Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического вкуса у младших школьников в художественно- творческой деятельности на внеклассных занятиях

Работа №92953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Развитие эстетического вкуса как педагогическая
проблема 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
вкуса у младших школьников 16
1.3. Художественно-творческая деятельность как средство развития
эстетического вкуса у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ 34
2.1. Методика диагностического исследования исходного уровня
развития эстетического вкуса у младших школьников 34
2.2. Организация работы по развитию эстетического вкуса у младших
школьников в художественно-творческой деятельности на примере театральных постановок на внеклассных занятиях 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА 78

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) делается акцент на формировании эстетических потребностей, ценностей, развитии эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других. Освоение образных систем, средств выразительности, законов развития и бытования различных видов искусств позволяет уже в младшем школьном возрасте овладеть основами целостного познания художественной культуры и способствует эстетической развитости младшего школьника [33].
Так же в рамках реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС) большое внимание уделяется внеклассным занятиям, которая в различных формах организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) [23].
Приобщение к сущностным, духовным, культурным, мировым процессам постулируется, как одна из ведущих задач образования ХХ1 века. Роль искусства в этом процессе бесценна. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности ее носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей. Трудно ждать ответственного поведения от духовно опустошенного и эмоционально ограниченного человека. Данная ситуация приводит к возрастанию значимости преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин с раннего возраста. Еще К.Д. Ушинский считал, что «необходимо с раннего детства прививать человеку чувство прекрасного, доброго, эстетичного», создавая тем самым его нравственный иммунитет» [29, с. 50].
Актуальность исследования обусловлена тем, что современный сложный этап в развитии нашего общества, когда осуществляются глубокие 3
радикальные преобразования в политике, экономике и социальной структуре, требует нового подхода к воспитанию подрастающего поколения и предъявляет новые требования. В современном российском обществе существенно изменилось функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент будущей личности в духовно­нравственном аспекте, воспитания, и конечно же эстетической направленности. Театрализованная деятельность, в свою очередь, может стать одним из важных факторов развития эстетического вкуса у детей.
На сегодняшний день в современно обществе существует проблема культурного коллапса. Это обусловлено тем, что сегодня многие люди, тем- более дети младшего возраста, в ежедневном потоке информации не могут отличить ценности от антиценностей. Отсюда существует проблема утраченной способности созидать прекрасное, уметь отличать ложные ценности от истинных, обращать свой взор на высокую культуру.
В период младшего школьного возраста происходит закладка ценностных ориентиров, привитие нравственных установок, базовых национальных ценностей. Так же этот возраст характеризуется восприимчивостью, доверием словам взрослых. Перед учителем встаёт сложная комплексная задача воспитания целостной личности, а для ее решения важно обладать глубокими знаниями, методиками преподавания и умением интегрировать учебную деятельность и эстетическое развитие детей [29].
Одной из основных целей эстетического развития является развитие эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное. В эстетике прекрасным называют то, что способно вызвать благоприятные чувства и эмоции, доставить эстетическое наслаждение [29]. Особую значимость в развитии эстетического вкуса младших школьников имеет обращение в
воспитательном процессе к различным видам искусства скульптуре, музыке, хореографии, театру и так далее.
Таким образом, актуальность проблемы определила тему нашего исследования: «Развитие эстетического вкуса у младших школьников в художественно-творческой деятельности на внеклассных занятиях».
Категория эстетического вкуса разрабатывалась такими учеными В.В. Бычковым, А.И. Буровым, А.А. Радугиным, Е.Г.Яковлевым. Вопросы формирования эстетического вкуса в системе эстетического сознания личности рассматривали в своих работах А.И. Буцкой, М.С.Каган, П.Ф. Каптерев, Н.И. Киященко, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Л.П. Печко.
Психологические аспекты развития эстетического вкуса нашли отражение в исследованиях А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова и др. Сущность, цели, задачи и принципы эстетического развития определены в работах В.А. Балашова, И.Ф. Гончарова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.В. Толстых, Л.В. Школяр. Вопросы формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического развития рассматривали А.И. Буцкой, М.С.Каган, П.Ф. Каптерев, Н.И. Киященко, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.
Теоретическая основа исследования: особенности эстетического развития младших школьников в художественно-творческой деятельности исследовались следующими учеными: Агалаковой, Е. В., Бобровской, Г. В. Вавиловой, И. Н., Веремьевой А., Киященко Н.И., Мороз Т.Г., Матвеевой А.В. Чердынцевой, Е. В., Якиманской. И.С. и т.д.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический 5
анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов исследования.
База исследования: театральная мастерская «Истоки», в которой занимаются воспитанники детской воскресной школы храма Петра и Павла г. Первоуральска (1-4 классы) в количестве 25-и человек.
Объект исследования - процесс развития эстетического вкуса младших школьников.
Предмет исследования - театральная постановка, способствующая художественно-творческой деятельности как средства развития эстетического вкуса у младших школьников на внеклассных занятиях.
Цель - теоретически обосновать, разработать театральную постановку для развития эстетического вкуса у младших школьников в художественно­-творческой деятельности на внеклассных занятиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать развитие эстетического вкуса как педагогическая проблему.
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эстетического вкуса у младших школьников.
3. Раскрыть возможности художественно-творческой деятельности в развитии эстетического вкуса у младших школьников.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития эстетического вкуса у младших школьников.
5. Организовать цикл мероприятий по развитию эстетического вкуса у младших школьников в художественно-творческой деятельности на примере театральных постановок на внеклассных занятиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Художественно-творческая деятельность - это организованное взаимодействие ребенка с художественными объектами, в процессе которого дети созидают, познают эстетический образ мира, преобразуют этот мир. Однако, чтобы являться субъектом художественно-творческой деятельности и творить по законам красоты, школьнику нужен ориентир. Жизненный опыт младших школьников достаточно ограничен и им сложно выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога - воспитать у младшего школьника способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Художественное творчество детей - это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Стоит, заметить, что эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех. Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание.
Рассматривая проблему эстетического развития средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. А.И. Шахова, справедливо заметила, что нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Развитие искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение. В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками,
различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.
Каждый вид искусства обращен к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого понимается в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое развитие. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное развитие невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно.
Таким образом, формирование у детей художественно-эстетического отношения к действительности как способности к художественному познанию мира и его образной оценки предполагает наличие таких личностных качеств, как чувство красоты и гармонии, способность эмоционально отзываться на различные проявления эстетического в окружающем мире, умение видеть
прекрасное в наблюдаемых явлениях и осознавать его, потребность в созерцании и восхищении...


1. Алабугина Ю.В., Шагалова Е.Н., Глинкина Л.А. Новый толковый словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным [Текст] / Ю.В. Алабугина, Е.Н. Шагалова, Л.А. Глинкина. Справочное издание. - М.: АСТ, 2014. - 639 с
2. Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И. Театрализованная деятельность как средство развития учащихся [Текст] / Т.Ю. Артюхова, Т.И. Петрова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 2 (34). - С. 31-35.
3. Атрашенко А.Н., Аладко О.И. Внеклассная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / А.Н. Атрашенко, О.И. Аладко // Начальная школа до и после. - 2008. - №1. - С.82 - 83.
4. Бех И.Д. Духовное развитие личности: продвижение в неизведанное [Текст] / И.Д. Бех // Педагогика и психология. - 2007. - № 1 (54). - С. 5-28.
5. Богомолова М.Н. Ретроспективный обзор ряда исследований проблемы влияния музыкально-театральной деятельности на развитие целостной личности ребёнка [Текст] / М.Н. Богомолова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. № 7. - С. 488-491.
6. Бутенко В.Г. Педагогические условия эффективного использования художественной среды в эстетическом развитии школьников [Текст] / В.Г. Бутенко // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в современных условиях: Сборник научных трудов. Херсон: ХГУ, 2014. - С. 36­38.
7. Вишнякова Н.Ф. К проблеме развития личности школьников в детском театральном творчестве [Текст] / Н.Ф. Вишнякова // Вопросы психологии. - № 6, - 2009. - С. 22-25.
8. Герасимов С.А. Система эстетического развития школьников [Текст] / С.А. Герасимов - М.: Педагогика, 2015. - 264 с.
9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
10. Зарецкая И.И. Эстетическое развитие как фактор социализации младших школьников [Текст] / И.И. Зарецкая // Начальная школа. - 2010. - №1. - С.54­58.
11. Иваненко Г.И. Роль интуиции в формировании эстетических вкусов [Текст] / Г.И. Иваненко. - М., 2009. - 161 с.
12. Калыгин А.И. Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики [Текст] /
A. И. Калыгин. Монография. - М.: РГО, 2017. - 129 с.
13. Козлов В.В. Интегративная Театрально-Двигательная Терапия [Текст] /
B. В. Козлов. 2016. - 545 с.
14. Кондратенко Г.П. Сущность и структура эстетического мировосприятия личности в психолого-педагогическом аспекте [Текст] / Г.П. Кондратенко // Образование на Луганщине: метод. журнал. - 2014. - № 1. - С. 63-67.
15. Кулагина Г.И. Развитие эстетического опыта и основ исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Г.И. Кулагина // Начальная школа. До и после. - 2010. - №5. - С.37 - 40...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ