Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Своеобразие жанра памфлета в книге «Война» И. Эренбурга: материалы к элективному курсу

Работа №93055

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 7
ПУБЛИЦИСТИКА КАК ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7
1.1. Проблематика и художественное своеобразие публицистики 7
1.2. Специфика публицистических жанров. Характерные черты жанра
памфлета 9
ГЛАВА 2 14
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И.Г. ЭРЕНБУРГА 14
2.1. Творческий путь И.Г Эренбурга 14
2.2. Деятельность И.Г. Эренбурга в период Великой Отечественной войны .... 17
2.3. Книга И.Г. Эренбурга «Война»: проблема единства 20
ГЛАВА 3 27
СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА ПАМФЛЕТА В КНИГЕ И.Г. ЭРЕНБУРГА «ВОЙНА» 27
3.1. Жанрово - стилевое своеобразие памфлетов И.Г. Эренбурга 27
3.2. Начало войны: публицист как очевидец (памфлет «Спесивые хвастуны из
гитлеровской банды») 36
3.3. Произведения 1942 года: усиление сарказма (памфлет «Когда волк
начинает блеять...») 40
3.4. Война как трагедия культуры (памфлет «Оправдание ненависти» ) 45
3.5. Призыв к миру (памфлет «Париж» (1943)) 50
ГЛАВА 4 54
МАТЕРИАЛЫ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ 54
4.1. Литература о Великой Отечественной войне в школьном курсе. Краткий
обзор 54
4.2. Методическая разработка урока по литературе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

В литературе периода Великой Отечественной войны особое место занимает публицистика. Писатели могли говорить со своей страной, со своим народом. В это время появляется целая плеяда мастеров этого жанра. Значимы здесь имена А. Толстого, Б. Горбатого, Б. Полевого. В. Гроссмана. Особое место в этом ряду занимает творчество Ильи Эренбурга. Писатель, обладавший почти мировой славой, выступает в этот период с рядом произведений, которые позже составят его сборник «Война». Его статьи зачитывались по радио. Его голосу внимали и Вашингтон, и Стокгольм, и Лондон. Но главное - они были доверительным разговором с бойцами, идущими на битву за свою Родину и за всю мировую цивилизацию.
Исследованием творчества И.Эренбурга занимались Д. Рубинштейн, Б. Сарнов, Б. Фрезинский, А. Рубашкин. Они исследовали творческий путь писателя, опираясь на исторические события, которые повлияли на жизнь и судьбу И.Эренбурга. А. Кулябин отмечает, что исследователями указывалась разнохарактерность литературного наследия И. Эренбурга (он выступал как поэт, писатель, журналист, критик), но некоторые грани творчества остаются малоизученными1. Так еще мало изучены особенности поэтики И.Эренбурга и жанровая специфика его публицистики. Особый интерес представляет жанр, который Эренбург использовал в книге «Война».
Поскольку школьный курс литературы включает в себя изучение литературы периода Великой Отечественной войны, теоретический и практический материал, представленный в данной работе, может применятся в школе при изучении публицистики периода Великой Отечественной войны в старших классах.
Цель исследования - изучить своеобразие жанра памфлета в книге И.Г. Эренбурга «Война» и разработать материалы к элективному курсу.
Для этого нужно решить ряд задач:
— Изучить специфику публицистики;
— Изучить особенности и корни жанра памфлета;
— Проанализировать стилевое своеобразие памфлетов Эренбурга;
— Разработать материалы к элективному курсу.
В соответствии с этими задачами выстроена структура исследования. В первой главе будет рассмотрена специфика публицистики. Во второй - творческий путь Эренбурга и формирование книги «Война». В третьей главе будет рассмотрено стилевое своеобразие памфлетов Эренбурга и дан анализ нескольких его памфлетов периода Великой Отечественной войны. В четвертой главе будут предложены материалы для элективного курса.
Методология исследования - историко-типологический подход с элементами жанрового анализа.
Предметом изучения являются памфлеты, написанные Эренбургом в годы Великой Отечественной войны и вошедшие в сборник «Война».
Объектом исследования является стилевое своеобразие памфлетов И.Г. Эренбурга.
Практическая значимость работы заключается в использовании материала при составлении вузовских и школьных курсов литературы периода Великой Отечественной войны.
Апробация исследования. Основные положения работы доказывались на Международной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» (г. Екатеринбург, 2016, 2017, 2018 г.), на Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (г. Екатеринбург, 2016, 2018 г.), на Международной научно-практической конференции «Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории) (г. Екатеринбург, 2020 г.).
Публикации результатов работы. По материалам диссертационной работы опубликованы научные статьи:
1. Жанровое своеобразие публицистики И.Г. Эренбурга (на примере
сб. «Война» 1941-1945) // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ:
Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых. Вып. 13. Екатеринбург, 28 апреля 2016 / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016 - 304с. С.230-241.
2. Жанр памфлета в публицистике Ильи Эренбурга // LITTERA TERRA [Электронный ресурс] : материалы V Международной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы», 2-3 декабря 2016 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; гл. ред. И. А. Семухина. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2016. - Вып. 11. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С.56-62.
3. Мотивная структура и образ автора как элементы художественного единства книги И.Г. Эренбурга «Война»// LITTERA TERRA [Электронный ресурс] : материалы VI Международной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и за-рубежной литературы», 1 декабря 2017 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; гл. ред. И. А. Семухина. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - Вып. 12. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С.90-97.
4. Стилевые особенности книги И.Г. Эренбурга «Война» (1941­1945) // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ [Электронный ресурс] : материалы международной научно-практической конференции молодых ученых. Екатеринбург, 19 апреля 2018 г. / Урал. гос. пед. ун -т. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - Вып. 17. - 1 электрон. опт диск (CD- ROM). С.75-82.
5. Книга И. Эренбурга «Война»: проблема художественного единства // LITTERA TERRA [Электронный ресурс] : материалы VII Международной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы», 7 декабря 2018 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; гл. ред. И. А. Семухина. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - Вып. 13. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С.71-78
6. Потапенко К.М. Образ врага в памфлетах И.Г. Эренбурга // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории : сборник научных статей / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - Часть 2. - 366 с. - Текст : непосредственный.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В центре нашего внимания было творчество одно из самых значительных, но вместе с тем и самых недооценённых писателей ХХ века. Произведения И. Эренбурга еще требуют своего глубокого прочтения. Между тем этот писатель определил многие магистральные тенденции своего времени. Начав в 1920-е как экспрессионист с его знаменитым романом «Необычайные приключения Хулио Хуренито», в дальнейшем писатель переживет в 1030-е и влияние соцреализма, что отразится в его романе «День второй», а в 1950-ые даст название целой эпохе, написав свою повесть «Оттепель».
Мы обратились к военному периоду его творчества. В это время писатель создает серию публицистических статей позже составивших книгу «Война». Таких статей было около 1500. Они публиковались в периодике, читались бойцами. Были разными по своей жанровой природе.
Исследователи, на работы которых мы опирались, - а именно Д. Рубинштейн, Б.М. Сарнов, А.М. Кулябин - отмечали, что в публицистике Эренбурга наиболее часто встречается жанр памфлета.
Памфлет достаточно сложен по своей природе. Он и разделяет с публицистикой многие ее черты, связанные с риторикой, с построением высказывания. Но вместе с тем и выбивается из нее. С одной стороны, в памфлете важно строение фразы, ее эмоциональное воздействие на читателя, подбор лексических и синтаксических средств. Но с другой стороны, за этим возникает и особый образ мира. Памфлет не просто обличает, он показывает явление. И сам образ автора оказывается явно определенным.
Памфлету свойственна злободневность, тенденциозность,
сатирическая направленность. Так было в древнем Риме, когда эта форма только зародилась, так было и в дальнейшем. Памфлет активизируется в период идеологической борьбы. Поэтому, возможно, этот жанр сдвигается на периферию художественных форм. В России памфлет ассоциируется 65
скорее с революционной литературой, между тем черты мирообраза, близкого к памфлетам, можно найти в произведениях А. Радищева, А. Герцена, М. Салтыкова-Щедрина, М. Горького, признанных больших писателей. Арсенал приемов сатирического обличения, выработанного в памфлете, позволил создать им образ антимира: мира искаженного, гротескного.
Не является исключением и И. Эренбург Его памфлеты также борются с фашизмом на идейном уровне. Его задача - показать фашизм в его мелочности и ничтожестве. И решает он ее, актуализируя все составляющие памфлетной формы как жанрового единства.
На первом плане будет, разумеется, специфика субъектной организации. Автор не просто передает факты, а наполняет их огромной эмоциональной силой, эти факты потрясают читателя. Голос автора памфлетов преисполнен ненависти к фашистам. Уже здесь мы можем отметить ряд приемов, организующих тексты его памфлетов. Следуя замечанию Н.Л. Лейдермана, мы акцентировали их лирическую природу. Они действительно сближаются с почти стихотворной речью. Активизация звукописи, мощная система анафорических повторов, особый ритм фраз - все это способствует обнаженности авторского чувства. Специфика Эренбурга состоит в сочетании разных тональностей: с одной стороны, это гневно патетическая тональность, а с другой стороны - это едкая и язвительная насмешка, сарказм, ирония. Причем интересно проследить не только их взаимодействие, но и их динамику. В памфлетах начала войны преобладает патетически обличительный тон, затем усиливается саркастическая издевка над врагом (Эренбургу важно показать ничтожность фашистов), и ближе к концу войны возвращается патетика. Но возвращается на новом уровне - с использованием романтически возвышенной символики. Здесь явно важен образ его любимой Франции как знака европейской культуры. В итоге столь же многогранным оказывается и образ автора, он слагается из множества ликов - от свидетеля обвинения на суде истории до язвительного европейского интеллектуала. Отметим, что и средства выражения авторской иронии у Эренбурга предельно сложны, они окрашены трагическим чувством боли.
В итоге создается особый образ мира - мира ненастоящего, несвойственную человеку жизнь, в которой рушатся привычные устои. Основная коллизия памфлетов и книги «Война» - противостояние зловещего абсурда фашистского порядка и нормальной человеческой жизни в связи с культурой и историей. Фашизм изображается как театр жестокости. Автор будто вскрывает изнутри фашистский порядок. Перед нами - искаженный мир, где все вывернуто наизнанку. Такой антимир обречен на гибель. Звериные мотивы создают образ противника дикого, злого, почти животного.
Можно выделить ступени, градацию по мере того как создаётся образ этого мира. В начале сущность фашизма Эренбург уподобляет театру, где под кажущейся благопристойностью таится зло. Театральность - это ложная жизнь. С помощью мотива театральности автор показывает жизнь ненастоящую, внутри которой словно разрываются подлинные духовные связи. Затем усиливаются анималистические, звериные мотивы. По Эренбургу, фашизм и захватчики, с их звериными качествами, несут миру силу, угрожающую человеку. Затем появляется инфернальные мотивы, словно отбрасывающие фашистов по ту сторону бытия. Так в памфлетах создается образ мира, будто вывернутый наизнанку: абсурдный, зловещий мир, в котором гибнет культура. Этому способствуют приемы: оксюморон, контраст, гротеск. Контраст показывает борьбу гуманизма советского народа и коварной жестокости фашистов. Гротеск у Эренбурга - не просто смешение реального и фантастического, а заострение тех черт, которые есть в реальности. Автор не просто передает факты, а наполняет их огромной эмоциональной силой, эти факты потрясают читателя.
Наконец, ассоциативный фон также отсылает к хрестоматийным образам европейской истории и культуры. Важным здесь оказывается использование образов из детских сказок. Эренбург словно пытается найти ту основу, которая способна объединить все человечество.
Система носителей жанра в памфлетах оказывается гибкой и подвижной, разные носители жанра в каждом памфлете работают по- разному: где-то на первый план выходит образ мира - создается образ антимира, в котором человек трагически переживает гибель культуры; где-то более ощутимым становится публицистическое «я»- звучит открытый призыв к миру, к обретению человечности, духовности, культуры; где-то активизируется стилевая организация - большую роль в организации памфлета играют гротеск, ирония, сатира, оксюморонные сочетания, которые заостряют разрушительную сущность этого мира.
Много талантливых публицистов творили во время Великой Отечественной войны: В. Гроссман, А. Толстой, Н. Леонов, К. Симонов. Но то, что написал И. Эренбург - уникальное явление. Его памфлеты складываются в особый жанровый ансамбль, ставшим культурным памятником в годы войны.


1. Эренбург, И. Г. Война. 1941-1945 [Текст] / И.Г. Эренбург / / сост. Б. Фрезинский. - М. : КРПА Олимп; Астрель ; АСТ, 2004. - 1401 с.
2. Астахова, А. М. Илья Муромец в русском эпосе [Текст] / А.М.
Астахова. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1958. - 230 с.
3. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста [Текст] / Н.С.
Болотнова. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 520 с.
4. Бронич М.К.Очерки истории зарубежной журналистики. Часть I: учебное пособие.- Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2006. -136 с
5. Введение в литературоведение: Курс лекций [Текст] / под ред. 3. И. Плавскина, В. В. Жирмунской. - СПб.: Изд- во С.-Петербург, ун-та. 1996. - 440 с.
6. Виноградов, В.В. О теории художественной речи [Текст] /
В.В.Виноградов. - М. : Высш.шк., 2005. - 243 с.
7. Горохов, М.Ю. Автор публицистического текста как субъект
высказывания. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.dissercat.com/content/avtor-publitsisticheskogo-teksta-kak-subekt- vyskazyvaniyab
8. Дарвин, М. Н. Цикл [Текст] / М.Н. Дарвин // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М. : 1999. - 337 с.
9. Иерусалимская А.О. Поэтика английского памфлета XVIII века // Вестник Нижегородского университета Н.И. Лобачевского 20016 №2, с. 217-221.
10. Кулябин, А.М Литературно-критическая публицистика И.Г. Эренбурга в период Великой Отечественной войны: проблема жанровой типологии [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76-1. - С.205-207
11. Лейдерман, Н. Л. Теория жанра [Текст] / Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург: ИФИОС «Словесник» УрО РАО, Урал. гос. пед. ун-т, 2010. - 904 с.
12. Мирошникова, О.В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика [Текст] / О.В. Мирошникова. - Омск: Омск.гос ун-т, 2004. - 399 с.
13. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-90-е гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text/51.htm
14. Ортенберг, Д.И. Время не властно. Писатели на фронте. [Текст] / Д.И. Ортенберг. - М. : Совет. Писатель, 1975. - 414 с.
15. Пономарева, Е. В. Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов [Текст] / Е.В. Пономарева. - Челябинск, 2006. - 487 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ