Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ СЕЛЬСКОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ)

Работа №92820

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО ПЕЧАТНОГО СЛОВА В ЖИЗНИ ДУХОВНОГО
СОСЛОВИЯ 15
§1. Публицистическая деятельность священнослужителей. Обзор источ­ников по теме исследования 15
§2. Отношение сельских священников к литературе о духовенстве 22
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПРИЯТИИ СЕЛЬСКО­
ГО ДУХОВЕНСТВА 39
§1. Отмена крепостного права 39
§2. Алкогольная зависимость 46
§3. Взгляд сельского священника на церковно-приходскую жизнь в
начале XX века 54
ГЛАВА 3. ОСОЗНАНИЕ И ОЦЕНКА СЕЛЬСКИМИ СВЯЩЕННИКА­
МИ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ НИШИ И СВОЕГО СОЦИАЛЬНОГО
СТАТУСА 65
§1. Сельское духовенство в механизме взаимодействия власти и общества
§2. Материальное обеспечение духовного сословия 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91

Актуальность темы. Понимание нашего настоящего невозможно без анализа пошлого. На протяжении всей истории Российской империи Русская Православная церковь оставалась одним из важнейших инструментов госу­дарственной политики.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена усилением значения религиозного фактора в начале XXI века, что, в свою очередь обусловлено обострением межрелигиозной обстановкой в современ­ном мире, столкновением цивилизационных традиций и обычаев, появлени­ем новых и оживлением старых культурных противоречий.
Необходимо отметить, что последние десятилетия отмечены в нашей стране усилением роли Русской Православной церкви, которая вновь, после 1917 года, закрепилась как особый социальный институт; в нашем государ­стве отмечается градация религиозного уровня среди населения. Всё это со­провождается, как и во второй половине XIX - начале XX века, достаточно внимательным отношением со стороны средств массовой информации к вза­имоотношениям представителей духовенства с обществом, к нравственному облику священнослужителя и его отношения к пастве.
Объектом исследованиявыпускной квалификационной работы явля­ется мировосприятие и мировоззрение представителей духовного сословия в Российской империи. Предмет исследования - общественные взгляды сель­ского духовенства в отражении периодической печати.
Цель выпускной квалификационной работы:
Проанализировать, опираясь на опубликованные источники, моногра­фии и научные статьи, социальные взгляды сельского духовенства во второй половине XIX - начале XX вв.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующихза- дач:
1. Выявить место печатного слова в жизни духовного сословия;
2. Проанализировать восприятие духовенством различных социальных проблем;
3. Рассмотреть восприятие сельскими священниками своей социальной ниши и своего социального статуса в структуре провинциального общества Российской империи второй половиныХ1Х-начала XX века.
Географические рамки исследования - европейская часть Россий­ской империи.
Хронологические рамки - вторая половинаХХХ - начало XX века. Нижняя граница обусловлена тем, что рубеж 50-60-х годов ознаменовался подготовкой и реализацией масштабных реформ, затронувших, в том числе, Русскую Православную церковь. Верхняя граница определена окончанием Синодального периода в Российской империи.
Степень изученности проблемы.
Изучение исследуемой проблемы до 1917 года практически не пред­принимались историками. Это можно объяснить цензурой, а также неудав­шимися церковными реформами императора Александра II, которые сделали вопрос церковно-приходской жизни и положения духовного сословия доста­точно болезненным для правительственных кругов. Однако в публицистике имеется ряд работ, в которых сами политические деятели затрагивали тему быта священнослужителей и их взаимодействия с паствой. Некоторые из та­ких материалов использованы нами в качестве источников по теме исследо- вания1.
Общественные взгляды сельского духовенства не затрагивались в ис­торических исследованиях до 90-х годов XX века. Изучение истории духов­ного сословия в советский период не предпринималось по идеологическим причинам, а лаконичная характеристика сельского духовенства опиралась на неоднократно высказанные В.И. Лениным оценки духовенства, как реакци­онного слоя. «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше2». Советская историография рисовала нелицеприятный образ священ­нослужителей в контексте обличения деятельности РусскойПравославной церкви как социального института. Только в период Перестройки, после пуб­ликации в 1889 году монографии «Русское православие: вехи истории»3, по­степенно стал расти интерес к проблемным вопросам жизни приходских священнослужителей. После 1991 года, когда были сняты негласные запреты на исследования по обозначенной выше тематике, историки обратились к ис­тории белого духовенства. Это обуславливалось новизной проблемы и нали­чием большого, ранее не рассматриваемого пласта архивных материалов по ней.
Современная историография представляет достаточно обширный спектр исследований, прямо и косвенно затрагивающих те или иные стороны жизни сельских священников, но при этом редкие историки анализировали общественные взгляды духовного сословия.
Особенно стоит отметить работы общего характера, посвящённые пра­вославному духовенству. Среди них выделяются монографии и научные ста­тьи С.В. Римского 4 , В.М. Слепнева5, А.Н. Смагина6, В.А. Фёдорова 7 и М.В. Шкаровского8, в которых освещается место Русской Православной церкви в Синодальный период, даётся целостный обзор жизни и деятельно­сти приходского духовенства второй половины XIX- начала XX века.
Проблема взаимосвязи священнослужителя и печати нашла значитель­ный отклик в исследованиях историков в последние годы. Преимущественно в их работах рассматривалась Европейская часть России. Так Е.В. Ахмадулин9 в учебнике по истории журналистике в России освещает становление периодической печати церковной тематики и её функциониро­вание в начале XX века. Ю.В. Балакшина, Н.Ю. Данилова и С.В. Мельникова10 посвятили свои работы анализу взаимосвязи русской ху­дожественной литературы и отражению в ней образов из среды духовен- ства.Н.Ф. Гриценко, К.А. Кузоро11 изучили аспекты становления обществен­ного мнения (в том числе и духовного сословия) и его неразрывную связь с публицистикой. И.Е. Иванова12, изучая фольклор в системе журналистских жанров, затрагивает тему историографии вопроса церковной периодики и её значения в жизни населения. Е.В. Мамонова13 озвучивает проблему измене­ния в общественном сознании второй половины XIX века отношения к сино­дальному строю, получившее отражение в прессе. Е.А. Сикорский14анализи- рует позицию Русской Православной церкви по отношению к различным общественным явлениям, в том числе, и к печати о духовном сословии.
О.С. Стрелкова15 всесторонне рассматривает значение проповедей на страни­цах «Епархиальных ведомостей» и их влияние на сельское население. Л.Н. Харченко16, опираясь на материалы Сибирского региона, в своём иссле­довании касается работы органов церковной периодической печати в различ­ных губерниях и их воздействия на провинциальное население. Н.К. Чернышова17 поднимает такой вопрос как круг чтения духовного сосло­вия и место художественной литературы в жизни священнослужителя...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начиная со второй половины XIX века, публицистическая деятельность священнослужителей становилась всё более активной. Статьи представите­лей духовного сословия публиковались как в церковных периодических из­даниях («Епархиальные ведомости» и пр.), так и в светской периодике («Рус­ская старина» и др.). Также духовенство весьма настороженно относилось к публикациям со стороны мирян, в которых говорилось о представителях ду­ховного сословия. Не отрицая обоснованность некоторых упрёков в адрес священнослужителей, духовенство, тем не менее, негативно относилось к данной печати, считая, что она акцентируется исключительно на негативных аспектах. Как метод посильной борьбы с этим священнослужители уже сами печатались на страницах журналов, показывая своё видение ситуации в ду­ховной среде, а также делая отзыв на те или иные книги, художественные произведения и публицистические статьи.
Таким образом, неоспоримо, что печатное слово имело большое значе­ние для пастыря: посредством него духовенство не только получало инфор­мацию, но и транслировало её в широкие общественные круги.
Восприятие духовенством различных социальных проблем также по­лучило своё отражение в периодической печати.
Касательно отмены крепостного права можно сделать вывод, что сель­ское духовенство, однозначно, воспринимало данную реформу как большой шаг вперёд в плане развития страны со стороны государственного аппарата. Данное отношение имело место быть как во второй половине XIX, так и в начале XX века, когда уже были известны последствия этого предприятия.
Большое внимание сельские священнослужители уделяли проблеме ал­коголизма среди населения: не оставаясь безучастными, они предпринимали различные методы для её решения - от бесед с прихожанами до учреждения обществ трезвости. Также приходские священники выявляли проблему при­страстия к спиртному и среди представителей духовного сословия. Относясь однозначно негативно к пастырям, не сумевшим устоять перед «зелёным змием», они выявляли причины, располагавшие к этому пристрастию.
Начало XX века чётко показало тенденцию отдаления между сельским духовенством и паствой. Понимая и видя это, в среде священничества доста­точно часто обсуждался вопрос о принятии конкретных мер для устранения возникавшей пропасти. Также пастыри говорили о том, что нужно следить за своим моральным обликом, поскольку именно от него (а также от решения вопроса материального обеспечения духовенства) во многом зависит отно­шение прихожан.
Нишу, которую занимали сельские священники в социальной структу- реобществаРоссийской империи второй половины XIX - начала XX века, можно определить как посредническую между властью и обществом. Это был тот уникальный элемент, который прямо и косвенно выполнял различ­ные функции и, притом, часто выступал связующим элементом в разных сферах общественной жизни.
Говоря о материальном обеспечении духовенства, можно сделать вы­вод, что священнослужители понимали: денежная составляющая стала ос­новным камнем преткновения между пастырем и народом. Действительно, не малое количество священников негативным примером своего служения сде­лали многое для того, чтобы сформировались все причины и предпосылки к общественному недовольству.При этом также ясно, что в глазах народа пас­тырь, зачастую, выглядел как «поборник», хотя не всегда это было отраже­нием объективной реальности, а обуславливалось незнанием повседневной жизни и потребностей сельского духовенства.
Сами священники подтверждают, что, действительно, имели место те образы пастырей, которые, вольно или невольно, скатились к «поповству» и, в последующем, как мы знаем, послужили основой для карикатур на духо­венство на протяжении XX века. При этом далеко не малочисленны были об­разы, о которых умалчивали, - священники, анализирующие реальность, по­нимающие плюсы и минусы своего сословия и настоящего положения дел, а также серьёзно относящиеся к тем или иным общественным проблемам.
Подводя итог, необходимо отметить, что от того, насколько был испра­вен «механизм» взаимодействия власти и общества зависела жизнь населения страны. А потому важным является понимание роли каждого элемента «ме­ханизма». Как видим на примере публикаций сельских священников в раз­личных периодических изданиях, среди сельского духовенства были люди, понимавшие свою миссию и ответственность, а потому верой и правдой слу­жившие Богу, Царю и Отечеству - власти и обществу.


1. Автономов, А. Думы пастыря / А. Автономов // Воронежские епархи­альные ведомости. Неофициальная часть. - 1908. - № 5. - С. 289-294.
2. Алферов, Г. Слово на день пятидесятилетия освобождения крестьян от крепостной зависимости / Г. Алферов // Воронежские епархиальные ве­домости. Неофициальная часть. - 1911. - № 6. - С. 161-167.
3. Владимиров, В. Мысли и впечатления / В. Владимиров // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1907. - № 4. - С. 124­128.
4. Воейков. Приход и прихожане / Воейков // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1908. - № 9. - С. 534-537.
5. Вы-кий, В.Н. В сёлах и деревнях (Из личных впечатлений) / В.Н. Вы-кий // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1911.
• № 8. - С. 255-258.
6. Высоцкий, Н. Из периодической печати / Н. Высоцкий // Богословский вестник. - 1907. - № 1-4. - С. 615-637.
7. Высоцкий, Н. Из периодической печати / Н. Высоцкий // Богословский вестник. - 1907. - № 9-12. - С. 856-866.
8. Высоцкий, В. К вопросу борьбы с зелёным змием / В. Высоцкий // Воро­нежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1913. - № 34.
• С. 960-967.
9. Д.А. Piadeserdia // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициаль­ная часть. -1907. - № 20. - С. 674-677.
10. Долгополов, В. Великая реформа (По поводу 50-ти летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости) / В. Долгополов // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1911. - № 10. - С. 303-319.
11. Духовенство и народ // Воронежские епархиальные ведомости. Неофи­циальная часть. - 1907. - № 19. - С. 640-650.
12. И.Д. Освобождение крестьян от крепостной зависимости // Воронежские
епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1911. - № 11. -
С. 343-354.
13. Лебедев, Г. На современные вопросы / Г. Лебедев // Воронежские епар­хиальные ведомости. Неофициальная часть. -1908. - № 19. - С. 930-941.
14. Левашев, В. Postscriptum / В. Левашев // Воронежские епархиальные ве­домости. Неофициальная часть. - 1908. - № 7. - С. 435.
15. Левашев, В. Из бесед с прихожанами / В. Левашев // Воронежские епар­хиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1907. - № 14. - С. 461­465...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ