Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ЭТНОАЗБУКА» - ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №92948

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Игровая технология в формировании этнокультуры у детей дошкольного возраста
1.1 Формирование и развитие игровой деятельности детей 8
1.2 Игровые педагогические технологии в дошкольном учреждении 19
1.3 Роль игровых технологий в изучении традиционной культуры 28
ГЛАВА 2. Разработка иллюстрированного методического пособия «Этноазбука»
2.1 Особенности иллюстрированных методических пособий, их применение для
формирования этнокультуры у детей дошкольного возраста 38
2.2 Структура разработанного иллюстрированного пособия 47
2.3 Рекомендации по практическому применению разработанного иллюстрированного пособия для формирования этнокультуры у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 65


В настоящее время дошкольные учреждения нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, дошкольные учреждения чрезвычайно заинтересованы в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в дошкольных учреждениях в значительной степени определяются тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение дошкольников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в группах старших дошкольников, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В современных дошкольных учреждениях возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и социализацию ребенка.
Проблема данной работы в том, что при использовании игровых технологий в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд условий:
- определение места и роли игровой технологии в учебном процессе;
- сочетания элементов игры и учения;
- понимание педагогом функций и классификации педагогических игр;
- педагог должен отдавать себе профессиональный отчет в назначении игры, в постановке той жизненной проблемы, которая скрыта в игре и которую педагогу следует выявить, предъявить, обозначить, чтобы найти общее решение;
- дидактическая цель должна ставится перед дошкольниками в форме игровой задачи;
- учебный материал должен использоваться в качестве средств игровой деятельности;
- в учебную деятельность должны быть введены соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных дошкольных учреждениях возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и оптимизировать приобщение школьников к этнокультурным традициям.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации интерактивной игры для детей дошкольного возраста «Этноазбука», для выявления возможности приобщения школьников к этнокультурным традициям посредством использования рисования и раскрашивания в рамках дошкольного обучения. Так же цель исследования заключалась в определении роли и места игровых технологий в приобщении дошкольников к народно-художественной культуре.
Объект - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к народно-художественной культуре.
Предмет работы - игровые технологии и их роль в приобщении детей дошкольного возраста к народно-художественной культуре.
Гипотеза исследования: предполагается, что игровые технологии позитивно влияют на приобщение старших дошкольников к этнокультурным традициям при соблюдении педагогом- психологом следующих условий:
- сочетания элементов игры и учения;
- понимание учителем функций и классификации педагогических игр.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретический анализ научно-педагогической литературы с целью выявления сущности игры;
2. Выявить педагогические и методические условия эффективности использования игровых технологий в работе педагога дошкольного учреждения;
3. Рассмотреть роль игровых технологий в формировании этнокультуры у детей дошкольного возраста;
4. Разработать концепцию интерактивной игры - «Этноазбука» для детей дошкольного возраста;
5. Провести экспериментальное изучение влияния интерактивной игры - «Этно азбука» для выявления возможности приобщения школьников к этнокультурным традициям посредством использования рисования и раскрашивания в рамках дошкольного обучения;
6. Выявить роль игровых технологий в изучении традиционной культуры;
7. Выяснить, влияет ли применение игровых технологий на приобщение старших дошкольников к этнокультурным традициям.
9. Разработать практические рекомендации педагогу- психологу по использованию игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста для приобщения к этнокультурным традициям посредством игровых технологий.
Методы, применяемые в экспериментальном исследовании - использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ монографий, публикаций по теме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение, опрос педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми; изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации.
Методологической основой исследования стали работы ученых: О. И. Агаповой[1], Л. С. Выготского[18;19], Л. А. Джонса[1], А. Н. Леонтьева[53;54;55], Д. В. Менджерицкой[60], П. И. Пидкасистого[72;73;74], Г. К. Селевко[81], Л.А. Кирсановой [39], Д. Б. Эльконина[89;90],и др.
Противоречия данной проблемы заключаются в потребности педагога дошкольного учреждения новых игровых технологий в работе и недостаточности разработки данного вопроса социальной педагогикой.
Научная новизна исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы:
- в качестве основы для дальнейших исследований в области применения игровых технологий в работе педагога дошкольного учреждения;
- для обоснования новых подходов в применении игровых технологий в работе педагога дошкольного учреждения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- осуществлён теоретический анализ сущности игры;
- представлена педагогическая характеристика игровых технологий;
- представлены методические рекомендации по использованию игровых технологий в работе педагога дошкольного учреждения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для обоснования новых подходов в применении игровых технологий в работе педагога дошкольного учреждения.
База исследования: Исследование проводилось на базе Д/С № 154 г. Барнаула, группа «Улыбка». Всего экспериментом было охвачено 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура диплома определяется целью, задачами и логикой психологического анализа исследуемой проблемы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 91 источника и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации интерактивной игры для детей дошкольного возраста «Этноазбука», для выявления возможности приобщения школьников к этнокультурным традициям посредством использования рисования и раскрашивания в рамках дошкольного обучения. Так же цель исследования заключалась в определении роли и места игровых технологий в приобщении дошкольников к народно-художественной культуре.
В результате проделанной нами работы мы выполнили поставленные задачи и можем сделать следующие выводы.
В игре как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической.
С точки зрения психологии игрой занимались также Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Отдельно хотелось бы отметить отечественных педагогов, занимающихся изучением игры и по сей день: А. П. Ершову, В. М. Букатова, Л. М. Некрасову, П. И. Пидкасистого, Ж. С. Хайдарова, Е. Е. Шулешко.
Таким образом, игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.
Для того чтобы проводить игровые технологии педагог должен знать общие приемы по организации работы с группой, методику игротеки, понимать важность презентационных, коммуникативных навыков, роль динамики в игре и умение эту игру выстроить. Значит, результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
В данной работе мы рассматривали игру как образовательное средство.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. В связи с этим, разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, и приобщение дошкольников к этнокультурным традициям посредством использования рисования и раскрашивания в рамках дошкольного обучения, является важной педагогической задачей.
Таким образом, условиями эффективного формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования;
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств в том числе декоративно-прикладное искусство и живопись.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась, - игровые технологии позитивно влияют на приобщение старших дошкольников к этнокультурным традициям при соблюдении педагогом- психологом следующих условий:
- сочетания элементов игры и учения;
- понимание учителем функций и классификации педагогических игр.



1. Агапова О. И., Джонс Л. А, Ушаков А. С. Проект новой модели обучения. - М.: Просвещение, 2016. - 243 с.
2. Агеев B.C. Межличностное взаимодействие. - М.: Прогресс. - 2015.- 362 с.
3. Антонова Т.В.Коммуникативные воздействия ребенка на сверстника при организации продуктивной деятельности.//Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.,2017, С.93-110.
4. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. - М.: Прогресс, 2015. - 261 с.
5. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. - СПб.: Питер, 2016. - 595 с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Прогресс. - 2016. - 367с.
7. Астахов А.И. Воспитание творчеством. - М.: Олма-Пресс Гранд, 2013. - 580с.
8. Бабаева Т.И. Воспитываем дошкольников. - М.: Детство - пресс, 2016. - 315 с.
9. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 2015. - 240 с.
10. Бенно А. Проблемы совершенствования обучения в школе. - М.: Прогресс, 2016. - 496 с.
11. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М: ВИНИТИ, 2015. - 523 с.
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2012. - 486 с.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 2017. - 325 с.
14. Бойтендайк Ф. Теория игры Бойтендайка. - М.:Просвещение, 2015.- 473 с.
15. Венгер А.А. Педагогика способностей. - М: Просвещение, 2014. - 339 с.
16. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему: Основы дошкольной педагогики.// Под. Ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой.// - М.: Педагогика,2016, С.193-200
17. Ветлугина Н.А., Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. - СПБ, Питер, 2015. - 212 с.
18. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 2013, № 6. - С. 56 - 74.
19. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. -М.: Академия, 2016. - 338 с.
20. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Прогресс, 2015. - 439 с.
21. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2015. С. 36 - 46.
22. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Педагогика, 2017. - 449 с.
23. Гульчевская В. Г., Гульчевская Н. Е. Современные педагогические технологии. - Ростов н/Д, Феникс, 2016. - 370 с.
24. Гуров В., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и педагогическая работа с детьми.//Воспитание школьника. 2012, № 2. - С.46.
25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М: Эксмо, 2017. - 593 с.
26. Дружинин В.Н. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М: Педагогика, 2016. - 390 с.
27. ДыбинаО.В.и др. Развивать, играя: Метод, пособие для воспитателей. - Тольятти, 2013. - 443 с.
28. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. - СПб.: СПбГУПМ, 2013. - 385 с.
29. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М: ВИНИТИ, 2016. - 485 с.
30. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - М.: Просвещение, 2013. - 493 с.
31. Запорожец А. В. Педагогические в психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников.// Дошкольное воспитание, 2014. № 4. С. 45-56.
32. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М.: Проспект. - 2016. -241 с.
33. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост. Гуреева И.В. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 2016.- 493 с.
34. Игры - обучение, тренинг, досуг.// Под ред. В.В. Петрусинского. - М: Знание, 2017. - 520 с.
35. Ильина Т. А. Понятие «педагогическая технология». - М: Педагогика, 2016. - 550 с.
36. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. - М: Просвещение, 2015. - 420 с.
37. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. - М.: Просвещение, 2012. - 594 с.
38. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.
Педагогика, 2017. - 584 с.
39. Кирсанова Л. А. Педагогическая технология в воспитательной системе. - М.: Академия, 2016. - 593 с.
40. Ковалев A.T. Психология личности. - М.: Знание. - 2016. - 435с.
41. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение.// Пер. с итал. - М: МОДЭК, 2015. - 420 с.
42. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 2013. - 295 с.
43. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Сфера, 2014. - 213с.
44. Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. - 2006. №6. - С. 57-64.
45. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. - М.: Альмаматер, 2014. - 132с.
46. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики/ Сост. Н.М.Матвеева - М.: Школьная Пресса, 2013. - 559 с.
47. Кон И. С. Люди и роли. - М.: ЭКСМО. - 2016. - 466 с.
48. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 2017. - 248 с.
49. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
50. Кравцов Г., Кравцова Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. - 264 с.
51. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. -Спб.: Питер,2014. -374 с.
52. Левитов Н. Д. Теория ролей в психологии // Вопр. психол. 2014. - № 6. 44-47 с.
53. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Гардарики, 2014. - 496 с.
54. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Педагогика, 2009, № 8-9. - С. 22- 34.
55. Леонтьев А. Н. Психология общения. — М.: Знание. - 2015. - 187с.
56. Лехтман Р. Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и предметных действий в раннем детстве. - СПб, Питер, 2017. - 339 с.
57. Лихачев Д.С. О Русской культуре. - М.: Искусство, 2013. - 440 с.
58. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: ИТРК, 2014 - 288 с.
59. Махненко С. Г., Овчинников Е. О. Педагогические технологии. - Ростов н/Д., Феникс, 2016. - 210 с.
60. Менджерицкая Д. В. Игра. - М.: Академия, 2016. - 441 с.
61. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Прогресс, 2016. - 597 с.
62. Михайлова Н. Рисование дошкольников: процесс или результат? // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С.74 - 78.
63. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2016. - 788с.
64. Новик М. Современные технологии в образовании.//Новые знания. 2009, № 3. - С. 57- 63.
65. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Академия, 2015. - 539 с.
66. Обухова Л.Ф.Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Академия, 2014. - 459 с.
67. Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В.Формы и функции подражания вдетском возрасте. - М.: Академия, 2015. - 449 с.
68. Педагогическая технология.// Под ред. В.А. Сластенина. - М: Мир, 2016. -310 с.
69. Педагогические технологии.// Под ред. В.С. Кукушина.- М: МОДЭК, 2011. - 440 с.
70. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Прогресс. - 2016. - 255с.
71. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - М.: Прогресс, 2017. - 335 с.
72. Пидкасистый П. И. Игровые технологии. - М.: Просвещение, 2016. - 415 с.
73. Пидкасистый П. И. Дети старшего дошкольного возраста: обучение и развитие. - М.: Просвещение, 2015. - 449 с.
74. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Просвещение, 2017. - 320 с.
75. Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен. - М.: Прогресс. - 2015. - 245с.
76. ПоддьяковН.Н.Мышление дошкольника. - М.: Просвещение, 2015. - 382 с.
77. Психология формирования и развития личности.// Под ред. Л. И. Анциферовой. - М.: Слово, 2015. - 331 с.
78. Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. - М.: Прогресс, 2014. - 659 с.
79. Сакулина Н.П., КомароваТ.С., Изобразительная деятельность в детском саду, 2013. - 208 с.
80. Сакулина Н.П., Методика обучения рисованию и лепке в детском саду, 2016. - 256 с.
81. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Прогресс, 2015. - 449 с.
82. Смирнова Е.О. Детская психология. - Спб, Питер, 2013. - 304 с.
83. Тихомирова Л.Ф.Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2017. - 457 с.
84. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2016. - 211 с.
85. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры.// Канд. дис. — М.:. Наука, 2016. - 390 с.
86. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.// Пер. с нем. — М.: Академия, 2012. - 597 с.
87. Хейзинг Й. Homoludens: Опыт определения игрового элемента культуры.// Статьи по истории культуры. - М.: Академия, 2015. - 475 с.
88. Щуркова Н.Е. Игровые технологии. - М.: Академия, 2016. - 449 с.
89. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей.// Дошкольное воспитание, 2012. № 5. - С. 35-52.
90. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры. - М.: Просвещение, 2016. - 450 с.
91. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.// Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 2013. - 339 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ