Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные направления международного сотрудничества России и Китая в конце XX - начале XXI вв.

Работа №93036

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы112
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 15
1.1. Основные направления дипломатического взаимодействия 15
1.2. Российско-китайское сотрудничество в рамках ШОС и БРИКС 26
1.3. Сотрудничество в области военной безопасности в Центрально-Азиатском регионе 38
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 46
2.1. Становление российско-китайского сотрудничества в период
руководства Б. Н. Ельцина (1992-1999 гг.) 46
2.2. Развитие совместного сотрудничества во время президентства В. В.
Путина и Д. А. Медведева (2000-2012 гг.) 54
ГЛАВА 3. МИГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 69
3.1. Основные этапы развития миграционного сотрудничества 69
3.2. Особенности трудовой миграции в приграничных регионах Сибири и
Дальнего Востока 77
3.3. Перспективы развития совместной миграционной политики 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 99

Актуальность выбранной темы. Взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой затрагивают обширный спектр областей сотрудничества: межрегиональные торгово-экономические связи, крупные инвестиционные проекты, участие в программах культурного и образовательного обмена, деловые контакты на высшем уровне, активное участие в ряде международных и региональных организаций, таких как ООН, ШОС, БРИКС и др.
Не стоит забывать, что российско-китайские отношения, характеризующиеся сейчас обеими сторонами как «стратегическое партнёрство и взаимодействие», имеют противоречивую историю, в которой присутствовали и тесная межправительственная дружба, и вооруженное противостояние.
После украинского кризиса 2014 года и введения санкций со стороны Запада произошли изменения в российской внешнеполитической стратегии, названные «Поворотом на Восток». Это подразумевало усиление внешнеэкономического сотрудничества России со странами Азии и более пристальное внимание правительства к проблемам развития Дальнего Востока. Благодаря подобной политике у нашей страны появилась возможность импортировать из Китая передовые технологии, технически сложную продукцию, которая стала недоступной из-за западных санкций, поставлять природные ресурсы, энергоносители, сырье с минимальными транспортными затратами. Китайские партнеры преимущественно видят в России союзника, обеспечивающего энергетическую безопасность Поднебесной.
В современном мире РФ и КНР оказывают немалое геополитическое влияние на страны Центральной Азии, поэтому выбор верного пути развития совместной международной политики оказывает влияние на целый регион. Российско-китайские отношения чрезвычайно важны для реализации национальных интересов обеих стран, поскольку они видят друг в друге ключевых торговых партнеров. Но следует также помнить, что в российско- китайском сотрудничестве содержится ряд противоречий, обусловленных историческими и современными экономическими факторами. Среди российской общественности постоянно существуют опасения, что наша экономика может оказаться полностью зависимой от Китая. Жителей Восточной Сибири и Дальнего Востока настораживают увеличение масштабов поставок отечественной древесины в КНР и периодически появляющиеся данные о незаконной контрабанде товаров из соседней страны. Эксперты призывают быть более бдительными в выстраивании взаимодействия с восточными партнерами, поскольку китайское правительство зачастую относится к приграничным российским территориями исключительно как источнику дешевого сырья.
В целом, стратегическое партнерство как форма сотрудничества России с Китаем требует проведения комплексного системного анализа. При детальном изучении российско-китайского сотрудничества можно найти ключ к решению многих проблем современных международных отношений. Этим и определяется актуальность дипломной работы.
Степень изученности. Российский интерес к внешней политике, экономике и геополитическому положению Китая имеет под собой основу. Одна из причин этого - усиление КНР не только на Дальнем Востоке, но и на евразийском континенте в целом. В российских политических кругах и научном сообществе идет постоянное обсуждение российско-китайского сотрудничества. Вызывает большой интерес экономическое «китайское чудо», мощный прорыв в ряде сфер экономики, осуществленный в начале нового тысячелетия правительством соседней страны.
В ходе исследования были изучены публикации политологов, дипломатов, экономистов, ученых, преподавателей крупных российских и зарубежных вузов, которые работали над анализом специфики сотрудничества РФ и КНР много лет.
В научной литературе существуют различные оценки российско- китайского сотрудничества. Официальная точка зрения наиболее полно раскрыта в статье бывшего российского посла в Китайской Народной Республике в начале XXI в. И. А. Рогачева. Он отмечал, что в «Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» имеется тщательно проработанный блок статей по конкретным направлениям стратегического взаимодействия. Это способствует созданию прочной правовой базы и необходимых предпосылок для усиления торгово-экономического сотрудничества с китайской стороной.
Именно в данном договоре впервые появляется такое понятие, как «стратегическое партнерство». Стратегическое партнерство - это форма межгосударственных политических отношений, базирующаяся на принципах добровольности, ответственности за внешнеполитические действия и равноправия. В дальнейшем подобные формулировки будут встречаться и в других нормативно-правовых актах, регулирующих российско-китайские отношения. К таковым относятся «дружественные государства» и «конструктивное партнерство». Из этого можно сделать вывод об единстве подходов к совместной законодательной базе двух стран.
Точка зрения И. А. Рогачева практически полностью совпадает с оценкой договора в Совместном заявлении двух государств, в котором было дано обозначение «программного документа, определяющего развитие китайско- российских отношений в новом столетии» . Стоит подчеркнуть, что преобладающая часть представителей академической науки придерживается официальной точки зрения.
Среди ученых нет единого взгляда на развитие российско-китайского сотрудничества. В научной литературе также довольно широко распространена антикитайская точка зрения, сторонники которой опасаются роста политических амбиций Пекина и отрицают возможность сближения с ним. Можно привести в качестве примера позицию известного идеолога либерализма Лилии Шевцовой. Она полагает, что Россия, освобождаясь от западного влияния, не укрепляет суверенитет, а попадает под влияние других участников мировых процессов, в частности КНР . Это выражается в активном участии Москвы в укреплении Шанхайской организации сотрудничества, используемой китайскими властями в целях продвижения в Центральной Азии для противостояния с США. Подобные мысли отмечает в собственной монографии и В.Л. Ларин, известный специалист-китаевед, отмечая «подчиненную роль» России в союзе с восточным партнером .
Существуют в академической науке и скептические позиции в оценке заключенных между двумя странами соглашений и резолюций, особенно Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г. К примеру, Ю.М. Галенович утверждает, что у китайской стороны по-прежнему остались территориальные претензии к России после заключения Договора. В своей работе он отмечает, что в данном документе у подписавших его сторон отсутствуют взаимные территориальные претензии . Но китайская сторона всегда заявляла о факте наличия территориального долга со стороны России, требуя восстановления и соблюдения собственных законных прав, решения давних исторических вопросов.
Также отметим, что в академической среде также неоднозначно оценивают торгово-экономическое сотрудничество России и Китая. Широко распространенно мнение, что изначально при выстраивании партнерских отношений с РФ КНР считала доступ к природным ресурсам Сибири и Дальнего Востока одной из приоритетных задач реализации всех крупномасштабных инвестиционных проектов в рамках сотрудничества, подчеркивается потребительское отношение в ходе проведения работ по лесозаготовкам и добыче полезных ископаемых. Историк-востоковед С. Г. Лузянин заметил, что проделанная работа по совершенствованию российского курса в отношении КНР особенно негативно отразилась на экономической составляющей .
Тем не менее, существует противоположная точка зрения, утверждающая значимость восточных партнеров в торговле и стремление к преодолению зависимости от поставок в европейские страны. В своих исследованиях профессор МГИМО (У) МИД России В. В. Карлусов подчеркивал, что сырьевая направленность российского экспорта является составной частью «взаимодополняемости» экономик двух стран . Подобный дисбаланс в структуре совместной торговли временен и будет существовать до тех пор, пока продукция РФ не станет конкурентоспособной.
Дискуссионными по-прежнему остаются темы миграционной политики России и Китая и их межрегионального сотрудничества. Сторонники партнерских взаимоотношений, в частности М. Л. Титаренко, обосновывали необходимость привлечения капитала и рабочей силы из соседних провинций для развития приграничных регионов двух стран . Но эксперты, скептически относящиеся к сотрудничеству с КНР, призывают ограничить привлечение иностранных инвестиций и разработать собственную экономическую политику . К примеру, М. В. Александрова подчеркивает односторонность перспектив развития совместной миграционной политики из-за отстаивания китайским правительством национальных интересов в вопросах использования природных ресурсов и малозаселенных территорий. Единственный выход для РФ в данной ситуации - выработка отечественной стратегии экономического развития Сибири и Дальнего Востока .
Тема взаимосвязи РФ и КНР занимает центральное место в исследованиях зарубежных ученых, которые рассматривают в своих работах разнообразные области отношений двух государств.
Отметим наиболее активного исследователя российско-китайского сотрудничества Бобо Ло. При исследовании он дает высокую оценку уровню взаимоотношений стран, выделяя схожесть их позиций в ряде международных проблем и совместную деятельность в Центральной Азии.
Российско-китайское сотрудничество особенно значимо для Китая, поскольку позволяет сосредоточить внимание правительства на более актуальные проблемы. При этом Россия может не опасаться чрезмерного увеличения количества мигрантов из КНР из-за достаточного контроля в приграничных регионах. Отмечается асимметрия в межгосударственном сотрудничестве, выраженной в более тесной взаимосвязи двух сторон с Западом, чем друг с другом. Но от российско-китайских отношений Пекин получает больше преимуществ, чем Москва. Бобо Ло отмечает, что КНР на международной арене позиционирует себя как государство, ориентированное на продуктивное сотрудничество, никому не угрожающее и выступающее за партнерские отношения . Это объясняет осторожное поведение в выстраивании сотрудничества с РФ. Например, Пекин не стремился к солидарности с российской позицией в вопросе признания Южной Осетии, чтобы не навредить взаимоотношениям с Западом.
Также Бобо Ли выделил три основные группы зарубежных ученых, занимающихся изучением сотрудничества РФ и КНР:
1) Специалисты по России, владеющие русским языком, для которых характерна положительная оценка состояния и перспектив российско- китайского сотрудничества;
2) Специалисты по России, владеющие русским и английским языками, и получившие образование в западных университетах. У них более скептическая позиция касательно сотрудничества РФ и КНР, нашей стране они уделают достаточно мало внимания в исследованиях и не рассматривают взаимосвязь Москвы и Пекина как приоритетное направление во внешнеполитической стратегии восточных партнеров.
3) Представители Министерства иностранных дел КНР, для которых важно декларировать наличие хороших взаимоотношений с Россией, поэтому в их заявлениях делается акцент исключительно на положительные моменты сотрудничества.
Также в зарубежных исследованиях выделяют следующие особенности российско-китайского сотрудничества:
1) К 2010-м гг. отношения двух стран значительно улучшились;
2) Партнерство РФ и КНР имеет ограниченный, а не стратегический характер;
3) КНР не является военной и демографической угрозой для РФ;
4) В Центральной Азии оба государства настолько же конкуренты, насколько и партнеры;
5) Перспективы дальнейшего российско-китайского сотрудничества
весьма проблематичны из-за существующих противоречий .
Данные особенности встречаются в работах многих европейских ученых, особенно из тех государств, которые только начинают проявлять интерес к российско-китайскому сотрудничеству. Например, в статье, опубликованной учеными из португальского Университета Коимбры Марией Ракель Фрейре и Кармен Амадо Мендес, подчеркивается оторванность российско-китайского сотрудничества от реальности .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отношения между двумя крупнейшими и самыми сильными странами в Евразии продолжают являться предметом интереса для многих государственных чиновников, ученых и простых граждан в течение довольно долгого времени. История показала, что трудно предсказать уровень российско- китайского сотрудничества. Тем не менее, они оказывали, оказывают и будут оказывать влияние на политику Евразии и остального мира. Обе страны прошли непростой путь от крепкой дружбы до несанкционированных пограничных стычек во время «холодной войны». Распад Советского Союза принес стабильность, так как Россия и Китай стали предпочитать использовать дипломатические средства для достижения своих целей. Их стабильные отношения - это не миф, придуманный политологами и специалистами- международниками для успокоения широких масс населения двух стран. На практике Россия и Китай показали, что могут строить совместное добрососедское сотрудничество.
Отмечаем, что российско-китайские отношения всегда будут выступать неотъемлемой частью как евразийского, так и общемирового геополитического пространства. Для того чтобы сейчас, в XXI веке продолжать строить с Китаем добрососедские отношения, основанные на действительных гарантиях, протоколах, договорах, соглашениях и меморандумах с конкретной юридической опорой, мы не должны забывать про тот исторический опыт, который сейчас имеем. Особенно это касается исторического опыта 2000-х годов, когда над миром особенно остро нависла угроза со стороны террористических, националистических и экстремистских группировок, желающих установить контроль над всем человечеством.
Безусловно, период 2000-х годов для российско-китайского сотрудничества был особенным. Было продолжено развитие законодательной базы двух стран, направленной на активное сотрудничество во многих сферах. Не стоит забывать, что экономическое сотрудничество России и Китая в 2000-е годы - это стабильная основа будущего успеха двух держав на геополитической арене. Чтобы поддерживать и развивать добрососедские отношения между двумя странами, мы должны помнить наш исторический опыт.
Обе державы продолжили развивать совместные торгово-экономические отношения, шло постоянное расширение торгового обмена между ними. Именно в 2000-е годы появилось такое понятие, как «свободная экономическая зона». Его ввело китайское правительство в рамках развития собственной экономики и торгово-инвестиционного сотрудничества между соседними странами. Свободные экономические зоны для России и Китая - это идеальная платформа не только для расширения торгового и экономического сотрудничества, но и для совместного обмена ценным опытом между специалистами двух стран, гарантия рабочей занятости местного населения, увеличение прибыли регионов. Две державы постоянно подчеркивали, что в свободных экономических зонах заключено будущее российско-китайского экономического сотрудничества. Появились первые совместные предприятия России и Китая, работавшие в различных сферах промышленности.
Не стоит забывать и про плодотворное российско-китайское политическое сотрудничество в 2000-х годах. Обе державы активно сотрудничали друг с другом в рамках международных организаций ШОС и БРИКС, направленных на глубокое развитие интернациональных экономических связей и установление политического единства между различными державами мира. В ходе совместной работы в данных организаций стороны отмечали, что главными целями их политического сотрудничества является усиление мер безопасности не только в среднеазиатском регионе, но и во всем мире. Также Россия и Китай неоднократно заявляли, что намерены вести постоянную борьбу с силами международного терроризма и продолжать добиваться установления политики политического плюрализма на международной арене.
У китайцев есть два мудрых изречения: знай себя, знай партнера, и ты будешь непобедим и «Размышляя над прошлым, узнаёшь о будущем». Эти два выражения очень хорошо показывают необходимость изучения истории взаимоотношений двух стран для укрепления и развития связей между странами в настоящем и будущем.
Последствия мирового финансового кризиса 2008 года и грузино-осетинского конфликта августа этого же года, политический кризис на Украине, военные действия на Донбассе, присоединение Крыма к России, введение со стороны США и их союзников в Европе санкций против нашей страны, возрастание угрозы регионального терроризма на Ближнем Востоке и Средней Азии, проблема неконтролируемых потоков беженцев в развитые страны, не решенная до сих пор, - все это также является важными факторами, оказавших немалое влияние на мировую политику.
Российский поворот на Восток - это не только своевременная реакция нашего правительства на внезапные изменения в геополитической обстановке и напряженные отношения с западными коллегами. Он представляет из себя проверенную временем поэтапную политическую стратегию, которая направлена на эффективное выстраивание многопланового российско- китайского сотрудничества.
Российская Федерация и Китайская Народная Республика на протяжении всего изучаемого временного промежутка выступают надежными партнерами в крупнейших международных организациях, таких как Совет Безопасности ООН, ШОС, БРИКС. Именно тогда обе стороны впервые на официальном уровне признали определенные различия в проведении внешней политики друг друга, национальных интересах и стратегических приоритетов. Несмотря на это, оба государства продолжили активно выдвигать идеи многополярного мира, полное недопущение гегемонии конкретной страны или военно-политического блока над остальными и стабильного развития отношений вне зависимости от внешних факторов.
Во многом сохранил свою значимость ряд российско-китайских договоров, соглашений и резолюций, принятых в 1990-е и 2000-е годы. Их положения полностью соответствуют единой политической стратегии, которую продвигают оба государства на мировой арене. Помимо их, заключены
различные официальные документы, в которых закреплены основные итоги встреч лидеров стран и руководителей профильных ведомств.
К сожалению, российско-китайское экономическое сотрудничество значительно отстает от дипломатического. Это обусловлено спецификой развития пограничных регионов двух стран, находившихся на разном уровне промышленного и инвестиционного сотрудничества. Китайские и российские партнеры еще не накопили достаточного опыта для взаимодействия, поскольку слабо ориентируются в законодательной базе друг друга и довольно часто сталкиваются с коррупционными и бюрократическими трудностями. Среди российского населения давно существует волнение относительно больших поставок природных ресурсов в Китай, много говорят о чрезмерно амбициозных планах, касающихся российских восточных областей. Но данная точка зрения тоже достаточно спорная и на сегодняшний день специалисты-международники и политологи занимаются её проработкой и анализом.
Следует отметить, что проблемы экономического сотрудничества, давно стоящие перед Россией и Китаем, вполне решаемы. Совместные российско- китайские предприятия, созданные в 2000-е годы, продолжают функционировать в штатном режиме. В ходе двусторонних переговоров подписаны важные резолюции и приняты долгосрочные стратегические планы, касающиеся развития Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая. Россия и Китай сумели сохранить экономическое, торговое и инвестиционное сотрудничество несмотря на тяжелые последствия мирового финансового кризиса 2008 года.
Трудовая миграция в межрегиональном сотрудничестве оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие приграничных территорий двух стран. Оно активизировалось в 1990-х гг. после увеличения российско-китайского товарооборота и появления первых совместных инвестиционных проектов. На сотрудничество негативно влияли неразвитость отечественной миграционной политики, невозможность проконтролировать деятельность всех приезжих граждан из КНР, «челночная торговля», носившая нелегальный характер. Необходимо отметить практическое отсутствие данных официальной статистики профильных органов и неразвитую сеть региональных отделений Федеральной миграционной службы, которая только начинала создаваться после распада СССР. Только в период 2000-х гг. российскому правительству удалось упорядочить работу миграционных ведомств и более подробно вести статистику приезжих иностранцев, в том числе и из КНР. При этом по-прежнему остались актуальными темы чрезмерного контроля за процедурами выдачи виз и разрешения на работу и коррупционной составляющей, которая приносит убытки двум государствам. Немаловажным фактором являются также стереотипы о приезжих специалистах из КНР и «китайской экспансии», поглощающей Сибирь и Дальний Восток. Необходимо заметить, что отечественная миграционная политика остается несовершенной в вопросах социальной адаптации мигрантов и гарантии соблюдения их прав в другой стране. Но вышеуказанные факторы не являются трудноразрешимой проблемой для совместного сотрудничества. В первую очередь, необходимо готовить собственные высококвалифицированные кадры и отправлять их на Дальний Восток, гарантировав им достойную заработную плату и оказав помощь с обустройством. При этом нужно создавать равные рабочие условия как для своих граждан, так и для китайских специалистов. Многие мигранты из КНР нуждаются в адаптации к новым социокультурным условиям, и необходимо помочь им через образовательные курсы лучше понять российский менталитет взаимодействовать с местным населением. Только общими усилиями возможно не только улучшить экономическое положение и инвестиционную привлекательность Сибири и Дальнего Востока, но и способствовать расширению российско-китайского взаимодействия на региональном и государственном уровне.
Необходимо помнить, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика - два ключевых государства на геополитической арене. От того, как будет в дальнейшем выстраиваться их сотрудничество, зависит не только будущее развитие совместных областей дипломатии, экономики, миграции, но и геополитика евразийского региона и целого мира.



1. Aris S. Russian-Chinese relations through the Lens of the SCO / S. Aris // Russie.Nei.Visions. - 2008. - No 34. - pp. 246-249.
2. Blank S. Russia’s Far East Policy: Looking beyond China // Russie.Nei.Visions. 2010. No 54. August. - 22 p.
3. Freire M. R., Mendes C. A. Realpolitik. Dynamics and Image Construction in the Russia-China Relations: Forging a Strategic Partnership? // Journal of Current Chinese Affairs. 2009. No 2. pp. 27-52.
4. Lo B. Axis of Convenience: Moscow, Beijing, and the New Geopolitics. Washington (DC): Brookings Institution Press and Chatham House, 2008. pp. 7-9.
5. Lo B. Ten things everyone should know about the Sino-Russian
relationship. URL:
https://www.cer.eu/sites/default/files/publications/attachments/pdf/2011/pb china bl
dec08-775.pdf (дата обращения: 02.10.2019).
6. Quoted in Sheives, Kevin. 2006 China Turns West: Beijing’s Contemporary Strategy Towards Central Asia. - Pacific Affairs, Vol. 79, No. 2, Summer 2006, pp. 213-214.
7. Richard Weitz, “Sino-Russian Security Ties”, Russia-China Relations: Assessing Common Ground and Strategic Fault Lines. NBR Special Report #66. July 2017. Pp. 27-36.
8. Umbach F. The Wounded Bear and the Rising Dragon. The Sino-Russian relationship at the beginning of the 21st century: A view from Europe // Asia Europe Journal. 2004. No 2. pp. 43-62.
9. Российская Федерация. Президент (1992 - Б.Н. Ельцин) : Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, №21. - Ст. 1825.
10. О ратификации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой : Закон Российской Федерации. - М. : Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №4. - Ст. 253.
11. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Закон Российской Федерации. - М. : Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №50. - Ст. 4850.
12. Абраменков, А.В. Совместные свободные экономические зоны в российско-китайском сотрудничестве [Электронный ресурс]// Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - №8. - С. 14-22. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17906947. - Загл. с экрана. (дата обращения: 20.02.2020).
13. Абрамова, В. В. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая // Kant. 2013. - №1 (7). - С.76-78.
14. Абрамова, Н. А. Проблемы интеграции приграничных территорий России в подсистеме международных отношений России и Китая // Управление мегаполисом. - 2010. - № 6. - С. 47-54.
15. Александрова, А. А. Основные международные торговые отношения России и Китая / А. А. Александрова, О. В. Тахумова // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб.ст. - Пермь, 2017. - С. 39-41.
16. Александрова, М. В. Российско-китайские приграничные экономические отношения. - М., 2005. - С. 228-229.
17. Александрова, М. В. Четверть века торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР (на примере провинции Хэйлунцзян) // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 6. - С. 56-72.
18. Афанасьев Е.В., Кулик А. Б. Углубление экономического сотрудничества - один из важнейших компонентов стратегического партнёрства между Россией и Китаем / Е.В.Афанасьев, А.Б. Кулик. - М., 2004. - С. 31-42.
19. Афанасьев, Е. В. Российско-китайские отношения: от нормализации к партнерству / Е. В. Афанасьев // Проблемы Дальнего Востока. - 1994. - № 2. - С. 3-7.
20. Бабаян Д. Демографический компонент российско-китайских отношений: вызовы и выгоды // Проблемы Дальнего Востока. - 2011. - № 6. - С.14-19.
21. Бедарева, Т.Л. Экономическое сотрудничество России и Китая как фактор укрепления позиций России в АТР / Т.Л. Бедарева // Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее). - М., 2006. - Ч. 1. - С. 28¬31.
22. Бергер, Я. М. Экономическая стратегия Китая / Я. М. Бергер. - Ин-т Дальнего Востока РАН. - М. : Форум, 2009. - 560 с.
23. Бойцов, В.В. Россия в хозяйственном сотрудничестве стран АТЭС: состояние и перспективы / В. В. Бойцов // Владивосток 2012: АТЭС и новые возможности России. - М., 2011. - С. 181-201.
24. Бояринцев, И. Демографический аспект российских геополитических интересов в Северо-Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. - 2008. - № 6. - С. 69-80.
25. Букреева, Т.Н. Военные учения как актуальное направление взаимодействия России и Китая / Т.Н. Букреева // Россия в глобальной экономике и политике: сб. науч. статей / под редакцией Л. В. Бычковой, В. М. Кузьминой. - Курск, 2014. - С. 11-14.
26. Бурцева И. А. Социокультурные особенности России и Китая и их влияние на российско-китайские экономические отношения / И. А. Бурцева, В. Ю. Романова, С.С. Конторусова // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 6. - С. 13-24.
27. Ван Гохун. Перспективы Российско-китайского сотрудничества в области трудовой миграции // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 416. - С. 61-68.
28. Ван Юешэн, Ян Ли, Селецкис А.Ю. Китайско-российское
инвестиционное сотрудничество: современное состояние, проблемы и
перспективы развития [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2010. - №2. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kitaysko-rossiyskoe-investitsionnoe-sotrudnichestvo- sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya. - Загл. с экрана. (дата обращения: 15.02.2020).
29. Ван, Н. Китайско-российское экономическое сотрудничество: исторический аспект // Развитие сотрудничества приграничных регионов России и Китая: сб. ст. / Маньчжурский институт Университета Внутренней Монголии, Байкальский государственный университет экономики и права. - Иркутск, 2014.
- С. 88-92.
30. Внуков, К. Россия - Китай: углубление партнерства и взаимодействия (к итогам визита президента РФ В. Путина в КНР) // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - № 6. - С. 26-30.
31. Волынчук А. Б., Волынчук Я. А. Российско-китайское сотрудничество
- синдром отложенного партнёрства // Россия и АТР. - 2016. - № 2 (92). - С. 17¬26.
32. Воронова, К.Д. Развитие торгово-экономических отношений России и Китая / К.В. Воронова, Д.К.Косенков // Современное состояние и проблемы развития мировой экономики: сб.ст. / Российский университет дружбы народов.
- Москва, 2016. - С. 15-20.
33. Воскресенский, А. Д. Российско-китайское стратегическое взаимодействие и мировая политика: [монография] / А. Д. Воскресенский; Никит. клуб ученых и предпринимателей России. - М. : Восток - Запад, 2004. - 125 с.
34. Воскресенский, А. Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений / А.Д. Воскресенский; РАН. Ин-т Дальнего Востока; Центр «Россия - Китай»; Моск. общественный науч. фонд. - М., 1999.
- 408 с.
35. Воскресенский А.Д. Российско-китайские отношения в контексте
азиатского вектора российской дипломатии (1990-2015) // Сравнительная
политика. - 2015. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 32-53.
36. Восходящие государства - гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации: Сборник научных трудов / Отв. редакторы Л.С.Окунева, А.А.Орлов. - М. : МГИМО - Университет, 2012. - С. 275-279.
37. Вэйхан, С. Факторы влияния на китайско-российские отношения в новую эпоху и анализ их перспектив / С. Вэйхан // Народный форум. - 2014. - №32. - С. 248-249.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ