СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1. История возникновения профессиональной ориентации и ее сущность 6
1.2. Возрастные и психологические особенности учащихся старших классов 16
1.3. Формы, методы и особенности профессиональной ориентации
на современном этап 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ПРОВЕДЕНИЮ 32
2.1. Разработка тренинга как средства социально-педагогического обеспечения
профориентации 32
2.2. Опытно-поисковая работа и ее результаты 45
2.3. Методические рекомендации субъектам учебно-воспитательного процесса по
организации профориентационной работы в школе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1. История возникновения профессиональной ориентации и ее сущность 6
1.2. Возрастные и психологические особенности учащихся старших классов 16
1.3. Формы, методы и особенности профессиональной ориентации
на современном этап 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ПРОВЕДЕНИЮ 32
2.1. Разработка тренинга как средства социально-педагогического обеспечения
профориентации 32
2.2. Опытно-поисковая работа и ее результаты 45
2.3. Методические рекомендации субъектам учебно-воспитательного процесса по
организации профориентационной работы в школе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На современном этапе основные требования к общеобразовательной школе определены в федеральном государственном образовательном стандарте. К ним относятся развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, с целью обеспечения соответствующего уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Для их выполнения предусмотрено создание сети специализированных школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов.
Индивидуализация и дифференциация, групповые формы работы обучения должны способствовать решению проблемы профессионального самоопределения, которое является одним из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, полное отсутствие мотивации для дальнейшей работы или учебы [27].
В течение многих лет эти проблемы разрабатывались в трудах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Д.И. Фельлдштейна, С.Н. Чистяковой, В.Д. Симоненко и др. В работах этих исследователей раскрыты психологические закономерности процесса профессионального самоопределения личности и возможности их реализации в системе профориентационной работы со школьниками.
В современном бурно развивающемся мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых технологий, а, следовательно, и новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг 3
профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте - в противном случае время может оказаться упущенным, и человек окажется социально неадаптированным при вступлении во взрослую жизнь.
Эта проблема становится актуальной, так как окончание основной и средней школы ставит молодых людей перед выбором - продолжать учебную деятельность в колледже, вузе или начинать трудовую жизнь учеником на предприятии (фирме или офисе). Он (выбор) требует от выпускников достаточной физиологической и психологической зрелости в их сложном подростково - юношеском возрасте, что зависит он многих факторов.
Таким образом, профессиональная ориентация детей в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.
Цель исследования - осуществить социально педагогическое обеспечение выбора профессии учащимися за счет определения своего социотипа и ознакомления со спектрами профессий, которые им подходят.
Объект исследования - профориентация школьников.
Предмет исследования - профессиональная ориентация старшеклассников.
Гипотеза исследования: если в рамках внеурочной работы осуществить социально-педагогическое обеспечение старшеклассников, в частности, при проведении тренинга по ознакомлению школьников с социотипами, то количество учащихся, заинтересованных или определившихся в выборе будущей профессии, увеличится.
В соответствие с целью и гипотезой исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Выявить особенности профессиональной ориентации на современном этапе.
3. Изучить методы и средства профориентации старшеклассников с учетом их возрастных и физиологических особенностей.
4. Разработать внеурочное мероприятие по профориентации («Тренинг»).
5. Провести опытно поисковую работу по теме исследования.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов, классных руководителей, педагогов - предметников, в частности, учителей технологии, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессиональной ориентации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Индивидуализация и дифференциация, групповые формы работы обучения должны способствовать решению проблемы профессионального самоопределения, которое является одним из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, полное отсутствие мотивации для дальнейшей работы или учебы [27].
В течение многих лет эти проблемы разрабатывались в трудах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Д.И. Фельлдштейна, С.Н. Чистяковой, В.Д. Симоненко и др. В работах этих исследователей раскрыты психологические закономерности процесса профессионального самоопределения личности и возможности их реализации в системе профориентационной работы со школьниками.
В современном бурно развивающемся мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых технологий, а, следовательно, и новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг 3
профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте - в противном случае время может оказаться упущенным, и человек окажется социально неадаптированным при вступлении во взрослую жизнь.
Эта проблема становится актуальной, так как окончание основной и средней школы ставит молодых людей перед выбором - продолжать учебную деятельность в колледже, вузе или начинать трудовую жизнь учеником на предприятии (фирме или офисе). Он (выбор) требует от выпускников достаточной физиологической и психологической зрелости в их сложном подростково - юношеском возрасте, что зависит он многих факторов.
Таким образом, профессиональная ориентация детей в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.
Цель исследования - осуществить социально педагогическое обеспечение выбора профессии учащимися за счет определения своего социотипа и ознакомления со спектрами профессий, которые им подходят.
Объект исследования - профориентация школьников.
Предмет исследования - профессиональная ориентация старшеклассников.
Гипотеза исследования: если в рамках внеурочной работы осуществить социально-педагогическое обеспечение старшеклассников, в частности, при проведении тренинга по ознакомлению школьников с социотипами, то количество учащихся, заинтересованных или определившихся в выборе будущей профессии, увеличится.
В соответствие с целью и гипотезой исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Выявить особенности профессиональной ориентации на современном этапе.
3. Изучить методы и средства профориентации старшеклассников с учетом их возрастных и физиологических особенностей.
4. Разработать внеурочное мероприятие по профориентации («Тренинг»).
5. Провести опытно поисковую работу по теме исследования.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов, классных руководителей, педагогов - предметников, в частности, учителей технологии, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессиональной ориентации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данной работе изучались особенности профориентационной работы на современном этапе. Перед нами стояла задача разработать и провести тренинг по профориентации, а также создать перечень рекомендаций по профориентационной работе со школьниками.
Проследив особенности профориентационной работы по теоретическим источникам на протяжении восьмидесяти лет, мы сделали вывод о том, что к девяностым годам прошлого столетия работа по профориентации имела значительный успех. Уже тогда стали учитываться изменения в обществе, где на первый план выходил жизненный и профессиональный успех. Также учитывались запросы рынка труда, и молодежь начала активно осваивать востребованные в то время профессии. Однако, интересы и способности школьников по-прежнему рассматривались только с точки зрения максимального удовлетворения социальноэкономических нужд, а не с позиций возможности самореализации индивида. В результате постановки неправильной цели общество получало взамен нераскрывшиеся таланты, нереализованные дарования, несостоявшиеся личности.
Сегодня профориентационная работа носит системный характер и имеет положительные результаты. Это подтверждается тренингами Светланы, в которых у меня была возможность поучаствовать. Это связано с изучением склонностей и способностей учащихся и ориентированием их на соответствующие типы профессий. Благодаря эффективной профориентационной работе и внедрению в учебный процесс новые формы внеурочной деятельности современные школьники при выборе будущей профессии учитывают свои выраженные склонности и способности.
В данной работе была рассмотрена такая форма внеурочной деятельности, как тренинг. Его целью было осуществление социально-педагогического обеспечения выбора профессии учащимися за счет определения своего социотипа и ознакомления со спектрами профессий, которые им подходят.
По разработке, на основе опыта, приобретенного во время участия в подобных тренингах, с десятиклассниками, в составе 24 человек, МАОУ СОШ № 16 был проведен тренинг по профориентации. На нем присутствовали ученики и классный руководитель и родители, в качестве помощников спикера.
В ходе анализа результатов тренинга был усовершенствован раздаточный материал по социотипам, в который мы включили не только описание социотипов, но и список профессий, которые им подходят. А также учебные заведения, где старшеклассники могут получить соответствующее образование. На раздаточном материале присутствуют QR-коды. QR-код предоставляет информацию для ее быстрого распознавания с помощью сканирования камерой смартфона или планшета. Это современное средство позволяет легко перенаправить обучающихся на сайт с нужной информацией.
Кроме того, нами предложены методические рекомендации для субъектов учебно-воспитательного процесса по организации профориентационной работы в школе. А также отдельные рекомендации для организаторов подобных тренингов.
Поставленные в выпускной квалификационной работе задачи были решены, а цель - осуществить социально педагогическое обеспечение выбора профессии учащимися за счет определения своего социотипа и ознакомления со спектрами профессий, которые им подходят - достигнута.
Проследив особенности профориентационной работы по теоретическим источникам на протяжении восьмидесяти лет, мы сделали вывод о том, что к девяностым годам прошлого столетия работа по профориентации имела значительный успех. Уже тогда стали учитываться изменения в обществе, где на первый план выходил жизненный и профессиональный успех. Также учитывались запросы рынка труда, и молодежь начала активно осваивать востребованные в то время профессии. Однако, интересы и способности школьников по-прежнему рассматривались только с точки зрения максимального удовлетворения социальноэкономических нужд, а не с позиций возможности самореализации индивида. В результате постановки неправильной цели общество получало взамен нераскрывшиеся таланты, нереализованные дарования, несостоявшиеся личности.
Сегодня профориентационная работа носит системный характер и имеет положительные результаты. Это подтверждается тренингами Светланы, в которых у меня была возможность поучаствовать. Это связано с изучением склонностей и способностей учащихся и ориентированием их на соответствующие типы профессий. Благодаря эффективной профориентационной работе и внедрению в учебный процесс новые формы внеурочной деятельности современные школьники при выборе будущей профессии учитывают свои выраженные склонности и способности.
В данной работе была рассмотрена такая форма внеурочной деятельности, как тренинг. Его целью было осуществление социально-педагогического обеспечения выбора профессии учащимися за счет определения своего социотипа и ознакомления со спектрами профессий, которые им подходят.
По разработке, на основе опыта, приобретенного во время участия в подобных тренингах, с десятиклассниками, в составе 24 человек, МАОУ СОШ № 16 был проведен тренинг по профориентации. На нем присутствовали ученики и классный руководитель и родители, в качестве помощников спикера.
В ходе анализа результатов тренинга был усовершенствован раздаточный материал по социотипам, в который мы включили не только описание социотипов, но и список профессий, которые им подходят. А также учебные заведения, где старшеклассники могут получить соответствующее образование. На раздаточном материале присутствуют QR-коды. QR-код предоставляет информацию для ее быстрого распознавания с помощью сканирования камерой смартфона или планшета. Это современное средство позволяет легко перенаправить обучающихся на сайт с нужной информацией.
Кроме того, нами предложены методические рекомендации для субъектов учебно-воспитательного процесса по организации профориентационной работы в школе. А также отдельные рекомендации для организаторов подобных тренингов.
Поставленные в выпускной квалификационной работе задачи были решены, а цель - осуществить социально педагогическое обеспечение выбора профессии учащимися за счет определения своего социотипа и ознакомления со спектрами профессий, которые им подходят - достигнута.





