Глава 1. Академическое письмо в языковом ВУЗе
1.1. Письмо как вид речевой деятельности 6
1.2. Этапы работы над письменным высказыванием 8
1.3. Современные подходы к обучению англоязычному академическому
письму 11
1.4. Текст как единица обучения академическому
письму 15
1.5. Понятие «жанр текста». Критерии выделения жанров академического
письма 16
1.5.1Эссе - мнение 19
1.5.2. Статья 23
1.5.3. Рецензия 26
1.5.4. Официальное письмо 29
1.5.5. Личное письмо 33
Выводы к главе 1 36
Глава 2. Методические рекомендации и комплексы упражнений для отработки навыков написания разных жанров академического письма
2.1. Критерии оценивания письменного высказывания 38
2.2. Opinion essay 38
2.3. Article 44
2.4. Review 48
2.5. Formal letter 52
2.6. Informal letter 56
Выводы к главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 63
Приложения 65
Сложно представить современный мир без общения. Наряду с устным общением располагается письменное общение. Обучение иноязычному письму представляет собой долгий, трудоемкий процесс, в ходе которого учащиеся учатся не только грамотно излагать свои мысли, но также следовать нормам различных жанров письма. Из двух этих составляющих и складывается актуальность проблемы, которой посвящена наша работа.
Основной целью нашего исследования было нахождение наиболее успешного подхода к обучению академическому иноязычному письму, разработка методических рекомендаций к жанрам, изучаемым в языковых ВУЗах, а также разработка комплексов упражнений для обучения написанию данных жанров.
Для достижения заданной цели в нашей работе мы решаем следующие задачи:
• рассмотрение письма как вида речевой деятельности, выявление его особенностей;
• выделение компонентов письма, для которых будет разработана система упражнений;
• изучение современных подходов к изучению вопроса обучения академическому письму;
• описание характеристик некоторых видов академического письма;
• составление методических рекомендаций;
• изучение комплексов упражнений, предложенных в учебных пособиях при подготовке к сдаче международных экзаменов IELTS и CAE;
• разработка комплексов упражнений и примеров написания текстов.
Объектом исследования являются жанры, которые встречаются на всех ступенях обучения в языковом ВУЗе:
• opinion essay;
• article;
• review;
• formal letters;
• informal letters.
Предметом же исследования являются особенности, которые встречаются при обучении написанию данных жанров письменной речи.
Теоретическую базу нашего исследования составляют работы как отечественных лингвистов, методистов и преподавателей, так и зарубежных: М.М Бахтина, В.В Дементьева, И.А Зимней, Л.Г Кузьминой, В.Н Шашковой, Р. Брауна, Эванс В.
В нашем исследовании были задействованы различные методы исследования: абстрагирование, анализ, сравнение, дедукция, индукция,
конкретизация, классификация.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут способствовать дальнейшему изучению проблем в области академического письма и особенностей методики его преподавания.
Составленные нами методические рекомендации и комплексы упражнений могут быть использованы преподавателями для студентов различных курсов при подготовке к написанию различных видов письменных работ, что составляет практическую ценность.
Структура выпускной квалификационной работы включает следующие разделы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи исследования, указываются методы исследования.
В первой главе мы рассматриваем основные характеристики письма, анализируем различные подходы к обучению письменному высказыванию с точки зрения их эффективности.
Во второй главе нами представлены методические рекомендации по написанию некоторых жанров академического письма, а также комплексы упражнений для обучения написанию письменных высказываний исследуемых жанров.
В заключении сообщаются выводы и результаты исследования.
4
Список литературы содержит 27 наименований.
В нашей работе мы тщательно изучили процесс создания письменного высказывания на английском языке, рассмотрели его закономерности, характеристики, а также основные этапы.
Также мы рассмотрели особенности академического письма, проанализировали его основные жанра, использующиеся при обучении в языковых ВУЗах.
Мы выявили наиболее оптимальный подход к обучению англоязычному академическому письму, а также разработали методические рекомендации и создали серий упражнений для развития навыков создания собственного письменного высказывания в рамках рассмотренных жанров.
В представленных методических рекомендациях мы обобщенно представили требования к написанию различных видов текстов. Методические разработки составлены с учетом основных характерных особенностей каждого жанра. Системы упражнений охватывают жанры opinion essay, article, review, formal letter, informal letter. В каждом представленном комплексе упражнений развиваются умения определения цели, темы письменного высказывания, отбора соответствующего содержательного наполнения с учетом грамотного использования языкового оформления, что способствует в наиболее успешном создании собственного письменного высказывания учащимися.
1. Антонова, Л.Г. Письменные жанры речи учителя: Учеб. пособие / Л.Г. Антонова. - Ярославль, ЯГПУ, 1996. - 114 с.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова — М., Советская Энциклопедия, 1968.
3. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. - Москва: Искусство. - 1972.- 241с.
4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов
С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. / М.: Высш. Школа,1982.
5. Деменьтев В.В., Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. - Саратов, 2002. -37 с.
6. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. / М., 1985. - 160с.
7. Кузьмина, Л. Г., Сафонова, В. В. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых / Иностранные языки в школе, 1998, №5 - 31-34 с.
8. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
9. Леонтьев, А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.,1987.
10. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. - Воронеж, 1975.
11. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / Е. Н. Соловова. - М.: Флинта: Наука, 2006.
12. Шашкова, В.Н. Коммуникативно-целевая специфика и особенности модального плана текстов учебно-дидактического характера, дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук./ В.Н. Шашкова. - Орел, 2006.
13. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра /Т.В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С.88-98.
14. Annely Williams, Writing for IELTS. / HarperCollins Publisher.
15. Brook-Hart G., Jakeman V., Complete IELTS. Bands 7 - 7.5. Student’s Book with Answers.
16. Brown R. , Richards L., IELTS Writing skills.-Delta Publishing,2011. - 78,128 p.
17. Cambridge Assessment English: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cambridgeenglish.org. Дата доступа: 25.04.2020.
18. Burgess S.,Thomas A., Gold Advanced Coursebook, —Pearson,2015.- 188,189,190,191 p.
19. Burgess S.,Thomas A., Gold Advanced Maximizer, —Pearson,2015.
20. Evans V., Successful Writing Upper-Intermediate. - Express Publishing,1998.
21. Evans V., Successful Writing Proficiency. - Express Publishing, 2000.
22. French A., Advanced Testbuilder.-Macmillan Education, 2015.-116,118 p.
23. May P., Cambridge English Compact Advanced, Student’s book, 2015.
24. Harmer J., How to Teach Writing, —Longman, 2004.
25. Hartley J., Academic Writing and Publishing: A Practical Handbook. Routkedge, 2008.
26.O'Dell F., CAE Writing Skills, —Cambridge University Press, 1996.
27.Stanley G., Harmer J. Approaches to Process Writing. How to Teach Writing. New Jersey: Pearson Education, 2004.