ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 9
1.1 Современные подходы к начальному общему образованию 9
1.2 Когнитивный подход в языковом образовании 14
1.3 Содержание лексико-семантической работы в начальной школе на
уроках русского языка 24
1.4. Анализ методического аппарата учебников по русскому языку в аспекте формирования концепта «Язык» у младших школьников 34
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-ИОИСКОВА РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОНЦЕПТА «ЯЗЫК» У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 44
2.1. Диагностика уровня сформированности концепта «Язык» у
обучающихся начальной школы 44
2.2. Опытная работа по формированию концепта «Язык» в сознании
младших школьников на уроках русского языка 53
2.3. Проверка эффективности опытно-поисковой работы по
формированию концепта «Язык» у младших школьников на уроках
русского языка 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
В майском указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. обозначены две глобальные цели: вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично-развитой и социальноответственной личности на основе исторических и культурных традиций. Две эти цели легли в основу проекта «Образование», в котором отражены современные тенденции развития отечественной школы и пути создания успеха для каждого ребенка.
По требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования у младшего школьника должна формироваться языковая грамотность, то есть совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих:
1) Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры;
2) Целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных;
3) Готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.
Так же в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлены результаты освоения данного уровня обучения, которые предусматривают предметные, метапредметные и личностные результаты. Одним из личностных результатов является приобщения обучающихся к системе базовых национальных ценностей российского общества, одна из которых - русский язык [52].
Обучая ребенка языку, следует обращать внимание не только на систему языка, но и на самого обучающегося, овладевающего ею и реализующему ее в своей речевой деятельности, поскольку формирование языковых понятий неразрывно связано с процессом познания окружающего мира ребенком. Подтверждение данного тезиса можно найти в следующих науках: психолингвистике (Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), когнитивной лингвистике (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьяненко и др.), линг- вокультурологии (С.Г. Воркаев, Д.С. Лихачев, В. Маслова и др.), социолингвистике (В.Г. Костомаров, Л.П. Крысин и др.). Знания людей об объективной действительности организованы в виде концептов, абстрактных структур, отражающих различные сферы деятельности человека, следовательно, человек мыслит концептами [9].
В свою очередь, главной задачей курса «Русский язык» в начальной школе является формирование языковой личности обучающихся. Но вышеуказанная направленность реализуется недостаточно [17]. Содержание современных учебников по русскому языку ориентировано на развитие личности ребенка, тогда как изложение материала чаще предстает как обусловленное только системным характером языковой системы, развитие личности представлено как процесс социализации, а овладение языком как средство, обеспечивающее вхождение ребенка в социум.
Следовательно, проблему исследования определяют противоречия между:
• уровнем теоретической изученности когнитивного подхода в обучении в целом и недостаточностью теоретического освещения реализации когнитивного подхода в обучении младших школьников русскому языку;
• уровнем методического обеспечения лексико-семантической работы на уровне начального общего образования и недостаточностью разработанности методического обеспечения на уровне когнитивного подхода.
Названные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в определении и обосновании путей реализации когнитивного подхода в лексико-семантической работе на уроках русского языка в начальной школе.
Цель: теоретическое обоснование реализации когнитивного подхода в лексико-семантической работе в начальной школе и апробация методического сопровождения лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объект: процесс вербализации концепта язык у младших школьников.
Предмет: методическое сопровождение лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальной школе, направленное на обогащение словаря в рамках концептосферы «Язык».
Гипотеза исследования: реализация когнитивного подхода обеспечит результат, если:
• вербально наполнится концептосфера «Язык»;
• включить комплекс упражнений, отражающий представление данной концептосферы;
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и лингводидактическую литературу по проблеме исследования
2. Выявить педагогические, психологические и лингвистические предпосылки формирования концепта язык у младших школьников.
3. Определить структуру и содержание концепта «Язык» с точки зрения ФГОС.
4. Разработать критерии, показатели и уровни сформированности концепта «Язык» у младших школьников.
5. Разработать методическое сопровождение лексико-семантической работы по формирования концепта «язык» у обучающихся начальных классов на уроках русского языка.
6. Осуществить проверку эффективности методического сопровождения формирования концепта «Язык».
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), лингвистические концепции языковой личности и языковой картины мира личности (М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов и др.), теории концепта и положения когнитивной лингвистики (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьяненко), лингвокуль- турологии (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Красных и др.), положения об интеграционных процессах в методике преподавания русского языка, культуры речи, литературы, культурологии, философии и психологии (А.С. Антонова, Т.А. Балыхина, Т.Г. Бирюкова, Т.Н. Волкова и др.).
Методы исследования:
• теоретические, анализ психолого-педагогической, учебнометодической и справочной литературы, анализ учебников по русскому языку, обобщение педагогического опыта;
• эмпирические, анализ продуктов деятельности обучающихся, системный и качественный анализ полученных данных...
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, примерной основной образовательной программе начального общего образования у младшего школьника должна формироваться языковая грамотность, то есть совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих: стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных; готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.
Русский язык - одна из базовых национальных ценностей, к которой должны приобщаться дети, согласно требованию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Язык отражает языковую картину мира человека, в процессе становления которой рождается личность. Связь личности и окружающего мира происходит при помощи языка. Языковая картина мира есть универсальная система знаний о мире, зафиксированная в языковой форме, характерная для всех носителей языка, вербализирующая у носителя языка окружающую его действительность. Любое знание является результатом категоризации и концептуализации картины мира. В связи с этим, концепт - ментальное образование, содержащее ценностный аспект, формирующееся у человека из непосредственного чувственного опыта при помощи органов чувств, манипуляций с объектами или взаимодействия при помощи мыслительных операций с уже сформированными концептами.
При анализе учебно-методических источников выяснилось, что значимым для обучающихся начальных классов является концепт «Язык». Русский язык является одновременно учебным предметом и средством обучения всем остальным предметам в начальной школе.
Концепт состоит из трех компонентов: значимостного, понятийного и образного. Значимостный компонент определяет место, которое занимает имя концепта лексико-грамматической системе языка. Понятийный - выражает признаковую и дефиниционную структуру. Образный - определяет когнитивные метафоры, поддерживающие концепт у носителя языка.
Критериями сформированности концептосферы «Язык» на уроках русского языка в начальной школе являются: владение лексическими единицами, паремиями, представляющими концепт «Язык»; владение афоризмами, дефинициями и пословицами о языке, осуществление их выбора в зависимости от ситуации общения; владение умением интегративного использования в речи единиц, паремий, метафор, представляющих концепт «Язык».
Лексико-семантическая работа в начальной школе строится на основе системно-деятельностного подхода, благодаря использованию характерных методов и приемов обучения, и когнитивного подхода, на основе которого выполняется отбор лингвистического материала для изучения.
Количественное обогащение словарного запаса обучающихся, качественное совершенствование, расширение активной части словаря и совершенствование механизмов отбора слов при порождении высказывания - вот те задачи, которые решает лексико-семантическая работа.
Результаты констатирующей диагностики обозначили необходимость формирования концептосферы «Язык» у младших школьников в ходе.
В ходе лексико-семантической работы нужно использовать три основных типов упражнений, представленных в комплексе: языковые, информаци- онно-интерпретирующие и мотивационные упражнения, благодаря которым будет происходить формирование концепта «Язык» у обучающихся начальных классов.
Языковые упражнения представляют начало работы над словом - устанавливают его лексическое значение. В этой группе упражнений можно выделить два основных метода - метод определения лексического значения и метод конструирования. Метод определения лексического значения слова реализуется на практике при помощи приемов: обращение к толковому словарю, обращение к изображению, проведение морфемного анализа, построение парадигм (синонимичной цепочки, подбор антонимов) и приема определения лексического значения слова по контексту. Метод конструирования реализуется на практике при помощи приемов: расположения лексем по семантическим рядам, выделение третьего лишнего или продолжения лексического ряда, составления текста с выбранной лексемой, чтения текста с заменой.
Информационно-интерпретирующие упражнения реализуют познавательные стратегии. Основными методом при этом типе упражнений является метод анализа текста, с использованием приема - составление ментальной карты или осуществления чтения с маркировкой.
Мотивационные упражнения, носят лингвокультурный характер, позволяют выявить личностную позицию обучающегося, благодаря использованию приемов сочинения и изложения.
Выделенные типы упражнений дают возможность формирования у обучающегося лексических, паремиологических и метафорических составляющих концептосферы «Язык» в единстве грамматических, лексических признаков. Это предоставляет возможность уточнить семную структуру лексической единицы во взаимосвязи с межсловной и внутрисловной парадигматикой и улучшением грамматического строя речи во взаимосвязи с семантическими и асемантическими грамматическими категориями. К тому же, мы предлагаем включать в формулировку задания компонент на расширение спектра мотивов коммуникации и изучения русского языка.
Предлагаемый универсальный комплекс упражнений может использоваться как дополнение к содержанию учебно-методических комплектов по русскому языку в рамках любой образовательной программы для начальной школы, поскольку он показал свою эффективность при количественном и качественном анализе результатов констатирующей и итоговой диагностик, в целом положительный результат в формировании концептосферы «Язык» у обучающихся начальных классов.
Таким образом, поставленные задачи реализованы, цель исследовательской работы достигнута. Гипотеза исследовательской работы подтвердилась: действительно, реализация когнитивного подхода обеспечит результат, если вербально наполнится концептосфера «Язык» в ходе лексико-семантической работы на уроках русского языка, включить комплекс упражнений, отражающий представление данной концептосферы в языковом сознании младших школьников.
1. Абрамова И. А. Формирование концепта «язык» у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы на уроках русского языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / И.А. Абрамова ; Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2011. 249 с.
2. Авилкина Ж. Н., Пониматко А. П. К вопросу о когнитивном подходе в
обучении иностранным языкам // Весшк МДПУ 1мя I. П. Шамякша. 2009. №1 (22). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-kognitivnom-
podhode-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 25.01.2020).
3. Артюнова, Н. Д. Предисловие / Логический анализ языка: культурные концепты. - Москва: Наука, 1991. - 183 с.
4. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А. Г. Асмолов. - 2011. - URL: http:ZZwww.firo.ru/wp- content/uploads/2011/06/Стратегия-и-методология-социокультурной- модернизации-образования-с-приложениями.4ое (дата обращения: 25.02.2020)
5. Бабинская, П. К. Коммуникативность и когнитивность - основные категории современной методики обучения иностранным языкам / П. К. // Непрерывное обучение иностранным языкам: методология, теория, практика : материалы докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 23-24 дек. 2003 г. : в 3 ч. / МГЛУ ; редкол.: Н. П. Баранова [и др.]. - Минск, 2003. - Ч. 1. - С. 3-5.
6. Баранов, М. Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в 4—8 классах : ав- тореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. Т. Баранов. — Москва, 1985. - 219 с.
7. Беляевская, Е. Г. Когнитивные основания изучения семантики слова / Е. Г. Беляевская // Структуры представления знаний в языке. - Москва, 1994. - С. 88-96.
8. Береснева, Н. И. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе (ассоциативный эксперимент) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. И. Береснева. — Пермь, 1997. 194 с.
9. Болдырев, Ш. Н.: Когнитивная семантика: Курс лекций по английской: филологии / Н. Н. Болдырев. - Тамбов: Тамбовский ун-т, 2001. Изд. 2-е, стер. - 123 с.
10. Виноградов, В. В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. - Москва: Русский язык, 2001. - 720 с.
11. Воркачев, С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. / С. Г. Воркачев.
• Москва: Гнозис, 2004. - 192 с.
12. Гольдин, В. Е. Нормативный аспект лексических ассоциаций / В. Е. Гольдин // Русский язык сегодня / РАН ; Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. — Москва, 2006. — Вып. 4. С. 20 - 29.
13. Горбунова, Н. Д. Работа с фразеологизмами как способ развития речи младших школьников // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - № 3.
• С. 57-58.
14. Демьянков, В. З. Понятие и концепт в художественнойилитературе и научном языке / В. З. Демьянков // Вопросы филологии. - 2001. - № 1. - С. 26-33.
15. Евтушенко, О. В. О перспективах изучения структуры концептов. Вопросы когнитивной лингвистики / О. В. Евтушенко // Научно-теоретический журнал. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. - 2009. - № 1. - С. 35-42...