Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ШКОЛЕ

Работа №92963

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СЕМЬЕЙ 6
1.1. Взаимодействие педагога с родителями младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности школьной адаптации младших школьников 14
1.3. Анализ современных технологий работы учителя с семьей 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 33
2.1. Диагностическое исследование уровней адаптации к школе детей
младшего школьного возраста 33
2.2. Содержание педагогической работы по организации взаимодействия
учителя с родителями младших школьников 43
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 83

Актуальность исследования. Проблема адаптации младших школьников является одной из традиционных и неизменно актуальных в ряду многочисленных проблем современной педагогической теории и практики, привлекавшей и привлекающей внимание ученых. Коренные изменения в социуме, а значит, и в образовании требуют нового осмысления задачи успешной адаптации обучающегося начальной школы. Проблема адаптации младших школьников будет с течением времени только видоизменяться, но никогда не перестанет быть актуальной.
Создание условий для успешного протекания адаптационного процесса младшего школьника в начальных классах оказывает влияние на обучение на последующих уровнях образования и на его дальнейшую жизнь в целом. Следовательно, необходимо понимать сложность и значимость адаптационного процесса младшего школьника в современной школе.
В настоящее время считается, что успешное взаимодействие основных субъектов образовательного процесса является важнейшим средством повышения качества воспитания и обучения, в том числе путем содействия процессу адаптации младшего школьника. Социальная роль обучающегося требует принятия ответственности, активной работы над собой, что делает необходимым постоянное и эффективное сотрудничество родителей и школы, нацеленного на успешную адаптацию младшего школьника.
Методологические основы проблемы адаптации базируются на научных трудах педагогов и психологов: Е.Д. Гранкиной, И.П. Подласого, Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова. Вопросы различных подходов к взаимодействию семьи и школы рассматриваются на основе трудов педагогов-классиков: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.А. Зимней, Р.В. Овчаровой, Е.Н. Щурковой. На основании работ Л.И. Божович и В.В. Давыдова мы рассматривали успешность процесса адаптации через характеристики психологических новообразований. В данных исследованиях изучались общие и частные вопросы адаптации; взаимоотношения в семье и их влияние на адаптацию и мотивацию ребенка; взаимодействие образовательных учреждений и семьи в адаптационный период младшего школьника.
Сложившееся противоречие между разработанностью исследований отдельных аспектов адаптации школьников, в том числе взаимодействия семьи и школы, и потребностями педагогической науки в создании практических подходов к решению проблемы школьной адаптации в начальных классах обусловило проблему нашего исследования: какие формы взаимодействия родителей и педагога могут способствовать успешной адаптации младших школьников?
Объектом исследования является процесс адаптации детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: организация взаимодействия родителей и педагогов в процессе повышения уровня адаптации младших школьников.
Исходя из актуальности темы, мы определили цель нашего исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить
эффективность мероприятий по взаимодействию педагога и родителей, способствующих повышению уровня адаптации детей младшего школьного возраста к школе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить взаимодействие педагога и родителей младших школьников как психолого-педагогическую проблему;
2. Определить особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста;
3. Изучить современные технологии работы учителя с семьей младшего школьника;
4. Диагностировать уровень адаптации к школе детей младшего школьного возраста;
5. Разработать и апробировать мероприятия по организации взаимодействия педагога с родителями младших школьников;
6. Проанализировать и обобщить результаты опытно-поисковой работы.
Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования: теоретические (изучение, анализ и синтез учебно­-методической, психолого-педагогической и справочной литературы, сравнение, обобщение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, качественный и количественный математический анализ).
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ № 18 города Екатеринбурга. В опытно - поисковой работе принимали участие обучающиеся 3 «К» класса и родители обучающихся.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (62 источника), 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Адаптация младшего школьника - приоритетная задача, которая в современной системе образования приобретает особую актуальность. Коренные изменения в социуме, а значит, и в образовании требуют нового осмысления задачи успешной адаптации обучающегося начальной школы. Это задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От успешности адаптации младшего школьника зависит освоение им приемов и способов учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе. Именно поэтому сотрудничество педагогов и родителей в преодолении трудностей адаптации ребенка к школе может обеспечить успешность обучения и воспитания в целом.
Цель нашей работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность мероприятий по взаимодействию педагога и родителей, направленных на повышение уровня адаптации детей младшего школьного возраста к школе. На основании этой цели был поставлен ряд задач, которые были решены на протяжении выполнения данной работы.
В первом параграфе нашего исследования мы рассмотрели взаимодействие семьи и школы как психолого-педагогическую проблему и определили, что на этапе начального образования личностное формирование младшего школьника происходит при условии взаимодействия двух субъектов воспитания, первичным субъектом выступает семья, а вторичным - школа. Главное условие их сотрудничества - знание о задачах и содержательных линиях воспитательной работы субъектов образовательного процесса, чтобы они могли эффективно дополнять и корректировать свою деятельность. Залогом успешного взаимодействия педагогов, младших школьников и их родителей будет создание площадки совместной деятельности, равенство и взаимоуважение.
Далее нами был произведен анализ особенностей адаптации младших школьников, выявлены центральные новообразования личности на этапе
начального образования. Рассматривая исследования Ю.К. Бабанского, Ф.Б. Березина, В.И. Медведева, мы проанализировали специфику временного периода и условий адаптации, разделив ее на первичную и вторичную адаптацию. Первичная адаптация школьников проходит в первом классе и при переходе на среднюю и старшую ступень обучения, а вторичная происходит, когда ребенок остался на том же этапе школьного обучения, но перешел в следующий класс. В ходе анализа характерных особенностей успешной адаптации младших школьников мы смогли сделать вывод, что важная роль отводится первичному субъекту воспитания - родителям, поскольку одной из основных задач адаптации является поддержка и сохранение деятельности систем организма и психического состояния личности в новых, активно изменяющихся условиях. Н.Ф. Талызина также отмечает важность участия педагога в формировании новообразований у детей младшего школьного возраста.
В следующем параграфе исследования мы рассмотрели современные технологии развития воспитательного потенциала семьи таких авторов, как Ю.И. Якиной, М.Б. Шеиной и Л.А. Метляковой. Используя рассмотренные авторские технологии, нами был разработан и частично апробирован ряд занятий и мероприятий, которые подробно представлены во второй главе. Общей целью данных разработок является повышение уровня вторичной адаптации младших школьников. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ №18 города Екатеринбурга в 3 «К» классе.
Опытно-поисковое исследование проходило в 3 этапа с использованием следующих методик:
• Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой;
• Диагностика адаптации младших школьников П.И. Третьякова;
• Анкета для родителей «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой.
На основе полученных данных констатирующего этапа мы сделали вывод об уровне адаптации младших школьников 3 «К» класса, тем самым 59
доказали необходимость в целенаправленном содействии повышению уровня школьной адаптации, определив цель формирующего этапа.
Формирующий этап представлял собой разработку и проведение следующих занятий и мероприятий:
• Мини-лекция для родителей «Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл в 3 класс».
• Тренинг с участием психолога «Станем ближе».
• Внеклассное мероприятие с детьми и родителями «Любимые произведения».
• Тренинг общения «Мы особенные!».
• Внеклассное мероприятие с детьми и родителями «Режим дня».
• Внеклассное мероприятие с детьми и родителями «Моё любимое увлечение».
В результате реализации всех блоков занятий на контрольном этапе была повторно проведена диагностика уровня адаптации младших школьников 3 «К» класса.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы показал повышение показателей уровня адаптации младших школьников по результатам проведенных диагностик, что позволило сделать вывод об успешном проведении педагогической работы в данном направлении.
Таким образом, цель и задачи данного исследования достигнуты.


1. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений
образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 34-37.
2. Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к
школе : пособие для психологов и специалистов коррекционно -
развивающего обучения / Н. В. Бабкина. - Москва : Айрис Пресс, 2005. - 144 с.
3. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн. 2. Психологический практикум для учителя : развитие, обучение, воспитание / Б. Ц. Бадмаев. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 159 с.
4. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи : учебно­методическое пособие / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
5. Берикханова, А. Е. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса / А. Е. Берикханова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / сост. О. Н. Широков. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 145-149.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 2007. - 192 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 2005. - 464 с.
8. Букина, Н. И. Интеграция формального и неформального образования в системе профессиональной подготовки специалистов / Н. И. Букина // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. - 2010. - №2. - С. 29-32.
9. Вачков, И. В. Психология тренинговой работы / И. В. Вачков. - Москва : Эксмо, 2007 - 44 с.
10. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. - Москва : Издательский центр «Академия», 1997. - 496 с.
11. Воликова, Т. В. Учитель и семья : учеб. пособие для пед. инст. / Т. В. Воликова. - Москва : Просвещение, 1979. - 125 с.
12. Воронкова, Г. В. Развитие педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи как субъектов образования в обществах, основанных на знаниях / Г. В. Воронкова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №7. - С. 114-118.
13. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с.
14. Галиева, С. Ю. Принципы и педагогические условия развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении / С. Ю. Галиева, В. В. Коробкова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2012. - №1(17). - С. 42-49.
15. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов ; под ред.
A. В. Петровского. - Москва: Педагогика, 2002. - 101 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ