Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие общения детей третьего года жизни со сверстниками в игровой деятельности

Работа №93051

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Развитие общения детей со сверстниками, как педагогическая проблема
6
1.2. Характеристика общения и особенностей развития детей раннего
возраста 14
1.3. Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года
жизни 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ СО СВЕРСТНИКАМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Диагностика уровня развития общения детей третьего года жизни со
сверстниками 29
2.2. Программа развития общения детей третьего года жизни со
сверстниками в игровой деятельности 37
2.3. Анализ эффективности исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность работы заключается в недостаточной изученности развития общения детей третьего года жизни со сверстниками, на что и будет направлено данное исследование.
Дошкольное образование - это основополагающий, базовый уровень образования ребёнка, так как именно с него начинается образование в принципе. В единой системе непрерывного образования дошкольное образование обозначается как первый уровень.
Задача дошкольного образования - воспитать такую личность, которая могла бы творчески подходить к решению поставленных задач, умела найти свое место в системе социальных отношений, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.
Во ФГОС ДО большое внимание уделяется вопросу развития коммуникации детей со сверстниками и взрослыми, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах развития дошкольника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения детей со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства.
Проблема развития общения детей третьего года жизни актуальна, так как именно в данном возрасте, граничащим с дошкольным возрастом, важно формировать коммуникативные навыки. От этого зависит будущее ребенка, его место и положение в социуме. Современные дети часто испытывают трудности в общении со своими сверстниками: не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения [25].
Низкий уровень развития коммуникативных навыков, которые неразрывно связаны с коммуникативной деятельностью, приводят к возникновению конфликтов, что, естественно, имеет своё влияние на общение, сотрудничество и формирование отношений между детьми, и замедляет процесс позитивной социализации.
Проблему возникновения общения и развития коммуникации между детьми раннего возраста изучали множество психологов: Я.Л. Коломенский, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.А. Репина, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, Б. Спок, Ж. Пиаже и другие. Эти психологи считали, что общение - это необходимое условие психического развития человека, оно необходимо для формирования личности и её социализации.
Проблема исследования: каковы эффективные средства развития общения детей третьего года жизни со сверстниками?
Объект исследования - развитие общения детей раннего возраста со сверстниками.
Предмет исследования - игровая деятельность, как средство развития общения детей третьего года жизни со сверстниками.
Цель данной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития общения детей третьего года жизни со сверстниками в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития общения детей со сверстниками.
2. Охарактеризовать особенности развития и общения детей третьего года жизни.
3. Изучить роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни.
4. Провести диагностику уровня развития общения детей третьего года жизни со сверстниками.
5. Разработать программу по развитию общения детей третьего года жизни со сверстниками в игровой деятельности.
Методы исследования:
• теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
• эмпирические - изучение и анализ документов, наблюдение, тестирование, опытно-поисковая работа.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение - Детский сад общеразвивающего вида № 254 ул. Софьи Перовской, 109, г. Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития общения детей третьего года жизни со сверстниками в игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены задачи, в ходе решения которых были сделаны следующие выводы:
1. Самым главным способом взаимодействия с другими людьми является общение. Первое, с чего начинается взаимодействие людей между собой - это коммуникация.
Так, общение — это сложный и многогранный процесс, целью которого является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия.
По своим видам и формам общение чрезвычайно разнообразно. С течением времени человек постигает все виды общения, но начинается все с раннего возраста. Именно опыт первых межличностных отношений со сверстниками, закладывает фундамент построения личности. Можно отметить такие формы общения детей раннего возраста, как ситуативно­деловая и эмоционально-практическая.
Так, в раннем возрасте формируется потребность в общении со сверстниками. Оно представляет собой яркое эмоционально окрашенное общение, которое формирует отношение ребенка к миру, к окружающим, к самому себе.
2. Ранний возраст - это период, который отличается активным исследованием ребенком окружающего мира.
Три года — это возраст, который является той границей, что определяет дальнейшее развитие ребенка. У детей происходит «кризис трех лет», определенный переломный момент. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своих достижений в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослыми, направленных на расширение самостоятельности.
Развитие навыков общения ребенка третьего года жизни осуществляется в процессах познания окружающего мира и общения со взрослыми и сверстниками. С развитием речи общение ребенка становится более совершенным.
На данном этапе общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. В детском коллективе дети взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока.
3. Каждый ребенок по-своему уникален. А взрослый является для него неким организатором общения. Посредством игры, он обогащает и преобразует их коммуникативные потребности.
Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
При помощи игры ребенок знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Через игру дети познают окружающий мир. Игровая деятельность формирует у детей раннего возраста воображение, внимание, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность и самостоятельность.
4. В рамках Главы 2 было проведено исследование уровня развития общения детей третьего года жизни со сверстниками.
Исследование было поведено на базе МАДОУ детский сад № 254 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 18 детей 2-3 лет. Из них 10 мальчиков и 8 девочек.
Так, необходимо отметить, что на начальном этапе у значительной части детей был выявлен средний или низкий уровень развития общения со сверстниками, всего 2 ребенка были готовы взаимодействовать и общаться со сверстниками по собственной инициативе без подсказок взрослого.
В ходе исследования учитывалось, что детям раннего возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику,
стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, подражание действиям сверстника, желание делать что-то вместе, отсутствие вежливости и щедрости.
В связи с чем была разработана и реализована программа (совместно с воспитателем группы) по развитию общения детей третьего года жизни со сверстниками в игровой деятельности.
5. Разработанная программа ориентирована на развитие общения детей третьего года жизни, способствует их личностному развитию:
1. Эффективное развитие общения детей третьего года жизни.
2. Повышение уровня взаимодействия со сверстниками.
3. Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста со сверстниками.
4. Приобретение навыков речевого общения.
5. У родителей сформируются представления о развитии навыков общения. Повысится интерес к дальнейшему взаимодействию.
В завершении исследовательской работы о развитии общения детей третьего года жизни со сверстниками была проведена итоговая диагностика. Для оценки результатов проделанной работы, после апробации разработанной программы, были использованы те же диагностические методики, что и на начальном этапе.
После проведения работы по развитию общения у детей третьего года жизни со сверстниками в игровой деятельности, отмечена положительная динамика основных показателей:
• Количество детей с высоким уровнем развития общения со
сверстниками увеличилось на 11% от общего числа детей в группе;
Количество детей со средним уровнем развития общения со
сверстниками увеличилось на 12% от общего числа детей в группе;
• Количество детей с низким уровнем развития общения со
сверстниками уменьшилось на 22% от общего числа детей в группе.
Дети научились устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками, сотрудничать и решать конфликты, оказывать помощь друг другу.
Таким образом, педагогическая работа оказала положительное влияние на развитие общения детей со сверстниками и взрослыми. Это дает возможность сделать вывод о целесообразности и эффективности развития общения со сверстниками у детей третьего года жизни в игровой деятельности.


1. Аралова, М. А. Игры с детьми раннего возраста / М. А. Аралова. - Москва : Сфера, 2011. - 128 с.
2. Баль, Л. В. Мама и папа, занимайтесь со мной / Л. В. Баль, В. В. Ветрова // Вопросы дошкольной педагогики. - Москва : Эксмо, 1989. - С. 100- 103.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для высшей школы / В.Н. Белкина. - Москва : Академический проспект; Гаудеамус, 2005. - 256 с.
4. Белогай, К. Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами / К. Н. Белогай, Н. А. Сонина // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. - Москва : Психологический институт РАО, 2008. - 300 с.
5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. - Ярославль : Академия развития, 1998. - 240 с.
6. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей детей / Н. Е. Богуславская, Н. А. Куприна. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 2012. - 333 с.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. - Москва : Академия, 2013. - 232 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 2011. - 255 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - Москва : Просвещение, 2012. - 245 с.
10. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 272 с.
11. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г. А. Глинка. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 221 с.
12. Гонюкова, Н. Н. Современные тенденции игровой деятельности у
дошкольников / Н. Н. Гонюкова, Н. С. Левченко, О. Б. Кисленко // Технологизация системы современного образования: стратегия,
концепции, практика: сборник материалов II международной научно­практической конференции. - 2017. - С. 71-73.
13. Гришечкина, Н. В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н. В. Гришечкина, В. А. Козюлина, О. П. Матюшкина. - Москва : Академия развития, 2013. - 192 с.
14. Дети 2-3 лет. Особенности возраста и воспитания / Э. Абрамова. - URL: https://www.b17.ru/blog/241050/ (дата обращения: 20.03.2020)
15. Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т. В. Дьяченко // Молодой ученый. - 2019. -№ 38 (276). - С. 60-62...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ