Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ

Работа №92837

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике 6
1.1. Содержание и структура коммуникативных универсальных учебных
действий 6
1.2. Сюжетная задача как средство формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике 13
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов при работе с сюжетной задачей 24
2.1. Особенности познавательной сферы обучающихся 5-6 классов 24
2.2. Рекомендации для формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у обучающихся 5-6 классов при решении сюжетных задач 31
2.3. Организация деятельности обучающихся 5-6 классов, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий при
решении сюжетных задач 41
Вывод по главе 2 47
Заключение 49

Современное образование в России характеризуется изменениями содержания, форм и методов обучения, которые регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, посредством которого происходит формирование личности ученика, отвечающего запросам современного информационного общества, инициативного и компетентного гражданина России. Следовательно, основной целью и результатом образования является развитие всесторонней личности учащегося за счёт усвоения универсальных учебных действий.
В современной педагогической науке под универсальными учебными действиями понимается «совокупность способов действий учащихся обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
Особое место при развитии всесторонней личности учащегося и его успешности в будущем занимают коммуникативные универсальные учебные действия. Данный факт объясняется тем, что современное общество испытывает потребность в людях, способных выстраивать эффективное взаимодействие с другими людьми, способных занять активную позицию в организации своей и совместной деятельности, продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников взаимодействия.
Теоретические основы развития коммуникативных умений с точки зрения психологии общения представлены в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, А. А. Леонтьева, И. А. Зимней и др. Данные исследователи отмечали, что сформированность коммуникативных умений у школьников во многом определяет их личностное развитие, поведение и успешность в жизни.
В педагогике вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий рассматривали такие исследователи, как И. А. Гришанова, Г. А. Цукерман, А. В. Мудрик, А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. Данные авторы отмечают, что сформированность коммуникативных универсальных учебных действий оказывает влияние на учебную деятельность школьника и является одним из главных результатов современного образования, определяя успешность обучающегося в повседневной и будущей жизни.
Перед современным учителем стоит непростая задача - в рамках своей дисциплины организовать процесс обучения так, чтобы деятельность учащихся способствовала развитию их коммуникативных качеств. Одним из таких средств непосредственно на уроках математики является сюжетная задача. Такие авторы как Д. Пойа, О. П. Шарова, Л. В. Шелехова, Л. М. Фридман и другие рассматривали в своих работах проблему организации деятельности учащихся при решении сюжетных задач, формирование познавательного интереса, обучение поиску решения. Однако тема формирования коммуникативных универсальных учебных действий при работе с сюжетной задачей до сих пор является открытой и актуальной.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: сюжетная задача как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
Цель: составить рекомендации для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов при решении сюжетных задач.
Для достижения данной цели определим следующие задачи:
1. Провести анализ учебно-методической литературы и результатов психолого-педагогических исследований для рассмотрения понятия коммуникативных универсальных учебных действий и выделения их структуры.
2. Определить возможности сюжетной задачи для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Выделить особенности познавательной сферы учащихся 5-6 классов.
4. Составить рекомендации для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов при решении сюжетных задач.
5. Проиллюстрировать организацию деятельности обучающихся при работе с сюжетной задачей на основе полученных рекомендаций .

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ научно-методической, учебной литературы и результатов психолого-педагогических исследований по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволил установить, что сформированность коммуникативных УУД играет огромную роль в становлении личности школьника и является актуальной потребностью общества в образовательной сфере.
Была выделена структура коммуникативных универсальных учебных действий. В ходе теоретического анализа был установлено, что возможно создание педагогических условий для формирования коммуникативных УУД на уроках математики.
Средством формирования КУУД на уроках математики выбраны сюжетные задачи. Проведено сопоставление пооперационного состава коммуникативных УУД и этапов решения сюжетной задачи, в результате чего получен вывод, что коммуникативные универсальные учебные действия возможно формировать на каждом этапе решения сюжетной задачи.
Также были рассмотрены особенности познавательной сферы обучающихся 5-6 классов, что позволило лучше понять специфику данного школьного возраста. Дополнительно были предложены варианты деятельности учителя для улучшения взаимодействия с обучающимися на уроке и для повышения интереса учеников к процессу обучения.
Было установлено, что обучающиеся в 5-6 классах находятся на начальной стадии формирования коммуникативных УДД. В связи с этим, дальнейшие рекомендации по организации деятельности были составлены для первых двух уровней сформированности умения коммуникации.
На основе полученной информации получилось сформулировать рекомендации по организации деятельности, направленной на формирование коммуникативных УУД. Для иллюстрации теоретических положений было разобрано два примера сюжетных задач, организация которых, по нашему мнению, способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов.
Таким образом, удалось выполнить все поставленные задачи, а значит, цель работы достигнута.


1. Аникеева Н., Киселева Е., Хромова И. Подросток: познай самого себя // Воспитание в школе. - 2009 г. - № 4. - С. 54-59.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе. - М.:
Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2010. - 159 с.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
5. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. - Москва: Просвещение, 1987. - 416 с.
6. Бондарева Я. А. Формирование логических умений обучающихся 5-6 классов на уроках математики // Символ науки. - 2016. - №3. С. 27-36.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва: Просвещение, 2018. - 464 с.
8. Математика. 5 класс / Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И., - 31 изд. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.
9. Математика. 5 класс / Виленкин Н. Я., Жохов В. И, Чесноков А. С., Шварцбурд С. И., - 30 изд. - М.: Мнемозина, 2013. - 288 с.
10. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. - М.: Вентана- Граф, 2014. - 304 с.
11. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. - М.: Вентана- Граф, 2014. - 304 с.
12. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
13. Волков Б.С., Психология подростка. - Санкт-Петербург: Питер, 2010.
• 240 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
15. Галян, С. В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ.
• Сургут: РИО СГПУ, 2014. - 125 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ