Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие активного словаря у младших школьников с нарушением зрения на уроках окружающего мира

Работа №93131

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы110
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 8
1.1. Определение основных понятий проблемы развития активного
словаря у детей младшего школьного возраста 8
1.2. Развитие активного словаря у нормотипичных детей младшего
школьного возраста
1.3. Особенности развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 27
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения 27
2.2. Проект констатирующего эксперимента: цели, задачи,
организация исследования уровня сформированности активного словаря 32
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 39
3.1. Анализ учебного плана занятий на уроках окружающего мира для
детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 39
3.2. Проект обучающего эксперименты по развитию активного
словаря у младших школьников с нарушением зрения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95

На сегодняшний день проблема развития активного словаря у детей младшего школьного возраста является актуальной и представляет интерес для психологов, педагогов и дефектологов. Одним из разделов дефектологии является тифлопедагогика, где вопросу о развитии речи у детей с нарушением зрения уделено особое внимание.
Из-за дефектов в зрительном аппарате у многих детей страдает развитие зрительного восприятия. Как следствие, у многих детей страдает чувственное познание и складываются неполные, неточные представления об окружающей действительности. Это приводит к тому, что в речи детей можно наблюдать вербализмы, трудности в соотношении использования слов с конкретными признаками и свойствами предметов, ограниченный словарный запас, что негативно сказывается на развитие связной речи.
Особенности развития речи и особенно овладение активным словарным запасом рассматривали Л. С. Волкова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Р. Е. Левина, Л. И. Солнцева, Г. А. Якунин и др. Психологические особенности восприятия детей с нарушениями зрения изучали Л. П. Григорьева, М. И. Земцова, А. М. Зимкина, Е. И. Ковалевский, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, О. Г. Солнцева и др.
Значение связной речи в жизни человека колоссально. Без нее невозможна успешная социализация. В свою очередь, отсутствие коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми приводит к тому, что у обучающихся появляется стеснительность, замкнутость, иногда агрессия. Все это приводит к дезадаптации ребенка в социуме, особенно на этапе обучения в школе, в коллективе сверстников.
На зрительное восприятие опирается сенсорное познание, которое является базой когнитивной деятельности человека. Благодаря ей человек усваивает об окружающем мире, согласно исследованиям, около 85% информации [62]. К успешному усвоению представлений о мире, в котором живет человек, необходимо, приводит слаженная работа органов чувств ребенка. Если один из компонентов перцептивной системы выпадет, то это ведет к тому, что дети не могут получать полную информацию об окружающем мире, соответственно их ощущения становятся уже и в несколько раз беднее.
Патологии зрительного восприятия в первую очередь ведут к проблемам, связанным с ориентацией в пространстве, что затрудняет процесс накапливания собственного чувственного опыта и делают представления ребенка об окружающей действительности более скудными, что в дальнейшем приводит к обеднению словарного запаса и недоразвитию связной речи.
Развитие речи происходит на всех этапах развития человека. Особенно важными этапами являются ранний возраст, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Речь начинает развиваться в раннем возрасте вместе с увеличением словарного запаса, с развитием лексико-грамматического строя. Но развитие словарного запаса не останавливается на этом, продолжая совершенствоваться. Его количественное и качественное развитие приходится на младший школьный возраст.
Проблемы в развитии связной речи наблюдаются у детей разного возраста часто в сочетании с разными нарушениями в развитии. Это негативно влияет, в первую очередь, на образовательные потребности ребенка и его развитие. При должной работе над связной речью детей можно скорректировать недостатки и поспособствовать развитию мышления и коммуникативных навыков, которые помогут социализации ребенка [38]. Для успешного овладения навыками связной речи необходим достаточный уровень активного словарного запаса.
Словарный запас является строительным материалом языка, так как именно при помощи слова окружающая действительность связывается с мышлением. Они обозначают предметы действительности и выражают понятия о нем. М. Р. Львов определяет слово, как частицу знаний, обобщения опыта, хранящаяся в памяти и использующаяся человеком в речемыслительном процессе [35].
Словарный запас, с точки зрения психологии, делится на активный и пассивный.
Самое известное определение активного словаря дает Г. Н. Бавыкина, подразумевая под ним слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. У ребенка он наполнен общеупотребительной лексикой, но в отдельных случаях и специфической, употребление которой объясняется условиями жизни [3].
Понимание слов - ключ к успешному усвоению словарного запаса. Этот процесс зависит от восприятия смысла, заложенного в слове. По мнению И. А. Зимней, смысловое восприятие - единый процесс взаимодействия восприятия и понимания, процесс осмысления и восприятия, который в конечном итоге приводит к пониманию, или не пониманию конкретного речевого сообщения. Без хранения языковой информации в памяти невозможно понимание слов, то есть конечная символическая функция не выполняется [24].
Все это должно развиваться в совокупности, не отделяясь друг от друга. В современных реалиях речевые нарушения бывают не только у детей с нарушениями зрения, но и у детей с нормой. У последних словарный запас бывает также беден, как и у детей с патологией. Для успешного развития человека в будущем необходима богатая и хорошо развитая речь, так как именно с ее помощью возможно полноценное общение и развитие речи. Если наблюдается недостаточное развитие словаря, то говорить о нормальном речевом развитии невозможно. Поэтому необходима коррекционная работа этих нарушений, а именно - работа над обогащением, уточнением и активизацией слов в речи учащегося для улучшения его коммуникативных навыков.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в развитие речи детей с нарушениями зрения особое внимание необходимо уделять активизации словарного запаса. Из-за недостаточного количества методик по коррекционной работе по активизации словаря у обучающихся с нарушением зрения, необходимо разработать комплекс игр и упражнений, которые будут адаптированы в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
Цель работы - выявление особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и разработка проекта коррекционной работы по развитию активного словаря у младших школьников с нарушением зрения.
Объект исследования - активный словарь у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования - процесс развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках окружающего мира.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) теоретический анализ литературы по проблеме развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
2) характеристика особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
3) сравнение особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и нормой;
4) подбор диагностических методик для выявления нарушений в формировании активного словаря;
5) составление проекта коррекционной работы по развитию активного словаря у младших школьников с нарушением зрения.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также из списка источников и литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Речь является особым видом деятельности, которая позволяет при помощи системы звуковых сигналов, письменных знаков или символов хранить, использовать и передавать информацию, а также является средством общения. Поэтому очень важно заниматься развитием речи, особенно в детском возрасте.
Нарушение зрения негативно сказывается на развитии детей. Многие ВПФ формируются не до конца. Сильнее всего страдает зрительное восприятие, являющееся главным источником информации об окружающем мире. Это приводит к неполным представлениям об окружающем мире и, как следствие, страдает речевое развитие.
Для детей с нарушением зрения характерен вербализм речи. Их словарный запас ничем не уступает по объему словарному запасу детей с нормой, но характеризуется формализацией и отсутствием согласованности между словами и предметами.
Имея ограниченность представлений о предметах и объектах окружающего мира, у них нарушена связь слова с понятием, то есть наблюдаются проблемы в определении правильного значения слов. С одной стороны, дети с нарушением зрения, имея большой словарный запас, могут использовать правильно слова в предложениях. Но тем не менее часто говорят шаблонами, когда не понимают значения слов, особенно тех, которые выражают действия, качества, состояния предметов и объектов. У детей с нарушением зрения также можно встретить нарушения грамматических навыков, навыков словообразования и проблемы в построении конкретных высказываний.
Словарный запас является основой языка и включает в себя совокупность слов, которые обозначают явления, предметы и понятия. Выделяют два вида словарного запаса. Активный словарный запас - слова, которые используются человеком в устной и письменной речи. Пассивный словарь участвует в процессе понимания устной и письменной речи, но сам человек не использует этот объем слов.
Очень важно начинать коррекционную работу еще в раннем возрасте и продолжать ее в процессе развития ребенка. К началу школьного возраста дети должны иметь достаточный словарный запас и хорошее произношение, а также знать значения слов. Формирование и обогащение словарного запаса очень сложный процесс. Главное оказать грамотную помощь. Развивать словарный запас можно через чтение, словесные игры, рассказ по картинкам и пересказ текста.
Развитие словарного запаса благоприятно сказывается на формирование связной речи, особенно у детей с нарушениями зрения, на их социализацию и коммуникативные способности. Это требует отдельной коррекционной работы.
Для решения проблемы развития активизации словарного запаса обучающихся с нарушением зрения были решены следующие задачи:
1. Собран и проанализирован теоретический материл по проблеме развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
2. Была исследована характеристика особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
3. Проведен анализ особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и нормой;
4. Подобран комплекс диагностических методик, позволяющих выявить нарушения в формировании активного словаря;
5. Составлен проект коррекционной работы, направленный на развитие активного словарного запаса детей.
Проект коррекционной работы был составлен согласно подобранным диагностическим методикам и опирается на программу специального (коррекционного) образовательного учреждения ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна» «Окружающий мир».
Мы предполагаем, что подобранные нами игры и упражнения, будут эффективны при обучении детей с нарушениями зрения и будут эффективны при переводе пассивного словаря в активный.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов. М., 1997. 704 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000. 400 с.
3. Бавыкина Г. Н. Методика развития активного словаря дошкольников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. :, 2016. 256 с.
4. Белопольский В. И. Современная психология: Справочное
руководство. М. : ИНФРА-М, 1999. 687 с.
5. Бородовской Н. В. Современные образовательные технологии. М., 2010. 432 с
6. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика : учебное пособие для среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата. М., 2014. 197 с.
7. Волкова Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения : автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук: 13.00.03. М., 1983. 32 с.
8. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М., 1998. 680 с.
9. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М., 2002. 202 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
11. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949. 268 с.
12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 470 с.
13. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : методическое пособие. М., 2017. 120 с.
14. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2005. 351 с.
15. Головей Л. А. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М., 2018. 413 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ