Глава 1. Восприятие произведений художественной литературы как фактор влияния на поэзию
1.1 Особенности восприятия произведений художественной
литературы детьми разного возраста 7
1.2 «Возрастная» специфика поэзии для детей 19
Глава 2. «Возрастная» специфика детской поэзии в творчестве российских детских поэтов XXI века
2.1 Анализ стихотворений для детей М.Д. Яснова 31
2.2 Анализ стихотворений для детей Т. Собакина 39
2.3 Анализ стихотворений для детей А.А. Усачева 47
Заключение 55
Библиографический список 57
АННОТАЦИЯ
В данной выпускной квалификационной работе на примере творчества поэтов М.Д. Яснова, Т.Собакина и А.А. Усачева исследованы особенности формального и содержательного аспектов современной российской поэзии для детей. Для реализации этой цели был проведен анализ соответствующих компонентов в классической поэзии для детей, выявлены ее формальные и содержательные особенности, названа совокупность традиционных для нее художественных принципов.
Определение специфики поэзии для детей проводилось на основе детского восприятия произведений художественной литературы. В работе обозначены основные черты восприятия художественной литературы, присущие ребенку на каждом этапе детства.
Актуальность исследования определяется тем, что именно со стихотворений начинается знакомство ребенка с художественной литературой. Поэзия на данный момент является важнейшим средством формирования у ребенка первичного образного представления о мире, воспитания у него эстетического вкуса, овладения языковыми законами. Произведения, написанные в поэтической форме, легче для восприятия, а потому, чем меньше ребенок, тем больше поэтических произведений входит в его круг чтения.
Актуальность работы обусловливается и тем, что до сих пор остается неразрешенной проблема определения той совокупности отличительных черт поэзии для детей, которые позволили бы выделить ее в самостоятельную область искусства слова.
Между тем поэты прошлого, адресовавшие свои произведения детям разного возраста, понимали, что у их читателей особое мировосприятие, а потому писать для них нужно иначе, чем для взрослых. Это и способствовало тому, что у детской поэзии (здесь и далее в значении «поэзия для детей») в течение нескольких веков формировалась специфика, определяемая возрастом читателя-ребенка.
Возникает вопрос, учитывают ли современные российские поэты возрастные особенности психики детей-читателей и существует ли «возрастная» специфика современной российской поэзии для детей, которую можно считать важным критерием выделения детской поэзии в самостоятельную область художественной литературы.
Эмпирическая база исследования. Хронологические рамки. Изучение современной российской поэзии для детей базируется на анализе таких источников, как стихотворения М.Д. Яснова, Т.Собакина и А.А. Усачева, рассчитанные на детей разных возрастов. Творчество именно этих поэтов было выбрано потому, что стихотворные книги для детей Яснова, Усачева и Собакина пользуются высоким спросом, о чем свидетельствуют многотысячные тиражи этих книг и их ежегодные переиздания. Мы анализировали только те стихотворения Яснова, Усачева и Собакина, что напечатаны в книгах, изданных не ранее 2000-ого года.
Историография исследования. Теоретической основой исследования служили труды отечественных и зарубежных ученых. Природа восприятия художественных произведений, в том числе литературных, рассматривается в трудах психологов Р.Арнхейма, Б.Лхамцэрэна, Б.М.Теплова,
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми изучались психологами О.И. Никифоровой, М.Р. Львовым, А.В. Запорожцем и продолжают изучаться психологами И.А. Зимней, А.А. Неверовой и педагогами О.В Чиндиловой, О.С. Ушаковой.
О детской поэзии XXI написано мало работ. Наиболее значительная из них — «Детская литература» И.А. Арзамасцевой и С.А. Николаевой. В ней авторы рассматривают основные тенденции современной поэзии для детей. Ни в научной периодике, ни в базе кандидатских диссертаций Российской национальной библиотеки мы не обнаружили ни одной работы, в которой бы изучалась современная детская поэзия с точки зрения ее уникальных черт, обусловливающихся категорией читателя-ребенка. Также мы не нашли ни одной научной работы, специально посвященной изучению творчества М.Д. Яснова, Т. Собакина и А.А. Усачева. Это и подтверждает научную новизну исследования.
Объектом данного исследования является творчество современных российских поэтов, пишущих для детей.
Предмет исследования — отражение «возрастной» специфики детской поэзии в современной российской поэзии для детей на материале произведений трех поэтов.
Цель исследования — выявить, проявляется ли «возрастная» специфика детской поэзии в творчестве российских детских поэтов современности.
Реализация поставленной цели определила следующие задачи:
1. Определить специфику восприятия произведений художественной литературы детьми разного возраста.
2. На основе возрастных особенностей восприятия литературных произведений детьми выявить специфику поэтических произведений для детей разного возраста.
3. Изучить творчество для детей современных российских поэтов на предмет наличия в нем «возрастной» специфики детской поэзии. Определить, каким образом эта специфика в их творчестве реализуется.
4. Выявить индивидуальные черты в творчестве каждого из трех поэтов.
Гипотеза — творчество российских детских поэтов XXI века индивидуально. Их творчеству присущи и общие черты, предопределяющие существование такого явления, как «поэзия для детей».
Положения, выносимые на защиту:
1. В каждый возрастной период у ребенка складывается особая форма восприятия произведений художественной литературы. Некоторые особенности художественного восприятия сохраняются на протяжении нескольких периодов детства.
2. Возрастная специфика детского восприятия произведений художественной литературы является регулятором творческой деятельности поэта, пишущего для детей. Она определяет форму и содержание стихотворений для детей.
3. Российской детской поэзии XXI века присуща специфика, определяемая возрастными особенностями художественного восприятия детей. Эта «возрастная» специфика является основанием для признания за детской поэзией самостоятельного культурного феномена.
4. Индивидуальность творчества российских детских поэтов XXI века проявляется в использовании ими художественных принципов, языковых средств, структурировании формы стихотворений, выстраивании сюжетных линий.
Методология. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были выбраны теоретические методы: анализ и обобщение концепций и выводов отечественных и зарубежных ученых по проблеме восприятия художественных произведений, возрастной специфики восприятия литературных произведений; анализ работ по детской поэзии, связанных с темой исследования; анализ стихотворных книг российских детских поэтов XXI века.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что в дальнейшем возможно использование ряда выводов и положений работы для более глубокого изучения современной российской поэзии для детей в целом и творчества М.Д. Яснова, Т.Собакина и А.А. Усачева в отдельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Возраст ребенка определяет особенности его восприятия произведений художественной литературы.
2. Некоторые черты восприятия художественной литературы, свойственные для ребенка определенного возрастного периода, сохраняются и на следующих этапах детства.
3. Возрастная специфика детского восприятия художественной литературы определяет формальные и содержательные составляющие стихотворений; является ориентиром для детского поэта при отборе тех или иных художественных приемов, языка и тем для стихотворений.
4. Стихотворениям, рассчитанным на детей разных возрастных периодов, присущи некоторые общие формальные и содержательные черты.
5. Российские детские поэты XXI века при написании стихотворений учитывают особенности восприятия своих слушателей и читателей-детей. Это выражается в использовании ими тех художественных принципов, той лексики, освещении тех тем, которые сделают стихотворения понятными и интересными для ребенка определенного возраста.
6. Нынешняя детская поэзия в России обладает содержательными и формальными особенностями, которые позволяют выделить ее из общей, взрослой поэзии в самостоятельную область искусства слова.
7. Творчеству российских детских поэтов XXI века присущи индивидуальные черты:
7.1. Стихотворения М.Д. Яснова по преимуществу игровые. Вместе с тем поэт нередко касается тех тем, придумывает такие сюжеты, которые могут вызвать отрицательные эмоции у дошкольников и младших школьников, негативную реакцию с их стороны.
Метафору, нельзя назвать тропом, типичным для поэзии Яснова, хотя часть его читателей, младшие школьники, способны ее понимать при определенных условиях.
7.2. Т.Собакин нередко сочиняет для дошкольников и младших школьников такие стихотворения, форма которых может затруднить их восприятие детьми данного возраста.
Стихотворения Собакина для дошкольников и младших школьников в большинстве своем неигровые. Среди них всего несколько с вопросом- ответом, веселым абсурдным сюжетом, примерами словотворчества.
7.3. В поэзии А.А. Усачева сильно воспитательно-образовательное начало детской поэзии, но оно умело скрывается поэтом с помощью фольклорного приема вопрос-ответ. Из-за этого стихотворения Усачева становятся одновременно поучительными и игровыми.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. М., 2000.
2. Алиева Т.И. Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста: афтореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. гос. пед. ун-т им. В.И.Ленина М.,1991.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
4. Баевский В.С. У каждого метра есть душа. // Эл. собр. соч. [Электронный ресурс]. URL: https://gumilev.ru/about/24/
5. Барто А.Л. Лучшие стихи. М., 2016.
6. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество. // Психология художественного творчества. / Сост. К.В. Сельченок. М., 1991. С. 31-55.
7. Бочарова Н.Ю. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. С.3. [Электронный ресурс]. URL: http://dou10.bel31.ru/file/vospriatia.pdf
8. Васильева Ю.В. Повтор как принцип организации фольклорного текста: Лексико-синтаксический повтор в произведениях русского и англо-шотландского фольклора: автореф. дис. канд. филолог. наук: 10.02.19 / Сарат. гос. ун-т. им. Н.Г. Чернышевского. С., 2004.
9. Витгенштейн Л. Философские работы: Феноменология. Герменевтика. Философия языка. М., 1991.
10. Гаспаров М.Л. Фоника. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
11. Дети о языке: Приложение №2 к Трудам постоянно действующего семинара по онтолингвистке. / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, Т.В. Кузьмина. СПб., 2001.
12. Дрень О.Е. Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2009. №5.
13. Жданова Л.У. Роль игровой деятельности младших школьников в формировании коммуникативных умений // Science Time. 2015. №5 (17).
14. Зыль Т.Е. Литературное развитие читателя-школьника. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/230633.pdf
15. Калинина Т.Н. Развитие художественного восприятия ребенка на основе приобщения к изобразительному искусству: учеб. пособие. Екб., 2008.
16. Кияйкина О.В. Развитие воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т. им. А.И. Герцена. СПб., 2005.
17. Липихина Е.Л. Структура и функции поэтонимов в художественных текстах для детей: на материале произведений А.М. Волкова, Н.Н. Носова, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского: дис. канд. филолог. наук: 10.02.01 / Тюмен. гос. ун-т. Тмн., 2003.
18. Лойтер С.М. Русская детская литература XX в. и детский фольклор: проблемы взаимодействия: автореф. дис. д-ра филолог. наук: 10.01.01 / Кар. гос. пед. ун-т. Птз., 2002.
19. Лхамцэрэн Б. К вопросу восприятия художественного произведения. // Вестник ТГУ. 2008. № 12 (68)
20. Маршак С.Я. Стихи, сказки, азбуки, загадки. М., 2015.
...