Право граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях: механизм реализации (Ростовский государственный экономический университет)
|
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ АСПЕКТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
1.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
1.2 Законодательство, регулирующее возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ПО ПРАВАМ ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ФСС ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Реализация прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области
2.2 Досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию на примере ФСС по Ростовской области
3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ АСПЕКТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
1.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
1.2 Законодательство, регулирующее возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ПО ПРАВАМ ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ФСС ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Реализация прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области
2.2 Досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию на примере ФСС по Ростовской области
3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Целью данной работы является изучение и исследование реализации механизма прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
В работе поставлены следующие основные задачами:
раскрыть обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
изучить законодательство, регулирующее возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
проанализировать реализацию прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области;
рассмотреть досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию на примере ФСС по Ростовской области;
выявить проблемы реализации прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях и пути их решения.
Объект исследования – права граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Предмет исследования – механизм реализации прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Теоретической базой для данной работы послужили теоретические исследования, научные гипотезы, разработки и концепции в области регулирования споров в системе социального обеспечения среди которых использовались труды А.Г. Данилова, Лушникова, М. В., Лушников, А. М., Долженкова, Г.В., Ершов В.А.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации , федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы.
Методами исследования являются методы общенаучного познания: аналитический и диалектический методы, метод перехода от частного к общему, анализ и синтез. Применялись исторический, статистический, системный и функциональный методы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется злободневностью решения проблем, поставленных в работе, которые увязаны с правовым регулированием прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Структура работы. Работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.
На титульном листе работы отражается база написания работы, указана тема исследования, а также обозначено авторство исследования.
В содержании передана основная структура исследования.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, уточняется степень ее изученности, определяется предмет, объект и методология исследования, конкретизируются цели и задачи, а также выясняется научная и практическая значимость проводимого исследования, представляется структура работы.
В первой главе содержатся теоретико-моделирующие аспекты прав граждан на возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. Для этого были рассмотрены такие вопросы, как: обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; законодательство, регулирующее возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Во второй главе, являющейся эмперической составляющей исследования «Правовое регулирование разрешения споров по правам граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области», были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области; досудебным порядком рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию на примере ФСС по Ростовской области.
В третей главе рассмотрен основной вопрос, стоящий перед исследованием, а именно «Проблемы реализации прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях и пути их решения».
В заключении подводится итог проделанной работы, концентрируются выводы.
Список использованных источников состоит из нормативно-правовых актов, Интернет-ресурсов, трудов отечественных авторов.
В работе поставлены следующие основные задачами:
раскрыть обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
изучить законодательство, регулирующее возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
проанализировать реализацию прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области;
рассмотреть досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию на примере ФСС по Ростовской области;
выявить проблемы реализации прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях и пути их решения.
Объект исследования – права граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Предмет исследования – механизм реализации прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Теоретической базой для данной работы послужили теоретические исследования, научные гипотезы, разработки и концепции в области регулирования споров в системе социального обеспечения среди которых использовались труды А.Г. Данилова, Лушникова, М. В., Лушников, А. М., Долженкова, Г.В., Ершов В.А.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации , федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы.
Методами исследования являются методы общенаучного познания: аналитический и диалектический методы, метод перехода от частного к общему, анализ и синтез. Применялись исторический, статистический, системный и функциональный методы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется злободневностью решения проблем, поставленных в работе, которые увязаны с правовым регулированием прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Структура работы. Работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.
На титульном листе работы отражается база написания работы, указана тема исследования, а также обозначено авторство исследования.
В содержании передана основная структура исследования.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, уточняется степень ее изученности, определяется предмет, объект и методология исследования, конкретизируются цели и задачи, а также выясняется научная и практическая значимость проводимого исследования, представляется структура работы.
В первой главе содержатся теоретико-моделирующие аспекты прав граждан на возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. Для этого были рассмотрены такие вопросы, как: обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; законодательство, регулирующее возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Во второй главе, являющейся эмперической составляющей исследования «Правовое регулирование разрешения споров по правам граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области», были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области; досудебным порядком рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию на примере ФСС по Ростовской области.
В третей главе рассмотрен основной вопрос, стоящий перед исследованием, а именно «Проблемы реализации прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях и пути их решения».
В заключении подводится итог проделанной работы, концентрируются выводы.
Список использованных источников состоит из нормативно-правовых актов, Интернет-ресурсов, трудов отечественных авторов.
Возмещение вреда осуществляется путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Целью данной работы было изучение и исследование реализации механизма прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
В работе были поставлены и решены следующие основные задачами:
раскрыто обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
изучено законодательство, регулирующее возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
проанализирована реализация прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области;
рассмотрен досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию на примере ФСС по Ростовской области;
выявлены проблемы реализации прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях и найдены пути их решения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) возмещение вреда осуществляется путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) необходимых документов (их заверенных копий).
Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного — не позднее 2 дней) со дня поступления заявления и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.
Согласно ст. 7. Федерального закона № 125-ФЗ право на обеспечение по страхованию у застрахованного и лиц, имеющих на это право в случае смерти застрахованного, возникает со дня наступления страхового случая.
Перечень основных документов, регулирующих возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ . Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирует:
свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве и так далее.
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных . Устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом случаях.
3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Об основах обязательного социального страхования . Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
4. И так далее.
Объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
Субъекты страхования — застрахованный, страхователь, страховщик.
Для назначения соответствующих выплат от ФСС по Ростовской области должны быть соблюдены два условия:
Несчастный случай произошел в рабочее время и на рабочем месте;
Работник в это время занимался выполнением должностных обязанностей либо исполнением распоряжений, поступивших от работодателя.
В более расширенном виде травмой, полученной на производстве, признают и профессиональные заболевания, вызванные продолжительным и устойчивым неблагоприятным влиянием условий производственного процесса.
Назначение выплат произойдет только в том случае, когда будут проделаны обязательные действия и пострадавшим от несчастного случая, и работодателем. К ним относится:
вызов медработника, который зафиксирует факт травмы. В больницу пострадавшего отправляют только после этого, иначе выплаты назначены не будут;
наличие свидетелей происшествия, показания которых фиксируются согласно специальной форме;
оформление акта, который подпишут работодатель и свидетели и так далее.
Дальнейшие действия относятся к компетенции работодателя, обязанного:
оповестить о происшедшем ФСС по Ростовской области и выборный орган профсоюзной организации;
организовать работу комиссии по расследованию происшествия с нечетным числом членов, в состав которой желательно включить лицо, ответственное за охрану труда, и представителей работодателя (или его самого) и травмированного (обычно в этом качестве выступают представители выборного профсоюзного органа);
выплатить полагающиеся компенсации, размер которых уменьшится, если комиссия признает, что травма получена из-за действий (халатности) самого травмировавшегося и так далее.
В случае признания комиссией по расследованию несчастного случая травмы легкой, выплаты производятся исключительно работодателем, средней и тяжелой – компенсируются ему из средств ФСС по Ростовской области. Компенсации подлежит не только понесенный пострадавшим ущерб, но и утраченный им во время лечения заработок.
Выплаты, полагающиеся по несчастному случаю на производстве, может рассчитывать пострадавший:
оплатить больничный и расходы, которые возникли при проведении лечения, восстановления, ухода и т. п.;
предоставить единовременную и ежемесячную страховые выплаты;
компенсировать возникшие дополнительные расходы.
Размер выплаты по больничному листку при травме на производстве, предоставленному мед учреждением, не связан с продолжительностью трудового стажа, в отличие от временной нетрудоспособности, вызванной иными причинами. 100%-ный средний заработок надлежит выплатить за все время, пока работник был нетрудоспособен.
С 01.04.2020 решение территориального органа страховщика о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика в соответствии со ст.15.2 Федерального закона № 125-ФЗ в случае, если застрахованный или лицо, имеющее право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, не согласны с принятым вышестоящим органом страховщика решением по соответствующей жалобе, а также в случае истечения срока принятия вышестоящим органом страховщика решения по жалобе, установленного пунктом 3 ст.15.2 Федерального закона № 125-ФЗ.
Жалоба в ФСС по Ростовской области может быть подана застрахованным или лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного их законным или уполномоченным представителем.
Прием жалоб в письменном виде осуществляется на личном приеме должностными лицами ФСС по Ростовской области в соответствии с утвержденным графиком работы.
В случае если жалоба подается на личном приеме, заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если жалоба подается на личном приеме законным или уполномоченным представителем, также предъявляется документ, подтверждающий его полномочия.
К жалобе прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя, а также документы (их копии), подтверждающие доводы заявителя (при наличии).
В случае подачи жалобы законным или уполномоченным представителем к жалобе прилагается копия документа, подтверждающего его полномочия.
Жалоба рассматривается в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы Фондом принимается решение.
В настоящее время законодательство предусматривает страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Иными словами, законодатель фактически отказался от ранее действовавшего порядка возмещения вреда жизни и здоровью работников, который предполагал, как правило непосредственное возмещение такого вреда работодателем.
Такое непосредственно на работодателя возлагается лишь обязанность возмещения морального вреда, а также той части вреда (имущественного) жизни и здоровью работника, который не был возмещен в соответствии с требованиями ФЗ № 125, а порядок реализации этой обязанности подчинен нормам гражданского законодательства (производится по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ ).
Вышеизложенное свидетельствует о неполном соответствии действующего законодательства потребностям общественных отношений, на которые оно распространяется и о необходимости значительного его (законодательства) корректировки. Еще одним решением выявленных проблем может стать разгосударствление и активное регулирование страхового рынка, оно поможет в улучшении системы социального страхования по мнению множества аналитиков и научных деятелей.
В целом же менять действующий Фонд соц. страхования не стоит, по мнению Правительства нашей страны. Его необходимо укрепить, а также создать такую нормативно-правовую базу, которая позволила бы его расширить.
В этой связи органами государственной власти ведется работа по объединению деятельности ФСС и ПФР. «Это не слияние из-за слияния. В настоящее время администрирование некоторых социальных пособий распределено хаотично. Например, сертификат о материнском (семейном) капитале находится в ведении ФСС, а сама выплата материнского капитала находится уже в ведении ПФР. Да и в целом не понятен механизм выплат, а в частности их распеределение под ведомство ФСС или Пенсионного фонда, логический смысл этих механизмов утрачен», — пояснила Тополева, директор Агентства социальной информации, председатель Общественного совета при Минтруде .
Помимо описанных преобразований, есть необходимость определить ориентировочный результат, который направлен на достижение экономической деятельности, а также на достижение социальной. Ещё нужно определить планирование среднесрочного обязательного социального страхования, а также тактику социальной политики страны на более длительный период времени.
В целом же стоит сделать вывод о том, что систему социального страхования обязательно необходимо улучшить. За счет улучшения не только через итеграцию фондов и постановки на усовершенствованные цифровые платформы, но и за счет совершенствования нормативной базы и реализации различных стратегий, благодаря этому станет возможным не только поддержать внебюджетные фонды, но и развить в целом систему страхования.
Как декларирует Министерство Труда и социальной защиты, эти преобразования мы ощутим в краткосрочной перспективе, а именно с 1 января 2023 года.
Таким образом, посредствам решения поставленных задач, цель исследования была достигнута.
Целью данной работы было изучение и исследование реализации механизма прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
В работе были поставлены и решены следующие основные задачами:
раскрыто обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
изучено законодательство, регулирующее возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
проанализирована реализация прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на примере ФСС по Ростовской области;
рассмотрен досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию на примере ФСС по Ростовской области;
выявлены проблемы реализации прав граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях и найдены пути их решения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) возмещение вреда осуществляется путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) необходимых документов (их заверенных копий).
Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного — не позднее 2 дней) со дня поступления заявления и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.
Согласно ст. 7. Федерального закона № 125-ФЗ право на обеспечение по страхованию у застрахованного и лиц, имеющих на это право в случае смерти застрахованного, возникает со дня наступления страхового случая.
Перечень основных документов, регулирующих возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ . Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирует:
свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве и так далее.
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных . Устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом случаях.
3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Об основах обязательного социального страхования . Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
4. И так далее.
Объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
Субъекты страхования — застрахованный, страхователь, страховщик.
Для назначения соответствующих выплат от ФСС по Ростовской области должны быть соблюдены два условия:
Несчастный случай произошел в рабочее время и на рабочем месте;
Работник в это время занимался выполнением должностных обязанностей либо исполнением распоряжений, поступивших от работодателя.
В более расширенном виде травмой, полученной на производстве, признают и профессиональные заболевания, вызванные продолжительным и устойчивым неблагоприятным влиянием условий производственного процесса.
Назначение выплат произойдет только в том случае, когда будут проделаны обязательные действия и пострадавшим от несчастного случая, и работодателем. К ним относится:
вызов медработника, который зафиксирует факт травмы. В больницу пострадавшего отправляют только после этого, иначе выплаты назначены не будут;
наличие свидетелей происшествия, показания которых фиксируются согласно специальной форме;
оформление акта, который подпишут работодатель и свидетели и так далее.
Дальнейшие действия относятся к компетенции работодателя, обязанного:
оповестить о происшедшем ФСС по Ростовской области и выборный орган профсоюзной организации;
организовать работу комиссии по расследованию происшествия с нечетным числом членов, в состав которой желательно включить лицо, ответственное за охрану труда, и представителей работодателя (или его самого) и травмированного (обычно в этом качестве выступают представители выборного профсоюзного органа);
выплатить полагающиеся компенсации, размер которых уменьшится, если комиссия признает, что травма получена из-за действий (халатности) самого травмировавшегося и так далее.
В случае признания комиссией по расследованию несчастного случая травмы легкой, выплаты производятся исключительно работодателем, средней и тяжелой – компенсируются ему из средств ФСС по Ростовской области. Компенсации подлежит не только понесенный пострадавшим ущерб, но и утраченный им во время лечения заработок.
Выплаты, полагающиеся по несчастному случаю на производстве, может рассчитывать пострадавший:
оплатить больничный и расходы, которые возникли при проведении лечения, восстановления, ухода и т. п.;
предоставить единовременную и ежемесячную страховые выплаты;
компенсировать возникшие дополнительные расходы.
Размер выплаты по больничному листку при травме на производстве, предоставленному мед учреждением, не связан с продолжительностью трудового стажа, в отличие от временной нетрудоспособности, вызванной иными причинами. 100%-ный средний заработок надлежит выплатить за все время, пока работник был нетрудоспособен.
С 01.04.2020 решение территориального органа страховщика о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика в соответствии со ст.15.2 Федерального закона № 125-ФЗ в случае, если застрахованный или лицо, имеющее право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, не согласны с принятым вышестоящим органом страховщика решением по соответствующей жалобе, а также в случае истечения срока принятия вышестоящим органом страховщика решения по жалобе, установленного пунктом 3 ст.15.2 Федерального закона № 125-ФЗ.
Жалоба в ФСС по Ростовской области может быть подана застрахованным или лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного их законным или уполномоченным представителем.
Прием жалоб в письменном виде осуществляется на личном приеме должностными лицами ФСС по Ростовской области в соответствии с утвержденным графиком работы.
В случае если жалоба подается на личном приеме, заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если жалоба подается на личном приеме законным или уполномоченным представителем, также предъявляется документ, подтверждающий его полномочия.
К жалобе прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя, а также документы (их копии), подтверждающие доводы заявителя (при наличии).
В случае подачи жалобы законным или уполномоченным представителем к жалобе прилагается копия документа, подтверждающего его полномочия.
Жалоба рассматривается в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы Фондом принимается решение.
В настоящее время законодательство предусматривает страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Иными словами, законодатель фактически отказался от ранее действовавшего порядка возмещения вреда жизни и здоровью работников, который предполагал, как правило непосредственное возмещение такого вреда работодателем.
Такое непосредственно на работодателя возлагается лишь обязанность возмещения морального вреда, а также той части вреда (имущественного) жизни и здоровью работника, который не был возмещен в соответствии с требованиями ФЗ № 125, а порядок реализации этой обязанности подчинен нормам гражданского законодательства (производится по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ ).
Вышеизложенное свидетельствует о неполном соответствии действующего законодательства потребностям общественных отношений, на которые оно распространяется и о необходимости значительного его (законодательства) корректировки. Еще одним решением выявленных проблем может стать разгосударствление и активное регулирование страхового рынка, оно поможет в улучшении системы социального страхования по мнению множества аналитиков и научных деятелей.
В целом же менять действующий Фонд соц. страхования не стоит, по мнению Правительства нашей страны. Его необходимо укрепить, а также создать такую нормативно-правовую базу, которая позволила бы его расширить.
В этой связи органами государственной власти ведется работа по объединению деятельности ФСС и ПФР. «Это не слияние из-за слияния. В настоящее время администрирование некоторых социальных пособий распределено хаотично. Например, сертификат о материнском (семейном) капитале находится в ведении ФСС, а сама выплата материнского капитала находится уже в ведении ПФР. Да и в целом не понятен механизм выплат, а в частности их распеределение под ведомство ФСС или Пенсионного фонда, логический смысл этих механизмов утрачен», — пояснила Тополева, директор Агентства социальной информации, председатель Общественного совета при Минтруде .
Помимо описанных преобразований, есть необходимость определить ориентировочный результат, который направлен на достижение экономической деятельности, а также на достижение социальной. Ещё нужно определить планирование среднесрочного обязательного социального страхования, а также тактику социальной политики страны на более длительный период времени.
В целом же стоит сделать вывод о том, что систему социального страхования обязательно необходимо улучшить. За счет улучшения не только через итеграцию фондов и постановки на усовершенствованные цифровые платформы, но и за счет совершенствования нормативной базы и реализации различных стратегий, благодаря этому станет возможным не только поддержать внебюджетные фонды, но и развить в целом систему страхования.
Как декларирует Министерство Труда и социальной защиты, эти преобразования мы ощутим в краткосрочной перспективе, а именно с 1 января 2023 года.
Таким образом, посредствам решения поставленных задач, цель исследования была достигнута.



