ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 8
1.1 Основные понятия 8
1.2 Основы взаимодействия систем и выбор протоколов обмена
данными 9
1.3 Обзор традиционных подходов к проектированию
пользовательских интерфейсов 11
1.4 Выбор системы управления базами данных 14
1.5 Обзор языков программирования 19
1.6 Обзор стилевых инструментов 33
1.7 Анализ популярных мсЬ-серверов 36
Выводы к Главе 1 40
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ 41
2.1 Особенности предприятия 41
2.2 Функциональные требования к системе 42
2.3 Архитектура системы 44
2.4 Структура базы данных 46
2.5 Интерфейс страницы 54
2.6 Обеспечение информационной безопасности системы 56
Вывод к главе 2 59
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 60
3.1 Функциональные составляющие системы 60
3.2 Реализация страниц справочников 63
3.3 Планирование сезонных расписаний 71
3.4 Планирование ежедневных расписаний 75
3.5 Стойки регистрации 80
3.6 Авторизация и Аутентификация 82
3.7 Поддержка восстановления системы 88
3.8 Логирование и журналирование 89
Вывод к главе 3 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ
Каждая организация сталкивается с необходимостью хранения и обработки данных. В зависимости от размеров и физической основы, информационные носители и методы работы с данными могут быть различными - начиная от хранения информации с использованием бумажного журнала, и заканчивая автоматизированными информационными системами. Именно системы на основе информационных технологий используется большинством организаций в настоящее время, так как они способны работать с большим потоком данных, решают проблему разграничения доступа к информации между пользователями, обеспечивают сохранность и защиту данных. Такие информационные системы обладают совокупностью полезных методов, которые не присущи вышеупомянутому бумажному носителю, а именно возможностью клонирования или перемещения информации, возможностью «отката» системы и др.
Как правило, информационные системы представляют собой базы данных (БД), управляемые с помощью систем управления базами данных (СУБД). Работа пользователя напрямую с СУБД имеет существенный недостаток, связанный с тем, что такой пользователь должен быть обладателем определенных навыков и знаний в области информационных технологий. Например, понимать принципы работы СУБД, уметь писать запросы с использованием специальных языковых средств и т.д. Для решения этой проблемы реализуют разбиение программного продукта на ряд слоев (модулей), каждый из которых взаимодействует с соседним модулем посредством интерфейсов и протоколов. Самый верхний слой такой конструкции представляет собой графический интерфейс пользователя, который предназначен для взаимодействия с моделью программного продукта. Пользователь оказывается абстрагированым от остальной программы, что полностью снимает с него необходимость обладания специальными навыками. Как правило, работа с подобной моделью не требует специальной квалификации пользователя, помимо навыков работы с офисными приложениями и рядом других программ. Наиболее сложную часть работы берут на себя остальные модули, расположенные на нижних ступенях информационной системы.
Переход к многоуровневым информационным системам делает работу с ними гораздо более простой, отдавая на откуп специалистам в области информационных технологий лишь наиболее сложную часть, связанную с их непосредственной разработкой и техническим обслуживанием. Таким образом, проблему разработки подобных многоуровневых информационных систем, предназначенных для автоматизации хранения и обработки данных, следует считать актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка информационной системы, предназначенной для автоматизации хранения и обработки справочных данных на примере АО «Авиапредприятие «Алтай».
Объект исследования - информационные системы.
Предмет исследования - информационная система, предназначенная для обработки и хранения справочных данных предприятия.
Требуется разработать информационную систему, предназначенную для хранения и обработки справочных данных. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- Изучить принципы взаимодействия компонентов информационных систем;
- Изучить существующие информационные системы (аналоги);
- Изучить особенности структуры и функционирования АО «Авиапредприятие «Алтай»;
- Сформулировать основные требования к информационной системе предприятия, используемой для автоматизации хранения и обработки справочных данных;
- Выбрать оптимальный вариант базы данных и системы управления базами данных;
- Выбрать язык программирования и инструментальные средства для реализации информационной системы;
- Выполнить проектирование архитектуры информационной системы для автоматизации хранения и обработки справочных данных предприятия, в том числе структуры баз данных и пользовательских интерфейсов;
- Разработать информационную систему;
- Выполнить отладку и тестирование созданной информационной системы.
Практическая значимость заключается в автоматизации процесса работы с расписаниями, контролем графика полетов. Упрощается формирование отчетов, связанных с использованием расписания. Разрабатываемая информационная система позволит выполнять подобную работу обычным пользователям, не обладающим квалификацией программиста или системного администратора.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены принципы работы аэропорта, основы проектирования информационных систем, произведен обзор публикаций по теме выпускной работы. После этого были рассмотрены способы обмена информацией и выбран web сервер, рассмотрены принципы построения интерфейса, был проведены анализ популярных СУБД и по итогам данного анализа сделан выбор используемой СУБД. Также были рассмотрены типы языков программирования и их функциональные задачи, на основе чего выбран подходящий инструмент.
Изучены уязвимости системы и возможности защиты от них, также были сформированы и реализованы основные как алгоритмы функционирования системы, так и алгоритмы позволяющие помочь в эксплуатации данной системы.
В итоге получился продукт, который адаптирован под условия функционирования аэропорта г. Барнаул, а именно были введены механизмы автоматической конфигурации и проектирования, учета системы, формирования отчетных данных. Адаптация коснулась и алгоритмов, и базовой структуры программного продукта, например, исходя из количества трафика аэропорта и типа предприятия (а именно тот факт, что данный аэропорт только принимает рейсы), были спроектированы таблицы с учетом этого факта, что в целом упростило систему в эксплуатации. Так же была учтена работа чартерных рейсов и рейсов по типу воздушных линий, возможности мониторинга и формирования рейсов в режиме реального времени и вывода информации на табло.
Система может взаимодействовать с другими системами, посредством сервисов, взаимодействия с RabbitMq сервером и так далее. Сервис- ориентированная архитектура предоставляет возможность разделения 93
системы на несколько сервисов, взаимодействующих между собой и внешними системами, что делает данную программу более гибкой, по сравнению с «монолитными» программами.
В результате выполнения проекта была разработана информационная система аэропорта, удовлетворяющая заданным условиям, полностью адаптированная под режим работы предприятия.