МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие о рефлексии в научной литературе 6
1.2. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция 11
1.3. Теоретико-практические подходы к обеспечению методических условий в дошкольной образовательной организации для повышения
профессиональной рефлексии педагогов 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38
2.1 Изучение характеристик профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации 38
2.2. Реализация методических условий повышения профессиональной
рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации 47
2.3. Итоги практической работы по теме исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 95
ГЛАВА 1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие о рефлексии в научной литературе 6
1.2. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция 11
1.3. Теоретико-практические подходы к обеспечению методических условий в дошкольной образовательной организации для повышения
профессиональной рефлексии педагогов 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38
2.1 Изучение характеристик профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации 38
2.2. Реализация методических условий повышения профессиональной
рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации 47
2.3. Итоги практической работы по теме исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 95
Актуальность исследования. Педагогическая рефлексия, как объект научного исследования, появилась на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в связи с быстрыми темпами развития педагогической науки, научно-технического прогресса, усложняющимися и изменяющимися стандартами образования, внедрением новых образовательных технологий воспитания и обучения, требующих от педагогов постоянного личностного и профессионального роста (И. В. Вачков, С.А. Дружилов, И.А. Зимняя, А.И., Ю.В. Малый, Маркова, Л.М. Митина, В.В. Сериков и др.).
Сегодня педагогическая рефлексия занимает центральное место в исследованиях, которые посвящены проблемам профессионального самообразования, профессионального самосознания, профессиональной культуры и профессиональной подготовки педагога (О.С. Анисимов, В.Н. Белкина, Д. Бернал, И. Г. Бессонова, А.А. Бизяева, , Б.З. Вульфов, Г.Г. Ермакова, А.В. Карпов, Т.В. Литвиненко, ГВ.В. Марико,
Е.Е. Михайлова, .С. Пьянкова, В.И. Слободчиков, И.А. Стеценко, Г.П. Щедровицкий и др.).
Интерес к педагогической рефлексии в последнее десятилетие значительно вырос в связи с проблемами развития и формирования педагогической рефлексии в процессе подготовки будущих педагогов (учителей, воспитателей), инновационной педагогической деятельности (В.Г. Дмитриева, Г.Г. Ермакова, Т.В. Литвиненко, Ю.В. Малый, Л.М. Митина, Е.В. Пискунова, Г.С. Пьянкова, Е.П. Седых, И.А. Стаценко и др.).
Анализ источников показал, что в основном внимание уделяется формированию базовых структурных компонентов профессиональной рефлексии, профессиональной компетентности будущего педагога дошкольного образования, обосновываются условия развития педагогической рефлексии в образовательном процессе педагогического вуза. Однако вопрос профессиональной рефлексии воспитателя, обращенный к нему самому, как субъекту деятельности освещен недостаточно. Исходя из этого, анализ развития современной образовательной ситуации в дошкольном образовании позволяет выявить противоречие между возрастающими требованиями к профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования и отсутствием организационно-методических условий, направленных на развитие профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации.
Указанное противоречие определило проблему исследования: каковы организационно-методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации?
Вышеизложенные позволило сформулировать тему исследования «Методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития профессиональной
рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методические условия развития
профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «рефлексия», «педагогическая рефлексия» в научной психолого-педагогической литературе.
2. Выявить теоретико-практические подходы к обеспечению методических условий в дошкольной образовательной организации для повышения профессиональной рефлексии педагогов.
3. Определить уровень развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации на практике.
4. Разработать план методической работы для повышения профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации.
5. Проанализировать итоги практической методической работы в аспекте повышения профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования.
Для решения поставленных задач использовались методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы; изучение документации, анкетирование, тестирование; качественный и количественный анализ.
База исследования практической части исследования: Муниципальное автономное дошкольного образовательное учреждение детский сад №133 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 32 педагога.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Сегодня педагогическая рефлексия занимает центральное место в исследованиях, которые посвящены проблемам профессионального самообразования, профессионального самосознания, профессиональной культуры и профессиональной подготовки педагога (О.С. Анисимов, В.Н. Белкина, Д. Бернал, И. Г. Бессонова, А.А. Бизяева, , Б.З. Вульфов, Г.Г. Ермакова, А.В. Карпов, Т.В. Литвиненко, ГВ.В. Марико,
Е.Е. Михайлова, .С. Пьянкова, В.И. Слободчиков, И.А. Стеценко, Г.П. Щедровицкий и др.).
Интерес к педагогической рефлексии в последнее десятилетие значительно вырос в связи с проблемами развития и формирования педагогической рефлексии в процессе подготовки будущих педагогов (учителей, воспитателей), инновационной педагогической деятельности (В.Г. Дмитриева, Г.Г. Ермакова, Т.В. Литвиненко, Ю.В. Малый, Л.М. Митина, Е.В. Пискунова, Г.С. Пьянкова, Е.П. Седых, И.А. Стаценко и др.).
Анализ источников показал, что в основном внимание уделяется формированию базовых структурных компонентов профессиональной рефлексии, профессиональной компетентности будущего педагога дошкольного образования, обосновываются условия развития педагогической рефлексии в образовательном процессе педагогического вуза. Однако вопрос профессиональной рефлексии воспитателя, обращенный к нему самому, как субъекту деятельности освещен недостаточно. Исходя из этого, анализ развития современной образовательной ситуации в дошкольном образовании позволяет выявить противоречие между возрастающими требованиями к профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования и отсутствием организационно-методических условий, направленных на развитие профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации.
Указанное противоречие определило проблему исследования: каковы организационно-методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации?
Вышеизложенные позволило сформулировать тему исследования «Методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития профессиональной
рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методические условия развития
профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «рефлексия», «педагогическая рефлексия» в научной психолого-педагогической литературе.
2. Выявить теоретико-практические подходы к обеспечению методических условий в дошкольной образовательной организации для повышения профессиональной рефлексии педагогов.
3. Определить уровень развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации на практике.
4. Разработать план методической работы для повышения профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации.
5. Проанализировать итоги практической методической работы в аспекте повышения профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования.
Для решения поставленных задач использовались методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы; изучение документации, анкетирование, тестирование; качественный и количественный анализ.
База исследования практической части исследования: Муниципальное автономное дошкольного образовательное учреждение детский сад №133 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 32 педагога.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Данная работа посвящена проблеме профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации и организационнометодическим условиям, направленным на ее развитие.
Исследование профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации является актуальной проблемой, т.к. это способствует профессиональному росту и саморазвитию педагога, развитию конкурентоспособности педагогических работников, включению внутренней и внешней мотивации деятельности, а также взаимной мотивации участников.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. В процессе определения научных предпосылок и проблем в исследовании профессиональной педагогической рефлексии педагога дошкольной образовательной организации было установлено, понятие «рефлексия» как научная категория указывает на то, что область его актуальности выходит далеко за рамки психологической науки, охватывая различные области знания, включая педагогическую науку и является важным аргументом профессиональной рефлексии педагога дошкольной образовательной организации.
2. Сущность педагогической рефлексии как профессиональной компетенции рассматривается с позиции осознания педагогом себя субъектом педагогической деятельности и педагогической ситуации; с позиции ценностей, которыми педагог руководствуется, оценки степени адекватности своих педагогических действий и форм поведения в профессионально важных ситуациях. Содержание в педагогической деятельности рефлексирования включает в себя интегральные (мотивы, цели, планирование, антиципация, принятие операции, решения, контроль, оценка), когнитивные, волевые, эмоциональные, и мотивационные процессы.
3. Изучение характеристик профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации осуществлялось определением основных критериев, характеризующих ее - когнитивгно-рефлексивного,, опреационально-деятельностного, мотивационного, ценностного.
4. Для измерения уровня рефлексивности педагога дошкольной образовательной организации используются методики авторов А.В. Карпова, В.В. Пономаревой, методика Е.Е. Рукавишникова, методика М.И. Лукьяновой дают более полную картину профессиональной педагогической рефлексии.
5. В качестве основных путей повышения профессиональной
педагогической рефлексии педагогов дошкольной образовательной является разработка организационно-методических условий, реализация которых возможна с использованием основных ресурсов методической службы дошкольной образовательной организации: научно-методических,
информационных и основного ресурса- человеческого (опыт мастеров- педагогов, педагогов-психологов и т.д.).
8. Система методических мероприятий предполагает высокую степень вовлечения педагогов в процесс практических семинаров и тренингов, обязательное взаимодействие участников между собой и с материалами мероприятий. При этом профессиональная рефлексия педагогов развивается одновременно с полученными знаниями, умениями и навыками в ходе практической деятельности.
Проведенное исследование подтвердило, что выявленные методические условия способствуют развитию профессиональной рефлективности педагогов дошкольной образовательной, что обусловлено требованиями к совершенствованию их профессиональной компетентности.
Исследование профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации является актуальной проблемой, т.к. это способствует профессиональному росту и саморазвитию педагога, развитию конкурентоспособности педагогических работников, включению внутренней и внешней мотивации деятельности, а также взаимной мотивации участников.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. В процессе определения научных предпосылок и проблем в исследовании профессиональной педагогической рефлексии педагога дошкольной образовательной организации было установлено, понятие «рефлексия» как научная категория указывает на то, что область его актуальности выходит далеко за рамки психологической науки, охватывая различные области знания, включая педагогическую науку и является важным аргументом профессиональной рефлексии педагога дошкольной образовательной организации.
2. Сущность педагогической рефлексии как профессиональной компетенции рассматривается с позиции осознания педагогом себя субъектом педагогической деятельности и педагогической ситуации; с позиции ценностей, которыми педагог руководствуется, оценки степени адекватности своих педагогических действий и форм поведения в профессионально важных ситуациях. Содержание в педагогической деятельности рефлексирования включает в себя интегральные (мотивы, цели, планирование, антиципация, принятие операции, решения, контроль, оценка), когнитивные, волевые, эмоциональные, и мотивационные процессы.
3. Изучение характеристик профессиональной рефлексии педагогов дошкольной образовательной организации осуществлялось определением основных критериев, характеризующих ее - когнитивгно-рефлексивного,, опреационально-деятельностного, мотивационного, ценностного.
4. Для измерения уровня рефлексивности педагога дошкольной образовательной организации используются методики авторов А.В. Карпова, В.В. Пономаревой, методика Е.Е. Рукавишникова, методика М.И. Лукьяновой дают более полную картину профессиональной педагогической рефлексии.
5. В качестве основных путей повышения профессиональной
педагогической рефлексии педагогов дошкольной образовательной является разработка организационно-методических условий, реализация которых возможна с использованием основных ресурсов методической службы дошкольной образовательной организации: научно-методических,
информационных и основного ресурса- человеческого (опыт мастеров- педагогов, педагогов-психологов и т.д.).
8. Система методических мероприятий предполагает высокую степень вовлечения педагогов в процесс практических семинаров и тренингов, обязательное взаимодействие участников между собой и с материалами мероприятий. При этом профессиональная рефлексия педагогов развивается одновременно с полученными знаниями, умениями и навыками в ходе практической деятельности.
Проведенное исследование подтвердило, что выявленные методические условия способствуют развитию профессиональной рефлективности педагогов дошкольной образовательной, что обусловлено требованиями к совершенствованию их профессиональной компетентности.
Подобные работы
- Организационно - методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Развитие правовой компетентности у педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Развитие профессионально-нравственной позиции воспитателя
дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022





