Литературное развитие младшего школьника в процессе реализации информационных компьютерных технологий
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИКТ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Основы психологического развития детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Особенности литературного развития младших школьников 10
1.3. Потенциал ИКТ в развитии ребёнка 20
1.4. Анализ программного содержания по реализации ИКТ на уроках 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 38
2.1. Диагностика уровня литературного развития младших школьников ... 38
2.2. Комплекс заданий, направленный на литературное развитие младших
школьников с применением ИКТ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИКТ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Основы психологического развития детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Особенности литературного развития младших школьников 10
1.3. Потенциал ИКТ в развитии ребёнка 20
1.4. Анализ программного содержания по реализации ИКТ на уроках 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 38
2.1. Диагностика уровня литературного развития младших школьников ... 38
2.2. Комплекс заданий, направленный на литературное развитие младших
школьников с применением ИКТ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
Данная работа посвящена исследованию реализации информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках литературного чтения.
Начальная школа - это фундамент, основа, от его качества зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это возлагает особую ответственность на учителей. Начальная школа также выступает в роли первого опыта ребёнка в образовательной системе, места пробы своих образовательных сил. Именно на данном этапе важно развить самостоятельность, активность, суметь сохранить познавательную активность и помочь гармоничному вхождению ребёнка в образовательный мир, поддержать его эмоциональное благополучие и здоровье. Все эти качества обучающихся и развиваются благодаря внедрению информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.
XXI век считается веком прогресса в области техники, а также IT- технологий. Современный человек не может представить себя без результатов научных разработок, таких как компьютер, смартфон и, конечно, всемирная сеть - Интернет. Все эти технические устройства давно вошли во все сферы человеческой деятельности. Особенно в сфере обучения.
В условиях технологического и экономического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь используя современные подходы, технологии, методы. С применением информационно-компьютерных технологий урок становится более насыщенным и интересным. Заранее подготовленные материалы можно вывести на экран (схемы, даты, имена известных людей, исторические факты) благодаря чему, учитель успевает рассказать гораздо больше, но каждый ребенок работает в своем темпе, получая информацию по всем каналам восприятия (зрительному, слуховому, тактильному).
Современный мир - мир, в котором всё находится в постоянном движении, всё меняется и совершенствуется. Достаточно важно не отставать от прогресса и подстраиваться под него.
В области образования, в частности, начального образования важной проблемой является проблема удержания внимания детей на протяжении длительного времени. Один из путей преодоления этой проблемы - использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе. Почти на каждом уроке учитель применяет различные видео, аудио материалы, а так же презентации. Однако преимущественно средства ИКТ используются в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла, гораздо меньше внимания уделяется наукам гуманитарным, особенно литературе. На уроках литературного чтения использование ИКТ технологий ограничивается преимущественно в показе фильмов, презентаций теоретической части урока. Именно поэтому возникает необходимость в разработке комплекса заданий, который будет направлен на литературное развитие младших школьников.
Учитывая значимость темы и ее актуальность, нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы.
Объектом работы является процесс литературного развития младших школьников при реализации ИКТ.
Предмет исследования - комплекс заданий, направленный на литературное развитие младших школьников с применением ИКТ.
Целью работы является определение путей использования информационных компьютерных технологий (ИКТ), в частности, мультимедийных презентаций на уроках чтения в начальной школе.
Задачи работы:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методологическую литературу по теме исследования;
2. изучить различные формы и методы по использованию ИКТ на уроках литературного чтения;
3. Определить критерии и уровни литературного развития детей младшего школьного возраста.
4. Разработать комплекс заданий, направленный на литературное развитие младших школьников с применением ИКТ.
Методы исследования:
• теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования);
• эмпирические (педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования).
Начальная школа - это фундамент, основа, от его качества зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это возлагает особую ответственность на учителей. Начальная школа также выступает в роли первого опыта ребёнка в образовательной системе, места пробы своих образовательных сил. Именно на данном этапе важно развить самостоятельность, активность, суметь сохранить познавательную активность и помочь гармоничному вхождению ребёнка в образовательный мир, поддержать его эмоциональное благополучие и здоровье. Все эти качества обучающихся и развиваются благодаря внедрению информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.
XXI век считается веком прогресса в области техники, а также IT- технологий. Современный человек не может представить себя без результатов научных разработок, таких как компьютер, смартфон и, конечно, всемирная сеть - Интернет. Все эти технические устройства давно вошли во все сферы человеческой деятельности. Особенно в сфере обучения.
В условиях технологического и экономического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь используя современные подходы, технологии, методы. С применением информационно-компьютерных технологий урок становится более насыщенным и интересным. Заранее подготовленные материалы можно вывести на экран (схемы, даты, имена известных людей, исторические факты) благодаря чему, учитель успевает рассказать гораздо больше, но каждый ребенок работает в своем темпе, получая информацию по всем каналам восприятия (зрительному, слуховому, тактильному).
Современный мир - мир, в котором всё находится в постоянном движении, всё меняется и совершенствуется. Достаточно важно не отставать от прогресса и подстраиваться под него.
В области образования, в частности, начального образования важной проблемой является проблема удержания внимания детей на протяжении длительного времени. Один из путей преодоления этой проблемы - использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе. Почти на каждом уроке учитель применяет различные видео, аудио материалы, а так же презентации. Однако преимущественно средства ИКТ используются в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла, гораздо меньше внимания уделяется наукам гуманитарным, особенно литературе. На уроках литературного чтения использование ИКТ технологий ограничивается преимущественно в показе фильмов, презентаций теоретической части урока. Именно поэтому возникает необходимость в разработке комплекса заданий, который будет направлен на литературное развитие младших школьников.
Учитывая значимость темы и ее актуальность, нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы.
Объектом работы является процесс литературного развития младших школьников при реализации ИКТ.
Предмет исследования - комплекс заданий, направленный на литературное развитие младших школьников с применением ИКТ.
Целью работы является определение путей использования информационных компьютерных технологий (ИКТ), в частности, мультимедийных презентаций на уроках чтения в начальной школе.
Задачи работы:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методологическую литературу по теме исследования;
2. изучить различные формы и методы по использованию ИКТ на уроках литературного чтения;
3. Определить критерии и уровни литературного развития детей младшего школьного возраста.
4. Разработать комплекс заданий, направленный на литературное развитие младших школьников с применением ИКТ.
Методы исследования:
• теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования);
• эмпирические (педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования).
Итак, исследуя методическую основу реализации ИКТ на уроках литературного чтения, мною были достигнуты поставленные задачи, а именно:
• Определены критерии литературного развития младшего школьника
• Разработан комплекс упражнений, направленный на литературное развитие младшего школьника.
Использование персонального компьютера в образовательном процессе оказывает положительное влияние на: представление содержания обучения, управление учебно-познавательной деятельностью, стимулирование этой деятельности, мониторинг и контроль усвоения учебного материала и тому подобное.
Возникают возможности развития в динамике показать недоступными для непосредственного наблюдения явления и процессы, дополнить и углубить знания, полученные обучающимися из других источников, перейти от индивидуального к общему, от индивидуальных примеров до формирования концепции. Использование персонального компьютера позволяет предоставлять и разрабатывать гораздо больше образовательной информации, сделать ее более доступной для восприятия, более понятной с помощью интерактивности обучения.
Систематическое проведение уроков с помощью компьютерных технологий позволяет учителю эффективно управлять учебнопознавательной деятельностью обучающихся, контролировать уровень владения программой, адаптировать педагогический процесс, выявить пробелы в знаниях учеников для дальнейшего изучения недостаточно изученного материала.
Сфера применения компьютера у младших школьников чрезвычайно широка. Их можно успешно использовать для подачи нового материала, закрепление полученных знаний, особенно на этапе тренировки. Машинный контроль знаний дает возможность учителю и обучающимся быстро ознакомиться с результатами проверки.
С индивидуальным экраном ученик работает гораздо активнее, чем перед доской или даже тетрадью: стандартизированный шрифт,
рациональное размещение информации, его цветной дизайн значительно увеличивают скорость и качество восприятия материала и, следовательно, эффективность образовательной деятельности.
Компьютер по соответствующей программе позволяет учитывать характеристики ученика и класса в целом и, в случае затруднений, предложить ему какие-либо задания. Использование компьютера в классе не только учитывает когнитивные способности каждого ученика, но и развивает его интеллект.
Ребенок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, его интерес к чтению художественной литературы снижается. Это явление во многом связано со обучения чтению в школе. Конечно, в этом играют роль современные достижения человечества, такие как компьютеры, различные игровые приставки и т. д. Чтение сейчас не распространено.
Идея воспитания поколения, психологически подготовленного к использованию компьютера с раннего возраста, является важным и многообещающим перспектива для общества, его науки и культуры. Именно для этих людей компьютер станет частью их жизни.
Введение компьютера в систему дидактических инструментов может стать важным фактором обогащения интеллектуального, эстетического и нравственного развития ребенка. Широкое внедрение персональных компьютеров повысит общий уровень воспитательной работы в начальной школе. Использование компьютеров - не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.
Будущему специалисту начального звена образования придется задуматься и о компьютерной культуре детской речи. Нельзя отставать от инновационных подходов и методов обучения. Пришло время писать сочинения на уроках языка, наблюдая только красоту природы на сюжетных картинах, в серии отдельных рисунков или в реальности. Настало время компьютеризации, и мы должны следить за развитием науки и техники. Поэтому, улучшая нашу собственную речевую культуру, мы должны конкретно обращаться к активации словарного запаса с помощью межпредметных связей.
Современный человек должен знать компьютер. Это - полезная, удобная и интересная аппаратура. В будущем наша страна будет полностью компьютеризирована, и до этого уже не так далеко.
• Определены критерии литературного развития младшего школьника
• Разработан комплекс упражнений, направленный на литературное развитие младшего школьника.
Использование персонального компьютера в образовательном процессе оказывает положительное влияние на: представление содержания обучения, управление учебно-познавательной деятельностью, стимулирование этой деятельности, мониторинг и контроль усвоения учебного материала и тому подобное.
Возникают возможности развития в динамике показать недоступными для непосредственного наблюдения явления и процессы, дополнить и углубить знания, полученные обучающимися из других источников, перейти от индивидуального к общему, от индивидуальных примеров до формирования концепции. Использование персонального компьютера позволяет предоставлять и разрабатывать гораздо больше образовательной информации, сделать ее более доступной для восприятия, более понятной с помощью интерактивности обучения.
Систематическое проведение уроков с помощью компьютерных технологий позволяет учителю эффективно управлять учебнопознавательной деятельностью обучающихся, контролировать уровень владения программой, адаптировать педагогический процесс, выявить пробелы в знаниях учеников для дальнейшего изучения недостаточно изученного материала.
Сфера применения компьютера у младших школьников чрезвычайно широка. Их можно успешно использовать для подачи нового материала, закрепление полученных знаний, особенно на этапе тренировки. Машинный контроль знаний дает возможность учителю и обучающимся быстро ознакомиться с результатами проверки.
С индивидуальным экраном ученик работает гораздо активнее, чем перед доской или даже тетрадью: стандартизированный шрифт,
рациональное размещение информации, его цветной дизайн значительно увеличивают скорость и качество восприятия материала и, следовательно, эффективность образовательной деятельности.
Компьютер по соответствующей программе позволяет учитывать характеристики ученика и класса в целом и, в случае затруднений, предложить ему какие-либо задания. Использование компьютера в классе не только учитывает когнитивные способности каждого ученика, но и развивает его интеллект.
Ребенок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, его интерес к чтению художественной литературы снижается. Это явление во многом связано со обучения чтению в школе. Конечно, в этом играют роль современные достижения человечества, такие как компьютеры, различные игровые приставки и т. д. Чтение сейчас не распространено.
Идея воспитания поколения, психологически подготовленного к использованию компьютера с раннего возраста, является важным и многообещающим перспектива для общества, его науки и культуры. Именно для этих людей компьютер станет частью их жизни.
Введение компьютера в систему дидактических инструментов может стать важным фактором обогащения интеллектуального, эстетического и нравственного развития ребенка. Широкое внедрение персональных компьютеров повысит общий уровень воспитательной работы в начальной школе. Использование компьютеров - не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.
Будущему специалисту начального звена образования придется задуматься и о компьютерной культуре детской речи. Нельзя отставать от инновационных подходов и методов обучения. Пришло время писать сочинения на уроках языка, наблюдая только красоту природы на сюжетных картинах, в серии отдельных рисунков или в реальности. Настало время компьютеризации, и мы должны следить за развитием науки и техники. Поэтому, улучшая нашу собственную речевую культуру, мы должны конкретно обращаться к активации словарного запаса с помощью межпредметных связей.
Современный человек должен знать компьютер. Это - полезная, удобная и интересная аппаратура. В будущем наша страна будет полностью компьютеризирована, и до этого уже не так далеко.
Подобные работы
- Формирование навыков сотрудничества у младших школьников в процессе реализации дидактических медиа-игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2013 - Условия развития математического мышления младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА
«В МИРЕ КНИГ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020





