Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды (тематический блок для дисциплины «Основы дизайна среды»)
|
Введение 3
Глава 1 Декоративная роспись стен как составная часть дизайна архитектурной среды в программах среднего профессионального образования 9
1.1 Основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды» и
виды его направлений 9
1.2 Психолого-педагогический аспект исследования 17
1.3 Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды 20
Глава 2 Разработка тематического блока и выполнение декоративной росписи стены в интерьере жилого помещения 26
2.1 Разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна
среды» 26
2.2 Этапы и техника выполнения декоративной росписи стены 38
2.3 Эргономический и экономический разделы 41
Заключение 44
Список источников и литературы 47
Приложение
Глава 1 Декоративная роспись стен как составная часть дизайна архитектурной среды в программах среднего профессионального образования 9
1.1 Основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды» и
виды его направлений 9
1.2 Психолого-педагогический аспект исследования 17
1.3 Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды 20
Глава 2 Разработка тематического блока и выполнение декоративной росписи стены в интерьере жилого помещения 26
2.1 Разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна
среды» 26
2.2 Этапы и техника выполнения декоративной росписи стены 38
2.3 Эргономический и экономический разделы 41
Заключение 44
Список источников и литературы 47
Приложение
Актуальность данной темы обусловлена непосредственным развитием дизайна в современном мире и использованием его в процессе обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях, а также потребностью в более углубленных знаниях учащихся в области художественного творчества.
Организация работы с учащимися - одна из основных частей процесса обучения, а также расстановка приоритетов в излагаемой информации. Одним из путей совершенствования системы образования может стать ведение дисциплин дизайнерского профиля, цель которых - совершенствование обучения и воспитания личности на новых принципах живой связи учебного творчества, практической деятельности, эстетического воспитания и дизайнерского образования.
На сегодняшний день дизайн-образование является социально необходимой частью общего профессионального образования.
Основная задача дипломного проекта — формирование культуры мышления учащихся, которая позволит самостоятельно ориентироваться в изменяющихся условиях научно - технического прогресса и социально - культурной, политической и экономической динамики общества и без длительного адаптационного периода активно включаться в решение нетривиальных проблем, возникающих при проектировании, требующем взаимообогащения и средств архитектуры и дизайна.
Дизайн архитектурной среды — вид проектирования, связанный с постановкой и решением особого типа проектных задач, отличающихся комплексным использованием средств пространственной и предметной организации среды обитания в самых различных сферах — от жилой до социально-культурной. Он направлен на эстетическое формообразование условий жизни, синтезирует архитектуру и известные формы дизайна.
В истории видов искусства особое место занимает монументальная живопись, так как выполняет значительную идеологическую функцию, участвует в формировании стилевых процессов архитектуры, пространственных концепций интерьеров и, наконец, в целом, - художественного языка изобразительного искусства того или иного периода.
В наше время монументальная живопись, либо художественная роспись, в качестве декора стен является самым уникальным способом придания индивидуальности любому интерьеру. Она способна изменить характер помещения, придать ему настроение, изысканность и неповторимость. Такой вид декора уместен практически в любом помещении и в любом стиле. Эта универсальность делает художественную роспись популярной в современном дизайне, а новейшие материалы и техники дают возможность прослужить декору долгое время.
Степень изученности
При работе над ВКР были изучены труды таких специалистов как Иконников А.В. «Архитектура XX века. Утопии и реальность» [19], Розенсон И.А. «Основы теории дизайна» [29], Чурсин Д.В. «Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий» [35], Толстой В.П. «Об основных понятиях монументального искусства» [34], Власов В.Г. «Стили в искусстве» [11], Воронов Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна» [13].
Так, например, Чурсин Д.В. в своей диссертации рассматривает стилевые направления новейшей отечественной архитектуры и их взаимосвязь с монументальной живописью, а также традиции советского монументализма, влияющие на современную монументальную живопись.
Исследованием проблемы основ теории и методики обучения дизайну занимались такие исследователи, как И.Т. Волкотруб [12], Н.В. Воронов [13], М.С. Каган [20, 21], Л.Н. Безмоздин [7], Дж. Нельсон [17], В.Ф. Сидоренко [31, 32].
В учебном пособии И.Т. Волкотруба «Основы комбинаторики в художественном конструировании» показаны пути создания композиционных решений на плоскости и в объеме. Даны рекомендации по освоению методики поиска и изготовлению модульного комбинаторного элемента, а также даны сведения о зарождении и развитии художественного конструирования, об эволюции форм промышленных изделий, основных средствах композиций, категориях композиции в природе и технике. Приведены: принципы моделирования, материалы и инструменты, применяемые в процессе моделирования, использование цвета в техническом творчестве, методика изучения характеристики цвета на природных аналогах, бионика и ее значение в художественном конструировании, методика работы над художественно-конструкторским проектом. Освещены вопросы эргономики, методика работы над дипломным проектом, основные формы дизайна, специфика дизайнерского мышления.
В первом томе трудов Воронова Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна» излагаются: основные положения сегодняшнего понимания дизайна, краткая история мирового дизайна вплоть до начала XXI века, история дизайна в российском государстве до 1917 г., основы положения «производственного искусства» 1920-х годов, реальные работы по промышленному дизайну 1920-х гг. (первые тепловозы, «крестьянские» трактора и т.д.). Во втором томе излагается история дизайна в СССР в 1930-х гг. (метро, автомобили) деятельность первой профессиональной организации художественного конструирования Архитектурно-художественное бюро (железнодорожные вагоны, троллейбус, корабли), создание и деятельность Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики и его филиалов в 1960¬1990-х гг., работа экспериментальной студии «Сенеж», дан анализ произведений арт-дизайна. Подводятся итоги развития дизайна в СССР до середины 1990-х гг.
В своей книге «О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории» Каган М.С. пишет о том, что такое прикладное искусство, о красоте в прикладном искусстве, об образе, месте орнамента и изобразительных средствах в прикладном искусстве.
В монографии Безмоздина Л.Н. «В мире дизайна» изложена концепция разноуровневого дизайна, природа которого выявляется в сопоставления с технической и художественной подсистемами культуры. Раскрывается методологические основы совершенствования теории и практики дизайна. Показана его роль в активизации человеческого фактора, повышении качества промышленных изделий. Рассматривается проблемы системного дизайна и системный подход в дизайне.
Книга «Проблемы дизайна» американского дизайнера Джорджа Нельсона помогает увидеть за миражами потребительской идеологии реальность новых форм капиталистической эксплуатации, добавивших к изнурительности конвейерного труда материальные тяготы и психическое напряжение "престижного" потребления. Дизайн рассматривается Нельсоном не с узких профессиональных позиций, не только как новая профессия, но и как сложное явление современной культуры, взятой во всей ее противоречивости.
Сидоренко В. Ф. в своем исследовании «Эстетические концепции в дизайне XX века. Эстетика различия: смысл и абсурд» описывает возрождение дизайна, рассматривает искусство проблематизации, эстетику смыслообразности, проектную метафору в дизайне, абсурдизм, как художественный метод и эстетику.
В процессе формирования творческих сторон личности обращается внимание на особую роль воображения, фантазии, гибкости ума и мышления. Среди зарубежных исследований в области художественного восприятия визуального мышления наибольший интерес представляют работы таких авторов, как Р. Арнхейм [5], Дж. Уолкер [3], У. Боумен [10], Г. Земпер [18], Х. Кларк [1], Э. Рудер [30], К. Кимура [2].
Объект исследования - педагогический процесс развития творческого потенциала учащихся старшего возраста.
Предмет исследования - разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды».
Цель работы - разработать тематический блок дисциплины «Основы дизайна среды» для преподавания учащимся старших возрастов среднего профессионального образования.
Задачи:
1. Изучить основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды»
2. Проанализировать психолого-педагогические факторы обучения
3. Рассмотреть средства развития творческого потенциала у студентов среднего профессионального образования
4. Выявить виды декоративной росписи
5. Разработать тематический план уроков блока «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды»
6. Выполнить декоративную роспись
7. Провести экономические и эргономические расчеты.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: исторический, структурный, социологический, стилистический, типологический.
Методологической основой служили труды ведущих исследователей педагогики и проблем преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла. Главное место занимали работы: Выготского Л.С. [14], Лурии А.Р., Гальперина П.Я. [15], Демчева П.Г. [16], Локалова В.А. [24], Тозик В.Т. [33], Панкратова Ф.Г. [27].
В целом, в исследовании применялся комплексный подход.
Структура и объем выпускной работы разработаны в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из двух глав, включающих в себя шесть параграфов, введения и заключения, списка литературы, приложения, а также электронной презентации и демонстрационного стенда. Основной текст выпускной квалификационной работы содержит страниц, общий объем страниц.
Организация работы с учащимися - одна из основных частей процесса обучения, а также расстановка приоритетов в излагаемой информации. Одним из путей совершенствования системы образования может стать ведение дисциплин дизайнерского профиля, цель которых - совершенствование обучения и воспитания личности на новых принципах живой связи учебного творчества, практической деятельности, эстетического воспитания и дизайнерского образования.
На сегодняшний день дизайн-образование является социально необходимой частью общего профессионального образования.
Основная задача дипломного проекта — формирование культуры мышления учащихся, которая позволит самостоятельно ориентироваться в изменяющихся условиях научно - технического прогресса и социально - культурной, политической и экономической динамики общества и без длительного адаптационного периода активно включаться в решение нетривиальных проблем, возникающих при проектировании, требующем взаимообогащения и средств архитектуры и дизайна.
Дизайн архитектурной среды — вид проектирования, связанный с постановкой и решением особого типа проектных задач, отличающихся комплексным использованием средств пространственной и предметной организации среды обитания в самых различных сферах — от жилой до социально-культурной. Он направлен на эстетическое формообразование условий жизни, синтезирует архитектуру и известные формы дизайна.
В истории видов искусства особое место занимает монументальная живопись, так как выполняет значительную идеологическую функцию, участвует в формировании стилевых процессов архитектуры, пространственных концепций интерьеров и, наконец, в целом, - художественного языка изобразительного искусства того или иного периода.
В наше время монументальная живопись, либо художественная роспись, в качестве декора стен является самым уникальным способом придания индивидуальности любому интерьеру. Она способна изменить характер помещения, придать ему настроение, изысканность и неповторимость. Такой вид декора уместен практически в любом помещении и в любом стиле. Эта универсальность делает художественную роспись популярной в современном дизайне, а новейшие материалы и техники дают возможность прослужить декору долгое время.
Степень изученности
При работе над ВКР были изучены труды таких специалистов как Иконников А.В. «Архитектура XX века. Утопии и реальность» [19], Розенсон И.А. «Основы теории дизайна» [29], Чурсин Д.В. «Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий» [35], Толстой В.П. «Об основных понятиях монументального искусства» [34], Власов В.Г. «Стили в искусстве» [11], Воронов Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна» [13].
Так, например, Чурсин Д.В. в своей диссертации рассматривает стилевые направления новейшей отечественной архитектуры и их взаимосвязь с монументальной живописью, а также традиции советского монументализма, влияющие на современную монументальную живопись.
Исследованием проблемы основ теории и методики обучения дизайну занимались такие исследователи, как И.Т. Волкотруб [12], Н.В. Воронов [13], М.С. Каган [20, 21], Л.Н. Безмоздин [7], Дж. Нельсон [17], В.Ф. Сидоренко [31, 32].
В учебном пособии И.Т. Волкотруба «Основы комбинаторики в художественном конструировании» показаны пути создания композиционных решений на плоскости и в объеме. Даны рекомендации по освоению методики поиска и изготовлению модульного комбинаторного элемента, а также даны сведения о зарождении и развитии художественного конструирования, об эволюции форм промышленных изделий, основных средствах композиций, категориях композиции в природе и технике. Приведены: принципы моделирования, материалы и инструменты, применяемые в процессе моделирования, использование цвета в техническом творчестве, методика изучения характеристики цвета на природных аналогах, бионика и ее значение в художественном конструировании, методика работы над художественно-конструкторским проектом. Освещены вопросы эргономики, методика работы над дипломным проектом, основные формы дизайна, специфика дизайнерского мышления.
В первом томе трудов Воронова Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна» излагаются: основные положения сегодняшнего понимания дизайна, краткая история мирового дизайна вплоть до начала XXI века, история дизайна в российском государстве до 1917 г., основы положения «производственного искусства» 1920-х годов, реальные работы по промышленному дизайну 1920-х гг. (первые тепловозы, «крестьянские» трактора и т.д.). Во втором томе излагается история дизайна в СССР в 1930-х гг. (метро, автомобили) деятельность первой профессиональной организации художественного конструирования Архитектурно-художественное бюро (железнодорожные вагоны, троллейбус, корабли), создание и деятельность Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики и его филиалов в 1960¬1990-х гг., работа экспериментальной студии «Сенеж», дан анализ произведений арт-дизайна. Подводятся итоги развития дизайна в СССР до середины 1990-х гг.
В своей книге «О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории» Каган М.С. пишет о том, что такое прикладное искусство, о красоте в прикладном искусстве, об образе, месте орнамента и изобразительных средствах в прикладном искусстве.
В монографии Безмоздина Л.Н. «В мире дизайна» изложена концепция разноуровневого дизайна, природа которого выявляется в сопоставления с технической и художественной подсистемами культуры. Раскрывается методологические основы совершенствования теории и практики дизайна. Показана его роль в активизации человеческого фактора, повышении качества промышленных изделий. Рассматривается проблемы системного дизайна и системный подход в дизайне.
Книга «Проблемы дизайна» американского дизайнера Джорджа Нельсона помогает увидеть за миражами потребительской идеологии реальность новых форм капиталистической эксплуатации, добавивших к изнурительности конвейерного труда материальные тяготы и психическое напряжение "престижного" потребления. Дизайн рассматривается Нельсоном не с узких профессиональных позиций, не только как новая профессия, но и как сложное явление современной культуры, взятой во всей ее противоречивости.
Сидоренко В. Ф. в своем исследовании «Эстетические концепции в дизайне XX века. Эстетика различия: смысл и абсурд» описывает возрождение дизайна, рассматривает искусство проблематизации, эстетику смыслообразности, проектную метафору в дизайне, абсурдизм, как художественный метод и эстетику.
В процессе формирования творческих сторон личности обращается внимание на особую роль воображения, фантазии, гибкости ума и мышления. Среди зарубежных исследований в области художественного восприятия визуального мышления наибольший интерес представляют работы таких авторов, как Р. Арнхейм [5], Дж. Уолкер [3], У. Боумен [10], Г. Земпер [18], Х. Кларк [1], Э. Рудер [30], К. Кимура [2].
Объект исследования - педагогический процесс развития творческого потенциала учащихся старшего возраста.
Предмет исследования - разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды».
Цель работы - разработать тематический блок дисциплины «Основы дизайна среды» для преподавания учащимся старших возрастов среднего профессионального образования.
Задачи:
1. Изучить основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды»
2. Проанализировать психолого-педагогические факторы обучения
3. Рассмотреть средства развития творческого потенциала у студентов среднего профессионального образования
4. Выявить виды декоративной росписи
5. Разработать тематический план уроков блока «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды»
6. Выполнить декоративную роспись
7. Провести экономические и эргономические расчеты.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: исторический, структурный, социологический, стилистический, типологический.
Методологической основой служили труды ведущих исследователей педагогики и проблем преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла. Главное место занимали работы: Выготского Л.С. [14], Лурии А.Р., Гальперина П.Я. [15], Демчева П.Г. [16], Локалова В.А. [24], Тозик В.Т. [33], Панкратова Ф.Г. [27].
В целом, в исследовании применялся комплексный подход.
Структура и объем выпускной работы разработаны в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из двух глав, включающих в себя шесть параграфов, введения и заключения, списка литературы, приложения, а также электронной презентации и демонстрационного стенда. Основной текст выпускной квалификационной работы содержит страниц, общий объем страниц.
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие основные выводы по теме:
Была предпринята попытка достижения основной цели выпускной квалификационной работы (ВКР) - разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды» для преподавания учащимся старших возрастов среднего профессионального образования путем следующих поставленных задач:
1. Изучить основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды»
2. Проанализировать психолого-педагогические факторы обучения
3. Рассмотреть средства развития творческого потенциала у студентов среднего профессионального образования
4. Выявить виды декоративной росписи
5. Разработать тематический план уроков блока «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды»
6. Выполнить декоративную роспись
7. Провести экономические и эргономические расчеты.
Практическая значимость данного исследования:
- Выявление возможностей совершенствования методики преподавания дисциплины «Основы Дизайна среды» с учетом психолого-педагогических характеристик.
- Разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды» с целью расширения профессиональных знаний, умений, навыков у учащихся.
Также был подробно рассмотрен проектный метод обучения как основной метод обучения дисциплине «Основы дизайна среды».
В процессе исследования была изучена история монументально-декоративной живописи - прародителя современной декоративной росписи архитектурных плоскостей - рассмотрены ее виды и значение. Раскрыты основные тенденции развития монументально-декоративного искусства в современном интерьере.
Исходя из полученных знаний в процессе исследования, была предпринята попытка разработать тематический блок «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды» для дисциплины «Основы дизайна среды», предназначенный для преподавания студентам среднего профессионального образования направлений «Дизайн архитектурной среды» и «Дизайн интерьера», имеющих базовую подготовку.
Учебный блок состоит из лекций, самостоятельной работы, практической работы, зачета. В соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» и «Дизайн интерьера», практика является обязательной. Практика представляет собой учебные занятия, непосредственно ориентированные на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Она позволяет закрепить знания и умения, приобретаемые учащимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Практической частью исследования явилось выполнение декоративной росписи стены в интерьере жилого помещения. Процесс и технология выполнения был подробно описан и зафиксирован фотографиями. В конце исследования предоставлены эргономический и экономический отчеты.
При работе над ВКР помогли труды таких специалистов как Иконников А.В. «Архитектура XX века. Утопии и реальность», Розенсон И.А. «Основы теории дизайна», Чурсин Д.В. «Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий», Толстой В.П. «Об основных понятиях монументального искусства», Власов В.Г. «Стили в искусстве», Воронов Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна», Пойдина Т. В., Бортников С. Д. «Наследие советского монументально-декоративного искусства как источник художественно-пластических традиций в проектной культуре».
В заключение можно сказать, что декоративная роспись в современном интерьере - это уникальный способ декорирования поверхности, она придает индивидуальность и неповторимость любому помещению. Владение техникой декоративной росписи архитектурных плоскостей дает возможность сделать любой дизайн-проект особенным и повысить востребованность самого дизайнера.
Была предпринята попытка достижения основной цели выпускной квалификационной работы (ВКР) - разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды» для преподавания учащимся старших возрастов среднего профессионального образования путем следующих поставленных задач:
1. Изучить основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды»
2. Проанализировать психолого-педагогические факторы обучения
3. Рассмотреть средства развития творческого потенциала у студентов среднего профессионального образования
4. Выявить виды декоративной росписи
5. Разработать тематический план уроков блока «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды»
6. Выполнить декоративную роспись
7. Провести экономические и эргономические расчеты.
Практическая значимость данного исследования:
- Выявление возможностей совершенствования методики преподавания дисциплины «Основы Дизайна среды» с учетом психолого-педагогических характеристик.
- Разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды» с целью расширения профессиональных знаний, умений, навыков у учащихся.
Также был подробно рассмотрен проектный метод обучения как основной метод обучения дисциплине «Основы дизайна среды».
В процессе исследования была изучена история монументально-декоративной живописи - прародителя современной декоративной росписи архитектурных плоскостей - рассмотрены ее виды и значение. Раскрыты основные тенденции развития монументально-декоративного искусства в современном интерьере.
Исходя из полученных знаний в процессе исследования, была предпринята попытка разработать тематический блок «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды» для дисциплины «Основы дизайна среды», предназначенный для преподавания студентам среднего профессионального образования направлений «Дизайн архитектурной среды» и «Дизайн интерьера», имеющих базовую подготовку.
Учебный блок состоит из лекций, самостоятельной работы, практической работы, зачета. В соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» и «Дизайн интерьера», практика является обязательной. Практика представляет собой учебные занятия, непосредственно ориентированные на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Она позволяет закрепить знания и умения, приобретаемые учащимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Практической частью исследования явилось выполнение декоративной росписи стены в интерьере жилого помещения. Процесс и технология выполнения был подробно описан и зафиксирован фотографиями. В конце исследования предоставлены эргономический и экономический отчеты.
При работе над ВКР помогли труды таких специалистов как Иконников А.В. «Архитектура XX века. Утопии и реальность», Розенсон И.А. «Основы теории дизайна», Чурсин Д.В. «Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий», Толстой В.П. «Об основных понятиях монументального искусства», Власов В.Г. «Стили в искусстве», Воронов Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна», Пойдина Т. В., Бортников С. Д. «Наследие советского монументально-декоративного искусства как источник художественно-пластических традиций в проектной культуре».
В заключение можно сказать, что декоративная роспись в современном интерьере - это уникальный способ декорирования поверхности, она придает индивидуальность и неповторимость любому помещению. Владение техникой декоративной росписи архитектурных плоскостей дает возможность сделать любой дизайн-проект особенным и повысить востребованность самого дизайнера.



