. Новосибирск, 1991. 140 с.
2. Бурменская Г. В. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста : Тексты и метод. Материалы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» / ред.-сост. Г. В. Бурменская. Москва, 2003.348 с.
3. Виленская А. М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей . Москва, 1990. 323 с.
4. Волкова Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения . Москва, 1983. 254 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва, 2010. 536 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / под ред. Т. А. Власовой. - М. , 1999. Т. 5. 368 с.
7. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. М., 2012. 360 с.
8. Григорьева Г. В. Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения. М., 2000. 189 с.
9. Гришанова И. А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения // Наука и образование. 2006. С. 3-17.
10. Денискина В. З. Формирование неречевых средств у детей с нарушениями зрения. Верхняя Пышма, 1997. 22 с.
11. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога: монография. Ростов на Дону, 2007. 486 с.
12. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: монография. М., 2000. 240 с.
13. Ермолович З. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы. - Л., 1979. 95 с.
14. Заорская М. Ю. Овладение слепыми младшими школьниками средствами общения : монография. - Л, 1991. 449 с.
15. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. Москва, 1973. 159 с...