Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические факторы тревожности в юношеском возрасте (Московский городской педагогический университет)

Работа №93117

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Московский Педагогический Государственный Университет.
Выборка: 60 студентов (32 девушки и 28 юношей, возраст испытуемых – 19-25 лет).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.1 Изучение проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии 10
1.2 Социально-психологические факторы тревожности 21
1.3 Психологические характеристики юношеского возраста 34
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 50
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 50
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 54
2.3 Практические рекомендации психологам по оптимизации у юношей и девушек уровня тревожности 63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81


Актуальность исследования. Проблема тревожности - одна из центральных проблем современной цивилизации. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.
В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги и тревожности довольно мало, в отличие от западной. Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.
Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение.
Важность исследования тревожности как черты личности именно в юношеском возрасте обусловливается тем, что к этому возрасту интенциональная структура субъекта уже достаточно сформировалась и можно говорить о более или менее устойчивой личностной организации. По мнению С. Стеллса, в юношеском возрасте тревожность перестаёт быть феноменом, сопровождающим кризисы развития, и либо оптимизируется, либо становится частью самой личности.
Настоящее исследование направлено на изучение тревожности как черты личности и как состояния в норме, в связи с тем, что до сих пор представление о личностной тревожности не является целостным: ранее исследователями было установлено, что коренным отличием тревожности в норме от патологической тревожности является фактор противодействия (сопротивления) личности таким переживаниям. Диссертационное исследование расширяет знания о механизмах этого сопротивления и выявляет направления и типы реакций на фрустрирующие ситуации, способствующие или препятствующие успешной адаптации личности.
Авторы международного обзора исследований в The Canadian Journal of Psychiatry приходят к заключению, что в тот или иной период жизни от тревожного расстройства страдает каждый шестой человек в мире и эта болезнь длится не менее года. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, число людей с высоким уровнем тревожности выросло в 24 раза с 1945 по 2010 год. По мировой статистике, «реальный факт тревожности» – 15% ‚ в России – 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в России 85 человек имеют высокий уровень тревожности.
С высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах. Тревожность может вырабатывать негативные индивидуальные качества, например, – агрессивность, зависимость и т.п. Тревожность является препятствием на пути нормального развития и функционирования личности.
Одним из важных периодов жизни является юношеский возраст, когда решаются задачи профессионального и личностного самоопределения, расширяется диапазон социальных ролей и интересов.
Тревожность является препятствием на пути гармоничного развития личности в юношеском возрасте. Чем выше уровень тревожности, тем сложнее молодому человеку пройти данный этап онтогенеза. Тревожность, как правило, изменяет не в лучшую сторону отношение к себе, к окружающим и действительности, порождает замкнутость в себе, настроенность на неудачу, неуверенность, тревожные молодые люди могут не чувствовать себя в полной мере уверенно и комфортно, чтобы выстраивать плодотворные и качественные взаимоотношения, что особенно важно в юношеском возрасте. У лиц юношеского возраста с высоким уровнем тревожности наблюдается доминирование мотивации избегания неудачи, что приводит к низкой продуктивности молодых людей на пути достижения собственных целей, отсутствие деятельного стремления к качественным улучшениям жизни. Тревожность может привести к значительным трудностям в самоопределении, которое является главной задачей личности в юношеском возрасте.
Понимание факторов, обуславливающих высокий уровень тревожности у лиц юношеского возраста, может помочь выстраивать пути решения данной проблемы. Все это обуславливает актуальность исследования социально-психологических факторов тревожности в юношеском возрасте.
Цель: исследовать социально-психологические факторы тревожности в юношеском возрасте.
Объект исследования: тревожность в юношеском возрасте.
Предмет исследования: социально-психологические факторы тревожности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: тревожность в юношеском возрасте детерминирована социально-психологическими факторами. Социально-психологическими факторами тревожности в юношеском возрасте являются как неблагоприятные семейные отношения, сложившиеся в родительской семье, так и неудовлетворенные потребности в принятии и признании коллективом сверстников.
Частные гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между уровнем тревожности юношей и девушек и типом привязанности к матери.
2. Существует взаимосвязь между уровнем тревожности юношей и девушек и их социометрическим статусом в группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть тревожность как социально-психологический феномен.
2. Проанализировать факторы тревожности.
3. Рассмотреть социально-психологические особенности юношеского возраста.
4. Провести эмпирическое исследование социально-психологических факторов тревожности в юношеском возрасте.
5. Разработать практические рекомендации психологам по оптимизации у юношей и девушек уровня тревожности в процессе консультационной работы и тренинговых занятий.
Методологическая основа исследования:
 Идея детерминизма С.Л. Рубинштейна, согласно которой внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение».
 Принцип системности Б.Ф. Ломова, в соответствии с которым психические явления изучаются как системы, то есть сложноорганизованные и постоянно развивающиеся объекты: с одной стороны, индивидуальный субъект есть система, с другой, он входит в более широкую систему – групповой субъект, все психологические феномены которого, в том числе идентификация, имеют системную природу.
 Деятельностный подход к исследованию личности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, согласно которому развитие личности представляет собой процесс взаимодействия множества видов деятельности, которые вступают между собой в иерархические отношения, а личность возникает как совокупность иерархических отношений деятельности.
Теоретическая основа исследования: труды З. Фрейда, К. Хорни, Э.Фромма, К. Роджерса, Л.И. Божович, Ф.Б. Березина, А.М. Прихожан, Р.С. Немова, Е.И. Рогова и др., которые придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха и рассматривают тревожность как свойство и состояние личности, а также работы Ч.Д. Спилбергера, в которых тревожность трактуется как устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкое разнообразие ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена); методики:
1. Шкала тревоги и тревожности Ч. Спилбергера;
2. Опросник для определения типа привязанности к матери (М.В. Яремчук, модификация О.В. Алмазовой);
3. «Социометрия» (Дж. Морено).
База исследования: Московский Педагогический Государственный Университет.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие учащиеся в количестве 60 респондентов из них 32 девушки и 28 парней.
Практическая значимость исследования:
Исследование актуально для использования в индивидуальном консультировании и социально-психологическом сопровождении юношей и девушек с высоким уровнем тревожности. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки образовательных, воспитательных, просветительских и коррекционных программ и мероприятий, направленных на социально-психологическую работу с современной молодежью.
Научная новизна:
 изучены особенности современных социально-психологических факторов, детерминирующих тревожность в юношеском возрасте;
 определен комплекс методик для проведения эмпирического исследования по установлению социально-психологических факторов тревожности в юношеском возрасте;
 разработаны практические рекомендации психологам по оптимизации у юношей и девушек уровня тревожности в процессе консультационной работы и тренинговых занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу и решив поставленные задачи, позволило сделать следующие выводы.
На сегодняшний день ученые отмечают усиленный рост числа тревожных юношей, отличающихся повышенным беспокойством, низкой сопротивляемостью стрессу, эмоциональным и психологическим неблагополучием. Анализ психолого-педагогической литературы выявил широкую теоретическую изученность проблемы, в то время как практической её части, направленной на профилактику, диагностику и коррекцию тревожности юношей, и представляющей большую значимость, уделено значительно меньше внимания.
Как показало эмпирическое исследование, у большинства принявших в нем участие студентов умеренный уровень личностной тревожности и низкий уровень ситуативной тревожности, преобладают молодые люди с надежным и смешанным типом привязанности к матери. Наиболее многочисленной в данной выборке является третья статусная категория – «среднестатусные» члены группы.
Корреляционный анализ выявил четыре статистически значимые связи между уровнем тревожности, типом привязанности к матери и социометрическим статусом в группе юношей и девушек, а именно: отрицательные связи между надежной привязанностью к матери, ситуативной и личностной тревожностью; положительная связь между тревожно-амбивалентной привязанностью к матери и личностной тревожностью; отрицательная связь между количеством выборов (социометрическим статусом) и личностной тревожностью.
В рамках выпускной квалификационной работы были сформулированы практические рекомендации психологам по оптимизации у юношей и девушек уровня тревожности. Отмечено, что целеориентированная консультационная работа может предполагать ориентацию на нормализацию отношений молодых людей с родителями, понимание необходимости сохранения доверительных отношений с разумной автономностью. Повышение у юношей и девушек уверенности в себе, самооценки, обучение приемам саморегуляции эффективнее в форме разработанного автором телесно-ориентированного тренинга, примерная программа которого направленна на оптимизацию тревожности у молодых людей. Основными задачами тренинга являются нормализация уровня тревожности; формирование основ коммуникативной культуры; формирование умения разрешать конфликтные ситуации; формирование толерантных установок в отношении других людей; коррекция уровня самооценки осознание собственных внутренних ресурсов (физических, эмоциональных) для улучшения психофизического восстановления.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены и выдвинутые гипотезы подтверждены.



1. Артюхова Т.Ю., Басалаева Н.В. Тревожность современных подростков // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 4-1. – С. 15-19.
2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 5. – С. 111-116.
3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. – М.: Экон-Информ, 2009. – 247 с.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
5. Березовин Н.А., Морозова Л.И. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза // Педагогика высшей и средней специальной школы. – 1988. – Вып. 2.
6. Биктагирова А.Р. Саморегуляция психических состояний у студентов факультета физической культуры и спорта // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Международной научно-практическая конференции. Часть 1. – Челябинск: Издательство ЮУГУ, 2011. – С. 36-37.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПБ.: Питер, 2008. – 400 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 352 с.
9. Булатова Т.А., Черных Е.И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 2. – С. 107-112.
10. Васанов А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования. – М.: Изд-во МосГУ, 2006. – 56 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2006. – 1136 с.
12. Гасанова Р.Р. Саморегуляция субъекта учебно-профессиональной деятельности // Педагогика искусства. – 2010. – № 2. – С. 130-140.
13. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
14. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 4. – С. 56-60.
15. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека: (системно-деятельный подход). – М.: Изд-во ИПРАН, 2003. – 318 с.
16. Зимняя И.А. Семикин В.В., Щедров В.И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции эмоционального состояния // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 6. – С. 28-37.
17. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1991. – С. 144-156.
18. Иванова О.Н., Бильданова В.Р. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С.56.
19. Иванова Т.Г. Межполушарное взаимодействие и тревожность в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – № 4. – С.147-152.
20. Ильин Е.П. Теория функциональная системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / под ред. Б.Ф.Ломова. – М.: Наука, 1978. – С.325-347.
21. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Р-н/Д.: Феникс, 2004. – 288 с.
22. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2022. – 944 с.
23. Куницына В.Н. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки: дисс.... канд. псих. наук. – М., 1980. – 223 с.
24. Латыпов И.Ф. Экзаменационная тревожность у студентов // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 6. – С. 74.
25. Леонова А.Б, Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. – М.: Радикс, 1995. – 448 с.
26. Мартынова М.А. Влияние отдельных показателей коммуникативного потенциала на осознанную саморегуляцию человека // Человек и язык в коммуникативном пространстве. – 2013. – № 4. – Т.4. – С. 418-423.
27. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: АСТ, 2002. – 812 с.
28. Мухина В.С. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
29. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Союз, 1999. – 287 с.
30. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 121-127.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
32. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
33. Нордгеймер Ю.Р. Роль психической саморегуляции функционального состояния в создании учебной развивающей среды: дисс. … канд. психол. наук. – Пятигорск, 1999. – 145 с.
34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, Изд-во МГППУ, 2011. – 464 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. == М.: Тривола, 1995. – 315 с.
36. Богданова И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ: дисс. … канд.псих.наук. – М., 1998. – 241 с.
37. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – С.11-17.
38. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – М.- Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
39. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. – Казань: Изд-во КГПИ, 1994. – 168 с.
40. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-вво НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
41. Попельский В. Психология неравновесных состояний. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998. – 149 с.
42. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Академия, 2008. – 496 с.
43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Академия, 1996. – 539 с.
44. Романенко O.K. Практическая гештальтгерапия. – М.: Фолиум, 1995. – 112 с.
45. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М.: Просвещение, 1966. – 220 с.
46. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
47. Хорни К. Теории личности. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 349 с.
48. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2006. – 606 с.
49. Фрейд З. Психофизиология стресса / под ред. Ю.И. Александрова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 349 с.
50. Шакурова Р.Х. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности // Псіхалогія. – 2000. – № 3. – С. 3-11.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ