ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы использования творческих видов деятельности при обучении английскому языку в младших классах 7
1.1. Понятие «творческие виды деятельности» в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Особенности начального иноязычного образования как основы
творческой деятельности обучающихся 14
1.3. Психолого-педагогические условия, способствующие развитие
творческих видов деятельности в процессе обучения английскому языку младших школьников 17
Выводы по ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА II. Реализация творческого потенциала младших школьников при обучении английскому языку 22
2.1. Нетрадиционный урок иностранного языка как форма реализации
творческого потенциала младших школьников 22
2.2. Игровая технология как основа творческой деятельности
обучающихся 26
2.3. Драматизация и театрализованная иноязычная деятельность в рамках
внеурочной деятельности 31
2.4. Результаты опытно-экспериментального исследования по
использованию творческих видов деятельности в процессе обучения английскому языку младших школьников 35
Выводы по ГЛАВЕ II 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению вопросов использования творческих видов деятельности в процессе иноязычного образования младших школьников.
Актуальность темы исследования. Основная цель иноязычного образования, заключающаяся в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, не будет достигнута, если в процессе иноязычного образования учителем не будет сформирован творческий компонент у обучающихся.
Формирование творческой личности - это процесс длительный и увлекательный. Использование творческих видов деятельности, как на уроках иностранного языка, так и во внеурочной иноязычной деятельности является тем необходимым шагом, который предоставляет обучающимся в будущем возможность включиться в реальное иноязычное общение.
Творческие виды деятельности требуют от обучающихся самостоятельной работы, а также учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей, как в диалогической, так и в монологической речи, способствует развитию личностных качеств.
Приоритет непрерывного и последовательного развития креативности обучающихся заключается в том, что дети в дальнейшем смогут самостоятельно добывать знания и выстраивать личную стратегию в освоении английского языка, что указывает на актуальность данного направления в методике иноязычного образования.
На сегодняшний день, федеральный государственный
образовательный стандарт призывает к тому, что модель массовой начальной школы должна быть личностно-ориентированной и развивающей, так как одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Это обстоятельство подтверждает значимость решения проблемы использования творческих видов деятельности в иноязычном образовании младших школьников.
Кроме того, практики доказывают, что недостаточная мотивация к изучению английского языка обусловлена тем, что традиционная классно-урочная организация обучения в школе давно приняла форму однообразия и монотонности.
Повышение мотивации через творческие виды деятельности - актуальная тема в современной методике обучения иностранному языку, требующая постоянного обновления и совершенствования.
Все вышеупомянутое подтверждает актуальность исследования указанной проблемы.
Объект исследования: процесс иноязычного образования младших школьников (начальная школа).
Предмет исследования: творческие виды деятельности при обучении иностранному языку в начальной школе.
Цель исследования: научное обоснование эффективности
использования творческих видов деятельности на уроках английского языка в младших классах.
Гипотеза исследования: организация творческой деятельности
младших школьников на уроках и внеурочных мероприятиях по иностранному языку будет способствовать повышению как познавательного интереса, активности и мотивации школьников, так и уровня творческого и интеллектуального развития детей.
Для достижения цели исследования и обоснования гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты проблемы использования творческих видов деятельности в процессе обучения английскому языку младших школьников, а именно:
- раскрыть понятие «творческая деятельность» и выявить основные виды и формы творческой деятельности в рамках начального иноязычного образования;
- рассмотреть особенности начального иноязычного образования и условия, способствующие развитию творческого потенциала младших школьников;
2) провести опытно-экспериментальную работу с целью определения наиболее эффективных приемов формирования творческой активности младших школьников;
3) обобщить результаты исследования в форме методических указаний.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследованию вопросов использования творческих видов деятельности при обучении английскому языку школьников уделяли внимание в методике обучения как родному, так и иностранному языкам многие ученые. Среди них - Дж. Локк, И. Кант, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Д.С. Лихачев, Н.А. Бердяев, В. В. Давыдов, О.И. Матюшкин, М.А. Абдуллаева, О.И. Лапшина, В.А. Сухомлинский и др.
Используемые методы исследования: изучение и обобщение, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, анкетирование, анализ языкового материала, описательный и сравнительный метод.
Материалом исследования для написания практической части данной работы является учебник 4-го класса Spotlight «Английский в фокусе» Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, учебно-методические пособия, Интернет-ресурсы и др.
Практическая значимость данного исследования определяется изучением комплекса практических творческих заданий и внеурочных мероприятий, проведением опытно-экспериментальной работы с использованием творческих видов деятельности, сравнением результатов тестового контроля и творческих заданий, систематизации теоретических аспектов творческой деятельности. Представленные материалы могут быть использованы учителями в учебно-образовательном процессе по английскому языку в младшей школе, а также студентами при подготовке и написании курсовых работ по методике обучения первому иностранному языку.
Полученные результаты исследования могут быть применены в процессе начального иноязычного образования школьников.
Апробация работы проводилась при прохождении педагогической практики в МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы выпускной квалификационной работы, ее актуальность и практическая значимость исследования, определяются цель и задачи работы, характеризуются методы и материал исследования.
В 1 главе «Теоретические аспекты проблемы использования творческих видов деятельности в процессе обучения английскому языку младших школьников» рассматривается понятие творчество как вид деятельности, условия реализации творческих видов деятельности и их классификация.
Во 2 главе «Реализация творческого потенциала младших школьников в процессе обучения английскому языку» рассматриваются современные приемы использования творческих видов деятельности и их внедрение в процесс обучения английскому языку, а также приводятся результаты использования предложенных видов творческой деятельности в процессе обучения.
В заключении подводятся итоги исследования, делаются общие выводы по работе.
Список использованной литературы содержит наименования научных трудов, и в том числе интернет-источников.
Ключевой целью на современном уроке английского языка является формирование интеллектуально развивающейся творческой личности. В связи с этим, на первый план выходят определённые требования к такой личности, среди них - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Подготовить ребенка и подростка к взрослой жизни - это значит, прежде всего, развивать у него потребность к творческой активности, к самостоятельному поиску ответов на вопросы, пути решения каких-либо жизненных трудностей и, конечно, совершенствовании и реализации своих природных дарований и способностей. Именно в процессе творческого воспитания осуществляется формирование интеллектуальной культуры личности.
В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы творчества, творческой игры, и тогда, традиционный урок примет захватывающую форму, потому как разнообразные инновационные и нестандартные задания помогают детям стать креативными личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к любой деятельности, в том числе и обучающей, - значит выполнять ее качественно, на более высоком уровне. Тяжело сделать каждый урок английского языка захватывающим, однако реальностью является то, что дети чутко реагируют на сложные, непонятные и неинтересные упражнения. Задача учителя - сделать уроки интересными и динамичными. Тогда мотивация ребенка повысится, и учитель получит эффективный результат. Учитель должен найти максимум приемов, при помощи которых будет повышаться стремление ребенка к активной познавательной деятельности и поможет ему максимально раскрыть свои способности в творчестве.
Можно утверждать, что применение творческих заданий в практике изучения английского языка помогает сформировать умение учиться - ставить цели, организовывать собственную деятельность. Позитивным является повышение учебной мотивации учащихся, формирования ответственности за результат своего творчества, желание предоставить его своим товарищам, а также формирование установок на сотрудничество учащихся и педагога в процессе приобретения знаний и сотворчества. Уровень мотивации также отмечается позитивными изменениями, учащимся нравится работать над своими проектами, создавать фантастические проекты, участвовать в творческих играх, разыгрывать диалоги, переводить и инсценировать стихи и придумывать собственные загадки, при этом, контролировать и анализировать свои результаты самостоятельно, сравнивать свое мнение с оценкой учителя и одноклассников.
Именно поэтому так важно организовывать творческую деятельность как на уроках английского языка в начальных классах, так и во внеурочное время, потому как это формирует стойкий интерес к дальнейшему изучению английского языка, уверенность в успешном овладении иноязычными навыками и умениями, а также способствует активизации познавательной и творческой активности учащихся начальных классов, развивает мышление, память, сообразительность, внимание, воспитывает инициативность, обогащает речь и словарный запас.
В ходе проведённой учебно-воспитательной работы во время практики были использованы различные методы и приемы обучения, которые стимулировали учебно-познавательную деятельность учащихся.
Использованные методы и приёмы показали свою эффективность.
Следует отметить, что все поставленные задачи были выполнены в ходе исследования, а именно:
1) рассмотрены теоретические аспекты проблемы использования творческих видов деятельности в процессе обучения английскому языку младших школьников, а именно:
- раскрыто понятие «творческая деятельность» и выявлены основные виды и формы творческой деятельности в рамках начального иноязычного образования;
- рассмотрены особенности начального иноязычного образования и условия, способствующие развитие творческого потенциала младших школьников;
2) обобщены результаты опытно-экспериментальной работы и определены наиболее эффективные приемы формирования творческой активности младших школьников.
Мы уверены в том, что использование творческой деятельности в процессе иноязычного образования младших школьников послужит базисом для формирования креативно развитой личности.
1. Артемьева О.А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности: Монография // - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - С. 5-9.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
3. Белова Н.Ю. Игра как средство формирования межличностных отношений у дошкольников на занятиях английского языка // Среднее профессиональное образование. 2012. - № 1. - С. 21-22.
4. Богатикова О.Л. Внеклассная и внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/09/11/vneklassnaya-i-vneurochnaya- deyatelnost-vzglyad-skvoz-prizmu-fgos (дата обращения: 15.04.2017).
5. Болюбаш Я.Я., Булах И., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание - К.: Мастер-класс, 2007. - 272 c.
6. Вайнер М.Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников // Начальная школа: плюс+минус. 2001. - № 4. - С. 12-14.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 368 c.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 c.
9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 c.
10. Грановская P.M. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов - Петербург, Иматон, 1994. - 192 с.
11. Губанов М.В. Игра как средство социокультурного развития детей // Среднее профессиональное образование. 2013. - № 11. - С. 42-44.
12. Епанчинцева Н.Д., Моисеенко О.А. (ред) Игры и творческие задания на занятиях по английскому языку в детском саду для детей среднего и старшего дошкольного возраста (учебно-методическое пособие) - Белгород: ИПЦ Политерра, 2009. - 23 с.
13. Жулева И.А. Внеурочная деятельность по английскому языку.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiyyazyk/library/2016/03/22/vn eurochnaya-deyatelnost-po (дата обращения: 01.11.2017)
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе - М.: Просвещение, 1991. - 222 c.
15. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие - 3-е изд., доп. - Москва: Юнити -Дана, 2012. - 672 c.
16. Кромелицкая, И.Л. Роль инсценирования приизучении английского языка // Начальная школа плюс До и После. 2006. - № 12. - С. 32-34.
17. Левин В.А. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993. - 563 c.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.,
Политиздат, 1975. - 258 c.
19. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения // -
Начальная школа. 1981. - №3. - С. 27-32.
20. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения - М.: Просвещение, 1990. - 211 c.
21. Махина О.Е. Обучение иностранному языку дошкольников: обзор теоретических позиций // Иностранные языки в школе. 1990. - №1 - С. 38 - 42.
22. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992. - 63 с.
...