ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБУЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Понятие обученности в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Психолого-педагогические особенности работы с низким уровнем
обученности детей младшего школьного возраста 16
1.3. Коррекционно-развивающее обучение как средство повышения
уровня обученности детей младшего школьного возраста 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 36
2.1. Выявление уровня обученности детей младшего школьного возраста
на уроках математики 36
2.2. Реализация коррекционно-развивающей работы на уроках
математики как средство повышение уровня обученности детей младшего школьного возраста 43
2.3. Анализ результатов эффективности коррекционно-развивающей работы на уроках математики детей младшего школьного возраста 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время, одной из задач общеобразовательной школы является повышение качества образования. Данная задача регламентируется следующими документами: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»; закон «Об образовании в Российской Федерации»; «Федеральный государственный образовательный стандарт».
Неуспеваемость была и остается одна из острых предметом обсуждения в общеобразовательной школе. В настоящее время число обучающихся, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии освоить базовый уровень, примерно 20-30% от общего числа учеников.
Математика вносит вклад в формировании общей культуры и служит опорой для усвоения других учебных дисциплин. Математика является одним из самых сложных для усвоения младшими школьниками учебных предметов. В связи с этим, многие школьники сталкиваются с проблемами в обучении математике, что в итоге ведет к неуспеваемости по данному предмету. Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Значительный вклад в изучение причин, путей предупреждения и преодоления неуспеваемости внесли отечественные психологи. Такие ученые как JI. B. Алабина, A. П. Антропов, М. А. Бантова, Л. Б. Баряева, Г. В. Бельтюкова рассматривают дифференцированное обучение как одно из средств преодоления неуспеваемости. Благодаря такому обучению происходит целостный процесс подготовки личности к жизни. Обучение стоится с учетом их интересов, способностей, склонностей и возможностей. С целью коррекции недостатков развития, активизации познавательной деятельности, для обучающихся испытывающие трудности в обучении и развитии, в условиях ООУ организована коррекционно-развивающая работа на уроках математики в начальных классах.
Такие ученые как: JI. B. Алабина, A. П. Антропов, М. А. Бантова, Л. Б. Баряева, Г. В. Бельтюкова, А В. Белошистая, Г. М. Капустина, М. И. Моро, М. Н. Перова, Л. П. Уфимцева, И. М. Яковлева, говорили, что изучение математики требует от обучающихся максимального использования потенциалов их познавательных процессов. В тоже время Т. А. Власовой, С. П. Ефимовой, З. И. Калмыковой, В. И. Лубовским, М. С. Певзнер, У. В. Ульенковой, П. О. Эфрусси, было установлено, что обучающиеся с трудностями в обучении имеют индивидуальные особенности психосоматического развития, которые затрудняют процесс обучения, в том числе и на уроках математики.
На современном этапе коррекционно-развивающее обучение обеспечивается специальными учебными планами, программами по математике, также имеются методические рекомендации для преподавания и изучения, отдельных тем, которые часто носят общий характер и разбросаны по разным частям. Однако опыт практических учреждений и практик показывает, что этого недостаточно для реализации комплексного процесса коррекции.
Необходима система коррекционно-педагогической работы на уроках математики и тщательная разработка ее содержательных и структурных компонентов.
Таким образом, обнаруживается противоречие на методическом уровне между методическим обеспечением в аспекте достижения предметных результатов по математике в целом и недостаточной обеспеченностью достижения предметных результатов тех категорий обучающихся, которые испытывают трудности в обучении математике с другой стороны.
Противоречие на практическом уровне между изученностью коррекционно-развивающего обучения в целом и недостаточностью изученности коррекционно-развивающего обучения на уроках математики.
Проблему коррекционно-развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении в общеобразовательной школе, рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале ХХ века (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др.). Психологами доказано, что для обучающихся, имеющих пограничные нарушения в физических и психологических отклонениях, а также для детей в группе педагогического риска необходимы специальные условия обучения и воспитания в массовой школе. Такие условия должны включать организацию коррекционно-развивающей работы с учащимися. Большое количество исследований специалистов разных областей (педагогов, психологов, врачей и т. д.) сходятся во мнении, что необходимо создать особые условия в массовом образовательном учреждении, чтобы преодолеть проблемы учащихся в школе. Возможным решением проблемы, связанной с уровнем обученности младших школьников по математике, является проведение коррекционноразвивающей работы по предмету.
Проблема исследования: как повысить уровень обученности детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: процесс повышения эффективности математического образования в начальных классах.
Предмет исследования: система коррекционно-развивающей работы на уроках математики в младших классах как средство повышения эффективности образовательного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать систему коррекционноразвивающей работы как средство повышения уровня обученности на уроках математики и оценить ее результативность.
Гипотеза исследования. Уровень обученности младших школьников на уроке математике повысится в процессе проведения коррекционноразвивающей работы при соблюдении следующих педагогических условиях:
- дифференциация процесса обучения;
• использование личностно-ориентированного подхода;
• использование таких методов, как стимулирование, организация групповой работы и т.д.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и выявить структуру понятия «обученность»;
• разработать модель работы с низким уровнем обученности у детей младшего школьного возраста на уроках математики;
• разработать инструментарий для диагностики уровня обученности и изучить уровень обученности у детей младшего школьного на уроках математики;
• разработать и реализовать систему коррекционно-развивающей работы на уроках математики для повышения уровня обученности у детей младшего школьного возраста;...
Проведенное теоретическое и практическое исследование было направлено на разработку и обоснование коррекционно-развивающей работы на уроках математики детей младшего школьного возраста.
На основе анализа литературы, описанной в главе 1, можно сделать вывод, что данная тема достаточно полно изучена, выделены основные причины низкого уровня обученности. В связи с введением закона «Об образовании Российской Федерации» дети с ОВЗ обучаются в массовой общеобразовательной школе. В классах с детьми нормой интеллекта, кроме детей с ОВЗ обучаются дети с высокой степенью педагогической запущенности, дети с парциальными нарушениями в развитии. В связи с этим является актуальные вопросы о совершенствовании форм, методов и приемов коррекционной работы в целом в изучении школьной программы, и в том числе математики.
Урок математики в начальных классах, должен быть обеспечен учебными планами, программой по математике, должны быть методические рекомендации по изучению и коррекции знаний материала. Однако опыт образовательных учреждений, свидетельствует о том, что этого недостаточно для осуществления целостного коррекционного процесса. Для повышения низкого уровня обученности детей необходима коррекционно-развивающая работа на уроке математики и тщательная ее разработка.
Следовательно, обучение математике в классах, в состав которых входят дети с низким уровнем обученности, должны способствовать не только овладению математическими знаниями и умениями, навыками, но и коррекции полученных знаний. Таким образом, актуальна проблема поиска педагогических условий, повышающих эффективность обучения математике у детей младшего школьного возраста на уроках.
Низкий уровень обученности - проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому, что многое зависит от школьных условий, но и потому, что преодоление это практическая задача, которая стоит перед каждым учителем в любой школе.
Констатирующий этап опытно-экспериментального обучения, показал, что у обучающихся 2 «А» класса, по результатом диагностической работы по математике было выявлено, что у 8 обучающихся сформирован низкий уровень обученности по математике. У 10 обучающихся - уровень обученности находиться на среднем уровне. А у 15 обучающихся сформирован высокий уровень обученности по математике.
Выявлены следующие особенности и трудности овладения математики: пропуск букв в письменных работах (при написании ответа в задачах); трудности при решении математических задач; плохое знание таблицы умножения; поверхностный анализ содержания задач; трудности в математической терминологии.
Выше описанные результаты, дали основание на составление и реализацию коррекционно-развивающей работы, в которую были включены упражнения на закрепление полученных знаний, основным подходом был дифференцированный. Данный подход был использован на различных этапах урока: при актуализации знаний; при изучении нового; при закреплении знаний; при самостоятельной работе; при организации домашней работы.
После поведения коррекционно-развивающей работы на уроках математики у детей младшего школьного возраста, был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Результаты этапа показали, что: высокий уровень обученности выявлен у 20 обучающихся. Средний уровень обученности выявлен у 15 обучающихся. Низкий уровень обученности выявлен у 4 обучающихся. На основе сравнительного анализа по математике на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы и на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа повысила уровень обученности у всех обучающихся, в том числе у детей с низким уровнем.
Анализ проведенного исследования показывает, что хороший педагог, реализуя коррекционную работу по преодолению низкого уровня обученности, опирается на следующие позиции.
1. Знание признаков неуспеваемости и умение их диагностировать.
2. Знание того, какую помощь оказать обучающимся в зависимости от признака неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь.
4. Знание путей устранения причин низкого уровня обученности.
5. Знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться.
Таким образом, повышение низкого уровня обученности связано с постоянной заботой о полноценной учебной деятельности каждого обучающегося, ведь отставание возможны у любого школьника. Деятельность педагога начальной школы по преодолению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует от учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности.
1. Азева, А. А. Опыт разработки и реализации детско-родительских проектов как способа интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников. / А. А. Азева // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели технологии: сб. материалов Всеросс.науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО,
2014. - Ч.1. - С. 18 - 21.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2010. - 446 с.
3. Алехина, С. В. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: / С. В. Алехина, Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, под. ред. Н. В. Лалетина - Красноярск, 2013. - С. 71-95.
4. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев, Л. И. Сергеева. - Ленинград : Ин-т мозга, 1935. - 146 с.
5. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 688 с.
6. Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С. 15-18.
7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения : пособие / Ю. К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 1972. - 347 с.
8. Белкин, А. С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников /А. С. Белкин // Начальная школа. - 1976. - № 4. - С. 34-37.
9. Блонский, П. П. Школьная успеваемость / П. П. Блонский. - Москва, 1961.
10. Бондарь, Н. Г. Обучаемость как психолого-педагогическая проблема / Н. Г. Бондарь // Известия ТРТУ. - 2015. - №3. - С.155-158.
11. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебное пособие / Н. В. Бордов- ская, А. А. Реан - Санкт-Петербург : Питер, 2006. -С. 304.
12. Бударный, А. А. Об одной из возможностей преодоления второгодничества / А. А. Бударный, У.Д Розенталь // Советская педагогика. - 1966. - №7. - С. 56-67.
13. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении / А. А. Бударный // Советская педагогика. 1965. - №7. - С.18-20.
14. Бурматкин, И. А. Теоретические основы диагностики обучаемости учащихся в современной школе / И. А. Бурматкин // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 579-581.
15. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «организационнопедагогические условия» / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тул- ГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 142-153...