Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на основе полихудожественного подхода

Работа №92999

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА 16
1.1. Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников как педагогическая проблема 16
1.2. Особенности развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста 29
1.3. Педагогическое проектирование развития художественно­-творческих способностей у детей младшего школьного возраста
на основе полихудожественного подхода 38
Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА 60
2.1. Диагностика развития художественно-творческих способностей
у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 60
2.2. Педагогические условия развития художественно-творческих
способностей у детей младшего школьного возраста на основе полихудожественного подхода 75
2.3. Диагностика развития художественно-творческих способностей
у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе опытно­поисковой работы 90
Выводы по второй главе 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 144

Актуальность исследования обусловлена социальными тенденциями, определяющими целевым ориентиром образования развитие творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать проблемы нового формата. Личность, обладающая высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Развитие художественно-творческих способностей обучающихся является значимым показателем их личностного развития, создает условия для самореализации и самосовершенствования. Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере образовательный и воспитательный процессы направлены на создание условий, обеспечивающих творческое развитие обучающихся. Поиск путей решения проблемы эффективного развития художественно-творческих способностей обучающихся, вызывает повышенный интерес со стороны педагогической науки и практики.
В Федеральном Законе «Об образовании» личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса. «Обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов (Ст.34 п.22), а учебные заведения должны создавать условия для творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и развития творчества в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» (Ст.5 п.2). Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала», что предполагает определенные условия, способствующие развитию личности ребенка.
С точки зрения психологии, младший школьный возраст является благоприятным для развития художественно-творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, открыты, стремятся к новым знаниям, у них есть огромное желание познавать и открывать то, что их окружает. Ребенок младшего школьного возраста отличается восприимчивостью, отзывчивостью, впечатлительностью, нестандартностью взгляда на окружающий мир, все это позволяет говорить о сензитивности данного возраста в развитии художественно-творческих способностей.
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Эльконин, А.А. Мелик-Пашаев, О.М. Дьяченко; развитию творческих способностей в процессе отдельных видов художественной деятельности посвящали свои исследования педагоги:
З.Н. Новлянская, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, Д.Б. Кабалевский и др. Изучением проблемы развития креативности, творческого мышления занимались и психологи за рубежом такие как: Дж. Гилфорд, Э. Фромм, Э. Торренс, Дж. Рензулли и др.
Огромную роль в развитии художественно-творческих способностей растущей личности играет искусство. Каждый вид искусства содержит в себе возможности развития творческих способностей ребенка, но при этом имеет направленность на развитие в большей мере специальных, востребованных конкретным видом искусства способностей. Занятия разными видами художественной деятельности, предоставляют ребенку целый спектр возможностей для творческого самовыражения в искусстве, формируют в нем активную творческую позицию по отношению к окружающей жизни, тем самым способствуют формированию полноценной гармонически развитой творческой личности. Использовать совокупность возможностей разных видов искусств возможно на основе реализации полихудожественного подхода на занятиях с детьми. Преимуществом данного подхода является то, что в нем заложена идея соответствия единой художественной природы всех искусств врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его художественных интересов. Исследователи полихудожественного подхода подчеркивают, что интеграция различных видов художественной деятельности способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, эстетического отношения к окружающей действительности, творческого воображения, художественного мышления, креативности.
Возможности художественного образования в развитии творческих способностей исследовали психологи и педагоги А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.М.Теплов, Т.Е. Вендрова, Л.В. Школяр, Н.И. Гончарова, М.А. Михайлова, Н.А. Терентьева, Е.М. Торшилова и др. Развитию ребенка в процессе полихудожественной деятельности посвящены работы Б.П. Юсова, Н.Г. Тагильцевой, Н.И. Кашиной, Е.А. Заплатиной др. Полихудожественная деятельность занимает одну из ведущих позиций в перспективе развития художественно-творческих способностей.
Однако, несмотря на актуальность проблемы и интерес авторов к вопросу развития у младших школьников художественно-творческих способностей на основе полихудожественного подхода в теории, практическое использование данного подхода в общеобразовательных учреждениях затруднено. В связи с этим можно сформулировать следующие противоречия:
• между требованиями ФГОС НОО к развитию у младших школьников художественно-творческих способностей и недостаточной реализацией этих требований на уроках области «Искусство» в общеобразовательной школе;
• между разработанными в педагогике художественного образования положениями о развивающем потенциале полихудожественной деятельности и отсутствием обоснования ее эффективности в развитии художественно - творческих способностей у младших школьников;
• значимостью развития художественно-творческих способностей в младшем школьном возрасте на основе полихудожественного подхода и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике начального образования.
Вышеперечисленные противоречия привели к формулировке проблемы исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей развития у младших школьников художественно-творческих способностей на основе полихудожественного подхода...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основные результаты и выводы исследования.
Для того чтобы видеть мир ярко, воспринимать его прекрасным и многообразным, жить насыщено, необходимо развивать художественно- творческие способности. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определяем художественно-творческие способности, применительно к младшему школьному возрасту, как «психологические особенности личности, позволяющие ей качественно и легко овладевать способами освоения и созидания художественных образов в одном или нескольких видах художественной деятельности» [56, с 23].
Методологическую основу педагогического процесса развития у младших школьников художественно-творческих способностей составляют:
Полихудожественный подход, реализующийся через:
• принцип целостного представления о мире (явления следует изучать во взаимной связи друг с другом. Это позволяет сформировать целостное, а не разрозненное, представления о мире);
• принцип интеграции (предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности);
Аксиологический подход, реализующийся через:
• принцип вариативности (предполагает развития у обучающегося
вариативного мышления: выбор вариантов решения задач, выбор
оптимального решения);
Деятельностный подход, реализующийся через:
• принцип деятельности (формирование личности ребенка и усвоения им знаний происходит тогда, когда есть условия для открытия им знаний, а не получения в готовом виде.);
• принцип психологического комфорта (предполагает деятельность в
комфортных условиях: максимизировать положительные эмоции от
деятельности и минимизировать психотравмирующие ситуации);
- принцип творчества (предполагает направленность на приобретение собственного творческого опыта).
Разработанные нами педагогические условия, развития у младших школьников художественно-творческих способностей, реализуют содержание выделенных этапов на основе полихудожественного подхода и методов, выделенных в соответствии каждому этапу. Первый этап (эстетико­ориентационный) связан с задачей развития эстетического отношения в единстве двух аспектов: эмоционально-эстетического и художественно­эстетического. На первом этапе происходит развитие у школьников способности определять и оценивать выразительно-смысловые элементы формы произведений разных видов искусства, выявлять эстетически- выразительные средства. На данном этапе использовались методы: метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова), метод контрастного сопоставления (О.П. Радынова), Метод первоначальной ориентировки в произведении (С.М. Чемортан), метод уподобления характеру образа (О.П. Радынова), метод создания личностного смысла произведения (А.А. Пиличяускас), метод побуждения к эмоциональному сопереживанию (А.А. Мелик-Пашаев).
Второй этап (экспериментальный) связан с задачей развития способности устанавливать причинно-следственные связи между возникшим образом и способами его воплощения. На втором этапе осуществляется поиск вариантов построения образа на основе оригинального и разнообразного сочетания художественных элементов (выбор формы, материала, и др. средств для его воплощения в разных видах художественно- творческой деятельности). На данном этапе использовались методы: метод сочинения уже сочиненного (В.О. Усачев), метод перекодирования (М.С. Красильникова, Л.В. Школяр), метод моделирования художественно- творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская)
Третий этап (творческий) происходит воплощение школьником собственных впечатлений в творческом продукте в разных видах художественной деятельности; совершенствование знаний, умений, навыков необходимых для создания художественного образа в материале и языке разных видов искусств. На данном этапе использовались методы: метод создания художественного контекста, метод творческого преобразования (А.А. Мелик-Пашаева), метод установления взаимосвязи художественного и технического (Е.В. Николаева), метод создания композиций (Л.В.Горюнова)
Опираясь на психолого-педагогические подходы в определении понятия «художественно-творческие способности» были выделены показатели и критерии развития данного процесса у детей младшего школьного возраста:
- эстетическое отношение;
• дивергентное мышление;
• художественно-творческое воображение
• практические умения и навыки в художественной деятельности
Для выявления уровня развитости художественно-творческих способностей нами были взяты за основу и адаптированы к теме нашего исследования методики: «Описание предмета» (З.Н. Новлянская,
А.А. Адаскина, А.А. Мелик-Пашаев), «Закончи рисунок» (по методике
Э.П. Торренса); «Опиши и нарисуй предмет» А.А. Мелик-Пашаева, «Создаем музыкально-художественный образ» (по Л.В. Ясинских).
Итоговые результаты опытно-поисковой работы позволяют сделать вывод об эффективности разработанных нами педагогических условий по реализации выделенных этапов развития у младших школьников художественно-творческих ^способностей на основе полихудожественного подхода.


1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие [Текст] / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - Москва.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
2. Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства [Текст] / Б. Г. Ананьев // Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск, 1999. - 520 с.
3. Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно­познавательной деятельности: методическое пособие [Текст] / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков- Москва.: Владос, 2006. - 394 с.
4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества [Текст] : опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. - Москва. : АСТ : Фолио, 2004. - 678 с.
5. Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического
моделирования [Текст] / А.И. Богатырев. - М. : Просвещение, 2005. - 203 с.
6. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - Москва. : Т. 16, № 5. - С. 49-58.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. - Москва. : Академия, 2002. - 320 с.
8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург. : Прайм-еврознак: Олам-пресс, 2004. - 672 с.
9. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. [Текст] / К. Бюллер. - Москва.: Просвещение, 1998. - 247 с
10. Введение в психологию: Учеб. для высш. шк. / Под
ред. А.В. Петровского. - Москва.: Академия, 1997. - 496 с.
11. Венгер, Л. А. Психология. [Текст] Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - Москва. : Просвещение, 2008. - 375 с.
12. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. - Москва.: 2005. - № 5. - С. 12-18.
13. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] : рекомендации к разраб. комплекс. программ по искусству для шк. и внешкол. занятий / под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. - Луганск : Изд-во ЛГУ, 1990. - 125 с.
14. Воронов, Н. В. О дифференциации искусства предметного мира [Текст] / Н. В. Воронов // Человек, предмет, среда : вопр. развития совет. декоратив. искусства 60-70-х гг. : сб. ст. / под ред. В. П. Толстого. - Москва.: 1980. -42 с.
15. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург. : СОЮЗ, 1997. - 93 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ