Формирование нравственных представлений у младших школьников во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Формирование нравственных представлений личности как
педагогическая проблема 9
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у
младших школьников 20
1.3. Методические основы формирования нравственных представлений
у младших школьников во внеурочной деятельности 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности нравственных преставлений у младших школьников 41
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у младших школьников во внеурочной деятельности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Формирование нравственных представлений личности как
педагогическая проблема 9
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у
младших школьников 20
1.3. Методические основы формирования нравственных представлений
у младших школьников во внеурочной деятельности 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности нравственных преставлений у младших школьников 41
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у младших школьников во внеурочной деятельности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
Актуальность. Значимость формирования у детей нравственных представлений и их духовного совершенствования была осознана еще с древних времен. Менялись концепции, цели, задачи, формы и методы нравственного воспитания, но сохранялось понимание его необходимости как условия развития личности, обеспечения преемственности поколений, преемственности культуры.
В настоящее время, когда в нашей стране происходит смена социально- культурных условий жизни общества и личностного становления человека, проблема нравственного воспитания становится особо актуальной. Все более широкий круг экспертов отмечают, что сформированность нравственных представлений подрастающего поколения не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Озабоченность вызывают нравственная незрелость, социальный инфантилизм, распространенность гедонистических и потребительских установок.
Негативные явления в нравственном развитии детей, подростков, молодежи обусловлены, с одной стороны, неразрешенными ценностными противоречиями в этических нормах, возникшими в современном обществе, возросшей ролью семьи в воспитании детей при одновременной ее неподготовленности к полноценному осуществлению своей роли. С другой - недостаточной готовностью школы к осуществлению нравственного воспитания обучающихся в новых социальных реалиях. Таким образом, обостряется необходимость целенаправленной работы всех субъектов воспитания по формированию нравственности подрастающего поколения в условиях демократизации и гуманизации нашего общества.
Общеобразовательная школа, начиная с начального звена, осуществляет поиск новых современных средств, которые обеспечат эффективность формирования нравственного сознания, нравственных чувств и поведения обучающихся. Действующие нормативно-правовые и научнометодические документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения начального общего образования, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.) указывают на необходимость повышения эффективности духовно-нравственного воспитания, в том числе формирования нравственных представлений подрастающего поколения.
Исследователи считают, что наиболее сензитивным периодом для формирования нравственных представлений является младший школьный возраст, поскольку у детей в данный период наблюдается интенсивность развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд качественных изменений, которые способствуют нравственному развитию: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания, осваиваются новые социальные роли, устанавливаются новые связи с представителями общества, формируются нравственные ориентиры поведения на основе усвоения этических норм и правил.
Среди отечественных исследователей проблемы формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста следует отметить работы О.С. Богдановой, И.А. Каирова, А.Г. Маклакова,
Э.Ш. Натанзона, И.П. Поласого, А.А. Реан, В.А. Сластенина, Л.М. Фридмана, М.Г. Яновской и ряда других авторов. Большинство из них высоко оценивали воспитательный потенциал внеучебной работы с обучающимися, вовлечения их в разнообразную внеучебную деятельность, которая, по их мнению, способна помочь ребенку расширить и углубить представления о причинных связях, и взаимозависимости людей в реальной действительности...
В настоящее время, когда в нашей стране происходит смена социально- культурных условий жизни общества и личностного становления человека, проблема нравственного воспитания становится особо актуальной. Все более широкий круг экспертов отмечают, что сформированность нравственных представлений подрастающего поколения не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Озабоченность вызывают нравственная незрелость, социальный инфантилизм, распространенность гедонистических и потребительских установок.
Негативные явления в нравственном развитии детей, подростков, молодежи обусловлены, с одной стороны, неразрешенными ценностными противоречиями в этических нормах, возникшими в современном обществе, возросшей ролью семьи в воспитании детей при одновременной ее неподготовленности к полноценному осуществлению своей роли. С другой - недостаточной готовностью школы к осуществлению нравственного воспитания обучающихся в новых социальных реалиях. Таким образом, обостряется необходимость целенаправленной работы всех субъектов воспитания по формированию нравственности подрастающего поколения в условиях демократизации и гуманизации нашего общества.
Общеобразовательная школа, начиная с начального звена, осуществляет поиск новых современных средств, которые обеспечат эффективность формирования нравственного сознания, нравственных чувств и поведения обучающихся. Действующие нормативно-правовые и научнометодические документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения начального общего образования, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.) указывают на необходимость повышения эффективности духовно-нравственного воспитания, в том числе формирования нравственных представлений подрастающего поколения.
Исследователи считают, что наиболее сензитивным периодом для формирования нравственных представлений является младший школьный возраст, поскольку у детей в данный период наблюдается интенсивность развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд качественных изменений, которые способствуют нравственному развитию: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания, осваиваются новые социальные роли, устанавливаются новые связи с представителями общества, формируются нравственные ориентиры поведения на основе усвоения этических норм и правил.
Среди отечественных исследователей проблемы формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста следует отметить работы О.С. Богдановой, И.А. Каирова, А.Г. Маклакова,
Э.Ш. Натанзона, И.П. Поласого, А.А. Реан, В.А. Сластенина, Л.М. Фридмана, М.Г. Яновской и ряда других авторов. Большинство из них высоко оценивали воспитательный потенциал внеучебной работы с обучающимися, вовлечения их в разнообразную внеучебную деятельность, которая, по их мнению, способна помочь ребенку расширить и углубить представления о причинных связях, и взаимозависимости людей в реальной действительности...
В представленном исследовании рассмотрен процесс формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Актуальность исследования подтверждается действующими нормативно-правовыми и научно-методическими
документами (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.), сензитивностью младшего школьного возраста для формирования нравственных представлений ребенка, интенсивностью развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности. Нами было выявлено противоречие между востребованностью формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточным раскрытием воспитательного потенциала внеурочной деятельности в работе по формированию их нравственных представлений.
На данных основаниях была сформулирована проблема исследования: какими средствами и в каких формах необходимо организовывать взаимодействие с детьми во внеурочной деятельности, чтобы обеспечить успешное формирование их нравственных представлений.
Свое исследование мы строили исходя из предположения о том, что результативная внеурочная деятельность должна включать: комплекс внеурочных занятий, направленных на формирование нравственных представлений младших школьников; содержание этих занятий будет иметь четко выраженные нравственные ориентиры в виде образцов общечеловеческой нравственности, а используемые художественно-игровые формы методы обеспечат их трансформирование в обобщенные нравственные представления детей.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал:
• нравственность определяется как совокупность внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, а также как правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность включает нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение. Одновременно нравственность - это личностная характеристика человека, определяющая уровень сформированности нравственных представлений, которые служат ему образцом для нравственного поведения;
• содержательно нравственность раскрывается как личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, а нравственные представления - как прочувствованные и пережитые детьми образы поведенческих эталонов людей в отношении к окружающему миру и самим себе, регулирующие его собственное поведение;
• нравственные представления выступают как такие смысловые образования в структуре личности, которые являются результатом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
2. Анализ возрастных особенностей процесса формирования нравственных представлений младших школьников показал:
• преобладание наглядно-образного мышления у детей этого возраста, когда усвоению и принятию нравственных ценностей способствует выбор яркого, эмоционально выразительного и содержательно интересного материала, отражающего жизненные нравственные коллизии и нормы доступные ребенку;
• способность детей к эмпатии и сочувствию, опора на которые позволяет успешно развивать нравственные чувства ребёнка, составляющие эмоционально-ценностный компонент их нравственных представлений;
• готовность и способность детей к рефлексии, самооценке, как составляющих их самосознания, которые складываются на основе оценки ребёнка учителем и родителями, и становятся незаменимой базой для формирования их нравственного сознания;
• сохраняющуюся роль подражания в становлении «внутренней позиции» ребенка, стремления во всём разобраться и на практике соответствовать требованиям, предъявляемые к нему, что позволяет выработать привычки и накопить опыт нравственного поведения, входящего в деятельностный компонент нравственных представлений ;
• неустойчивость нравственного поведения детей по причине трудности согласования нравственны знаний и нравственного поведения в этом возрасте...
документами (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.), сензитивностью младшего школьного возраста для формирования нравственных представлений ребенка, интенсивностью развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности. Нами было выявлено противоречие между востребованностью формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточным раскрытием воспитательного потенциала внеурочной деятельности в работе по формированию их нравственных представлений.
На данных основаниях была сформулирована проблема исследования: какими средствами и в каких формах необходимо организовывать взаимодействие с детьми во внеурочной деятельности, чтобы обеспечить успешное формирование их нравственных представлений.
Свое исследование мы строили исходя из предположения о том, что результативная внеурочная деятельность должна включать: комплекс внеурочных занятий, направленных на формирование нравственных представлений младших школьников; содержание этих занятий будет иметь четко выраженные нравственные ориентиры в виде образцов общечеловеческой нравственности, а используемые художественно-игровые формы методы обеспечат их трансформирование в обобщенные нравственные представления детей.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал:
• нравственность определяется как совокупность внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, а также как правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность включает нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение. Одновременно нравственность - это личностная характеристика человека, определяющая уровень сформированности нравственных представлений, которые служат ему образцом для нравственного поведения;
• содержательно нравственность раскрывается как личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, а нравственные представления - как прочувствованные и пережитые детьми образы поведенческих эталонов людей в отношении к окружающему миру и самим себе, регулирующие его собственное поведение;
• нравственные представления выступают как такие смысловые образования в структуре личности, которые являются результатом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
2. Анализ возрастных особенностей процесса формирования нравственных представлений младших школьников показал:
• преобладание наглядно-образного мышления у детей этого возраста, когда усвоению и принятию нравственных ценностей способствует выбор яркого, эмоционально выразительного и содержательно интересного материала, отражающего жизненные нравственные коллизии и нормы доступные ребенку;
• способность детей к эмпатии и сочувствию, опора на которые позволяет успешно развивать нравственные чувства ребёнка, составляющие эмоционально-ценностный компонент их нравственных представлений;
• готовность и способность детей к рефлексии, самооценке, как составляющих их самосознания, которые складываются на основе оценки ребёнка учителем и родителями, и становятся незаменимой базой для формирования их нравственного сознания;
• сохраняющуюся роль подражания в становлении «внутренней позиции» ребенка, стремления во всём разобраться и на практике соответствовать требованиям, предъявляемые к нему, что позволяет выработать привычки и накопить опыт нравственного поведения, входящего в деятельностный компонент нравственных представлений ;
• неустойчивость нравственного поведения детей по причине трудности согласования нравственны знаний и нравственного поведения в этом возрасте...
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культурного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Развитие нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Модель формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание нравственной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018





