Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционно-развивающая работа на уроках математики как средство повышения уровня обученности детей младшего школьного возраста

Работа №92958

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБУЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Понятие обученности в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Психолого-педагогические особенности работы с низким уровнем
обученности детей младшего школьного возраста 16
1.3. Коррекционно-развивающее обучение как средство повышения
уровня обученности детей младшего школьного возраста 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 36
2.1. Выявление уровня обученности детей младшего школьного возраста
на уроках математики 36
2.2. Реализация коррекционно-развивающей работы на уроках
математики как средство повышение уровня обученности детей младше­го школьного возраста 43
2.3. Анализ результатов эффективности коррекционно-развивающей ра­боты на уроках математики детей младшего школьного возраста 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время, одной из задач общеобразовательной школы является повышение качества образова­ния. Данная задача регламентируется следующими документами: «Нацио­нальная доктрина образования в Российской Федерации»; закон «Об образо­вании в Российской Федерации»; «Федеральный государственный образова­тельный стандарт».
Неуспеваемость была и остается одна из острых предметом обсужде­ния в общеобразовательной школе. В настоящее время число обучающихся, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии освоить базо­вый уровень, примерно 20-30% от общего числа учеников.
Математика вносит вклад в формировании общей культуры и служит опорой для усвоения других учебных дисциплин. Математика является од­ним из самых сложных для усвоения младшими школьниками учебных предметов. В связи с этим, многие школьники сталкиваются с проблемами в обучении математике, что в итоге ведет к неуспеваемости по данному пред­мету. Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педаго­гике и педагогической психологии.
Значительный вклад в изучение причин, путей предупреждения и пре­одоления неуспеваемости внесли отечественные психологи. Такие ученые как JI. B. Алабина, A. П. Антропов, М. А. Бантова, Л. Б. Баряева, Г. В. Бель­тюкова рассматривают дифференцированное обучение как одно из средств преодоления неуспеваемости. Благодаря такому обучению происходит це­лостный процесс подготовки личности к жизни. Обучение стоится с учетом их интересов, способностей, склонностей и возможностей. С целью коррек­ции недостатков развития, активизации познавательной деятельности, для обучающихся испытывающие трудности в обучении и развитии, в условиях ООУ организована коррекционно-развивающая работа на уроках математики в начальных классах.
Такие ученые как: JI. B. Алабина, A. П. Антропов, М. А. Бантова, Л. Б. Баряева, Г. В. Бельтюкова, А В. Белошистая, Г. М. Капустина, М. И. Моро, М. Н. Перова, Л. П. Уфимцева, И. М. Яковлева, говорили, что изуче­ние математики требует от обучающихся максимального использования по­тенциалов их познавательных процессов. В тоже время Т. А. Власовой, С. П. Ефимовой, З. И. Калмыковой, В. И. Лубовским, М. С. Певзнер, У. В. Ульенковой, П. О. Эфрусси, было установлено, что обучающиеся с трудностями в обучении имеют индивидуальные особенности психосомати­ческого развития, которые затрудняют процесс обучения, в том числе и на уроках математики.
На современном этапе коррекционно-развивающее обучение обеспечи­вается специальными учебными планами, программами по математике, так­же имеются методические рекомендации для преподавания и изучения, от­дельных тем, которые часто носят общий характер и разбросаны по разным частям. Однако опыт практических учреждений и практик показывает, что этого недостаточно для реализации комплексного процесса коррекции.
Необходима система коррекционно-педагогической работы на уроках математики и тщательная разработка ее содержательных и структурных ком­понентов.
Таким образом, обнаруживается противоречие на методическом уровне между методическим обеспечением в аспекте достижения предмет­ных результатов по математике в целом и недостаточной обеспеченностью достижения предметных результатов тех категорий обучающихся, которые испытывают трудности в обучении математике с другой стороны.
Противоречие на практическом уровне между изученностью коррек­ционно-развивающего обучения в целом и недостаточностью изученности коррекционно-развивающего обучения на уроках математики.
Проблему коррекционно-развивающей работы со школьниками, испы­тывающими трудности в обучении в общеобразовательной школе, рассмат­ривали отечественные педагоги и психологи еще в начале ХХ века (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др.). Пси­хологами доказано, что для обучающихся, имеющих пограничные нарушения в физических и психологических отклонениях, а также для детей в группе педагогического риска необходимы специальные условия обучения и воспи­тания в массовой школе. Такие условия должны включать организацию кор­рекционно-развивающей работы с учащимися. Большое количество исследо­ваний специалистов разных областей (педагогов, психологов, врачей и т. д.) сходятся во мнении, что необходимо создать особые условия в массовом об­разовательном учреждении, чтобы преодолеть проблемы учащихся в школе. Возможным решением проблемы, связанной с уровнем обученности млад­ших школьников по математике, является проведение коррекционно­развивающей работы по предмету.
Проблема исследования: как повысить уровень обученности детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: процесс повышения эффективности математи­ческого образования в начальных классах.
Предмет исследования: система коррекционно-развивающей работы на уроках математики в младших классах как средство повышения эффективно­сти образовательного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать систему коррекционно­развивающей работы как средство повышения уровня обученности на уроках математики и оценить ее результативность.
Гипотеза исследования. Уровень обученности младших школьников на уроке математике повысится в процессе проведения коррекционно­развивающей работы при соблюдении следующих педагогических условиях:
- дифференциация процесса обучения;
• использование личностно-ориентированного подхода;
• использование таких методов, как стимулирование, организация групповой работы и т.д.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи иссле­дования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и выявить структуру понятия «обученность»;
• разработать модель работы с низким уровнем обученности у детей младшего школьного возраста на уроках математики;
• разработать инструментарий для диагностики уровня обученности и изучить уровень обученности у детей младшего школьного на уроках мате­матики;
• разработать и реализовать систему коррекционно-развивающей рабо­ты на уроках математики для повышения уровня обученности у детей млад­шего школьного возраста;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое и практическое исследование было направлено на разработку и обоснование коррекционно-развивающей работы на уроках математики детей младшего школьного возраста.
На основе анализа литературы, описанной в главе 1, можно сделать вы­вод, что данная тема достаточно полно изучена, выделены основные причи­ны низкого уровня обученности. В связи с введением закона «Об образова­нии Российской Федерации» дети с ОВЗ обучаются в массовой общеобразо­вательной школе. В классах с детьми нормой интеллекта, кроме детей с ОВЗ обучаются дети с высокой степенью педагогической запущенности, дети с парциальными нарушениями в развитии. В связи с этим является актуальные вопросы о совершенствовании форм, методов и приемов коррекционной ра­боты в целом в изучении школьной программы, и в том числе математики.
Урок математики в начальных классах, должен быть обеспечен учеб­ными планами, программой по математике, должны быть методические ре­комендации по изучению и коррекции знаний материала. Однако опыт обра­зовательных учреждений, свидетельствует о том, что этого недостаточно для осуществления целостного коррекционного процесса. Для повышения низко­го уровня обученности детей необходима коррекционно-развивающая работа на уроке математики и тщательная ее разработка.
Следовательно, обучение математике в классах, в состав которых вхо­дят дети с низким уровнем обученности, должны способствовать не только овладению математическими знаниями и умениями, навыками, но и коррек­ции полученных знаний. Таким образом, актуальна проблема поиска педаго­гических условий, повышающих эффективность обучения математике у де­тей младшего школьного возраста на уроках.
Низкий уровень обученности - проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому, что многое зависит от школьных усло­вий, но и потому, что преодоление это практическая задача, которая стоит перед каждым учителем в любой школе.
Констатирующий этап опытно-экспериментального обучения, показал, что у обучающихся 2 «А» класса, по результатом диагностической работы по математике было выявлено, что у 8 обучающихся сформирован низкий уро­вень обученности по математике. У 10 обучающихся - уровень обученности находиться на среднем уровне. А у 15 обучающихся сформирован высокий уровень обученности по математике.
Выявлены следующие особенности и трудности овладения математики: пропуск букв в письменных работах (при написании ответа в задачах); труд­ности при решении математических задач; плохое знание таблицы умноже­ния; поверхностный анализ содержания задач; трудности в математической терминологии.
Выше описанные результаты, дали основание на составление и реали­зацию коррекционно-развивающей работы, в которую были включены упражнения на закрепление полученных знаний, основным подходом был дифференцированный. Данный подход был использован на различных этапах урока: при актуализации знаний; при изучении нового; при закреплении зна­ний; при самостоятельной работе; при организации домашней работы.
После поведения коррекционно-развивающей работы на уроках мате­матики у детей младшего школьного возраста, был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Результаты этапа показали, что: вы­сокий уровень обученности выявлен у 20 обучающихся. Средний уровень обученности выявлен у 15 обучающихся. Низкий уровень обученности выяв­лен у 4 обучающихся. На основе сравнительного анализа по математике на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы и на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что коррек­ционно-развивающая работа повысила уровень обученности у всех обучаю­щихся, в том числе у детей с низким уровнем.
Анализ проведенного исследования показывает, что хороший педагог, реализуя коррекционную работу по преодолению низкого уровня обученно­сти, опирается на следующие позиции.
1. Знание признаков неуспеваемости и умение их диагностировать.
2. Знание того, какую помощь оказать обучающимся в зависимости от признака неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь.
4. Знание путей устранения причин низкого уровня обученности.
5. Знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться.
Таким образом, повышение низкого уровня обученности связано с по­стоянной заботой о полноценной учебной деятельности каждого обучающе­гося, ведь отставание возможны у любого школьника. Деятельность педагога начальной школы по преодолению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отно­шение требует от учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности.


1. Азева, А. А. Опыт разработки и реализации детско-родительских проектов как способа интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развиваю­щихся сверстников. / А. А. Азева // Образование детей с ограниченными воз­можностями здоровья: инновационные модели технологии: сб. материалов Всеросс.науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО,
2014. - Ч.1. - С. 18 - 21.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2010. - 446 с.
3. Алехина, С. В. Современные образовательные технологии в ра­боте с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: / С. В. Але­хина, Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, под. ред. Н. В. Лалетина - Красноярск, 2013. - С. 71-95.
4. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Анань­ев, Л. И. Сергеева. - Ленинград : Ин-т мозга, 1935. - 146 с.
5. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 688 с.
6. Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьни­ков / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С. 15-18.
7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения : пособие / Ю. К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 1972. - 347 с.
8. Белкин, А. С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников /А. С. Белкин // Начальная школа. - 1976. - № 4. - С. 34-37.
9. Блонский, П. П. Школьная успеваемость / П. П. Блонский. - Москва, 1961.
10. Бондарь, Н. Г. Обучаемость как психолого-педагогическая про­блема / Н. Г. Бондарь // Известия ТРТУ. - 2015. - №3. - С.155-158.
11. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебное пособие / Н. В. Бордов- ская, А. А. Реан - Санкт-Петербург : Питер, 2006. -С. 304.
12. Бударный, А. А. Об одной из возможностей преодоления второ­годничества / А. А. Бударный, У.Д Розенталь // Советская педагогика. - 1966. - №7. - С. 56-67.
13. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении / А. А. Бу­дарный // Советская педагогика. 1965. - №7. - С.18-20.
14. Бурматкин, И. А. Теоретические основы диагностики обучаемо­сти учащихся в современной школе / И. А. Бурматкин // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 579-581.
15. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «организационно­педагогические условия» / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тул- ГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 142-153...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ