ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Институт усыновления (удочерения) в России и за рубежом: историко-правовая характеристика 6
1.2 Социально-правовая сущность института усыновления в Российской Федерации на современном этапе 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОСИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ 24
2.1 Условия усыновления детей 24
2.2 Порядок усыновления детей 35
2.3 Отмена усыновления ребёнка 38
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ИНОСТРАНЦАМИ 44
3.1 Основные проблемы правового регулирования усыновления детей в России иностранными гражданами 44
3.2 Пути совершенствования правового регулирования процедуры усыновления (удочерения) в Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Для каждого общества, как подчеркивают социологи, характерна эта связь: по мере снижения потенциала социальной универсальности и духовной ценности активизируется феномен социального сиротства - родителей нет. К сожалению, эта функция не обошла стороной и нашу компанию.
В силу различных обстоятельств родители не могут заботиться о детях: родители умирают, родители лишены своих прав, они приговорены к тюремному заключению, они тяжело больны или родители долгое время отсутствуют, они уклоняются от своих родителей при выполнении своих обязанностей, а родители отказываются забрать детей, какова бы ни была ситуация.
Кроме того, это нарушает основное право детей и закреплено в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Единственной и наилучшей формой управления судьбой детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, является и остается усыновление. Поэтому дети изымаются из-под государственной опеки и лишаются статуса сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Общая атмосфера, мораль, культура, уровень образования родителей, их отношение друг к другу и жизненные принципы в семье оказывают большое влияние на детей. Это воспитание в семье и воспитание родителей, организованное определенным образом, регулирующее жизнь и деятельность детей и создающее особые личностные условия для их развития. Поведение родителей подчинено единственной цели - воспитать зрелую личность, человека и гражданина.
До сих пор вопрос государственного надзора за соблюдением законных прав и интересов усыновленных детей также считался актуальным. Усыновление детей иностранными гражданами - это особая и сложная процедура, разделенная на несколько этапов. Этими этапами являются: подготовительный, который включает в себя подготовку приемных родителей, сбор необходимых документов и отбор детей; судебный этап, который включает непосредственное рассмотрение заявлений от потенциальных кандидатов, создание условий для планируемой жизни ребенка и вынесение окончательных судебных решений, а также пост-судебная стадия, включая регистрацию усыновления, заключительная стадия регистрации также включает.
Приведенная оценка сложившейся ситуации в стране и определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом дипломной работы является усыновление как форма устройства детей.
Предметом магистерской диссертации являются общественные отношения, возникающих в рамках семейных правоотношений в процессе усыновления как формы устройства детей иностранными гражданами.
Целью работы является комплексное исследование нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы усыновления детей иностранными гражданами
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать общественную характеристику форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, закреплённых в семейном законодательстве РФ;
- изучить историю развития института усыновления в России и других странах;
- проанализировать сущность института усыновления в РФ на современном этапе;
- выявить особенности условий, порядка и отмены усыновления;
- охарактеризовать основные проблемы правового регулирования усыновления детей;
- выявить пути решения проблем правового регулирования усыновления детей.
Методологические приемы, используемые в работе для решения поставленных задач:
- диалектические;
- систематические;
- правовые сравнительные;
- официальные;
- логические;
- структурно-функциональные.
Эти методы позволят провести наиболее последовательный и полный обзор вопросов, поднятых в рамках целей и задач исследования.
Основными источниками для разработки темы исследования в первую очередь станут труды таких авторов как: Анисимов А.П., Гапонова А.В., Дарбалаева С.А., Ермак Н.Г., Ивакин В.Н., Касаткина А.Ю., Логинова А.И., Макуха Н.А., Морковкина А.А., Попанова А.А., Прокопьева Е.В., Рудьман Д.С., Рясенцев В.А., Свечникова И.В., Филиппов П.М., Цепелева Е.А., Шершеневич Г.Ф. и др. Публикации данных авторов послужат важной методологической основой для написания настоящего диссертационного исследования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, а также списка использованных источников.
Изучив научную литературу и работы многих авторов, мы провели комплексный анализ усыновления как приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и резюмировали следующие выводы.
Семья - это не однородная, а дифференцированная социальная группа. Он рекомендует различные возрастные, гендерные и профессиональные подсистемы, позволяющие детям шире развивать свои эмоциональные и интеллектуальные способности, чтобы быстрее их достичь. Ребенок учится на примере своей возлюбленной. Он продолжает испытывать образовательный потенциал своей семьи. Концентрация всех этих положительных факторов в семье приемных родителей очень высока, потому что кандидаты в приемные родители должны быть тщательно изучены перед усыновлением, а также должны быть оценены этика, этика и другие качества приемных родителей кандидата.
Поскольку усыновление является государственной функцией, защищающей права детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо исключить возможность выполнения определенных функций, выполняемых органами опеки и попечительства и другими организациями.
Вопрос усыновления в России в настоящее время имеет глобальное значение, поскольку, несмотря на стабильную социальную ситуацию в государстве, все еще остается значительное количество детей, оставшихся без попечения кровных родственников. Этот фактор обусловлен высоким уровнем смертности населения, особенно мужчин, и последствиями социальной политики, проводимой с 1980-х годов. В ходе реализации этой политики мало внимания уделялось социальному обеспечению матерей и детей и поддержке граждан.
Учитывая вышеизложенное, этот вопрос также должен регулироваться в правовом поле посредством гражданского, семейного права и международно-правовых норм.
Несовершеннолетние имеют особый правовой статус и классифицируются как отдельная категория юридических лиц. Согласно статье 20 Конвенции о правах ребенка. Дети, которые временно или постоянно лишены семейного окружения или которые не могут оставаться в таком окружении в своих наилучших интересах, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Следует подчеркнуть, что в процессе усыновления усыновители сохраняют за собой все права и обязанности, связанные с усыновлением их детей, предусмотренные законом для их родителей.
Ежегодно в России усыновляется около 30 000 детей. 18 тысяч детей были усыновлены мачехами, мачехами и другими близкими родственниками, а остальные были чужими в родильных домах, детских домах и других детских учреждениях. Согласно действующему законодательству, основанием для утверждения являются законные действия соответствующих государственных учреждений - судебные решения. Одним из условий усыновления является воля усыновителей. Без воли приемных родителей усыновления быть не может.
Решение о допуске принимается судом. Со вступлением в силу этого решения также возникнут правовые последствия усыновления и правоотношения, аналогичные отношениям родителей.
Основным принципом усыновления является защита интересов детей. При оценке людей, которые хотят стать приемными родителями, интересы ребенка должны быть наиболее важными при принятии решения об усыновлении и при отмене усыновления.
К приемным родителям предъявляются различные требования, например, они должны быть совершеннолетними и полностью дееспособными. Кроме того, приемные родители должны быть как минимум на 16 лет старше ребенка. Однако суд имеет право уменьшить это изменение, но это может пойти только на пользу ребенку. Если приемными родителями являются отчим или мачеха ребенка, нет необходимости указывать разницу в возрасте.
В статье 127 СК РФ перечислен круг лиц, которые не могут стать усыновителями. Во-первых, люди, которые были лишены родительских прав. Во-вторых, люди, которые в прошлом серьезно нарушали свои обязательства по воспитанию детей. В-третьих, люди, чьи родительские права ограничены в судебном порядке. Как и у бывших приемных родителей, усыновление было отменено из-за ненадлежащего исполнения обязанностей. Лицам, которые не могут выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, не разрешается усыновлять детей.
Мы считаем, что приемными родителями в первую очередь должны быть люди, зарегистрировавшиеся для вступления в брак. В конце концов, семья ребенка - это среда, которая создает условия для его физического, психологического, эмоционального и интеллектуального развития. Усыновление серьезно влияет на судьбу ребенка, и необходимо его согласие. Если ребенку больше 10 лет, он должен быть усыновлен. Мнения детей в возрасте до 10 лет важны, когда они могут быть сформулированы. Отсутствие согласия является серьезным препятствием для усыновления.
Родители имеют право согласиться усыновить своих детей конкретному человеку или не называть конкретного человека. Согласие на усыновление дается в письменной форме и должно быть нотариально заверено или заверено лицом, ответственным за воспитание ребенка, или органом опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.
В процессе усыновления выражение согласия на усыновление в суде фиксируется в протоколе судебного заседания. Прежде чем принять решение об усыновлении, родители могут отказаться усыновлять ребенка.
Поэтому, подводя итоги исследования понятия и значения семейно-правовой системы для усыновления детей в законодательстве Российской Федерации, следует отметить, что, хотя правовые положения по рассматриваемым вопросам постепенно развиваются, остается много вопросов, заслуживающих внимания законодателей и граждан - родители детей, которые могут потребовать
Важность системы усыновления заключается в создании благоприятных условий для нормального развития и социализации детей в семейном окружении. Задачей этих семей является просвещение, защита прав, а также предоставление образования и других необходимых льгот и ресурсов в процессе социализации и усыновления детей.
Конечно, эти семьи должны выдвигать достаточно серьезные требования с точки зрения медицинских и правовых норм, а также психологической подготовки этих людей. В связи с вышеизложенным, органы опеки и попечительства высказывают свое мнение о законности усыновления и о том, отвечает ли оно интересам усыновленных детей, и особое внимание следует уделить подготовке этих будущих родителей.
Содержание работы позволяет сделать вывод, что в рамках исследовательских проблем, целей и задач темы, выбранные в начале исследования, были полностью раскрыты в ходе работы.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.
2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 – 388.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета от 10.12.1998.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Российская газета, № 17, 27.01.1996.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Российская газета от 12 января 2005 г. N 1.
9. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 30 апреля 2008 г. N 94.
10. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета от 5 августа 1998 г.
Правоприменительная практика
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 26.12.2017) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., № 7.
12. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июня 2014 года по делу № 33-21864/2014 [Электронный ресурс]. URL: https://mos-gorsud.ru (дата обращения: 05.05.2022).
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» [Электронный ресурс] // СПС: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc _LAW_59826/ (дата обращения 05.05.2022).
Литература
14. Анисимов А.П. Гражданское право России. Общая часть: учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин; под общ. ред. А.Я. Рыженкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 394 с.
15. Белов В.А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник / В.А. Белов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 451 с.
16. Гапонова, А. В. История института усыновления несовершеннолетних детей в России / А. В. Гапонова // Студенческий вестник. – 2021. – № 45-2(190). – С. 91-92.
17. Дарбалаева, С. А. Усыновление как приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Дарбалаева, Н. Г. Лагойда // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию социально-психологического факультета и 25-летию специальности «Социальная работа», Улан-Удэ, 30 октября 2020 года. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2020. – С. 198-204.
18. Ермак, Н. Г. Правовая природа отношений по усыновлению / Н. Г. Ермак // Юридический факт. – 2021. – № 125. – С. 65-71.
19. Зенин И.А. Гражданское право. Общая часть: учебник / И.А. Зенин. — 18-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 433 с.
20. Ивакин В.Н. Гражданское право. Особенная часть: учебное пособие / В.Н. Ивакин. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 291 с.
21. Касаткина, А. Ю. Семейное законодательство: проблемы и пути их решения / А. Ю. Касаткина // Актуальные проблемы семейного права в современной России : монография. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2021. – С. 21-24.
22. Логинова, А. И. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / А. И. Логинова // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. – 2021. – № 4. – С. 123-134.
23. Макуха, Н. А. История развития института усыновления (удочерения) детей в России / Н. А. Макуха // Актуальные вопросы юридической науки и практики в современном мире : материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 18 июня 2020 года. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. – С. 120-124.
24. Механизмы защиты прав ребёнка в Российской Федерации / С. В. Широ, М. А. Тимошенко, В. Н. Гуляихин [и др.]. – Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет, 2017. – 604 с.
25. Морковкина, А. А. Правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Морковкина // Вестник науки. – 2021. – Т. 2. – № 2(35). – С. 58-66.
26. Назарова, А. С. Развитие института устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в семью в российском праве / А. С. Назарова // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий : Сборник научных статей по итогам VI международной научно-практической конференции, Москва, 15–16 июня 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2021. – С. 161-166.
27. Науменко, К. А. Анализ порядка усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами / К. А. Науменко // Теоретические и практические аспекты развития современной науки : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, 14 марта 2017 года. – Кишинев: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2017. – С. 162-168.
28. Несмеянова, И. А. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: излишество или дефицит / И. А. Несмеянова // Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития : Сборник статей по итогам Второго Новосибирского международного юридического форума: в 2 ч, Новосибирск, 20–22 мая 2020 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2020. – С. 101-109.
29. Очеретько, Е. А. Институт усыновления детей в России : Учебное пособие / Е. А. Очеретько. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. – 123 с.
30. Полескова, А. Е. Усыновление (удочерение): положительные и отрицательные стороны / А. Е. Полескова // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, Курск, 22 января 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 257-259.
31. Попанова, А. А. История появления и развития института усыновления / А. А. Попанова // Образование. Культура. Общество : сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 28 июня 2020 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2020. – С. 125-127.
32. Прокопьева, Е. В. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Е. В. Прокопьева // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 27. – С. 157-164.
33. Рудьман, Д. С. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации : учебное пособие / Д. С. Рудьман ; Омская академия МВД России. – Омск : Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – 68 с.
34. Рясенцев В. А. Советское семейное право. М.: Норма, 1982. 300 с.
35. Свечникова И.В. Гражданское право. Практикум: учебное пособие / И.В. Свечникова, Т.В. Величко. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 336 с.
36. Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/.
37. Филиппов, П. М. Права детей и их охрана: Монография / П. М. Филиппов, Г. С. Джумагазиева. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. – 92 с.
38. Цепелева, Е. А. Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей / Е. А. Цепелева // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-7. – С. 15-17.
39. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России / Г.Ф. Шершеневич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 206 с.