Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Депутатская неприкосновенность и проблема её преодоления

Работа №92919

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение: 3
Глава 1.Понятие и сущность правового статуса депутата 6
1.1.Правовой статус депутатов федерального, регионального и местного уровней 6
1.2.Нормативно-правовые акты, регулирующие статус депутатов в Российской Федерации 12
Глава 2.Нормативно-правовое регулирование депутатской неприкосновенности 15
2.1.Понятие депутатской неприкосновенности 15
2.2.Процедура рассмотрения вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности 26
Глава 3.Проблемы преодоления депутатской неприкосновенности как формы парламентского иммунитета 33
3.1.Проблемы соответствия депутатской неприкосновенности в нормативно-правовых актах 33
3.2.Проблемы реализации депутатской неприкосновенности на региональном и местном уровне 44
Заключение: 54
Список литературы: 56

Актуальность темы исследования. Понятие «депутатская неприкосновенность» в законодательстве Российской Федерации, в том числе в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует.
К сожалению, в системе местного самоуправления институту депутатской неприкосновенности законодателем уделяется самое незначительное на сегодняшний день внимание. В нормативно-правовых актах, регулирующих статус депутата Государственной Думы, смысл понятия «депутатская неприкосновенность» раскрывается более широко.
Так, согласно ч.1 ст.98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
В развитие указанных положений Конституции РФ, статья 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предписывает, что депутаты Государственной Думы без согласия Государственной Думы не могут быть:
– привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
– задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
– подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 3-ФЗ неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж и переписку.
Естественно, что наличие у депутата неприкосновенности предполагает и возможность её лишения в случаях, когда поступки депутата существенно расходятся с тем, что предписывает закон. Поэтому в случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы орган дознания или следователь в трёхдневный срок обязан сообщить об этом Генеральному прокурору РФ.
И если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении начато в отношении депутата Государственной Думы в связи с осуществлением им своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в Государственную Думу представление о лишении такого депутата неприкосновенности.
Наличие депутатской неприкосновенности вовсе не означает полное освобождение депутата от юридической ответственности, а лишь предполагает специальный порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.
Целью исследования является депутатская неприкосновенность и проблема её преодоления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы труды отечественных учёных, это в частности: М.В. Баглай, В.И. Васильева, И.В. Гранкина, А.В. Малько, а также Н.И. Матузова и других авторов.
Объектом исследования является неприкосновенность депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации как членов парламента Российской Федерации.
Предмет исследования – депутатская неприкосновенность.
В связи с поставленной целью, необходимо рассмотреть и изучить следующие задачи:
– рассмотреть правовой статус депутатов федерального, регионального и местного уровней;
– охарактеризовать нормативно-правовые акты, регулирующие статус депутатов в Российской Федерации;
– предоставить понятие депутатской неприкосновенности;
– изучить процедуру рассмотрения вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности;
– выявить проблемы соответствия депутатской неприкосновенности в нормативно-правовых актах;
– проанализировать проблемы реализации депутатской неприкосновенности на региональном и местном уровне.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав и шести параграфов, заключения и списка литературы. Общий объём работы составляет 60 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с Основным законом РФ, депутатская неприкосновенность является особым статусом членов законодательной власти, который может оградить их от гражданского и уголовного преследования, но не освободить от юридической ответственности в случае преступления.
Депутатская неприкосновенность парламентариев закреплена в статье 98 Конституции РФ, при этом её в течение всего срока полномочий обладают депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Неприкосновенностью также пользуются депутаты региональных законодательных собраний.
Депутатская неприкосновенность обеспечивает депутату защиту от репрессивных мер со стороны исполнительной власти или частных лиц. По сути, эта гарантия неприкосновенности личности парламентария как члена представительного и законодательного органа. Иммунитет обеспечивает повышенную защиту парламентария в силу осуществляемых им государственных функций.
Правоохранительные органы не имеют права задерживать, арестовывать, обыскивать, если депутат не был задержан на месте преступления или допрашивать парламентария без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления. Также нельзя проводить личный досмотр, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Подчеркнём, что согласно статьи 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, неприкосновенность распространяется на дома, офисы, автомобили, телефоны, документы, багаж и переписку народных избранников.

Если депутат Госдумы или член Совета Федерации оказался причастным к уголовному или административному делу, то следователь в трёхдневный срок обязан сообщить об этом Генпрокурору РФ, который в свою очередь в течение семи дней должен обратиться в Государственную Думу или Совет Федерации и потребовать лишить депутата статуса и неприкосновенности.
Особо хочу отметить, что депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, кроме случаев, когда депутат допускает публичную клевету, оскорбления и иные нарушения, связанные с депутатской деятельностью.
Лишение иммунитета происходит по представлению Генпрокуратуры. Совет Федерации или Госдума рассматривают соответствующие обращения, принимают решение и в течение 3 дней оповещают об этом прокурора.
Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации или депутата неприкосновенности исключает производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении.
В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Госдумы, в отношении которых внесено представление о лишении депутатской неприкосновенности.



1. Конституция Российской Федерации от 1993 (с изменениями от 20.07.2020);
2. Постановление Конституционного Суда РФ № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.02.1996;
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» от 17.06.2004;
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.02.1996;
5. Федеральный закон № 3 «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994;
6. Приказ МВД России № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» от 23.08.2017;
7. Авакьян С. А. Депутат: статус и деятельность – М., 1991, стр.88;
8. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве – «Вестник Московского университета» – № 3, 2018, стр.3-20;
9. Витов Д.Б. Владимир Путин посоветовал депутатам чаще общаться со своими избирателями, чтобы лучше понимать их проблемы: http://www.1tv.ru/news/2017-04-24/324107-vladimir_putin_posovetov al_deputatam_chasche_obschatsya_so_svoimi_izbiratelyami_chtoby_luchshe_ponimat_i h_problemy;
10. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (постатейный) – М., 2020, стр.38;
11. Бородин В.Ю., Миронов В.С. Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федерации – «Право и жизнь» – № 10, 2016, стр.21-23;
12. Безуглов А.А. Советский депутат – М., 1971, стр.136;
13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации – М., 2011, стр.53;
14. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации – М., 2020, стр.45;
15. Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика – «Законодательство и экономика» – № 11, 2019, стр.32-34;
16. Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) – «Юридический мир» – № 8, 2018, стр.11-15;
17. Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ – «Журнал российского права» – 1, 2020, стр.23;
18. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования – «Журнал российского права» – № 8, 2018, стр.27;
19. Гранкин И.В. Парламент России – М., 2019, стр.30;
20. Гребенюк В. В. Мандат депутата Государственной Думы РФ в системе народного представительства современной России: вопросы теории и практики – «Конституционное и муниципальное право» – № 4, 2017, стр.55-60;
21. Захаров И.В. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления: проблемы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2021, стр.27;
22. Ирхин И.В. Законодательные подходы к определению правового статуса депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ (компаративистское исследование на основе отдельных теоретических составляющих официальной дефиниции депутата Законодательного собрания Краснодарского края) – «Общество и право» – № 4, 2019, стр.74-78;
23. Карасев А.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика – «История государства и права» – № 18, 2018, стр.17-21;
24. Карасев А.Т. Депутатская неприкосновенность – важнейший элемент системы средств обеспечения депутатской деятельности – «Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России» – № 1, 2014, стр.52-57;
25. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России – М., 2017, стр.56;
26. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхних палат парламента (на примере РФ, Австралии, США и Японии) – «Конституционное и муниципальное право» – № 4, 2019, стр.22-25;
27. Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности «О практике применения положений законодательства о неприкосновенности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и их совершенствовании в целях синхронизации норм, регулирующих неприкосновенность лиц, указанных в статье 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» – «Аналитический вестник» – № 4, 2016, стр.53-63;
28. Кибальник А.Э. Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности – «Российская юстиция» – № 8, 2020, стр.12;
29. Курманов М.М. Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ – «Журнал российского права» – № 9, 2021, стр.10;
30. Литвиненко И.В. Чей посланец депутат и кого он представляет в нынешней России? – «Конституционное и муниципальное право» – № 7, 2019, стр.21-23;
31. Лукьянова Е.А. Депутатские риски (некоторые вопросы современной трансформации статуса депутата парламента) – «Конституционное и муниципальное право» – № 9, 2016, стр.34-39;
32. Малько А.В., Суменков С Ю. Правовой иммунитет: Теоретические и практические аспекты – «Журнал российского права» – № 2, 2021, стр.17;
33. Матузов Н.И. История государства и права – М., 2018, стр.76;
34. Окулич И.П. Актуальные проблемы юридической регламентации этических норм депутатской деятельности: различные мнения и подходы к решению – «Конституционное и муниципальное право» – № 3, 2020, стр.51-56;
35. Просвирнин Ю.Г. Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе – Воронеж, 1982, стр.98;
36. Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации – М., 2020, стр.48;
37. Парламентское право России. /Под ред. Булакова О.Н. – СПб, 2017, стр.34;
38. Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата Государственной Думы (индемнитет) – «Социальное и пенсионное право» – № 3, 2016, стр.32;
39. Советников И.В. Новеллы законодательства о статусе депутата государственной Думы – «Конституционное и муниципальное право» – № 1, 2020, стр.41-42;
40. Очерки парламентского права. / Под ред. Топорнина Б.Н. – М., 2016, стр.54.
41. Романенко Н.В. О согласии на преследование неприкосновенных лиц за совершение преступлений и административных правонарушений – «Журнал российского права» – № 5, 2017, стр.106-110;
42. Rules of the House of Representatives: http://clerk.house.gov/legislative/house-rules.pdf.
43. The Diet Law. The National Diet of Japan: http://www.sangiin.go.jp/eng/law/diet/index.htm.
44. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации – М., 2015, стр.57.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ