ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 11
1.1. Изучение рефлексии в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Особенности профессиональной рефлексивности у педагогов
дошкольного образовательного учреждения 18
1.3. Педагогические основы развития профессиональной
рефлексивности педагогов дошкольного образовательного учреждения .. 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 35
2.1. Общая характеристика опытно-поисковой работы 35
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию
профессиональной рефлексивности педагогов дошкольного
образовательного учреждения 43
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
Образование призвано воспитать современного человека, готового жить в современных реалиях. Именно педагог, способный саморазвиваться, самообучаться, систематически повышать свою квалификацию, способен помочь ребенку стать полноценным членом современного общества.
Статья 48 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогических работников повышать свою профессиональную квалификацию. Проблема совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров в России приобретает особую актуальность в условиях необходимости соответствия ее требованиям развития дошкольного образования. Сегодня личностный и профессиональный рост педагогов должен осуществляться в очень непростых условиях преодоления технократического подхода в оценке качества педагогической деятельности, обеспечения роста степеней свободы и ответственности педагога за результаты своего труда. Рост качества дошкольного образования неразрывно связан с мотивацией педагога на постоянное саморазвитие, повышением уровня его профессионального мастерства.
Изменения в содержании образовательной деятельности и технологиях реализации базовых ценностей дошкольного образования определяет необходимость развития компетентности педагогов детского сада. В современных условиях профессиональной деятельности воспитателям важно уметь действовать в решении разнообразных задач воспитания, развития детей раннего и дошкольного возраста. При этом необходимо ориентироваться на трудовые функции педагога, представленные в профессиональном стандарте, такие как воспитание обучение, развитие.
От уровня профессионально-педагогической компетентности, личностных качеств воспитателей и специалистов, а также от уровня 3
развития мотивационно-ценностной ориентации на профессию «педагог» зависят любые преобразования, происходящие в дошкольном образовании, следовательно встает вопрос о необходимости развития профессиональноценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение современных педагогических технологий, саморазвития и полноценной самореализации в избранной профессии.
Одним из условий, влияющих на процесс самоактуализации, выступает рефлексивность. Данное исследование связано с решением ряда актуальных задач, направленных на исследование рефлексивности, ее места в процессе самоактуализации педагогов, подходов к развитию личности, обладающей рефлексивными потенциалами
Средством повышения профессионального мастерства, развития профессиональной рефлексивности педагогов детского сада является методическая работа.
В дошкольной образовательной организации важно сконцентрировать методическую работу с педагогическим коллективом на совершенствование дефицитных профессиональных знаний и действий, учить воспитателей и специалистов осуществлять рефлексию как основу профессионального мышления, которое помогает эффективно решать разнообразные профессиональные задачи одновременно; оперативно переучиваться и перестраивать свою образовательную деятельность с возрастающими требованиями к профессиональной компетентности.
Современному педагогу развитие рефлексивности помогает оформить индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень самоорганизации, позволяет преодолевать стереотипность профессионального мышления, предохраняет педагога от профессиональной деформации. Рефлексирующий воспитатель и специалист - это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог.
Исследование профессиональной рефлексии педагогов нашло отражение в работах следующих авторов: Ф. Гегеля, Дж. Декарта, Дж. Дьюи, И. Канта, А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, И.А. Ильина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Франка, в которых присутствуют философско-методологические основы исследования рефлексивности как способности, формирующей представления о внутреннем мире человека, о его самости, ведущей к самопониманию, развитию духовности. Психолого-педагогические аспекты развития рефлексивности как фактора личностного и профессионального саморазвития, как механизма осмысления сущности, условий развития рефлексивности человека в культурно-историческом и социокультурном пространстве раскрываются в работах А. Маслоу, Н.А. Бердяева, Л.С. Выготского, Ф.Т. Михайлова, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской...
Исследование посвящено актуальной проблеме развития профессиональной рефлексивности педагогов как механизма личностного и профессионального саморазвития. Система работы по развитию профессиональной рефлексивности педагогов дошкольного
образовательного учреждения предполагает создание педагогических условий в процессе методической работы. Исследование данной проблемы позволило сделать ряд общих выводов.
1. «Профессиональная рефлексивность педагога дошкольного образовательного учреждения», являясь психолого-педагогическим понятием предопределяет двойственный характер ее изучения. Прежде всего, как качество личности педагога, отражающее его способность управлять развитием своих компетентностей, то есть осуществлять личностный и профессиональный рост, с другой стороны, как способ выполнения своих трудовых функций, направленный, прежде всего, на повышение качества образования воспитанников.
2. Исследовательские работы Д. Бернала, А.А. Бизяевой, М.М. Карнелович, И.Н. Семенова и других авторов по определению уровня развития профессиональной рефлексивности педагогов, как и результаты нашего исследования, подтверждают необходимость организованной работы по повышению профессиональной рефлексивности педагогов.
3. При реализации работы в дошкольной образовательной организации по развитию профессиональной рефлексивности педагогов необходимо выявить критерии профессиональной рефлексивности педагогов, на развитие которых и будет направлена деятельность. Такими критериями, на наш взгляд, являются мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный критерии.
4. В научной литературе существуют разные подходы к возможности развития профессиональной рефлексивности педагогов, в том числе через организацию деятельности педагога к рефлексивному анализу своей профессиональной деятельности и себя как ее субъекта, используя такие формы как: рефлексивное взаимопосещение занятий с ведением записей, видеозапись проведения воспитателем и специалистом занятий, разнообразные игровые приемы, практикумы, кейс-метод, квик-настройки с последующим проведением анализа, коучинг-метод.
5. Разработанное нами направление методической работы «Развитие профессиональной рефлексивности педагогов» включает мероприятия, направленные на развитие всех трех перечисленных выше критериев рефлексивности. Данное направление, благодаря универсальным формам (педагогический совет, практикум, анализ и самоанализ, тестирование), а также играм, заданиям, применяемых в практикумах с коучинг-методом, направленных на развитие качеств личности, значимых для развития рефлексивности (самосознание, коммуникативность, эмпатия, выявление профессиональных и личностных ценностных ориентиров и т.д.), рефлексивное взаимопосещение образовательной деятельности, может использоваться в разных педагогических коллективах, и должно быть включено в ежегодный план методической работы дошкольного образовательного учреждения.
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — Москва: Академия, 2007. - 528 с.
2. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. - 104 с.
3. Белкина, В.Н. Теория и практика формирования профессиональной педагогической рефлексии / В.Н. Белкина, А.В. Карпов, О.В. Ревякина - Ярославль: ЯГПУ, 2006. - 325 с.
4. Белкина, В.Н. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция / В.Н. Белкина, И.М. Ревякина //Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). - 2010. - № 3. - С. 203-206.
5. Бернал, Д. Формирование рефлексивной культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений в системе последипломного образования / Д. Бернал // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. - № 3. - С. 71-80.
6. Бессонова, И.Г. Формирование профессиональной педагогической рефлексии: монография / И.Г. Бессонова - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2008. - 128 с.
7. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. - Псков: ПЕНИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.
8. Бизяева, А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности
учителя: автореферат диссертации кандидата психологических наук: 19.00.07 / А.А. Бизяева; Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена - Санкт-Петербург, 1993. - 20 с.
9. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить, управляя / Б.З. Вульфов // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 63-64.
10. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. URL: http://technomag.edu.ru/doc/17265 (дата обращения 06.06.2020).
11. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ.: Н.М.Никольской. - Москва: Совершенство, 1997. - 15 с.
12. Ермакова, Г.Г. Педагогические условия развития
профессиональной рефлексии педагога, автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Г.Г. Ермакова, Оренбургский
государственный педагогический университет - Оренбург, 1999. - 17 с.
13. Звенигородская, Г.П. О Феноменологии и рефлексии в образовании / Г.П. Звенигородская. - Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ, 2003. - 120 с.
14. Звенигородская, Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект: монография / Г.П. Звенигородская. - Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ Хабаровск, 2003. - 133 с.
15. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - Москва: МПСИ, 2005. - 216 с...