Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация «смешанного обучения» технологии как подготовительный этап цифровизации образования

Работа №92839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы цифровизации образования 6
1.1. Цифровизация: понятие, сущность 6
1.2. Технология смешанного обучения 14
1.3. Особенности реализации смешанного обучения 23
Глава 2. Реализация смешанного обучения в технологическом образовании 31
2.1. Анализ онлайн-платформ и инструментов 31
2.2. Разработка элементов содержания курса с применением цифровых
ресурсов 40
Глава 3. Проведение опытно-поисковой работы 51
3.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 51
3.2. Формирующий и контрольный этапы опытно-поисковой работы 55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Приложение 1 70
Приложение 2 78
Приложение 3 81

Современные технологии уверенными темпами внедряются в нашу жизнь, что, с одной стороны, ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности. С другой стороны, рутинная работа все более передается машинам, а от человека требуется творчество, готовность сотрудничать с коллегами в поиске новых решений, и - что особенно важно - умение критически оценить предлагаемую информацию как на предмет достоверности, так и с точки зрения ее логического встраивания в текущую задачу.
Уже нередко можно услышать понятие «цифровизация» не только на научных конференциях, но и в повседневной жизни. Первоначально цифровизация сводилась к автоматизации технологий, распространению интернета, мобильной связи, социальных сетей, появлению смартфонов, росту потребителей, применявших новые технологии. Однако очень быстро цифровые технологии становятся частью экономической, политической и культурной жизни человека. В то время как некоторые люди все еще спорят о пользе или вреде процесса цифровизации, во многих государствах тенденция внедрения современных технологий становится обыденностью, за которой надо успевать.
Понятие «цифровизация» рассматривают в своих работах Плотников В. А., Хомякова С.С., Вартанова Е. Л., Максеенко М. И., Смирнов С. С. и др. Процесс цифровизации в сфере образования анализируется в публикациях Кудлаева М. С., Алексанкова А. М., Сидорова Г. Авторы раскрывают преимущества и перспективы цифрового образования, затрагивают вопросы технологии образовательного процесса и качества образования, основанные на учете интересов и познавательных предпочтений современных обучающихся.
Одной из современных образовательных технологий на подготовительном этапе цифровизации образования является смешанное обучение. Изучением теоретических и практических вопросов его реализации в образовании занимаются сотрудники Института Клейтона Кристенсена в США (Майкл Хорн, Хизер Стейкер), профессора университета Индианы (К.Дж. Бонк) и Бригама Янга (Ч.Р. Грэхем), Бр. Томлинсон, Кл. Виттейкер, Д.Р. Гаррисон, Н. Д. Вохан. Отечественные авторы (Поползина Н.С, Петрук Г.В., Логинова А.В., Малинина И.А., Калинина С.Д.) в своих работах также исследуют понятие «смешанное обучение». Они выделяют его преимущества и ограничения, методы и условия эффективного использования в образовательном процессе.
Цель нашего исследования: разработать и апробировать методику освоения элементов содержания курса «технология» при организации смешанного обучения на уроках технологии в средней школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам цифровизации образования и смешанного обучения.
2. Определить и проанализировать степень использования смешанного обучения в средней школе на уроках технологии.
3. Разработать методику использования смешанного обучения на уроках технологии.
4. Проверить эффективность разработанной методики.
Объект исследования - процесс обучения технологии в средней школе.
Предмет исследования - реализация смешанного обучения на уроках технологии в средней школе.
Гипотеза исследования: если в процессе технологического
образования в средней школе применять технологию смешанного обучения, то это будет способствовать эффективному достижению школьниками предметных образовательных результатов по технологии.
В ходе исследования применялись теоретические (анализ литературы, изучение учебной программы по технологии) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование) методы исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цифровые технологии уверенными темпами внедряются в нашу жизнь. Современный этап развития общества характеризуется процессами цифровой глобализации, происходящей во всех сферах жизни человека. В образовании цифровизация предполагает переход на электронную систему обучения, использование цифровых технологий и ресурсов в образовательном процессе. Главной целью процесса цифровизации образования является обеспечение наиболее эффективной отдачи от задействованных процессов за счет увеличения масштабности воздействия, вовлеченности и расширения спектра образовательных услуг.
В настоящее время в России реализуется Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Его целью является создание условий для повышения качества и расширения возможностей образования за счет развития цифрового образовательного пространства. Достижение цели проекта возможно путем использования современных технологий онлайн- обучения. Одной из таких технологий является технология смешанного обучения.
Смешанное обучение представляет собой форму обучения, основанную на сочетании традиционного обучения с онлайн-обучением. Её неотъемлемая и важная составляющая - это использование цифровых образовательных ресурсов и допустимость детей самостоятельно выбирать подход, время, место и темп. Поэтому реализация данной технологии требует особого подхода, большого количества времени и подготовки.
Структура смешанного обучения может видоизменяться, имеется большое число форм и способов организации смешанного обучения. Существует немало моделей с разной мерой использования онлайн- деятельности и степенью участия педагога. Нами были рассмотрены 4 основные модели смешанного обучения: перевернутый класс, ротация станций, ротация лабораторий и гибкая модель.
Смешанное обучение позволяет оптимизировать образовательный процесс, повышает уровень его соотношения с индивидуальными потребностями обучающихся, их интересами, уровнем знаний, профессиональным опытом и образовательными целями, повышает мотивацию учеников, а также эффективность учебного процесса в целом.
В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что если в процессе технологического образования в средней школе применять технологию смешанного обучения, то обучение позволит достигать более высоких образовательных результатов, что и было нами сделано. Для начала мы изучили особенности реализации смешанного обучения. Затем проанализировали онлайн-платформы и инструменты, необходимые для организации данных занятий. И после этого, разработали занятия по технологии с использованием моделей смешанного обучения и проверили их эффективность.
Для проверки гипотезы исследования нами была проведена опытно­поисковая работа. Констатирующий этап был направлен на выявление уровня знаний у обучающихся по технологии на начальном этапе исследования. Нами были составлены задания тестового характера для проведения диагностического среза знаний. Полученные результаты показали, что обучающиеся недостаточно подготовлены по данному разделу технологии: большая часть учениц находилась на среднем и низком уровне. На констатирующем этапе эксперимента подтвердилась необходимость проведения занятий с использованием технологии смешанного обучения для повышения уровня образовательных результатов.
На формирующем этапе работы обучающиеся были поделены на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной
подгруппе были проведены занятия с использованием технологии смешанного обучения, а в контрольной подгруппе занятия проводились традиционно. На занятиях обучающиеся экспериментальной подгруппы проявляли познавательную активность при работе с цифровыми образовательными ресурсами. Они активно работали в группах, грамотно излагали свои мысли перед классом, без затруднений планировали свою предстоящую работу, у них возникал интерес и увлеченность при выполнении предлагаемых заданий. Поэтому можно сделать вывод, что использование смешанного обучения также повлияло на развитие у обучающихся коммуникативных и регулятивных умений.
Для сравнения полученных образовательных результатов на контрольном этапе в обеих подгруппах были организованы повторные диагностические срезы знаний. Результаты тестирования показали, что уровень успеваемости обучающихся экспериментальной подгруппы значительно увеличился. Их уровень знаний намного превышает уровень знаний обучающихся контрольной подгруппы.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что наша гипотеза подтверждена. А значит, применение смешанного обучения в процессе технологического образования школьников способствует эффективному достижению ими предметных образовательных результатов по технологии.
Гипотеза доказана, цель достигнута.
Представленный экспериментальный материал может быть использован учителями технологии в процессе обучения в образовательных организациях.
Данное исследование может быть продолжено и рассмотрено на предмет выявления метапредметных, личностных результатов; подобная методика может быть разработана и апробирована по другим разделам предмета технология и для обучающихся других классов.


1. Аймалетдинов Т. А. Цифровая грамотность российских педагогов:
готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева. - М. : Издательство НАФИ, 2019. URL:
https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/tsifrovaya-gramotnost-rossiyskikh- pedagogov/ (дата обращения: 11.10.2019).
2. Аксюхин А. А. Информационные технологии в образовании и науке / А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мекшенева // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - №11.
3. Алексанков А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт / А. М. Алексанков // Стратегические приоритеты. - 2017. - № 1.
4. Андреева Н. В. Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. - М. : Буки Веди, 2016. - 280 с.
5. Вартанова Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко. - М. : МедиаМир, 2017. - 160 с.
6. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 24.02.2020).
7. Голиков С. В. Использование системы автоматизированного проектирования Компас-SD в профессиональной деятельности учителя технологии [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-sapr- kompasd-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya-tehnologii-2865573.html (дата обращения: 25.03.2020).
8. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 20.03.2020).
9. Долгова Т. В. Смешанное обучение - инновация XXI века [Электронный ресурс] / Т. В. Долгова // Интерактивное образование: информационно-публицистический образовательный журнал. - 2017. - №5. - С. 2-3. URL: http://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (дата обращения: 24.02.2020).
10. История и обществознание: электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс]. URL: http://hi-electres.ru/index.php/pages/eor-i-tsor/143- chto-takoe-eor-i-tsor (дата обращения: 21.11.2019).
11. Калинина С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета / С. Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - №3 (23). - С. 37-42.
12. Каракозов С. Д. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МИГУ / С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманов, А. Ю. Уваров // Наука и школа. - 2015. - № 1. - С. 17-27
13. Кондакова М. Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности / М. Л. Кондакова, Е. В. Латыпова // Вестник образования, - М., 2013. - №5. - С. 83-91.
14. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Академия, 2002. - 480с.
15. Кудлаев М. С. Ироцесс цифровизации образования в России / М. С.
Кудлаев // Молодой ученый. - 2018. - №31. - С. 3-7. URL https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 11.09.2019)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ