ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Феномен агрессии, агрессивности и агрессивного
поведения 6
1.2. Причины и особенности проявления агрессивного поведения в
младшем школьном возрасте 13
1.3. Внеурочная деятельность: способы предупреждения
агрессивного поведения у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация и методы опытно-поисковой работы, анализ
первичных результатов исследования 33
2.2. Реализация программы «Управление гневом» по предупреждению агрессивного поведения у младших школьников
во внеурочной деятельности МОУ «Средняя образовательная школа № 69» г. Екатеринбурга 43
2.3. Обоснование эффективности реализации программы «Управление гневом» по предупреждению агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Феномен агрессии, агрессивности и агрессивного
поведения 6
1.2. Причины и особенности проявления агрессивного поведения в
младшем школьном возрасте 13
1.3. Внеурочная деятельность: способы предупреждения
агрессивного поведения у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация и методы опытно-поисковой работы, анализ
первичных результатов исследования 33
2.2. Реализация программы «Управление гневом» по предупреждению агрессивного поведения у младших школьников
во внеурочной деятельности МОУ «Средняя образовательная школа № 69» г. Екатеринбурга 43
2.3. Обоснование эффективности реализации программы «Управление гневом» по предупреждению агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
Обоснование актуальности темы исследования. В настоящее время актуальность исследования агрессивного поведения детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где за прошлые годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. При этом тревожит факт увеличения агрессии против личности, влекущей за собой тяжкие последствия, как для агрессора, так и для его жертвы.
Усиление чувства агрессии у современных детей начальной школы является одной из самых актуальных проблем не только для педагогического сообщества, но и для общества в целом.
Растущая волна детской преступности, а также значительное увеличение числа несовершеннолетних детей, склонных к агрессивному поведению, поставили первоначальную задачу предотвращения такого поведения. Изучение агрессии весьма важно в начальной школе, когда подобные поведенческие проявления еще находятся в стадии своего становления и меры предупреждения могут быть приняты своевременно.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Традиционно, в психологии и педагогике, отечественные исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, который имеет отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону поведения. В нашей стране данной проблемой занимались такие исследователи, как Н. Д. Левитов, Б. Г. Мещеряков, Ю. Б. Можгинский, Л. М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, О. О. Савина, И. А. Фурманов и др.
Данной теме посвящено достаточно много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (А. Бандура, Р. Бэрон, Л. Берковиц, Д. Бреслав, Н. А. Выготский, А. И. Гиппенрейтер, Т. Б. Горшечникова, Л. Н. Горшечникова, Л. Дубинко, Т. Б. Дородницына, Г. Э. Захаров, А. А. Ричардсон, Л. М. Реан, Н. Г. Семенюк, и др). Исследования показывают, что агрессивное поведение, сформировавшееся в раннем возрасте, остается стабильной особенностью и сохраняется в течение дальнейшей жизни человека. Считается, что в младшем школьном возрасте формируются конкретные внутренние предпосылки, содействующие его проявлению в подростковом возрасте.
Проблема исследования: каковы способы предупреждения агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования: способы предупреждения агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать способы предупреждения агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен агрессивности и агрессивного поведения.
2. Выявить причины и особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть способы предупреждения агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Провести диагностическое исследование уровня агрессивного поведения у младших школьников.
5. Проанализировать эффективность реализации программы по предупреждению агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение; эмпиричесикие - тестирование, опрос.
Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 69» города Екатеринбурга.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 69 источников, приложения. Объем работы 66 страниц.
Усиление чувства агрессии у современных детей начальной школы является одной из самых актуальных проблем не только для педагогического сообщества, но и для общества в целом.
Растущая волна детской преступности, а также значительное увеличение числа несовершеннолетних детей, склонных к агрессивному поведению, поставили первоначальную задачу предотвращения такого поведения. Изучение агрессии весьма важно в начальной школе, когда подобные поведенческие проявления еще находятся в стадии своего становления и меры предупреждения могут быть приняты своевременно.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Традиционно, в психологии и педагогике, отечественные исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, который имеет отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону поведения. В нашей стране данной проблемой занимались такие исследователи, как Н. Д. Левитов, Б. Г. Мещеряков, Ю. Б. Можгинский, Л. М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, О. О. Савина, И. А. Фурманов и др.
Данной теме посвящено достаточно много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (А. Бандура, Р. Бэрон, Л. Берковиц, Д. Бреслав, Н. А. Выготский, А. И. Гиппенрейтер, Т. Б. Горшечникова, Л. Н. Горшечникова, Л. Дубинко, Т. Б. Дородницына, Г. Э. Захаров, А. А. Ричардсон, Л. М. Реан, Н. Г. Семенюк, и др). Исследования показывают, что агрессивное поведение, сформировавшееся в раннем возрасте, остается стабильной особенностью и сохраняется в течение дальнейшей жизни человека. Считается, что в младшем школьном возрасте формируются конкретные внутренние предпосылки, содействующие его проявлению в подростковом возрасте.
Проблема исследования: каковы способы предупреждения агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования: способы предупреждения агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать способы предупреждения агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен агрессивности и агрессивного поведения.
2. Выявить причины и особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть способы предупреждения агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Провести диагностическое исследование уровня агрессивного поведения у младших школьников.
5. Проанализировать эффективность реализации программы по предупреждению агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение; эмпиричесикие - тестирование, опрос.
Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 69» города Екатеринбурга.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 69 источников, приложения. Объем работы 66 страниц.
Проблема агрессивного поведения младших школьников затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство педагогов, родителей и научно-практический интерес исследователей.
Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Это обусловливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать способы предупреждения агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен агрессивности и агрессивного поведения.
2. Выявить причины и особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть способы предупреждения агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Провести диагностическое исследование уровня агрессивного поведения у младших школьников.
5. Проанализировать эффективность реализации программы по предупреждению агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Решая задачи исследования, было установлено, что агрессивное поведение - это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой [66].
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение, выделяют:
• стремление привлечь внимание сверстников;
• нарушение достоинства другого, чтобы подчеркнуть его
превосходство;
• стремление к защите и мести;
• желание получить желаемый объект.
Причинами агрессивного поведения у младших школьников являются:
• недостаточные коммуникативные навыки;
• отсутствие саморегуляции;
• проблема с самооценкой;
• отсутствие способности устанавливать межличностные контакты.
Особая роль в предупреждении агрессивного поведения младших школьников отводится деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной. Эта деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и называется внеурочной деятельностью. Внеурочная деятельность из стихийного набора внеурочных мероприятий и решения текущих проблем жизни образовательной организации становится целенаправленным компонентом образовательного процесса. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
C целью исследовать уровень агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы нами использовались методика «Несуществующее животное» Е. И. Рогова и методика «Ребенок глазами взрослого» А. А. Романова.
Диагностическое исследование было проведено на базе МАОУ СОШ № 69 города Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 42 школьника младшего школьного возраста: экспертная группа - 21
обучающийся 3 «В» класса и контрольная группа - 21 обучающийся 3 «Б» класса.
После проведения диагностического исследования и интерпретации результатов была реализована программа «Управление гневом» по предупреждению агрессивного поведения в экспертной группе (3 «В» класс). В программу входило пять занятий.
Повторное исследование показало, что в результатах контрольной группы значимых изменений зафиксировано не было.
Повторная диагностика уровня агрессивного поведения в экспертной группе показала, что у всех обучающихся произошли значимые изменения.
Таким образом, мы видим, что предложенные в программе «Управление гневом» способы по предупреждению агрессивного поведения у детей младшего школьника эффективны в применении, что доказывает практическую значимость исследования.
Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Это обусловливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать способы предупреждения агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен агрессивности и агрессивного поведения.
2. Выявить причины и особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть способы предупреждения агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Провести диагностическое исследование уровня агрессивного поведения у младших школьников.
5. Проанализировать эффективность реализации программы по предупреждению агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Решая задачи исследования, было установлено, что агрессивное поведение - это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой [66].
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение, выделяют:
• стремление привлечь внимание сверстников;
• нарушение достоинства другого, чтобы подчеркнуть его
превосходство;
• стремление к защите и мести;
• желание получить желаемый объект.
Причинами агрессивного поведения у младших школьников являются:
• недостаточные коммуникативные навыки;
• отсутствие саморегуляции;
• проблема с самооценкой;
• отсутствие способности устанавливать межличностные контакты.
Особая роль в предупреждении агрессивного поведения младших школьников отводится деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной. Эта деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и называется внеурочной деятельностью. Внеурочная деятельность из стихийного набора внеурочных мероприятий и решения текущих проблем жизни образовательной организации становится целенаправленным компонентом образовательного процесса. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
C целью исследовать уровень агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы нами использовались методика «Несуществующее животное» Е. И. Рогова и методика «Ребенок глазами взрослого» А. А. Романова.
Диагностическое исследование было проведено на базе МАОУ СОШ № 69 города Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 42 школьника младшего школьного возраста: экспертная группа - 21
обучающийся 3 «В» класса и контрольная группа - 21 обучающийся 3 «Б» класса.
После проведения диагностического исследования и интерпретации результатов была реализована программа «Управление гневом» по предупреждению агрессивного поведения в экспертной группе (3 «В» класс). В программу входило пять занятий.
Повторное исследование показало, что в результатах контрольной группы значимых изменений зафиксировано не было.
Повторная диагностика уровня агрессивного поведения в экспертной группе показала, что у всех обучающихся произошли значимые изменения.
Таким образом, мы видим, что предложенные в программе «Управление гневом» способы по предупреждению агрессивного поведения у детей младшего школьника эффективны в применении, что доказывает практическую значимость исследования.





