ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1.ДЕТИ С ОГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ ГРУППА 11
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья 21
1.3. Создание доступной среды в рамках инклюзивного класса 28
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРЬЕРА КЛАССА С ДОСТУПНОЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Анализ аналогов интерьера образовательных учреждений для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Роль цвета в интерьере и его влияние на детскую
психологию 37
2.3. Концепция дизайн-проекта класса для инклюзивного образования с
доступной средой в общеобразовательной школе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 70
ИЛЛЮСТРАЦИИ 71
В настоящее время мировая практика все больше внимания уделяет инклюзивному образованию.
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированная РФ 03.05.2012, в статье 1 определяет людей с инвалидностью как лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Положения Конвенции обязывают страну, ратифицировавшую данный документ, предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для предоставления возможности детям с инвалидностью обучаться в системе общего образования [ 3 ].
В федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» впервые в России введено понятие инклюзивного образования. В статье 2 федерального закона «Об образовании» инклюзивное образование определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [ 1 ].
Таким образом, государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования. За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению.
Актуальность внедрения интегрированного обучения в педагогическую практику в настоящее время не вызывает сомнений. Она обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к их нормально развивающимся сверстникам.
По международным стандартам обязательного всеобщего образования в России необходимо обеспечить обучение более миллиона детей с особенностями в развитии, включая и тех, кого раньше относили к категории необучаемых. Сейчас же интегрировано в образовательную среду немногим более половины детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как показывает практика, наряду со многими нововведениями и сложностями, с которыми пришлось столкнуться образовательным учреждениям, нерешенным, и к сожалению отставленным на второй план остается вопрос организации доступной среды. Среды соответствующей особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как, в учебном пространстве дети проводят много времени, важна разработка дизайна, который создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни, создание дизайна отвечающего требованиям эргономики.
Специалистов в сфере дизайна, обративших внимание на данную проблему крайне мало.
Таким образом, актуальность избранной темы определяется не только ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей страны, но и недостаточной разработанностью проблемы.
Степень изученности проблемы.
Важное место в отечественном дискурсе проблем инклюзии личности в общественные отношения принадлежит работам А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, чьи идеи о связи между социальной активностью, социальным окружением и индивидуальным психофизическим развитием человека заложили методологические основы социально-образовательной интеграции детей с физическими и умственными недостатками.
Изучением проблем инвалидов как особой социальной группы занимались и занимаются представители многих наук, среди них необходимо отметить таких, как А.Н. Аверин, Н.В. Антипьева, М.Э. Бочко, Н.В. Васильева, И.А. Коробейников, А.Ю. Лаврентьева, Э.К. Набирушкин. Они рассматривают лицо с ограниченными возможностями здоровья, включенного в окружающее его общество (семью, круг друзей, общественные организации), и как персонифицированное лицо, способного интегрировать в общество при определенных условиях.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер описывают характер, встречающийся среди учеников массовой школы отклонений в развитии, а так же с теми приемами и методами, с помощью которых эти отклонения могут быть предупреждены или преодолены в условиях пребывания ребенка в массовой школе.
Авторы В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов знакомят с основами дефектологии- отраслью педагогической науки, занимающейся вопросами изучения, обучения, воспитания и социально-трудовой адаптации аномальных детей.
Пособие В.В. Лебединского содержит первое систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития и патопсихологических новообразований. Автором представлена оригинальная классификация типов дизонтогенеза. Описана их психологическая структура.
Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова одни из первых систематизировали имеющийся опыт социально- образовательной интеграции в дошкольном и школьном образовании. Так как наибольшие трудности и многочисленные вопросы у педагогов возникают в организации интегрированного обучения детей с умственной недостаточностью, а эта группа объединяет детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью, то главное внимание уделено методологии и методике работы именно с детьми этих категорий. Материалы, содержащиеся в данном издании, помогли разобраться в реалиях интегрированного обучения.
Наиболее глубоко основы интеграции детей-инвалидов в коллектив сверстников раскрыты в трудах Б.В. Белявского, Ю.А. Блинкова, Н.Н. Малофеева, Ю.А. Петрова, Е.Д. Худенко, Л.М. Шипициной и др.. Вопросы о способах повышения степени доступности образования отражаются в работах Т.В. Волосовец, Л.В. Кузнецовой, Т.М. Малевой, Е.И. Холостовой и др.
Вместе с тем, как показывает анализ литературы, истоки исследования социальной защиты детей-инвалидов были заложены еще в трудах таких известных ученых, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев.
В настоящее время литературы посвященной организации и дизайну общеобразовательных учреждений для детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья крайне мало.
В.Т. Шимко описывает предмет, категории и принципы проектной деятельности, связанные с задачами средового проектирования. В.Р. Раннев представляет научно-теоретические основы проектирования интерьера. Кратко излагается история интерьера, вводится типологическая классификация помещений и раскрывается закономерности образования типов зданий, понятие архитектурного пространства. Лидвелл У., Холден К., Батлер Дж. описывают универсальные принципы дизайна.
Особое внимание стоит уделить труду В.Ф. Рунге и Ю.П. Манусевич «Эргономика в дизайне среды». В учебном пособии рассматриваются основные понятия и базовые положения по учету "человеческих факторов", а также методы решения эргономических задач в процессе создания окружающей среды. Анализируются и предлагаются методические рекомендации по эргодизайнерскому проектированию сферы быта, досуга, учебы, социально-деловой и медицинской. Освещаются вопросы эргономики средовых объектов для детей, пожилых людей и инвалидов. Впервые определяются пути использования достижений эргономики в новом аспекте - повышения архитектурно-художественного уровня среды с учетом особенностей ее восприятия и эмоциональной оценки.
Следует констатировать, что состояние научной разработанности темы нельзя считать полным. Это связано с рядом факторов. Во-первых, «феномен инвалидности» с течением времени претерпевает определенные изменения в контексте трансформации российского общества. Данные, полученные исследователями в предыдущие годы, устаревают. Во-вторых, отсутствуют исследования, рассматривающие образовательную инклюзию детей- инвалидов с отдельными видами нарушений развития в современном обществе. В-третьих, существует небольшое количество методической литературы по вопросам образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условия массовой школы. Все это определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: инклюзивное образование.
Предмет исследования: создание доступной среды в рамках общеобразовательной школы.
Цель исследования: создание дизайн-проекта класса с доступной средой для инклюзивного образования.
Задачи:
1. Проанализировать нормативно-правовые документы касающиеся обучению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях;
2. Изучить категорию детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Выявить особые образовательные потребности;
4. Рассмотреть влияние цвета на детскую психологию;
5. Разработать дизайн-проект инклюзивного класса;
6. Проанализировать аналоги интерьеров классов для инклюзивного образования.
Методы исследования: теоретический (анализ, синтез); анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней; системный;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которой состоит из трех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Общий объём составляет 82 страницы. Список источников и литературы включает в себя 77 наименований. Графическая часть представлена тремя планшетами.
Исследование образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривало решение пяти задач.
Первая задача была связанна с изучением нормативно- правовой базы, регламентирующей инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы в Российской Федерации. Проблема обеспечения прав затрагивается на всех уровнях власти. Как страна ратифицировавшая Конвенцию по защите детей, Россия обязуется обеспечить предоставление прав различным слабозащищенным категориям населения. Однако, при многочисленном количестве нормативно-правовой базы, касаемо прав на образование рассматриваемой категории, на практике эта проблема остается до конца не решенной. Сложившаяся ситуация связана с односторонним ее решением со стороны государственной власти лишь в форме законотворчества, неисполнением норм действующего законодательства. К сожалению, до настоящего времени не проработаны подробные механизмы реализации тех или иных предписаний законодательства в образовательных условиях.
Вторая задача была связанна с изучением всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. На пути к достижению цели были рассмотрены заболевания приводящие к инвалидности. Болезни оставляющие отпечаток на поведение ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные барьеры на пути детей- инвалидов и их семе к нормальной жизни, к их интеграции в общество. Работа с детьми требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения. Сделан вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья несомненно нуждаются в специальном обучении и воспитании.
Для решения третей задачи были выявлены особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены концептуальные понятия практики образования детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены различия в содержательном наполнении понятий «интеграция» и «инклюзия».
Четвертая задача заключалась в изучении аналогов образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Проект создан в ходе анализа коррекционных школ и школ- интернатов. Так как в них наиболее ярко и детально представлены все нюансы создания доступной среды. Для людей с особыми образовательными потребностями должны учитываться определенные условия, без которых обучение будет весьма затруднительным. Термин «доступная» или «безбарьерная» среда упоминается во многих законодательных актах. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. В широком смысле, безбарьерный, или доступный дизайн - это дизайн, который создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни.
В ходе достижения пятой задачи разработан дизайн- проект учебного помещения с доступной средой для инклюзивного образования. Проект предназначен для внедрения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения. Интерьер полностью соответствует государственным стандартам и положениям, является безопасным, доступным для всех категорий учащихся и отвечает требованиям эргономики.
В итоге проектируемое пространство было сформулировано следующими средствами гармонизации: статичность, уравновешенность, метричность и масштабность.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143. -
Загл. с экрана.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-
150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=3671. - Загл. С
экрана.
3. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированная
РФ 03.05.2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. -
Загл. с экрана.
4. Декларация ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml.- Загл. с экрана.
5. Государственная программа «Доступная среда» [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://zhit-vmeste.ru.- Загл. с экрана.
6. ГОСТ 22046-2002. Мебель для учебных заведений. Общие технические
условия. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/gost-22046-2002.- Загл. с экрана.
7. СНиП 11-Л.4-62 Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200071305.- Загл. с экрана.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html.- Загл. с экрана.
9. Рекомендации заседания Общественного совета по вопросу «О
создании условий инклюзивного образования и социальной интеграции детей-инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.educaltai.ru/files/fck/File/ResheniaInkluziv.doc. -
Загл. с экрана.
10. Сорокоумова, С.Н. Изучение эмпатии у старших дошкольников в
условиях инклюзивного обучения [Электронный ресурс]: Вестник Московского государственного областного университета. - Электрон. журнал. - 2011. № 2. с. 138- 144. - Режим доступа к журн.:
http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/95.- Загл. с экрана.
11. Аналог проекта: Школа Дональдсона: урок инклюзивного дизайна.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.obrazov.org/info/articles/shkola-donaldsona-urok-inklyuzivnogo-dizayna.- Загл. с экрана.
12. Аналог проекта: Общеобразовательное частное учреждение Школа-интернат «Абсолют» [Электронный ресурс] - Режим доступа: -http://absolute-school.ru/about.- Загл. с экрана.
13. Идеи вашего дома. Десять цветов детства. [Электронный ресурс] - Электрон. журнал - Режим доступа к журн.: -https://www.ivd.ru/dizajn-i-dekor/detskaa/desat-cvetov-detstva-6704.- Загл. с экрана.
Литература:
14. Агранович - Пономарева, Е.С. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий / Е.С. Агранович - Пономарева, Н.И. Аладова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 352 с.
15. Агранович-Пономарева, Е.С. Ребенок в мире взрослых. Создание интерьера с учетом психологических особенностей человека / Е.С. Агранович-Пономарева, А.В. Мазаник, Я.С. Жарновецка. - Белосток: Официальное издательство Политехники Белостокской, 2009. - 202 с.
16. Айсмен, Л. Дао цвета / Л. Айсмен ; пер. Т. Новиковой. - М. : Эксмо,
2006. - 176 с.
17. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие / Л.И. Акатов - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
18. Алиева, Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия : учеб. пособие / Н.З. Алиева. - М. : Академия, 2008. - 207 с.
19. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко - М., 2004. - 313 с.
20. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 451 с.
21. Баряева, Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс / Л.Б. Баряева - издательство: Дрофа, 2008
22. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова - М.: Педагогика, 2007. - 247 с.
23. Бикметов, Е.Ю Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы / Е.Ю. Бикметов, З.Л. Сизоненко, О.Н. Юлдашева - Уфа: Аркаим, 2012. - 171 с.
24. Базыма, Б.А. Психология цвета: Теория и практика / Б.А. Базыма. - М.:Реч, 2005. - 208 с.
25. Браеев, В.И. Архитектура, строительство, дизайн / В. И. Бареев [и др.]; ред. Г. Лазарев. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 313 с.
26. Буймистру, Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии / Т.А. Буймистру. - М.: Ниола - Пресс, 2008. - 222 с.
27. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. - М.: Педагогика, 1971. - 349 с.
28. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. - М.; Просвещение, 1973. - 176 с.
29. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
30. Габриелян, Ж. Еще раз о цвете / Ж. Габриелян. - Реклама. 1999. №4.
31. Гилл, М. Гармония цвета. Естественные цвета / М. Гилл. - М.: АСТ «Астрель», 2006. - 144 с.
32. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии / Л.Г. Григорьева - М.: Академкнига, 2002. - 213 с.
33. Грожан, Д.В. Практикум начинающего дизайнера. Интерьерные по-дробности / Д.В. Грожан. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 348 с.
34. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. - М.: Академкнига, 2005. - 247 с.
35. Доступная среда для инвалидов по зрению. Сост.: Михайленко Т.Н., Вишневский А.А., Рыбников Е.В. Волгоград: РО ОООИ РСИ ВАНС - Надежда, 2010 г.
36. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
37.Забродина, Л.А. Психологическая поддержка родителей в
формировании конструктивных родительско-детских отношений:
автореф. дис. ... канд. психол. наук; - Самара, 2010. - 26 с.
38.Защепенко, В. Психология интерьера / В. Защепенко, В. Лифанов. - М.: Класс, 2005. - 153 с.
39.Значение теории Л.С. Выготского для психологии и дефектологии / под ред. В.В Лучков, М.С. Певзнер. - Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1981, № 4. — С. 60-70
40. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: лекции / Д.Н. Исаев - СПб.: Издательство НИМИ, 2003. - 186 с.
41. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен . - М.: Д. Аронов, 2004
42. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. - 210 с.
43. Коберник, Г.Н. Введение в специальность "Дефектология": учебное пособие / Г. Н. Коберник, В. Н. Синев. - Киев : Вища школа, 1984. - 144 с.
44. Лебединская, К.С. Задержка психического развития / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика. - 2007. - 280 с.
45. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития / В.В.
Лебединский. - М.: Педагогика. - 2004. - 306 с.
46. Лапшин, В.А Основы дефектологии: учебное пособие / В.А Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с .
47. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / пер. с англ. А. Никоновой. - СПб., Сова: М7: ЭКСМО - Пресс, 2002. - 192с.
48. Миневрин, Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проек-тирования. Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Миневрин. - М.: Архитектура - С, 2004. - 96 с.
49. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина в педагогике / под ред. С.С. Невская. - М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006. - 973с.
50. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью / А.Р. Маллер. - М.: Издательский центр
«Академии», 20010. - 208 с.
51. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 284 с.
52. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
53. Малофеев, Н.Н Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н. Малофеев. - М.: Печатный двор, 1996. - 182 с.
54. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов
развивающей предметной среды в детских садах и учебно¬
воспитательных комплексах / под ред. Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
55. Никольская, О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь / О.С. Никольская. - М., 2003. - 232 с.
56. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2010. - 356с.
57. Панеро, Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам / Дж. Панеро, М. Зелкин. - М. : АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
58. Резько, И.В. Гармония цвета. Цвет в интерьере / И.В. Резько. - М.: Харвест, 2006. - 320с.
59. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. - М.:, Архитектура - С, 2009 . - 328 с.
60. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
61. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О Скворцова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 160 с.
62. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ,
2007. - 80 с.
63. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: 2005. - 180 с.
64. Сорокоумова, С.Н. Психологические особенности инклюзивного
обучения / Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - с. 134 - 136. Сорокин, В.М. Специальная психология: учебное пособие/ под ред. Л.М. Шипициной. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
65. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций. Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981. - С. 38-45.
66. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное
пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. - M.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
67. Суржаненко, А.Е. Декоративные малярные работы / А.Е. Суржаненко. - М.: Высшая школа, 1969. - 208 с.
68. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А Сухомлинский. - 6-е изд. - М.: Изд- во политической литературы, 1988. - 270с.
69. Уилан, Б. Гармония цвета: новое руководство по созданию цветовых комбинаций / Б.Уилан ; пер. Г. Щелоковой. - М. : OOO «Издательский центр» : ООО «Издательство АСТ», 2005. - 160 с.
70. Фрилинг, Г. Человек. Цвет. Пространство: прикладная
цветопсихология / Г. Фрилинг, К. Ауэр; сокр. пер. с нем.: О.В. Гавалова. - М.: Стройиздат, 1973. - 117 с.
71. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л.М. Шипицина. - М.: ВЛАДОС,
2008. - 92с.
72. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицина.- 2-е изд. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.
73. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое пректирование: учеб. пособие / В.Т. Шимко. - М.: Издательство «Архитектура - С», 2004. - 160 с.
74. . Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В.Т. Шимко - М.: СПЦ принт, 2003. - 297 с.
75. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций / Е.Л. Щепко. - М.: Академия, 2000. - 410 с.
76. Эргодизайн промышленных изделий и предметно - пространственной среды : учеб. пособие / под ред. В.И. Кулайкина, Л.Д. Чайновой. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 311 с.
77. Юлдашева, О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: автореф. дис. канд. социол. наук. - Уфа, 2010. - 25 с.