ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие моделирования 7
1.2. Моделирование в концепции обучения технологии в школе 12
1.3. Взаимосвязь понятий моделирования и конструирования 14
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
16
2.1. Процесс моделирования в начальной школе 16
2.2. Процесс моделирования в средней школе 19
2.3. Процесс моделирования в организации проектной деятельности
учащихся
22
3. ВОЗМОЖНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПРИ ПОМОЩИ LEGO 25
3.1. Возможности программы Lego Education 26
3.2. Выявления интереса у учащихся и учителей к применению LEGO Education на уроках 34
3.3. Методика проведения мастер-класса с Lego Education 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; одно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Но таково ли воспитание в наше время?
Образовательная область «Технология» способствует развитию у школьников функциональной технологической грамотности, обще трудовых политехнических знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.
Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения.
В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.
Каждый ребенок любит моделировать, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Работа учащихся по моделированию содействует развитию у них технологического мышления. Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция — вот те умственные
помощью которых учащиеся усваивают технико - технологические знания. Поэтому педагогу важно (на каждом уроке технологии) учить детей сравнивать изделия по разным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, логически рассуждать, делать выводы. Значение конструирования и моделирования состоит еще и в том, что в процессе изготовления изделий дети практически уточняют и расширяют свои представления о внешних признаках и принципах действия, о назначении и устройстве, об использовании в жизни натуральных технических объектов и сооружений.
Многие известные педагоги рассматривали вопрос взаимосвязи моделирования и трудового воспитания. В исследованиях В.С. Мухиной высказывается мысль о том, что продуктивная деятельность детей не только выражает определенные результаты их психического развития, но и сама обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей [1]. Одними из видов продуктивной деятельности на уроках технологии являются моделирование.
Также, по мнению А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван и других исследователей, моделирование предъявляют специфические требования к ребенку - к его умению предварительно создать образ будущего изделия, планировать этапы работы с учетом особенностей используемого материала, следовать намеченному плане[2].
Из этого стоит сделать вывод - моделирование является неотъемлемой частью всей системы трудового обучения и воспитания. И даже если брать в учёт то, что сейчас рассматривают вопрос о более теоретическом курсе технологии, трудовое воспитание должно остаться в курсе переработанной «Технологии». Поэтому, данная курсовая несет в себе актуальный характер и возможно, будущее практическое реализации на практике.
Исходя из этого:
Цель данной дипломной работа работы - рассмотреть и разработать средства обучения школьников методу моделированию в процессе обучения технологии.
Объект исследования - образовательный процесс по дисциплине «Технология».
Предмет исследования - обучение школьников моделированию при использовании программы Lego Education на занятиях по технологии.
Гипотеза исследования - если в процессе обучения технологии в качестве средства проектной деятельности использовать LEGO Education, то будут успешно формироваться умения по техническому и графическому моделированию.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме организации моделирования школьниками.
2. Рассмотреть возможности организации моделирования школьниками в предметной области «Технология».
3. Разработать методику организации моделирования школьниками на основе использования программы Lego Education.
4. Проверить возможность использования разработанной методики на практике.
Методы исследования:
1. Изучение программно - методических материалов по теме исследования.
2. Наблюдение за учебно - воспитательным процессом на уроках технологии.
3. Анализ и обобщение опыта методистов, учителей и своего собственного с целью разработки уроков.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава раскрывает понятие моделирования, вторая раскрывает особенности организации метода моделирования на уроках технологии. Третья глава - педагогический эксперимент, включающий методику проведения мастер класса с применением LEGO Education.
Метод моделирования - это возможно совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на реализацию технического и творческого потенциала детей.
В ходе изучения было выделено два основных понятия моделирования:
Техническое моделирование - существенное звено в общей системе политехнического обучения школьников, заключающиеся в конструировании моделей технических объектов от силуэтных до объемных, от самодвижущих - инерционных до электрифицированных по графическому изображению по замыслу, используя самый различный материал и инструмент.
Графическое моделирование - обучения детей азам и введение учеников в графическую грамотность.
Так же, было выявлено, что моделирование и конструирование - два взаимосвязанных метода, которые в совместной реализации дают более точные и, на мой взгляд, более практичные знания. В условиях, которые трактует нам общество XXI века, благодаря этим двум технологиям выучить и воспитать необходимые технические навыки, которые ученики смогут в дальнейшем реализовать при обучении на следующих ступенях образования, помогают облегчить подготовку будущих специалистов.
В ходе проделанной работы, были выделены определенные задачи моделирование в учебном процессе.
Задачи организации моделирования в начальной школе:
• формировать у учащихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений,
• обеспечение понимания роли труда в жизни людей,
• ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту,
• ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания
• получение навыков ручной работы.
Задачи организации моделирования в средней школе:
• ознакомить учеников с материалами, используемые в промышленности и быту для изготовления различных изделий (древесиной, металлами, пластмассой и т. д.),
• повысить эффективность учебного процесса,
• научиться рационально подготавливать своё рабочее место, поддерживать на нем порядок,
• привлекать к планированию своей деятельности,
• сформировать у учеников умение выполнять работу быстро и качественно.
Задачи организации моделирования в ходе проектной деятельности:
• самостоятельное проектирование будущего моделирования,
• формирование на основе моделирования учебно-познавательную деятельность,
• возможность творческой реализации учеников.
Одним из современных программ для развития навыка моделирования у детей, на мой взгляд, является LEGO Education. Она отвечает современным требованиям, установленным во ФГОС. В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени; способствует укреплению здоровья детей. В силу своей педагогической универсальности LEGO -технология служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях.
Таким образом, широко используя прием моделирования в творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я считаю, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
1. Александров Л. В. Моделирование - этап создания эффективных технических решений: Учебное пособие. М.: Поиск, 1991.
2. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 2004.
3. Атутова П.Ф. Дидактика технологического образования. М.: Поиск, 2010.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 2010.
5. Выготский Л. С. Пути к творчеству. Воображение и творчество в детской возрасте изд. М.: Просвещение, 1967.
6. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, 2009.
7. Заенчик В. М Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2009.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в РФ".
9. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. М.: Народное образование, 2009.
10. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом. М.: Народное образование, 2011.
11. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. . М.: Вентана-Граф, 2004.
12. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. № 8-9. изд. М.: Народное образование, 2011.
13. Перевертень. Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М.: Просвещение, 2010.
14. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов. М.: Просвещение, 2010.
15. М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология. Обслуживающий труд. М.: Вентана-Граф, 2010...