Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема революционного насилия в романе М. Осоргина «Свидетель истории» (материалы для изучения в школе)

Работа №93052

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. М.А. Осоргин как свидетель истории 8
1.1 Основные вехи в жизни и творчестве писателя 8
1.2 Произведения Осоргина 12
1.3 Мнения исследователей о творчестве Осоргина 15
1.4 Взгляды М.А. Осоргина на проблему революционного террора (рассказ
«Террорист») 17
Глава 2. Трагедия утраченной жизни в романе М.А. Осоргина «Свидетель истории» 21
2.1 Место романа "Свидетель истории" в творчестве М. Осоргина 21
2.2 Наташа Калымова: путь в истории 23
2.3 Отец Яков - путь сквозь историю 35
2.4. Роль второстепенных персонажей в романе 46
Глава 3. Традиции русской литературы в романе М. Осоргина «Свидетель истории» 52
3.1. Традиции русской классики 52
3.2. М. Осоргин и Л. Андреев о революционерах-террористах 62
Заключение 66
Список литературы 71

Михаил Осоргин - автор весьма противоречивый. Уроженец Перми, с самого раннего детства и до глубокой старости боготворивший уральские красоты, что отразилось в его творчестве, писатель прошел длинный путь. За свою жизнь он успел испытать на себе роль революционера, сражавшегося против господствующего режима, тюремные муки, установление власти большевиков, высылку в 1922 г., нелегкие условия в эмиграции, и
одновременно он был человеком глубоко эрудированным, ценящим человеческую свободу, независимость, чему способствовало его многолетняя работа в масонской ложе. Внутри Осоргина уживались две крайности - революционер и гуманист.
Настолько крупный прозаик и публицист, в своем таланте не уступающий более известным в то время писателям, он попал под пристальное внимание многих исследователей, в основном постсоветского периода. Среди трудов постсоветского периода, посвященных творчеству Осоргина, следует отметить, прежде всего, диссертацию Татьяны Марченко, включающей в себя широкий обзор эмиграционного творчества Михаила Осоргина. Наследие писателя стало также темой биографических статей Олега Ласунского, который рассматривает жизнь и творчество писателя в контексте исторического времени. Изучением публицистических работ занималась Людмила Поликовская. Работы Ольги Авдеевой посвящены осмыслении жизненного пути писателя. Нина Барковская рассматривает художественное своеобразие исторических миниатюр Осоргина. Галина Лобанова в своих работах занималась изучением проблемы «маленького человека» в творчестве Осоргина. Это неполный список работ, посвященных изучению творчества Осоргина. К творчеству Осоргина до сих пор проявляют интерес литературоведы.
На протяжении жизни из-под пера Осоргина вышло много замечательных произведений. Самые известные из них: «Сивцев Вражек», «Свидетель истории», «Книга о концах», «Вольный каменщик», «Времена», также рассказы. Стоит отметить его активную деятельность на поприще публицистики
Революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. положила конец господства буржуазии, но была установлена новая диктатура - партии большевиков. Осоргин, к сожалению, не принял сложившийся порядок вещей и был вынужден покинуть Россию, будучи выслан в административном порядке. Многие из бывших революционеров не могли согласиться с законностью и правильностью действий, совершаемых представителями большевистской партии.
Попытки свержения существовавшего строя предпринимались разными партиями по-разному. Практиковалась и тактика индивидуального террора. Можно назвать ряд авторов, которые оставили письменные свидетельства. К ним можно причислить: Н.А. Морозов [24] («Письма из шлиссельбургской крепости»), Г.А. Лопатин [22] (сборник стихов «Из-за решетки»), Б.В. Савинков [35] («Воспоминания террориста»). Данные тексты в большинстве автобиографичны.
Каждый из них описывал жизнь террористов того времени, с их самопожертвованием и самоотверженностью, с верой в светлое будущее и в свои идеалы. Но не стоит забывать, что это - художественные произведения, и для них свойственно некое преувеличение. В них нет привычных нам ГЕРОЕВ, в них только - люди, которые избрали этот самоубийственный путь, их противоречивые мысли и безграничная вера в справедливость.
В рассматриваемом произведении Осоргина «Свидетель истории» данные элементы присутствуют. За одним исключением - все вышеперечисленные авторы являлись участниками событий, происходившие в то время. А вот произведение Осоргина интересно тем, что автор-свидетель смог передать напряжение, динамику, психологизм персонажей, не являясь непосредственным участником этих событий.
Как и выше указанные авторы, Осоргин не обошел стороной положительные качества героев, такие как самопожертвование, непоколебимость, вера в идею. Но стоит отметить, что за этой благородной целью стояли человеческие жизни, как со стороны революционеров (эсеров, народовольцев), так со стороны государственных чиновников и их приближенных. В качестве примера можно привести взрыв в доме Столыпина, в результате которого пострадали дети. До сих пор ведутся споры, насколько совершаемые действия были правильными. Но, как и на войне, революции без жертв не бывает. Цена крови нескольких людей - цена за свободу многих.
Таким образом, актуальность заявленной проблемы определяется выбором материала и ракурсом ее исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Михаил Андреевич Осоргин прошел путь от революционера эсера- максималиста, борющегося с неугодным для него политическим строем, уважаемого и почитаемого члена масонской ложи, до скромного писателя, пережившего оккупацию Франции немецкими интервентами и доживавшего с супругой свои оставшиеся года в небольшом домике в Шабри. В его мироотношении сочетались революционный порыв и желание оставаться в стороне, в качестве наблюдателя. Не смотря на отрицание провозглашенной новой власти и последующую высылку из страны, безрадостную жизнь в эмиграции, неприязнь со стороны местной эмигрантской интеллигенции, Осоргин смог пронести сквозь время безграничную любовь к своей родине, к людям и прежде всего - природе России.
В творчестве Осоргина роман «Свидетель истории» занимает почетное место среди прочих его произведений, таких как «Времена» и «Сивцев Вражек», в которых он поднимает аналогичные темы истории России, ее значимости для каждого, роли человека в истории и т.д. В «Свидетеле истории» Осоргин показывает людей вдохновленных, окрыленных идеей в лучшее будущее, отчаянно сражающихся за нее.
Вместе с тем, данном романе, как и в других, Осоргин поднимает тему значимости природной основы в жизни народа и отдельного человека. В природной первооснове сосредоточенно то истинное, первозданное, настоящее, что должно присутствовать в любом человеке; природное начало должно возвышаться над ложным, идеологизированным миром. В романе описанный пейзаж играет ключевую роль для персонажа. Природа, описанная Осоргиным, показывает всю сущность персонажей, их чистоту, естественность. Описание природы дает нам понимание, что это настоящие люди, они часть природы. Любое вмешательство рационализма считается противоестественным, кощунственным.
Михаил Осоргин любил свою родину искренне, без лести и преувеличения. Желание сделать жизнь народа свободной приводит его к революционерам. Но, не смотря на отсутствие сочувствия к Российскому государству, которое разрушалось на его глазах, Осоргин отрицал проявление террора и насилия. Сам Осоргин говорил, что «бездарен был бы народ, который в момент решения векового спора не сделал бы опыта полного сокрушения старых и ненавистных идолов, полного пересоздания быта, идеологий, экономических отношений и всего социального уклада» [29]. Эта авторская декларация показывает, что Осоргин относился с пониманием, почему большевиков и других групп, в числе которых были и эсеры, толкнуло на данный путь. И поддерживать сторонников дореволюционной России в виду своих убеждений он тоже не мог, которые стали причиной разбушевавшейся в дальнейшем гражданской войны. В обоих случаях и тот и другой политический строй являлся силой, сдерживающей свободное развитие человека. Писатель говорил: «бесчестен был бы народ, если бы он не выдвинул защитников идеи родины культурной, <...> идеи длительного подвига и воспитанной человечности». Осоргин признавал необходимость перемен, но их реализацию Осоргин видел иной, отличной от политики большевиков.
И в «Свидетеле истории» мы наблюдаем, как Наташа, будучи в заключении, осознает несовершенство идеи, продвигаемая эсерами, и меняет свои убеждения, начинает чувствовать себя частью природы, понимает, - вечные законы природы одинаковы для всех людей, вне зависимости от сословия или политических убеждений. Так и Осоргин в последствии отошел от революционной деятельности, посвятив себя литературе и публицистике, где активно отстаивал идеи свободы человека. Во «Временах» Осоргин напишет о двух русских революциях, устанавливая их преемственность: «Так, например, я определяю свое отношение к русской революции, которой был участником. Я знаю, что нелепо дробить ее на части, одну признавая, другую отрицая или подвергая сомнению; революция последовательна и едина, и Февраль немыслим без Октября». Смена государственного строя не принесла желанной свободы: «Менять рабство на новое рабство - этому не стоило отдавать свою жизнь» [25].
Персонажи Осоргина - «дети» своего времени, которые смогли показать свою силу, уверенность, верность своим идеям на лучшую жизнь. Все это передано автором без иронии и какой-либо насмешки. На протяжении романа «Свидетель истории» персонажи примеряют образы, несвойственные им (Наташа и Олень), рискуют своим здоровьем (девушка Фаня), готовы совершить фатальный шаг, утаивая глубоко в себе страх (братья Гракхи и многие персонажи), способны принимать неожиданные, порой отчаянные решения. Самоотверженность, верность идеям, решительность в своем выборе - не берутся из неоткуда. Их вела вера в лучшие времена, которые они мечтали построить - молодые, целеустремленные, полные сил. Осоргин глубоко ценил эти качества и передавал исключительность в их речах, описании и т.д. Особое место занимает образ Наташи, вокруг которого Осоргин и строит сюжет. У Осоргина женские персонажи, пережившие революционные события, чувствуют уверенность в настоящее время, и параллельно смотрят со смелостью и бесстрашием в будущие, но суровая действительность шла в разрез с идеалистическими представлениями Наташи, и вскоре она разочаровалась в пути террора и оставила его, избрав путь, благодаря Белову, который не противоречит философии о неразрывности человеческой жизни с природой, несгибаемость жизни перед попытками ее ограничить
Название должно отражать смысл содержания произведения. Осоргин назвал свой роман «Свидетель истории» и приписал данную характеристику одному из главных героев - отцу Якову. Как говорил сам автор: «Мы, — я говорю об огромном большинстве русских, лишенных права или возможности возврата, — только зрители, только свидетели свершающейся истории» [25]. В первую очередь, он говорил так о себе: скромный свидетель, наблюдающий со стороны, не причиняя никому неудобств, просто следит за ходом истории. Отец Яков - одна из сторон самого Осоргина. В этом персонаже Осоргин отобразил свой взгляд на страну, на террор - без излишнего презрения, но с горечью и сожалением. На закате жизни Осоргин напишет в книге «Времена. Происшествия зеленого мира»: «Заглянешь в прошлое, - горько до обиды, подумаешь о будущем и гонишь мысль» [26]. Написано с горечью, болью и тоской о прошедшем, куда мчалась, и на каких крутых поворотах заносило историю нашей страны.
Для Осоргина всегда и во все времена родиной являлась, в первую очередь, не Россия как государство, а Россия-страна, русская природа, которая была ему ближе всего. В «Свидетеле истории» Осоргин дает точное определение его России: «не народ, не государство, а необъятное пространство лесов, степей, гор, долин, озер и рек» [27, с. 163]. Осоргин отделял Российское государство, существующее где -то параллельно той России, которая существует по вечным законам жизни. Что же такое - Россия? Кто знает ее лучше? Осоргин дает на это ответ: «Никто ее не знает!». Через персонажа Якова в «Свидетеле истории», Осоргин подводит нас к мысли, что «хорошо ее знать невозможно, велика» [27, с. 164]. Россия для Осоргина - страна, «судьбы которой не вычислены никакими астрологами, пути которой никому неведомы, <...> [страна] великого ребячества взрослых и старческой мудрости юношей» [27, с. 71].
Политическое устройство общества, попытки сверху руководить жизнью народа, считал Осоргин, только мешают естественному течению народной жизни, подчиненной природным ритмам.
Роман «Свидетель истории» Михаила Осоргина, а также рассказ «Террорист», эссе «Россия» можно использовать для проведения внеклассных занятий в школах для учащихся 10 - 11 классов, наряду с теми произведениями авторов, которые поднимали, так или иначе, проблему права человека на насилие. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», а в классах гуманитарного профиля - и романа «Бесы», а также при обращении к «Рассказу о семи повешенных» Л. Андреева. Возможна привлечение произведений Осоргина в качестве дополнительного материала на уроках истории, посвященных теме революционных событий в России 1905 - 1917 гг. На уроках, проводимых в форме беседы, обсуждения или диспута, можно узнать мнения учащихся по вопросу о допустимости революционного насилия, о значимости описываемых событий для истории России и ее развития в дальнейшем; на чьей стороне, по мнению учащихся, была правда - революционеров или действующей, законной власти. Материалы проделанного нами исследования могут использоваться и при вузовском изучении романов Осоргина «Сивцев Вражек», «Свидетель истории», «Времена». Гуманистическая позиция писателя является надежным критерием в оценке исторических катаклизмов.


1. Авдеева О., Лучшие на свете книги написаны большими сердцами... // М. Осоргин, Собрание сочинений в 2-х томах, т. 1, М.: 1999; Авдеева О. Ласточки непременно прилетят...// Осоргин М. Сивцев Вражек, М.: 1990.
2. Адамович Г. «Сивцев Вражек» М. А. Осоргина. «Звено» 1928, №5, Париж: с. 343.
3. Алданов М. Предисловие. Осоргин М. Письма о незначительном, Нью-Йорк: 1952.
4. Андреев Л. Повести и рассказы. М.: 1957. 524 с.
5. Барковская Н. Возвращение к истокам (Осмысление исторической судьбы России в «Старинных рассказах» М.Осоргина» // Михаил Осоргин: Жизнь и творчество: Материалы первых осоргинских чтений, под ред. Абашева В., Коминой Р., Ласунского О., Пермь: 1994.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975.
7. Бем А. Л. Блошиная философия (М. Осоргин. Конец отца Якова). URL: www.mochola.org/russiaabroad/bem/bem20 otecyakov.htm (дата обращения 25.05.2020).
8. Бентам И. Принципы законодательства; О влиянии условий времени и места на законодательство; Руководство по политической экономии. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2012.
9. Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского. С. 8. URL: http://litlife.club/br/?b= 114526&p=8 (дата обращения: 01.08.2016).
10. Боравская И. Воплощение натурфилософской концепции в художественной прозе Осоргина М. 1920-х годов, М.: 2007.
11. Вильчинский В.П. Правда истории, художественный отбор и произвольный домысел («Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева) // Русская литература. 1970. № 1. С. 157-162.
12. Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 10 т. М.: Госизд-во худ. лит., 1957. Т. 7.
13. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Достоевский Ф . М. Собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука, 1973. Т. 6.
14. Жлюдина А. В. Путь Наташи Калымовой в романе М. А. Осоргина «Свидетель истории» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 8 (98). С. 110-114.
15. Жлюдина А.В., Хатямова М.А. Топология романа М. Осоргина «Свидетель истории»: Путешествие Якова Кампинского // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. 11 (113)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ