Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Работа №93057

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ФИЗИКЕ 7
1.1. Анализ проблемы развития самостоятельности школьников 7
1.2. Средства формирования самостоятельности у школьников при
обучении физике 11
1.3. Требования к процессу развития самостоятельности учащихся .... 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ 35
2.1. Решение задач по физике как средство развития самостоятельности
у школьников 35
2.2. Дидактические возможности решения задач для развития
самостоятельности 42
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования: В современных условиях информатизации общества, стремительного развития науки и техники огромное значение имеет формирование не только комплекса различных знаний, но и практических навыков, различных видов умений, определяющие ключевые компетенции.
Сейчас педагогам проблематично подобрать соответствующую методику, позволяющую наиболее эффективно решать задачи обучения.
В условиях ФГОС самым важным аспектом для школьного курса физики принято считать формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Это соответствует требованиям использования полученных знаний, умений и навыков для решения разных жизненных задач, таким образом, происходит владение ключевыми компетенциями .
Важным компонентом в процессе обучения физике в общеобразовательной школе является решение задач.
К сожалению, многие преподаватели не выделяют детям отдельные уроки физики по решению задач. Причиной является нехватка времени, но только через физические задачи достигается понимание того или иного материала, приобретаются доступные знания.
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает внесение существенных изменений в структуре содержания, целях и задачах школьного образования.
Своей задачей ФГОС ставит раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в быстроменяющемся современном мире.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) реализация образовательной деятельности должна предусматривать практические занятия в качестве одного из основных установленных видов организации учебного процесса.
Развитие самостоятельности учащихся - это одна из главных проблем теории и методики обучения физике.
Самостоятельность можно описать различными средствами достижения целей познавательной деятельности, а также отношением личности к результатам деятельности и условиям ее осуществления.
В связи с этим исследователи затронули такие вопросы и проблемы, которые тесно связаны с развитием самостоятельности в процессе решения задач по физике, такие как:
• формирование теоретического мышления (Атаманская М.С., Бабаева Н.А., Мартынюк Н.Г., Самойлов Е.А.);
• освоение учащимися приемов применения знаний (Баженов Н.М., Бобров А.А., Кочергина И.В., Харитонов А.Ю., Усова А.В.);
• обучение учащихся решению физических задач (Беккер М.Г., Ларченкова Л.А., Миронов И.Ф.).
Следует выделить ряд противоречий между:
• самостоятельностью учащихся в учебном процессе и пассивной учебной деятельностью учащегося на уроке;
• направленностью учебного процесса на получение школьниками знаний, умений, навыков и стремлением учащихся получить высшую оценку;
• потребностью учителя в методике для развития самостоятельности у школьников и отсутствием методических и дидактических материалов.
Все эти противоречия определяют проблему исследования: «Применение особой методики решения физических задач, целью которой является обеспечение развития самостоятельности у школьников».
Объект исследования: процесс обучения физике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование самостоятельности у учащихся в процессе решения физических задач.
Цель исследования: разработать и научно-обосновать методику формирования самостоятельности у учащихся в процессе решения физических задач.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития самостоятельности у учащихся;
2. Определить наиболее эффективные средства, с помощью которых обеспечивают формирование самостоятельности у школьников;
3. Разработать и научно обосновать методику развития самостоятельности в процессе решения физических задач;
4. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики.
Гипотеза исследования:
Формирование самостоятельности в процессе решения задач будет результативным, если:
1. Будут созданы такие условия, как наличие мотивации; умение рефлексировать (проводить самооценку); наличие предметных знаний и умений.
2. Процесс решения задач будет строиться по следующим принципам: регулярность; переход «от простого к сложному»; увеличение объема самостоятельной работы; создание успеха и положительный эмоциональный настрой.
3. Использовать специально разработанный мониторинг для оценки анализа и корректировки деятельности учителя при формировании самостоятельности у школьников.
Методы исследования: изучение научно-методической и
дидактической литературы, наблюдение деятельности обучающихся в учебном процессе, систематизация и обобщение научных фактов, обработка результатов данной работы, моделирование системы развития самостоятельности, постановка и проведение педагогического эксперимента.
Структура исследования: работа состоит из введения, 6-ти параграфов, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются основы проблемы развития самостоятельности у школьников. Вторая глава посвящена методике развития самостоятельности в процессе решения физических задач, а также педагогическому эксперименту и его результатам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе диссертационного исследования были решены все поставленные задачи.
Проанализировано состояние проблемы формирования самостоятельности учащихся в основной школе. Выявлены основные причины, которые мешают формировать самостоятельность учащихся:
• испытывают трудности в понимании предмета, в изучении теории и применения знаний по физике;
• нет систематической работы по развитию самостоятельности.
В ходе исследования удалось конкретизировать условия формирования самостоятельности учащихся при обучении физике.
Обобщение информации мы предлагаем выполнять в начале и в конце изучения темы.
Сформированная самостоятельность является результатом целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся, которая предполагает следующие этапы:
• подготовка учащихся к самостоятельному изучению теоретического материала по физике;
• самостоятельное изучение темы по физике;
• подготовка к применению знаний;
• применение знаний;
• рефлексивно-диагностическая деятельность учащихся.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить важные условия для развития самостоятельности в процессе обучения физике при решении физических задач:
1. Наличие мотивации;
2. Умение рефлексировать (проводить самооценку);
3. Наличие предметных знаний и умений.
Также происходит реализация принципов:
• деятельностного подхода (организации обучения на основе потребностей учащихся в деятельности, в познании, в развитии, в общении, в самоутверждении; привлечение учащихся к педагогической деятельности);
• систематизации знаний (на основе содержательных обобщений воспроизведение учащимися темы по физике; изучение ориентировочных знаний: объекты физического знания и их взаимосвязи, мыслительные операции, методы применения знаний);
Использование следующих методических приемов:
• структурирования, познавательной деятельности; определение ориентиров действий;
• подготовки учащихся к каждому этапу и виду познавательной деятельности;
• использование различного рода заданий для построения системы предметно-методологических знаний.
Предлагаемая нами методика, ориентированная на формирование самостоятельности в процессе решения задач, является результативной. Использование этой методики позволило значительно повысить самостоятельность учащихся.
В ходе исследования гипотеза была апробирована и подтверждена.


1. Атаманская М.С. Формирование теоретических обобщений у учащихся на основе взаимных образно-логических связей. - Ростов-на-Дону, 2001. - 24 с.
2. Андреев В.И. Об оценке и развитии исследовательских
способностей старшеклассников в обучении физике. - Казань, 2005. - 159 с.
3. Анциферов Л.И. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента - М.: Просвещение, 1994. - 225 с.
4. Анофрикова С.В. Методика преподавания физики в средней
школе. - М.: Просвещение, 1987.- 335 с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.:
Педагогика, 1992. - 254 с.
6. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе, - М.: Педагогика, 1996. - 646 с.
7. Баженова И.И. Развитие контрольно-оценочных умений учащихся в процессе обучения физике: Автореферат дис. к-та пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 19 с.
8. Баженова Н.М. Методические возможности модели полного усвоения знаний в процессе обучения физике в средней школе: Автореф. дис. к-та пед. наук. - С-Петербург, 2003. - 19 с.
9. Балашов М.М. Методические рекомендации в преподавании физики в 7-8 классах. М.: Просвещение, 2001. - 44 с.
10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения. - М.: Высшая школа, 1995. - 299 с.
11. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 144 с.
12. Буховцев Б.Б., Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. - М.:
Просвещение, 2000. - 231 с.
13. Власова И.Г. Решение задач по физике. - М.: Слово, 2006. - 638 с.
14. Гурьев А.И. Развитие самостоятельности и творческой активности
• Челябинск, 1997. - 21 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования. - М.: Педагогика. 1991.
• 240 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ