ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОМАНА 8
1.1. Теория субъектной организации романа 8
1.2. Специфика субъектной организации романа-автобиографии 23
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН БИТНИЧЕСТВА 33 2.1 «Истоки разбитого поколения» (битники как социальный и культурный
феномен) 33
2.2. Автобиографический роман и идеи «разбитого поколения» (к вопросу о форме и содержании) 41
ГЛАВА 3. БИТНИЧЕСКИЙ РОМАН 44
3.1. Роман У. Берроуза «Джанки» и исповедь, которой не случилось 44
3.2. Роман Дж. Керуака «В дороге» как путешествие-автобиография 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Романы битников стали активно издаваться в России, начиная с 1990-х годов. В области литературоведения битничеству как культурному феномену посвящены статьи Е.Г. Загвоздкиной и П. К. Корнева; о романе «В дороге» Дж. Керуака в жанровом аспекте в своих статьях писали А. О. Школьская, Е.А. Смирнов, Р. С. Цаплин; с позиций психолигвистики к битникам обращалась исследовательница А. Г. Мамаева. В 2004 году была издана первая и последняя на сегодняшний день антология поэзии битников «BEAT», а в 2013 году была переведена на русский язык скорее не научная, а биографическая книга Б. Майлза «Бит-отель». Также в 2017 году в печать вышла книга «Битники» Дмитрия Хаустова, которая, скорее, имеет научно - познавательный характер, чем научный, и литературоведческого анализа, способного осветить жанровые проблемы битнического романа, в ней нет.
Среди диссертационных работ, посвященных вопросам битнической поэтики, следует отметить работу Э.Э. Ошиньша «Метод и жанр прозы Джека Керуака» (1984), в которой ученый подробно рассматривает и анализирует не только роман Дж. Керуака «В дороге», но и прослеживает ту литературную традицию, которая повлияла на творчество битников; с лингвистических позиций творчество Дж. Керуака рассматривает А.А. Габец в работе «Прагмалингвистический потенциал речевых характеристик персонажей в произведениях Джека Керуака» (2012); с социокультурной точки зрения о битниках пишет А. С. Иванов в работе «“Разбитое поколение”» в США 19501960-х гг.: стратегии и мифологии» (2012).
Таким образом, актуальность данного исследования объясняется тем, что творчеству битников посвящено некоторое количество научных исследований, однако все они крайне отличны друг от друга по причине абсолютно разных аспектов анализа, поэтому феномен битничества нуждается в дальнейшем уточнении. Кроме того, для изучения жанровой специфики творчества битников актуальным представляется сопоставительное исследование романов различных авторов.
Битничество - контркультурное движение, зародившееся в середине 40х годов в США. Просуществовав недолго (уже к середине 50-х наблюдается спад его популярности), битники оставили яркий след, как в истории культуры, так и в литературе, в частности. Как феномен социальный, битников часто принято считать «голосом» послевоенного поколения, и об этом в своих статьях и эссе подробно говорят Н. Бодгорец, Дж. Чиарди, Р. Мейлер и др., стараясь объяснить причины появления «богемных невежд», понять их эстетические взгляды и идеологию. Общей чертой этих работ становится мысль о том, что битничество - течение неоднородное, спонтанно возникшее и не имеющее конкретных целей, которые моги бы выстроить четкую идеологию. Этим объясняется и столь недолгое существование движения как социокультурного явления.
Если же рассматривать битничество как литературный феномен, исследователь столкнется с рядом сложностей. Во-первых, поэтические и прозаические произведения битников крайне разнородны стилистически и тематически, но при этом имеют общую эстетическую установку: свобода самовыражения, мысли и слова. Это, безусловно, создает трудности при попытке литературоведения выделить жанровую и стилистическую доминанту этих текстов. Во-вторых, поэтика произведений каждого писателя- битника очень индивидуальна: глубоко лиричные стихи и поэмы А. Гинзберга (1926-1997), натуралистичная, а позже авангардная проза У. Берроуза (1914-1997), экспериментальные «бессознательные» романы Дж. Керуака (1922-1969).Следовательно, битники в ходе своего творчества осваивали множество литературных жанров, однако именно роман, по мнению Н. Л. Лейдермана, ставит своей целью охват действительности во всей возможной для него полноте, поэтому, чтобы описать специфику бит- поколения как литературного феномена следует обратиться именно к их романному творчеству: в нем исследователь сможет выявить особенности идейных взглядов писателей-битников на жизнь и творчество, причем важно обратиться именно к субъектной организации текста, ведь на этом уровне 4 появляется фигура автора и идея произведения. Но как исследовать столь разных авторов? В художественных экспериментах битников с жанром романа представляется возможным обозначить общую черту: их романы глубоко автобиографичны. Таким образом, определив структурные особенности автобиографического романа и соотнеся их с субъектной организацией романов «Джанки» У. Берроуза и «В дороге» Дж. Керуака мы сможем выявить их новаторство в рамках построения субъектного уровня и автобиографического романа, в целом.
Автобиография как жанр имеет долгую и непростую историю. Важным остается то, что к ХХ веку автобиографическая проза вошла в стадию эксперимента. Появлялись самые разные формы текстов о себе. Это объясняется сменой эпох, кризисом европейского послевоенного мировосприятия, появлением модернизма, как литературного направления. Рассказ о себе в художественной форме - это всегда попытка переосмысления собственной жизни, общества или эпохи; и битники, для которых самопрезентация и отстаивание идеалов абсолютной свободы, вполне закономерно обращались к автобиографизму как элементу поэтики, а что более важно - автобиографии как жанру, значительно его модифицируя. Вопросами жанровой природы автобиографического романа занимались такие исследователи, как Т.Ю. Черкашина, рассмотревшая тематические области атобиографического романа, И.В. Соловьева, определившая особенности субъектной организации автобиографии, Ю.Л. Сапожникова, выделившая жанровые параметры автобиографических романов, А. С. Пригарина, определившая жанровую природу автобиографии (от мемуаров к самостоятельному жанру).
В связи с особенностями автобиографических романов нам представляется особенно важным анализ битнической прозы с точки зрения модели носителей жанра, активно разработанную Н. Л. Лейдерманом, так как именно жанровый анализ позволяет выделить устойчивые границы того или иного текста и определить его идейную и художественную специфику, что в 5
литературоведческой ситуации битников кажется крайне важным. Также, поскольку в автобиографическом дискурсе главным является сознание автора и стратегии рассказывания о себе самом (идеи сложности построения автобиографической прозы разрабатывал французский литературовед Ф. Лежен), именно уровень субъектной организации, подробно описанный в трудах М. М. Бахтина и Б. О. Кормана, представляется нам ключевым в анализе автобиографической прозы.
Новизна нашего исследования, таким образом, заключается в том, что впервые в рамках одной работы проведен сопоставительный анализ романов Дж. Керуака и У. Берроуза на уровне субъектной организации текста и выявлена его специфика и значение как в битническом автобиографическом романе. Этим определяются объект, предмет и цель нашего исследования.
Объект - роман Дж. Керуака «В дороге» и роман У. Берроуза «Джанки».
Предмет - субъектная организация автобиографических романов битников.
Цель: в ходе анализа романов Дж. Керуака и У. Берроуза выявить специфику субъектной организации битнической прозы и обозначить в связи с этим перспективы и возможности дальнейшего изучения.
Задачи работы:
• изучить варианты субъектной организации текста в романе как жанре;
• выявить специфику субъектной организации автобиографического романа;
• очертить идейно-эстетические взгляды битничества как контркультурного движения, объясняя тем самым выбор жанровой формы автобиографического романа;
• проанализировать романы Дж. Керуака «В дороге» и У. Берроуза «Джанки» на уровне субъектной организации текста и, с одной стороны, обозначить традиционные компоненты автобиографического романа, а с другой, выявить специфические особенности субъектной структуры битнической прозы;
- очертить круг проблем, которые могут возникнуть в ходе дальнейшего изучения творчества писателей-битников.
Теоретическая значимость исследования в том, что выявленные особенности субъектной организации битнического романа в дальнейшем могут поспособствовать как изучению феномена битничества в истории литературы, так и автобиографической прозы XX века.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные нами результаты могут быть использованы как в ходе преподавания литературоведческих дисциплин в школе и вузе, так и для дальнейшего изучения специфики «авангардного» автобиографизма писателей ХХвека.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав и заключения. В первой теоретической главе рассматривается субъектная организация романа и ее структурные особенности в романе-автобиографии. Во второй главе битничество характеризуется как феномен культурный и литературный, выявляются идейные и эстетические установки писателей - битников, которые положены в основу их автобиографических романов. В третьей главе представлен анализ субъектной организации и других носителей жанра романов У. Берроуза «Джанки» и Дж. Керуака «В дороге», выявлены новаторские и традиционные компоненты субъектной организации битнического романа.
«Те настоящие битники, которых я действительно знал - Керуак, Гинзберг, Берроуз - все имели свой, очень индивидуальный стиль письма, но имелась общность того, что грядет, что будет»1, - сказал о своих коллегах по перу Г. Корсо, определяя значимость и особенности творческого наследия битников. На наш взгляд, подобное мнение о месте битников в истории литературы вполне закономерно, так как при всей разности проанализированных нами романов двух ведущих писателей бит-поколения У. Берроуза и Дж. Керуака мы смогли увидеть, с одной стороны, их общность на уровне жанра и идейного содержания, а с другой, новаторство в структурной модификации субъектной организации автобиографического романа.
Для этого в первой главе нашего исследования мы, опираясь на теоретические исследования Б. О. Кормана, Н. Л. Лейдермана, М. М. Бахтина и ряда других литературоведов, определили функциональное значение субъектной организации и подробно рассмотрели ее функциональные компоненты и пришли к выводу, что все они так или иначе восходят к фигуре автора, который растворяет в них идейное содержание произведения. Благодаря этому стало возможно выявить особенности автобиографии на указанном уровне, указав ее жанровые особенности.
В ходе нашего исследования принципиально важной становится мысль о том, что автобиографический роман обладает одной крайне важной и специфической особенностью: это текст, который создается в ходе художественного осмысления автором собственной жизни, то есть предметом исследования писателя является его собственное сознание, поэтому, обладая традиционными жанровыми параметрами, автобиография, вступая в «диалог» с авторским «Я», способна трансформироваться и изменяться. В этом и заключается художественное осмысление - для передачи фактов биографии писателя существуют другие документальные жанры, которые менее подвержены жанровым трансформациям. Таким образом, автобиографически й роман - «воссоздание истории индивидуальной жизни, позволяющей, «создавая текст, создаваться самому» и преодолевать время (и более того - смерть), принципиально ретроспективной организацией повествования, идентичностью автора и повествователя или повествователя и главного героя».2
Однако прежде чем приступить к анализу битнических романов, во второй главе мы определили своеобразие их эстетических и мировоззренческих позиций, которые могут быть объяснены социальными и культурными тенденциями в обществе США 1930 - 1950-х г.г.
В третьей главе мы проанализировали романы Дж. Керуака «В дороге» и У. Бероуза «Джанки», выявив их своеобразие на уровне субъектной организации текста.
Таким образом, нам удалось очертить единые для жанра параметры субъектной организации романа автобиографического, благодаря которым стал возможен дальнейший анализ произведений Дж. Керуака и У. Берроуза в аспекте их идейного и жанрового содержания. В результате анализа мы можем выявить два важных противоречия битнических романов.
Первое состоит в том, что у каждого из авторов субъектная организация, подчиняясь идейному содержанию романа, претерпевает особые изменения на уровне собственной структуры или поэтики.
Так, У. Берроуз, описывая ужас наркотической зависимости и ее влияние на мышление человека, создал удивительную систему субъектов речи и сознаний, единой скрепой которых стала «зависимость», определяющая во многом пространственные и временные точки зрения персонажей, развитие сюжета, пространственно-временные рамки (хронотоп). Порабощенное на протяжении романа сознание рассказчика не имеет возможности взглянуть
дальше границ, установленных его собственным недугом, что помогает У. Берроузу создать не просто роман про вред морфия, а удивительным образом раскрыть сознания человека, его полюбившего и чуть не погибшего от этого. Субъектная организация становится здесь не просто способом организации субъектов речи романного пространства, а является «инструментом» для более точного воплощения авторской идеи: свобода личности не может статься в условиях зависимости физической.
В романе Дж. Керуака «В дороге» автор стремился решить путем рассказа о путешествиях своего героя по Америке серьезные экзистенциальные вопросы, касающиеся самосознания личности в мире. Для того чтобы осуществить задуманное, писатель наделили рассказчика особым лирическим началом, тем самым поставив на первое место в повествовании не событийную сторону романа, а сферу ощущений и эмоций рассказчика, вызванных всеми субъектами речи и сознаний, с которыми сталкивается главный герой. Это позволило писателю через крайне субъективную картину мира изобразить универсальные принципы человеческого бытия, решив поставленную проблему: чтобы обрести себя в мире, нужно создать собственное впечатление о нем и довериться ему. Следовательно, поэтизация героем окружающей его художественной действительности не просто черта его характера, а глубинный принцип субъектной организации текста, благодаря которому стало возможна реализация столь непростой идеи.
Таким образом, субъектная организация в битнических романах, вступая во взаимодействие с особенностями жанровой формы автобиографии, существенно трансформирует этот уровень текста, наделяя его определенным принципом изображения автором собственного жизненного пути и отражает специфику автобиографического повествования: сознание субъекта (автора) неповторимо, поэтому и механизмы его работы отличаются определенными индивидуальными чертами.
Из этого следует второе, не менее важное противоречие: анализ данных романов позволяет говорить нам о том, что новаторство битников в рамках 76
жанра автобиографии - следствие самой специфики автобиографической прозы. Автор, следуя законам жанра, не может выйти за рамки факультативных его элементов, ведь жанр -структура древняя, однако сам автобиографический роман, выбранный писателями-битниками, тесно связан с личностью пишущего и уже своей идейной установкой призывает автора к эксперименту, ведь судьба каждого человека неповторима.
Следовательно, при изучении битнической прозы, с одной стороны, исследователю нужно знать не биографию писателя, а его мировоззренческие позиции, которые возможно будет расшифровать в тексте произведения, определив тем самым его идейное содержание. С другой, для того чтобы это сделать, следует обратиться к субъектной организации текста, особенности которой нужно искать не на уровне соотношения элементов ее структуры или сюжета, а в определенном внутреннем принципе, который также связан с личностью писателя.
Битничество, желая достичь абсолютной свободы самовыражения, избрало для достижения этой цели самые разные пути: У. Берроузу пришлось познать мир «джанка», а Дж. Керуаку выйти на дорогу, и не задача исследователя оценивать их жизненный путь, его задача понять, как их сознание, воплощенное в героях их романов, постигало эту идею, избрав самый подходящий жанр - автобиографический роман. В этом, на наш взгляд, заключается главная сложность изучения битнического романа.
Думается, что результаты данного исследования в дальнейшем могут дополнить теорию изучения авангардной автобиографической прозы XX века, ведь существует целый ряд «экспериментальных автобиографий, авторы которых занимаются не столько ретроспективным отображением своего действительного жизненного пути, сколько поиском новых форм автобиографического самовыражения, при этом чаще всего речь идет об экспериментах с формой автобиографического повествования, в то время как обязательные и факультативные структурные элементы сохраняются в полной мере».
Практическое же применение результаты данной работы могут найти в изучении принципов построения субъектной организации автобиографической прозы, без понимания которых, как мы убедились, невозможен полный анализ автобиографических текстов. В связи с этим мы можем сформулировать некоторые методические рекомендации анализа произведений, в которых писатель рассказывает о себе.
Во-первых, при обращении к автобиографическому произведению, исследователь должен помнить о «триединстве» авторов, которое, однако, не предполагает фактического сращения и сходства: между автором реальным и первичным со всеми его способами воплощения в тексте будет находится лист бумаги, на котором произведение пишется. Но это дает и творческую свободу автобиографу: он помещает себя в ткань художественного произведения, где его личная история - лишь материал для создания совсем другой истории. Следовательно, автобиография - это художественное произведение. Такое единство во многом усиливает установку на достоверность, погружает читателя в художественный мир произведения. Это позволяет писателю не просто рассказать историю, а прожить ее вместе с читателем вновь...
1. Берроуз, У. Голый Завтрак : [роман]/ Уильям Берроуз; пер. с англ. В. Когана. - М.: Астрель, 2012. - 287 с.
2. Берроуз, У. Билет, который лопнул : [роман] / Уильям Берроуз; пер. с англ. В. Когана. - М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 222 с.
3. Берроуз, У. Джанки :[роман]/ Уильям Берроуз; пер. с англ. Алекса Керви. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 285 с.
4. Де Квинси, Т. Исповедь англичанина, любителя опиума [Электронный ресурс] // пер. с англ. Мергей Панов. М., «Наука», 2000. URL: http ://www.lib.ru/INPROZ/KWINSI/isp2.txt_with-big-pictures.html
5. Керуак, Дж. В дороге [роман] / Джек Керуак; пер. с англ. В. Коган. - СПБ. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 г. - 384 с.
6. Керуак, Дж. Снова в дороге (отрывки из дневников) [Электронный ресурс] // URL: https://vladivostok.com/Speaking_In_Tongues/roadagain.htm
7. Аристотель. Поэтика // Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - С. 1064-1112.
8. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. -504 с.
9. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4 - е. М., «Сов. Россия», 1979. - 320 с.
10. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - 2е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
11. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: «Худож. лит.», 1975. - 809 с.
12. Безрогов, В. Г. Автобиография и история [Текст] / В. Г. Безрогов // Хеннингсен, Ю. Автобиография и педагогика / Ю. Хеннингсен. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - С. 133-180.
13. Бронская, Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины ХХ в. (И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 120 с.
14. Джумайло, О. А. Поэтика переписывания в романе Томаса де Квинси «Исповедь англичанина, любителя опиума», 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-perepisyvaniya-v-romane- tomasa-de-kvinsi-ispoved-anglichanina-upotreblyavshego-opium
15. Джумайло, О. А. Специфика романной исповедальности. [Электр онный ресурс] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7poeti ka-perepisyvaniya-v-romane-tomasa-de-kvinsi-ispoved-anglichanina- upotreblyavshe go-opium...