Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды (тематический блок для дисциплины «Основы дизайна среды»)

Работа №92862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Декоративная роспись стен как составная часть дизайна архитектурной среды в программах среднего профессионального образования 9
1.1 Основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды» и
виды его направлений 9
1.2 Психолого-педагогический аспект исследования 17
1.3 Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды 20
Глава 2 Разработка тематического блока и выполнение декоративной росписи стены в интерьере жилого помещения 26
2.1 Разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна
среды» 26
2.2 Этапы и техника выполнения декоративной росписи стены 38
2.3 Эргономический и экономический разделы 41
Заключение 44
Список источников и литературы 47
Приложение


Актуальность данной темы обусловлена непосредственным развитием дизайна в современном мире и использованием его в процессе обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях, а также потребностью в более углубленных знаниях учащихся в области художественного творчества.
Организация работы с учащимися - одна из основных частей процесса обучения, а также расстановка приоритетов в излагаемой информации. Одним из путей совершенствования системы образования может стать ведение дисциплин дизайнерского профиля, цель которых - совершенствование обучения и воспитания личности на новых принципах живой связи учебного творчества, практической деятельности, эстетического воспитания и дизайнерского образования.
На сегодняшний день дизайн-образование является социально необходимой частью общего профессионального образования.
Основная задача дипломного проекта — формирование культуры мышления учащихся, которая позволит самостоятельно ориентироваться в изменяющихся условиях научно - технического прогресса и социально - культурной, политической и экономической динамики общества и без длительного адаптационного периода активно включаться в решение нетривиальных проблем, возникающих при проектировании, требующем взаимообогащения и средств архитектуры и дизайна.
Дизайн архитектурной среды — вид проектирования, связанный с постановкой и решением особого типа проектных задач, отличающихся комплексным использованием средств пространственной и предметной организации среды обитания в самых различных сферах — от жилой до социально-культурной. Он направлен на эстетическое формообразование условий жизни, синтезирует архитектуру и известные формы дизайна.
В истории видов искусства особое место занимает монументальная живопись, так как выполняет значительную идеологическую функцию, участвует в формировании стилевых процессов архитектуры, пространственных концепций интерьеров и, наконец, в целом, - художественного языка изобразительного искусства того или иного периода.
В наше время монументальная живопись, либо художественная роспись, в качестве декора стен является самым уникальным способом придания индивидуальности любому интерьеру. Она способна изменить характер помещения, придать ему настроение, изысканность и неповторимость. Такой вид декора уместен практически в любом помещении и в любом стиле. Эта универсальность делает художественную роспись популярной в современном дизайне, а новейшие материалы и техники дают возможность прослужить декору долгое время.
Степень изученности
При работе над ВКР были изучены труды таких специалистов как Иконников А.В. «Архитектура XX века. Утопии и реальность» [19], Розенсон И.А. «Основы теории дизайна» [29], Чурсин Д.В. «Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий» [35], Толстой В.П. «Об основных понятиях монументального искусства» [34], Власов В.Г. «Стили в искусстве» [11], Воронов Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна» [13].
Так, например, Чурсин Д.В. в своей диссертации рассматривает стилевые направления новейшей отечественной архитектуры и их взаимосвязь с монументальной живописью, а также традиции советского монументализма, влияющие на современную монументальную живопись.
Исследованием проблемы основ теории и методики обучения дизайну занимались такие исследователи, как И.Т. Волкотруб [12], Н.В. Воронов [13], М.С. Каган [20, 21], Л.Н. Безмоздин [7], Дж. Нельсон [17], В.Ф. Сидоренко [31, 32].
В учебном пособии И.Т. Волкотруба «Основы комбинаторики в художественном конструировании» показаны пути создания композиционных решений на плоскости и в объеме. Даны рекомендации по освоению методики поиска и изготовлению модульного комбинаторного элемента, а также даны сведения о зарождении и развитии художественного конструирования, об эволюции форм промышленных изделий, основных средствах композиций, категориях композиции в природе и технике. Приведены: принципы моделирования, материалы и инструменты, применяемые в процессе моделирования, использование цвета в техническом творчестве, методика изучения характеристики цвета на природных аналогах, бионика и ее значение в художественном конструировании, методика работы над художественно-конструкторским проектом. Освещены вопросы эргономики, методика работы над дипломным проектом, основные формы дизайна, специфика дизайнерского мышления.
В первом томе трудов Воронова Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна» излагаются: основные положения сегодняшнего понимания дизайна, краткая история мирового дизайна вплоть до начала XXI века, история дизайна в российском государстве до 1917 г., основы положения «производственного искусства» 1920-х годов, реальные работы по промышленному дизайну 1920-х гг. (первые тепловозы, «крестьянские» трактора и т.д.). Во втором томе излагается история дизайна в СССР в 1930-х гг. (метро, автомобили) деятельность первой профессиональной организации художественного конструирования Архитектурно-художественное бюро (железнодорожные вагоны, троллейбус, корабли), создание и деятельность Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики и его филиалов в 1960¬1990-х гг., работа экспериментальной студии «Сенеж», дан анализ произведений арт-дизайна. Подводятся итоги развития дизайна в СССР до середины 1990-х гг.
В своей книге «О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории» Каган М.С. пишет о том, что такое прикладное искусство, о красоте в прикладном искусстве, об образе, месте орнамента и изобразительных средствах в прикладном искусстве.
В монографии Безмоздина Л.Н. «В мире дизайна» изложена концепция разноуровневого дизайна, природа которого выявляется в сопоставления с технической и художественной подсистемами культуры. Раскрывается методологические основы совершенствования теории и практики дизайна. Показана его роль в активизации человеческого фактора, повышении качества промышленных изделий. Рассматривается проблемы системного дизайна и системный подход в дизайне.
Книга «Проблемы дизайна» американского дизайнера Джорджа Нельсона помогает увидеть за миражами потребительской идеологии реальность новых форм капиталистической эксплуатации, добавивших к изнурительности конвейерного труда материальные тяготы и психическое напряжение "престижного" потребления. Дизайн рассматривается Нельсоном не с узких профессиональных позиций, не только как новая профессия, но и как сложное явление современной культуры, взятой во всей ее противоречивости.
Сидоренко В. Ф. в своем исследовании «Эстетические концепции в дизайне XX века. Эстетика различия: смысл и абсурд» описывает возрождение дизайна, рассматривает искусство проблематизации, эстетику смыслообразности, проектную метафору в дизайне, абсурдизм, как художественный метод и эстетику.
В процессе формирования творческих сторон личности обращается внимание на особую роль воображения, фантазии, гибкости ума и мышления. Среди зарубежных исследований в области художественного восприятия визуального мышления наибольший интерес представляют работы таких авторов, как Р. Арнхейм [5], Дж. Уолкер [3], У. Боумен [10], Г. Земпер [18], Х. Кларк [1], Э. Рудер [30], К. Кимура [2].
Объект исследования - педагогический процесс развития творческого потенциала учащихся старшего возраста.
Предмет исследования - разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды».
Цель работы - разработать тематический блок дисциплины «Основы дизайна среды» для преподавания учащимся старших возрастов среднего профессионального образования.
Задачи:
1. Изучить основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды»
2. Проанализировать психолого-педагогические факторы обучения
3. Рассмотреть средства развития творческого потенциала у студентов среднего профессионального образования
4. Выявить виды декоративной росписи
5. Разработать тематический план уроков блока «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды»
6. Выполнить декоративную роспись
7. Провести экономические и эргономические расчеты.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: исторический, структурный, социологический, стилистический, типологический.
Методологической основой служили труды ведущих исследователей педагогики и проблем преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла. Главное место занимали работы: Выготского Л.С. [14], Лурии А.Р., Гальперина П.Я. [15], Демчева П.Г. [16], Локалова В.А. [24], Тозик В.Т. [33], Панкратова Ф.Г. [27].
В целом, в исследовании применялся комплексный подход.
Структура и объем выпускной работы разработаны в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из двух глав, включающих в себя шесть параграфов, введения и заключения, списка литературы, приложения, а также электронной презентации и демонстрационного стенда. Основной текст выпускной квалификационной работы содержит страниц, общий объем страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, можно сделать следующие основные выводы по теме:
Была предпринята попытка достижения основной цели выпускной квалификационной работы (ВКР) - разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды» для преподавания учащимся старших возрастов среднего профессионального образования путем следующих поставленных задач:
1. Изучить основные аспекты содержания дисциплины «Основы дизайна среды»
2. Проанализировать психолого-педагогические факторы обучения
3. Рассмотреть средства развития творческого потенциала у студентов среднего профессионального образования
4. Выявить виды декоративной росписи
5. Разработать тематический план уроков блока «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды»
6. Выполнить декоративную роспись
7. Провести экономические и эргономические расчеты.
Практическая значимость данного исследования:
- Выявление возможностей совершенствования методики преподавания дисциплины «Основы Дизайна среды» с учетом психолого-педагогических характеристик.
- Разработка тематического блока для дисциплины «Основы дизайна среды» с целью расширения профессиональных знаний, умений, навыков у учащихся.
Также был подробно рассмотрен проектный метод обучения как основной метод обучения дисциплине «Основы дизайна среды».
В процессе исследования была изучена история монументально-декоративной живописи - прародителя современной декоративной росписи архитектурных плоскостей - рассмотрены ее виды и значение. Раскрыты основные тенденции развития монументально-декоративного искусства в современном интерьере.
Исходя из полученных знаний в процессе исследования, была предпринята попытка разработать тематический блок «Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды» для дисциплины «Основы дизайна среды», предназначенный для преподавания студентам среднего профессионального образования направлений «Дизайн архитектурной среды» и «Дизайн интерьера», имеющих базовую подготовку.
Учебный блок состоит из лекций, самостоятельной работы, практической работы, зачета. В соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» и «Дизайн интерьера», практика является обязательной. Практика представляет собой учебные занятия, непосредственно ориентированные на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Она позволяет закрепить знания и умения, приобретаемые учащимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Практической частью исследования явилось выполнение декоративной росписи стены в интерьере жилого помещения. Процесс и технология выполнения был подробно описан и зафиксирован фотографиями. В конце исследования предоставлены эргономический и экономический отчеты.
При работе над ВКР помогли труды таких специалистов как Иконников А.В. «Архитектура XX века. Утопии и реальность», Розенсон И.А. «Основы теории дизайна», Чурсин Д.В. «Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий», Толстой В.П. «Об основных понятиях монументального искусства», Власов В.Г. «Стили в искусстве», Воронов Н.В. «Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна», Пойдина Т. В., Бортников С. Д. «Наследие советского монументально-декоративного искусства как источник художественно-пластических традиций в проектной культуре».
В заключение можно сказать, что декоративная роспись в современном интерьере - это уникальный способ декорирования поверхности, она придает индивидуальность и неповторимость любому помещению. Владение техникой декоративной росписи архитектурных плоскостей дает возможность сделать любой дизайн-проект особенным и повысить востребованность самого дизайнера.



1. Clark, Hyla M. The tin can book. The can as collectible art, Advertising art and High art / By Hyla M.Clark. - New York: New American Library, 1977. - 128р.
2. Kimura Katsu. Art deco package collektion / Katsu Kimura. - C Tokyo 3: Rikuyosha, 1986. - 206 p.
3. Walker, John A. Glossary of Art, Architecture and Design since 1945. - G.K. Hall, 1992. - p. 350.
4. Алмосов Л. И., Алмосов А. Л. Монументальное искусство как средство организации архитектурно-пространственной среды. О развитии монументального искусства в Ставрополе. // KANT, 2014. - № 4 (13). - С. 108-113.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. -329с.
6. Барциц Р.Ч. Специфика методов преподавания художественной графики на художественно-графических факультетах педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 - М., 1997. - 175с.
7. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. - Монография. - Ташкент: ФАН, 1990, 325с.
8. Бенидовская А. М. Проблема стилизации в общественных интерьерах. Отечественный опыт 1960-90-х годов: Автореф. дисс. к. искусствоведения. - М., 2004. - 23с.
9. Богомолов А.В. Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся в процессе обучения (с
использованием средств информационных технологий).: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Чебоксары, 1999. - 177с.
10. Боумен У. Дж. Графическое представление информации / Пер. с англ. Пашутина А.М., под ред. Венды В.Ф. - М.: Мир, 1971. - 225с.
11. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Том 1 - СПб.: Лита, 1998. — 672с.
12. Волкотруб И. Т. Основы комбинаторики в художественном конструировании: учебное пособие для техникумов. - Киев: Выща школа, 1986г. - 160с.
13. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. - М.:Союз Дизайнеров России, 2001. - 424с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства / Под общ. ред. В.В.Иванова. 2-е изд., испр. и доп., - М.: Искусство, 1986. - 576с.
15. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976. - 149с.
16. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 208с., 8 с. ил.
17. Дж. Нельсон Проблемы дизайна. - М.: Искусство, 1971. - 208с.
18. Земпер Г. Практическая эстетика / пер. Калиша В.Г.. - М.: Искусство, 1970. - 320с.
19. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: В двух томах — М.: Прогресс-Традиция, 2001—2002. Том 1. — 2001. — 656с., ил. Том 2. — 2002. — 672с.,
20. Каган М.С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории /М.С.Каган. - Л.: Художник РСФСР, 1961. - 160с.
21. Каган М.С. Новое слово в теории дизайна // Техническая эстетика. - М. 1991. - №4. - С.3-4.
22. Катханова Ю.Б. Типовая программа по дисциплине «Техническая графика и основы дизайна 9-10 классы». - М.: Просвещение, 1990. - 53с.
23. Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельностном поле курса «Основы дизайна»: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2000. - 247с.
24. Локалов В. А. Изучение основ трехмерного компьютерного моделирования на основе деятельностного подхода. // Информатика и образование. - 2015. - № 4(263). - С. 35-42.
25. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. (Материалы к курсу лекций по общей психологии). - М.: МГУ, 1975. - 110с.
26. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 315с.
27. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Г. Панкратов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 500с.
28. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. Пидкасистого П.И.. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640с.
29. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 200с.
30. Рудер Э. Типографика. / Пер. с нем., послесл., коммент. М.Жуков. - М.: Книга, 1982. - 286с., ил.
31. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Дис. д-ра искусств.: 17.00.06. - М., 1990. - 198с.
32. Сидоренко В.Ф. Дизайн как общеобразовательная дисциплина (по следам поисковой программы Королевского колледжа искусств) // Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Дизайн в общеобразовательной школе. - М., 1994. - С.9-14.
33. Тозик В.Т. Компьютерная графика и дизайн: учебник для нач. проф. образования / В.Т. Тозик, Л.М. Корпан. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208с.
34. Толстой В.П. Об основных понятиях монументального искусства. Советское искусствознание. 80(П). - М.: Изд-во Сов. художник, 1982. - С.202-221.
35. Чурсин Д.В. Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий: диссертация - Екатеринбург, 2006. - 130с.
Интернет-ресурсы
36. Живопись монументальная // Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ZHI VOPIS_MONUMENTALNAYA.html
37. Пойдина Т. В., Бортников С. Д. Наследие советского монументально-декоративного искусства как источник художественно-пластических традиций в проектной культуре [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2016. - №12(74):в 3 Ч. - Ч. 1. - С. 152-156. - Режим доступа: http://www.gramota.net/m aterials/3/2016/12-1/43.html
38. Сидоренко В. Ф. Эстетические концепции в дизайне XX века. Эстетика различия: смысл и абсурд [Электронный ресурс] / В. Ф. Сидоренко // Сайт стратегических исследований PROMETA. - М., 2011. - Режим доступа:http://prometa.ru/colleague/11/1/1
39. Программа дисциплины «Основы дизайна среды» [Электронный
ресурс] .-URL: https://www.google.ru/webhp?
client=opera&sourceid=opera#newwindow=1&q=%D0%BE%D1%81%D0%BD %D0%BE%D0%B2%D1%8B+ %D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+ %D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B (дата обращения: 25.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ