Введение……………………………………………………………………… 4
Глава 1. Общая характеристика правовых основ прокурорского надзора в противодействии коррупции …………… 9
1.1 Правовые основы прокурорского надзора в противодействии коррупции………… 9
1.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции………………16
1.3. Организационные аспекты в деятельности прокурора в противодействии коррупции…………………………………18
Глава 2. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы …………………………………………… 25
2.1. Прокурорский надзор за исполнением требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера………………………………. 25
2.2. Прокурорский надзор за исполнением требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе…… 37
2.3 Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащими и урегулированию конфликта интересов, а также подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений)…… 45
2.4 Прокурорский надзор за исполнением государственными и муниципальными служащими обязанностей, соблюдением запретов и ограничений. ………. 50
Глава 3. Участие прокурора в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов………………………… 56
3.1. Прокурор как субъект проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов…………………………56
3.2. Проблемы, возникающие при проведении антикоррупционной экспертизы……………………………64
3.3. Пути совершенствования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.69
Заключение …………………………………………………………………. 75
Список литературы ……………………. 77
Актуальность темы исследования. В 2021 году Президент Российской Федерации издал указ об утверждении нового плана по борьбе с коррупцией на 2021–2024 годы (http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/93/events/67513). До 2021 года также был принят ряд мер в целях противодействия коррупции. Так, в 2008 году Президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции, во исполнение которого в том же году был принят пакет федеральных законов, направленных на борьбу с коррупцией, в том числе основной антикоррупционный закон № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» . В 2009 году вступил в силу федеральный закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Правительством Российской Федерации в 2010 году с целью борьбы с коррупцией была принята методика проведения антикоррупционной экспертизы. В тот же год указом Президента Российской Федерации была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, направленная на консолидацию усилий всех субъектов антикоррупционной деятельности.
В 2019 году на открытом форуме «Вместе против коррупции!» начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции генеральной прокуратуры Российской Федерации А.Е. Русецким в качестве ключевых задач в области противодействия коррупции в Российской Федерации были названы профилактика, борьба с проявлениями коррупции и ликвидация последствий (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/library/methodic).
Не смотря на то, что принимаемые государством меры для борьбы с коррупцией становятся все более эффективными и видимыми населению, встречается чиновничий произвол и злоупотребление со стороны правоохранителей и подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что обуславливает необходимость постоянного контроля со стороны прокуроров.
Важность противодействия коррупции нашла отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» (приказ № 454 от 29.08.2014): Генеральный прокурор потребовал от нижестоящих прокуроров рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации и принять меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений служебными полномочиями, а также назвал важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Особое внимание уделяется представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которое является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.
Степень научной разработанности темы. Изучение противодействия коррупции отражено в работах В.И. Дедова, А.Г. Воробьева, А.И. Комаровой, Т.Л. Козлова, В.М. Корякина, А.И. Долговой и ряда других исследователей. На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации имеется раздел, посвященный противодействию коррупции и включающий в себя методические рекомендации, памятки и пособия, доклады, отчеты, инфографику и статистическую информацию.
Объектом исследования является комплекс правоотношений органов прокуратуры с государственными и муниципальными органами с целью надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Предмет исследования – деятельность органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах, в частности контроль соблюдения должностными лицами федеральных государственных и муниципальных органов ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/library/methodic/rec?item=1715109).
Цель выпускной квалификационной работы – изучить и проанализировать теоретические и прикладные основы деятельности органов прокуратуры, направленные на противодействие коррупции в федеральных государственных и муниципальных органах, контроль соблюдения должностными лицами ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, а также поиск подходов и предложений для совершенствования антикоррупционного законодательства и прокурорского надзора в этой сфере.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Установить предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в рассматриваемой сфере, определить круга нормативных актов, за исполнением которых правомочен прокурорский надзор.
2. Сформулировать цели и задачи прокурорского надзора на данном направлении.
3. Выявить проблемные аспекты в практике прокурорского надзора и выработать предложения по усовершенствованию надзорной деятельности при исполнении законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах.
В качестве нормативной базы исследования использованы Конституция Российской Федерации, акты международного права, Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; «О муниципальной службе в Российской Федерации», иные федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере противодействия коррупции, законы субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления пленумов и определения Верховного Суда Российской Федерации.
Научная новизна и теоретическая значимость работы: комплексный анализ теоретических и практических особенностей и проблемных аспектов прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах.
Методологическая основа исследования:
- общенаучные методы научного познания (диалектический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение);
- частнонаучные методы научного познания (сравнительно-правовой, формально-юридический методы).
«Методология осуществления антикоррупционной экспертизы нормативно правовых документов и их проектов», а также нормы и правила осуществления антикоррупционной экспертизы правовых документов и их проектов требовали закрепления на законодательном уровне. В феврале 2010 года они были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации (26.02.2010 №96).
Анализ нормативной документации на уровне федерации показал следующее:
- большая доля работы по осуществлению антикоррупционной экспертизы приходится на властные федеральные и региональные структуры;
- значительная часть нагрузки приходится на Прокуратуру Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации допускает контроль над коррупционными действиями объектов независимыми экспертами и неформальными общественными организациями. Данное допущение является чрезвычайно важным решением. Оно показывает, что законодательные органы власти прислушиваются и обращают повышенное внимание на общественное мнение народных масс.
Значимость мнения общественности на уровне предприятия также играет весомую роль. Усиливается зависимость, которая поддерживается на законодательном уровне, между организацией и информацией о коррупционных действиях и правомерности принятых решений с результатом учета общественного мнения.
При этом укрепляется правовое сознание и правовая культура. Основанием этому процессу служит законодательная инициатива граждан. Это в свою очередь создает крепкий базис демократического общественного развития.
Общественные организации не имеют своего представительства в парламенте и не обладают правами законодательной инициативы. Это является препятствием в активном проявлении гражданами Российской Федерации проявлять себя в законодательных вопросах, а также выражать свое волеизъявление по этим вопросам.
Общественные гражданские организации в Российской Федерации не имеют влиятельных инструментов конституционного и правового контроля. Их взаимодействие с властными государственными структурами отлажено в недостаточной мере.
Поэтому механизм, который возможен благодаря Постановлению Правительства Российской Федерации по работе независимых экспертов, необходим и востребован. Он дает возможность гражданскому сообществу участвовать в законодательной работе, проводимой государственной властью. Это влияние может распространяться как в самой Российской Федерации, так и на субъекты Российской Федерации.
В настоящее время наблюдаются случаи, когда органы власти злоупотребляют свои положением. Законы при этом выполняются не на должном уровне. Такие случаи встречаются, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Эксперты связывают такое положение дел с неустойчивостью системой права, которая во многом зависит от способов лоббирования, применяемых на уровне далеком от цивилизованного управления. При этом нет четкого пояснения легитимности стратегии управления. Также открываются коррупционные факты в службе государственных и муниципальных органов.
1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/library/zakon/ord?item=4723567
2. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 (ред. от 13.03.2018) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность. № 4. 2010
3. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 10. Ст. 1084
4. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от 11.08.2020) О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // Законность. 2007. № 10.
5. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47.
7. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992. N 2202-1, в ред. ФЗ от 07.02.2011 N 4-ФЗ // СЗ РФ. 20.11.1995. N 47. ст. 4472; СЗ РФ. 14.02.2011. N 7. ст. 901
8. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов» от 17.07.2009. №172-ФЗ // СЗ РФ. 20.07.2009. N 29. ст. 3609.
9. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.03.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Рос. газета. 1992. № 229
10. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) Статья 10.п1. Муниципальный служащий
11. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов» п. 5 ст. 4 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ
2. Научная и учебная литература
12. Аветисян А.А. Прокурорский надзор как инструмент борьбы с коррупцией // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 251-253.
13. Александрова Н.В. Антикоррупционная экспертиза в системе правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 3 (18). С. 22-28 [С.25 ]
14. Андреева, Л.А. Антикоррупционная экспертиза как механизм противодействия коррупции и рейдерству / Л.А.Андреева // Законность и правопорядок в современном обществе: Сб. матер.1 Международной научно-практической конференции / под общ.ред С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – С.336-341
15. Галина Е. Привлечение к дисциплинарной ответственности по требованию правоохранительных органов // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. № 7. С. 72.
16. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., Российская криминологическая ассоциация, 2011.
17. Дедов В.И. Конфликт интересов. М., 2004
18. Даданов Т.Е.Независимая антикоррупционная экспертиза: проблемы и направления развития// Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества 2016.
19. Зорин, О. Л. Протекционизм как преференция в военно-служебных отношениях / О. Л. Зорин // Право в Вооруженных Силах. – 2012. – № 4. – С. 27–31
20. Клепицкий И. А., Резанов В. И. Получение взятки в уголовном праве России / - М., 2001. - 91 с.; 20 см.; ISBN 5-93235-007-5
21. Козин А.П. Материалы VII Международной научной конференции, Краснодар, 20–23 февраля 2020 года / Под редакцией И.Г. Ахметова. – Краснодар: Новация, 2020. С. 20-23
22. Коршунова О.Н., Лавров В.В., Никитин Е.Л. и др. Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: монография. М.: РУСАЙНС, 2019. С. 66
23. Казаченкова О.В. Актуальные вопросы урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 2. С. 3—7
24. Коробкин А.Н. Управление конфликтом интересов в коммерческом банке как механизм противодействия коррупции // Банковское право. 2016. № 5. С. 32 – 37
25. Лебедев М.Ю. Принципы права как основа межотраслевого взаимодействия // Вестник гражданского процесса. 2021. № 3. С. 50
26. Лой Е.В. Перспективы совершенствования института антикоррупционной экспертизы в рамках проведения административной реформы// Административное право и процесс 2017. №12
27. Михайличенко Т.Н. Проблемы прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 3-4 (65). С. 128-132.
28. Мирошниченко М.Н. Реализация международно-правовых стандартов в полномочиях прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке вне уголовно-правовой сферы // Законность. 2021. № 12. С. 18
29. Моисеев А.В., Иванчук Д.В. Реализация антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих Самарской области. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева с.3
30. Матковский С. В. Правовая природа антикоррупционной экспертизы // Российский следователь. 2008. № 24
31. Настольная книга прокурора / Под. ред. Герасимова С.И. М., 2006. С . 210..
32. Настольная книга прокурора / Под. ред. Герасимова С.И. М., 2006. С. 217
33. Платов Е.В. Прокуратура Российской Федерации в системе противодействия коррупции // Наука. Общество. Государство. 2018. Т. 6. № 3(23). С. 63-67.
34. Пантелеев Р.С. Основные проблемы при осуществлении прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности: сборник научных трудов магистрантов и преподавателей. 2020. С. 356-362 [C. 356]
35. Полномочия прокурора по выявлению нарушений и применению правовых средств реагирования на выявленные нарушения. Методические рекомендации / Под. ред. Викторова И.С. М., 2005. С. 5
36. С.М. Будатаров Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов: понятие, порядок проведения Саратов Издательство ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» 2013 с.14
37. Терехова Ю.К. Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»,- Специально для системы ГАРАНТ,2014 г
38.Талапина Э.В., Южаков В.Н. Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов / Под ред. В.Н. Южакова. М.: Центр стратег. разраб.; Статут, 2007. С. 20; Хабриева Т.Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Журнал российского права. 2009. N 10. С. 8