Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Работа №93113

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

филология

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Современная лингвистика значительное внимание уделяет исследованиям в области терминологии. Особый интерес представляет её теоретическое и практическое изучение с точки зрения переводоведения. Сегодня в терминологии наблюдаются такие явления, как банализация и детерминологизация специальной лексики, что приводит к её проникновению в общелитературный язык, в частности, в ораторскую речь. Таким образом, термины всё чаще становятся источником трудностей в работе не только письменного, но и устного переводчика.
Данная диссертация посвящена исследованию способов передачи терминологической лексики в устном переводе. Объектом настоящей диссертации является терминологическая лексика, используемая в современной ораторской речи. Предметом исследования являются способы передачи терминологической лексики при устном синхронном переводе.
Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска эффективных способов передачи терминологической лексики в синхронном переводе. Новизна исследования состоит в том, что терминология недостаточно подробно изучена с точки зрения устного перевода. Проблема перевода специальной лексики чаще всего рассматривается в контексте письменного перевода, поэтому не учитываются особенности ситуации синхронного перевода и не анализируются стратегии, применяемые синхронистами для передачи терминологической лексики.
Целью работы является оценка успешности стратегий передачи терминологической лексики при устном синхронном переводе.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
дать определение термина как единицы языка для специальных целей;
• сравнить понятия терминологической и переводческой эквивалентности;
• рассмотреть способы передачи терминологической лексики при синхронном переводе ораторской речи;
• выявить наиболее успешные стратегии передачи терминологической лексики при устном переводе.
Материалом для исследования послужила терминологическая лексика в выступлениях различной тематики и в их устных переводах на английском и русском языках. Всего проанализировано 15 выступлений, из которых методом сплошной выборки извлечено около 500 сегментов для перевода в направлении русский-английский и около 400 сегментов - в направлении английский-русский.
При изучении собранного материала применялись следующие методы исследования: метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод анализа дефиниций, метод семантического анализа и метод переводоведческого анализа.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование терминологической лексики с точки зрения переводоведения. В основу исследования легли теоретические работы многих отечественных и зарубежных исследователей, которые помогли обобщить имеющиеся на настоящий момент знания о термине и возможностях его перевода.
Несмотря на то, что традиционно терминология предъявляет строгие критерии к терминам, позволяющие отделить их от общеупотребительных слов, современные работы в русле дескриптивной терминологии доказывают наличие обратной тенденции, носящей название «детерминологизации» и вызванной комплексом лингвистических и нелингвистических причин. Постепенно сближаясь со словом общелитературного языка, термин теряет свои основные свойства, такие как соответствие, принципу «одно понятие - один термин» и отсутствие стилистической окраски, что создаёт трудности при переводе специальной лексики.
Рассматривая перевод терминов, важно отметить, что речь идёт скорее не о переводе как таковом, а о замене термина языка оригинала его эквивалентом в языке перевода. Однако в реальности многие термины относятся к группе безэквивалентных, другие (как и слова общелитературного языка) имеют несколько эквивалентов, например, различающихся по сфере употребления. В переводоведении существует более широкое понимание эквивалентности, которая выделяется на нескольких уровнях: лексическом, семантическом, стилистическом. Переводчику доступен ряд переводческих приёмов и трансформаций, с помощью которых он добивается определённого уровня эквивалентности в языке перевода.
В отличие от письменного переводчика, трудности, с которыми сталкивается переводчик-синхронист при работе со специальной лексикой, не ограничиваются поиском точного эквивалента термина. Анализируя способы передачи терминологической лексики в синхронном переводе,
важно принимать во внимание особые условия, в которых он выполняется: жёсткие временные рамки, ограниченная возможность обращения к справочным источникам, ведущая роль предпереводческой подготовки.
В диссертации были проанализированы различные способы перевода терминов в контексте устного синхронного перевода в зависимости от типа эквивалентности, на который ориентируется переводчик. Отобранный для анализа материал был изначально ограничен максимально неспециализированным контекстом, чтобы проследить влияние детерминологизации на поведение терминов в ораторской речи.
Поскольку термины относятся к прецизионной информации, переводчики-синхронисты при работе максимально ориентируются на формально-лингвистическую (терминологическую) эквивалентность, стараясь сохранить как содержание, так и форму термина. Основная доля терминологической работы приходится на фазу подготовки к заданию; в некоторых случаях переводчик предпочитает опустить незнакомый термин.
В связи со сложностью моментального извлечения из памяти эквивалентов терминов, а также с наличием безэквивалентных терминов, часто переводчики пользуются такими трансформациями как генерализация и описательный перевод, позволяющими сохранить смысловой компонент термина. Ориентация на семантическую эквивалентность в данном случае соответствует общей направленности синхронного перевода на передачу содержания сообщения.
Тем не менее, в современной ораторской речи термины начинаются, наряду со словами общелитературного языка, выполнять и не свойственные им функции, например, маркировать определённый тип дискурса или становиться основой для метафорического образа. Анализ подобных случаев, пусть и немногочисленных, позволяет понять, что роль термина в языке претерпевает значительные изменения.
При работе с отобранными материалами также было выявлено большое значение нелингвистических факторов для успешного перевода терминологии, таких как наличие у оратора акцента, скорость речи и некоторых других.
Несмотря на то, что однозначно определить наиболее успешную стратегию передачи специальной лексики в синхронном переводе невозможно, в данном исследовании были проанализированы и описаны все основные доступные переводчику-синхронисту стратегии. Знакомство и ними и умение их использования поможет переводчикам более эффективно справляться с трудностями, которые представляет терминологическая лексика в ораторской речи.
В дальнейшем, в продолжение данного исследования интересно было бы рассмотреть особенности перевода терминологической лексики в более специализированном контексте, например, при синхронном переводе на тематических конференциях, лекциях, семинарах. Отдельно также можно было бы изучить процесс терминологической подготовки переводчика перед выполнением переводческого задания для определения наиболее эффективных способов подготовки, которые, несомненно, повысили бы качество синхронного перевода, а также описать возможности использования различных терминологических ресурсов в переводческой кабине.
Перспективность исследования терминологии с точки зрения устного перевода определяется необходимостью расширения теоретической базы по данной теме, а также разработки её практического применения в помощь устным переводчикам.



2. Алексеева И. С. Профессиональный тренинг переводчика. - СПб: Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 282 с.
3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка : учеб. пособие / И.В. Арнольд. - 2-е изд., перераб. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. - 376 с.
4. Ачкасов А. В. О содержании понятия «терминологическая эквивалентность». / А. В. Ачкасов // Актуальные проблемы переводоведения. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003.
5. Ачкасов А. В. Декомпозиционный перевод и мотивированность формы термина (на примере термина «учебный цикл»). / А. В. Ачкасов // Материалы XLII Международной филологической конференции 11-16 марта 2013 г. Актуальные проблемы переводоведения. / Под ред. проф. В. И. Шадрина. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. - с. 8-20.
6. Багиян А. Ю. Детерминологизация как результат размытости границ между специальной и общеупотребительной лексикой. / А. Ю. Багиян // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 7 (37): в 2-х ч. Ч. II. - с. 28-33.
7. Бархударов Л. С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). - М., «Междунар. отношения», 1975. - 240 с.
8. Гарбовский Н. К. Теория перевода. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 544 с.
9. Даниленко В. П. Лингвистический аспект стандартизации терминологии. / В. П. Даниленко [и др.]; Отв. ред. Е. Н. Ширяев; Рос. АН, Ин-т рус. яз.- М.: Наука, 1993. - 126 с.
10. Казакова Т. А. Практические основы перевода. English - Russian. - Серия: Изучаем иностранные языки. - СПб.: «Издательство Союз», 2001. - 320 с.
11. Канделаки Т. Л. Значения терминов и системы значений научно-технических терминологий // Проблемы языка науки и техники. Логические, лингвистические и историко-научные аспекты терминологии; отв. ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударов; АН СССР. Ком. науч.-техн. терминологии - М.: Наука, 1970. -127 с.
12. Комиссаров В. Н. Современное переводоведение. - 2-е изд., испр. - М.: «Р Валент», 2011. - 408 с.
13. Лапшина М. Н. Параллельные тексты как инструмент решения проблем стилистической адекватности. / М. Н. Лапшина // Наука, образование и культура. - № 3 (6), 2016. - с. 25-28.
14. Лапшина М. Н. Проблемы устного перевода ораторской речи. / М. Н. Лапшина // Проблемы современного переводоведения : сборник статей в честь шестидесятилетия профессора В. И. Шадрина / С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т письменного и устного перевода им. А. В. Федорова; [сост. А. В. Ачкасов; отв. ред. И. В. Недялков]. - Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2011. - с. 165-177.
15. Лейчик В. М. Об относительности существования термина / В. М. Лейчик // Материалы научного симпозиума «Семиотиче ские проблемы языков науки, терминологии и информатики». - М., 1971. - Ч. 2. - с. 436-442.
16. Лейчик В. М. Терминоведение: Предмет, методы, структура. - Изд. 4-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 256 с.
17. Лейчик В. М., Шелов С. Д. Лингвистические проблемы терминологии и научно-технический перевод / В. М. Лейчик [и др.] // Серия «Теория и практика научно-технического перевода»: Обзор информации. - Вып. 18.
Часть II. - М.: Всесоюзный центр переводов научно-технической информации и документации, 1990. - 80 с.
18. Лотте Д. С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. - М.: Наука, 1982. - 149 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ