Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРА КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТОЗАВИСИМОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Работа №93050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТОЗАВИСИМОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 7
1.1. Гаджетозависимость у обучающихся младших классов: понятие, виды,
причины возникновения 7
1.2. Понятие, виды и методы профилактики гаджетозависимости у
обучающихся младших
классов 24
1.3. Значение игры, как метода профилактики гаджетозависимостиу
обучающихся младших классов 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТОЗАВИСИМОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯМЛАДШИХ КЛАССОВ 47
2.1. Анализ деятельности МАОУ гимназия № 94 по профилактике
гаджетозависимостиу обучающихся младших классов 47
2.2. Разработка комплекса игр по профилактике гаджетозависимости у
обучающихся младших классов 53
2.3. Анализ результативности комплекса игр по профилактике
гаджетозависимости у обучающихся младших классов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76

Актуальность исследования. Благодаря быстрому развитию цифровых технологий гаджеты стали неотъемлемой частью жизни многих людей. Обычно гаджеты назначают небольшое устройство, призванное облегчить жизнь человека, сделать его более приятным и комфортным. В современном мире благодаря научно-техническому прогрессу, электронные гаджеты получили широкое распространение. Отличительными чертами каждого из них являются мобильность, мобильность и эргономичность. Эти сложные устройства, которые видят, слышат, знают огромное количество информации, обычно просты в использовании. Эти вещи, от которых раньше было легко обойтись, вошли в повседневную жизнь и стали почти незаменимыми. Тем не менее, зависимость от гаджетов является одним из негативных аспектов их использования, несмотря на все преимущества, упомянутые выше.
Гаджетозависимость (англ. gadgetaddiction) можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных гаджетов, смартфонов, от интернета, социальных сетей и онлайн-игр. По оценкам экспертов, вскоре в развитых странах гаджетозависимость выйдет на первое место по числу людей, которые страдают от нее, опередив курение и алкоголизм.
О причинах гаджетозависимости, существует много версий. Так, большинство родителей зависимых детей считают, что причиной гаджетозависимости являются компьютерные игры, интернет общение. Однако существует мнение, что игры и Интернет являются не причинами зависимости, а ее последствиями, а настоящими причинами того, что ребенок погружается в мир технологий, могут быть, например, семейные конфликты или проблемы в отношениях со сверстниками.
У ребенка нет способностей, чтобы противостоять внешним раздражителям и он, не видя другого выхода, идет в «виртуальное пространство», где может быть тем, кем он хочет и делать то, что хочет, несмотря на то, плохо это или хорошо. Бегство от реальности может быть компенсацией отсутствия сил для сопротивления в реальной жизни. Иными словами, причины гаджетозависимости школьников, возможно, надо искать не в компьютерных играх и частом использовании телефона.
Социальная ситуация ребенка зависит от уровня удовлетворения социальных потребностей школьника, которые реализуются в рамках взаимодействия «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Если социализация у ребенка проходит успешно, ребенок принимается коллективом, он учится жить и соблюдать социальные нормы. Однако если в этом процессе у ребенка проявляются неудачи, его не принимает коллектив, то ребенок учится жить, не обращая своего внимания на социальные нормы, начинает проявлять признаки девиантного поведения.
Мировая статистика свидетельствует о неуклонном увеличении лиц, страдающих той или иной формой зависимости. Пагубные привычки или пристрастия к чему-либо в последнее время приобрели новые формы. С интенсивной компьютеризацией школ в промышленных городах, доступностью интернет-технологий для школьников проблема гаджетозависимости у учащихся становится все более актуальной.
Степень изученности. Вопросы определения сущности, содержания, характеристик гаджетозависимости отражены и в психолого-педагогической литературе, в частности Бекетовой Е.А, Бронниковой Л.В, Дывныча О.П.
Исследованию вопросов профилактики гаджетозависимости посвящены работы Ричарда Грэхэма, Иксановой Ф.М. Возможности использования различных методов профилактики гаджетозависимости в начальной школе представлены в трудах Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Но недостаточно трудов, посвященных использованию игры как метода профилактики гаджетозависимости у младших школьников.
Вышесказанное определило выбор темы исследования «Методы профилактики гаджетозависимости у обучающихся младших классов».
Следует отметить, что одним из наиболее результативных методов воспитания в младшем школьном возрасте является игра. Вследствие этого в качестве ограничения в данном исследовании выделяются игровые методы, используемые в профилактике гаджетозависимости у обучающихся младших классов.
Объект исследования - гаджетозависимость у обучающихся младших классов.
Предмет исследования - игра, как метод профилактики гаджетозависимости у обучающихся младших классов.
Цель исследования - заключается в обосновании значения игры как метода профилактики гаджетозависимости у обучающихся младших классов.
Задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия
гаджетозависимости младших школьников, выявить причины ее возникновения.
2. Рассмотреть понятие, виды и методы профилактики гаджетозависимости у обучающихся младших классов.
3. Рассмотреть игру как метод профилактики гаджетозависимости у обучающихся младших классов, изучить ее значение.
4. Проанализировать деятельность МАОУ гимназия № 94 по
профилактике гаджетозависимости у обучающихся младших классов, выявить гаджетозависимых обучающихся младших классов в МАОУ гимназия № 94.
5. Разработать и частично реализовать комплекс игр, направленных на профилактику гаджетозависимости у обучающихся младших классов.
6. Проанализировать результативность комплекса игр, направленных на профилактику гаджетозависимости у обучающихся младших классов.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно­методической литературы, обобщение;
• эмпирические: анализ документов, тестирование, анкетный опрос;
• статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых. В частности, Войсунский Александр Евгеньевич - занимался изучением феномена интернет-зависимости; Иванов Михаил Степанович изучал психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека; Кимберли Янг исследовал факторы, благодаря которым развивается Интернет зависимость и другие.
Эмпирическая база исследования - МАОУ гимназия № 94 г. Екатеринбурга
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире процесс компьютеризации приобретает все большее значение. В связи с этим одной из самых актуальных проблем становится проблема гаджетозависимости. В особенности это относится к детям, в частности к обучающимся младших классов. Виртуальное пространство охватило практически все сферы человеческой жизни, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы.
Решая первую задачу, мы выяснили, что гаджеты в переводе с английского означают «техническую новинку». Гаджетозависимостью зазывают социальное явление, которое характеризуется злоупотреблением гаджетами.
Опасность чрезмерным увлечением гаджетами состоит в первую очередь в затруднении социализации ребенка, так как зависимые предпочитают нахождение в виртуальном мире живому общению. Помимо социальной жизни гаджетозависимость влияет и на физическое здоровье ребенка.
Младший школьный возраст представляет собой важный период в становлении личности ребенка. Для ученика начального звена по-прежнему остается важным общение с родителями. Нередко современные родители приобретают для ребенка телефоны, оснащенные разнообразными функциями. Но из-за уменьшения родительского контроля у детей возникает зависимость от телефона. Часто получается, что детей другой досуг уже не интересуют. Вышесказанное часто ведет к возникновению у детей младшего школьного возраста гаджетозависимости.
Профилактикой называют предварительные меры для недопущения чего-либо. В проведенных исследованиях было установлено, что причина формирования гаджетозависимости кроется не в компьютерной деятельности пользователя, а в его личностных свойствах.
Методы профилактики мы определили как комплекс мер социально­психологического, педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении.
Мы выделили методы профилактики, применение которых возможно для профилактики гаджетозависимости у младших школьников.
Одним из этих методов является игра. Игрой называют форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Значение игры в жизни каждого ребенка не ограничивается только лишь ее развлекательными возможностями. Феномен игры состоит в том, что она является эффективным способом отдыха, способным перерасти в терапию, творчество, обучение, модель жизненных ситуаций и т.д. В современных образовательных организациях делается упор на интенсификацию и активизацию воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, игра все чаще используется как эффективный метод обучения.
Решая четвертую задачу, мы сделали вывод, что в образовательном учреждении МАОУ Гимназия № 94 практически не ведется работа по профилактике гаджетозависимости у обучающихся, не смотря на понимание ее значимости педагогами и родителями обучающихся. Проводимые мероприятия носят эпизодический характер, в течение года проводятся единичные лекции и беседы в школе отсутствует программа, направленная на профилактику гаджетозавимости учеников. Так, за 2019-2020 учебный год в образовательном учреждении были проведены 4 беседы в формате внеклассного мероприятия с учениками на тему зависимостей, в том числе и зависимости от гаджетов. Так же в комплексном плане деятельности педагогического коллектива по профилактике запланирована лекция для родителей на тему профилактики зависимости.
По итогам исследования, которое проводилось во 2 класс, мы выяснили, что:
• У 12% респондентов отсутствует риск развития гаджетозависимости;
• 23 % учеников находятся в стадии увлеченности гаджетами;
• 53% опрошенных школьников находятся в группе риска развития зависимости от гаджетов;
• У 12% обучающихся была обнаружена гаджетозависимость.
Так же мы провели анкетирование их родителей с целью выявления наличия гаджетозависимости у детей, по мнению их родителей. По итогам исследования мы выделили, что 100% детей умеют пользоваться гаджетами в повседневной жизни. 70% детей по наблюдению родителей проявляют заинтересованность к гаджетам 7-8 раз в день. В среднем дети проводят за гаджетами 1-2 часа в день. 68% родителей не поощряют увлеченность детей гаджетами. 52% опрошенных родителей обеспокоены использованием гаджетов у их детей. У 80% детей установлена блокировка запрещенных сайтов родителями.
Решая пятую задачу, мы разработали комплекс игр с целью предотвращения появления гаджетозависимости у младших школьников. С целью предотвращения появления гаджетозависимости у младших школьников. На практике нам частично удалось реализовать предложенный комплекс. Проведенная после этого вторичная диагностика предварительно показала результативность предложенного комплекса и необходимость дальнейшей целенаправленной систематической деятельности по профилактике гаджетозависимости у обучающихся 2 класса МАОУ Гимназия № 94.


1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер, Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - Москва : НПО «Прагма», 1993. - 175 с. - Текст: непосредственный.
2. Алмазов, Б. Н. Психология социального отчуждения / Б. Н. Алмазов. - Екатеринбург : Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2014. - 172 с. - Текст: непосредственный.
3. Андреев, А. С. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения / А. С. Андреев, А. В.Анцыборов. - URL:http://med- read.ru/internet-addiktsiya-kak-forma-zavisimogo-povedeniya/ (дата обращения: 04.03.2020). - Текст: электронный.
4. Арестова, О. Н. Мотивация пользователей Интернета / О. Н.
Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. -
URL: http: //www.relarn.ru/human/motivation.txt (дата обращения: 13.04.2020). - Текст: электронный.
5. Ахрямкина, Т. А. Психологические аспекты изучения проблемы поведенческой аддикции / Т. А. Ахрямкина, Н. А. Добровидова, Т. П. Жарикова // Психология в вузе: научно-методический журнал. - 2013. - №2.
• С. 184-187. - Текст: непосредственный.
6. Баксанский, О. Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания / В. М. Самойлова, О. Е. Баксанский.
• Москва : Либроком, 2017. - 280 с. - Текст: непосредственный.
7. Белянкова, Н. М. Игра? Не только.. .Воспитание школьников / Н. М. Белянкова, К. Чупаева // Воспитание школьников : Теоретический и научно­методический журнал. - 2002. - №7. - С.19-20. - Текст: непосредственный.
8. Бурова, В. А. Социально-психологические аспекты интернет- зависимости / В. А. Бурова. - URL: http://cyberpsy.ru/articles/burova-internet- addiction/ (дата обращения: 04.03.2020). - Текст: электронный.
9. Бухановский, А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, статика, влечение, профилактика / А. О. Бухановский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 360 с. - Текст: непосредственный.
10. Варашкевич, С. А. История конверсии компьютерной игры / С. А. Варашкевич. - Москва : ИП РАН, 2015. - 133 с. - Текст: непосредственный.
11. Вовденко, О. В. Психологические нарушения социализации подростков и их классификация / О. В. Вовденко // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. - Москва : Изд-во Русско- американского института, 2010. - С. 84-86. - Текст: непосредственный.
12. Войскунский, А. Е. Психологические исследования Интернет- аддикции/ А. Е. Войскунский // Вторая Российская конференция по экологической психологии.Москва, 12-14 апреля 2000 г. - Москва : Экопсицентр РОСС. - С. 251-253. - Текст: непосредственный.
13. Волкова, М. В. Личность как субъект инноваций / М. В. Волкова. -
Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. - 71 с. - Текст:
непосредственный.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. - 224с. - Текст: непосредственный.
15. Геращенко, И. Педагогическая конфликтология // Учитель. - 2014. - №2. - С. 65-67. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ