ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО ПЕЧАТНОГО СЛОВА В ЖИЗНИ ДУХОВНОГО
СОСЛОВИЯ 15
§1. Публицистическая деятельность священнослужителей. Обзор источников по теме исследования 15
§2. Отношение сельских священников к литературе о духовенстве 22
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПРИЯТИИ СЕЛЬСКО
ГО ДУХОВЕНСТВА 39
§1. Отмена крепостного права 39
§2. Алкогольная зависимость 46
§3. Взгляд сельского священника на церковно-приходскую жизнь в
начале XX века 54
ГЛАВА 3. ОСОЗНАНИЕ И ОЦЕНКА СЕЛЬСКИМИ СВЯЩЕННИКА
МИ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ НИШИ И СВОЕГО СОЦИАЛЬНОГО
СТАТУСА 65
§1. Сельское духовенство в механизме взаимодействия власти и общества
§2. Материальное обеспечение духовного сословия 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
Актуальность темы. Понимание нашего настоящего невозможно без анализа пошлого. На протяжении всей истории Российской империи Русская Православная церковь оставалась одним из важнейших инструментов государственной политики.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена усилением значения религиозного фактора в начале XXI века, что, в свою очередь обусловлено обострением межрелигиозной обстановкой в современном мире, столкновением цивилизационных традиций и обычаев, появлением новых и оживлением старых культурных противоречий.
Необходимо отметить, что последние десятилетия отмечены в нашей стране усилением роли Русской Православной церкви, которая вновь, после 1917 года, закрепилась как особый социальный институт; в нашем государстве отмечается градация религиозного уровня среди населения. Всё это сопровождается, как и во второй половине XIX - начале XX века, достаточно внимательным отношением со стороны средств массовой информации к взаимоотношениям представителей духовенства с обществом, к нравственному облику священнослужителя и его отношения к пастве.
Объектом исследованиявыпускной квалификационной работы является мировосприятие и мировоззрение представителей духовного сословия в Российской империи. Предмет исследования - общественные взгляды сельского духовенства в отражении периодической печати.
Цель выпускной квалификационной работы:
Проанализировать, опираясь на опубликованные источники, монографии и научные статьи, социальные взгляды сельского духовенства во второй половине XIX - начале XX вв.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующихза- дач:
1. Выявить место печатного слова в жизни духовного сословия;
2. Проанализировать восприятие духовенством различных социальных проблем;
3. Рассмотреть восприятие сельскими священниками своей социальной ниши и своего социального статуса в структуре провинциального общества Российской империи второй половиныХ1Х-начала XX века.
Географические рамки исследования - европейская часть Российской империи.
Хронологические рамки - вторая половинаХХХ - начало XX века. Нижняя граница обусловлена тем, что рубеж 50-60-х годов ознаменовался подготовкой и реализацией масштабных реформ, затронувших, в том числе, Русскую Православную церковь. Верхняя граница определена окончанием Синодального периода в Российской империи.
Степень изученности проблемы.
Изучение исследуемой проблемы до 1917 года практически не предпринимались историками. Это можно объяснить цензурой, а также неудавшимися церковными реформами императора Александра II, которые сделали вопрос церковно-приходской жизни и положения духовного сословия достаточно болезненным для правительственных кругов. Однако в публицистике имеется ряд работ, в которых сами политические деятели затрагивали тему быта священнослужителей и их взаимодействия с паствой. Некоторые из таких материалов использованы нами в качестве источников по теме исследо- вания1.
Общественные взгляды сельского духовенства не затрагивались в исторических исследованиях до 90-х годов XX века. Изучение истории духовного сословия в советский период не предпринималось по идеологическим причинам, а лаконичная характеристика сельского духовенства опиралась на неоднократно высказанные В.И. Лениным оценки духовенства, как реакционного слоя. «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше2». Советская историография рисовала нелицеприятный образ священнослужителей в контексте обличения деятельности РусскойПравославной церкви как социального института. Только в период Перестройки, после публикации в 1889 году монографии «Русское православие: вехи истории»3, постепенно стал расти интерес к проблемным вопросам жизни приходских священнослужителей. После 1991 года, когда были сняты негласные запреты на исследования по обозначенной выше тематике, историки обратились к истории белого духовенства. Это обуславливалось новизной проблемы и наличием большого, ранее не рассматриваемого пласта архивных материалов по ней.
Современная историография представляет достаточно обширный спектр исследований, прямо и косвенно затрагивающих те или иные стороны жизни сельских священников, но при этом редкие историки анализировали общественные взгляды духовного сословия.
Особенно стоит отметить работы общего характера, посвящённые православному духовенству. Среди них выделяются монографии и научные статьи С.В. Римского 4 , В.М. Слепнева5, А.Н. Смагина6, В.А. Фёдорова 7 и М.В. Шкаровского8, в которых освещается место Русской Православной церкви в Синодальный период, даётся целостный обзор жизни и деятельности приходского духовенства второй половины XIX- начала XX века.
Проблема взаимосвязи священнослужителя и печати нашла значительный отклик в исследованиях историков в последние годы. Преимущественно в их работах рассматривалась Европейская часть России. Так Е.В. Ахмадулин9 в учебнике по истории журналистике в России освещает становление периодической печати церковной тематики и её функционирование в начале XX века. Ю.В. Балакшина, Н.Ю. Данилова и С.В. Мельникова10 посвятили свои работы анализу взаимосвязи русской художественной литературы и отражению в ней образов из среды духовен- ства.Н.Ф. Гриценко, К.А. Кузоро11 изучили аспекты становления общественного мнения (в том числе и духовного сословия) и его неразрывную связь с публицистикой. И.Е. Иванова12, изучая фольклор в системе журналистских жанров, затрагивает тему историографии вопроса церковной периодики и её значения в жизни населения. Е.В. Мамонова13 озвучивает проблему изменения в общественном сознании второй половины XIX века отношения к синодальному строю, получившее отражение в прессе. Е.А. Сикорский14анализи- рует позицию Русской Православной церкви по отношению к различным общественным явлениям, в том числе, и к печати о духовном сословии.
О.С. Стрелкова15 всесторонне рассматривает значение проповедей на страницах «Епархиальных ведомостей» и их влияние на сельское население. Л.Н. Харченко16, опираясь на материалы Сибирского региона, в своём исследовании касается работы органов церковной периодической печати в различных губерниях и их воздействия на провинциальное население. Н.К. Чернышова17 поднимает такой вопрос как круг чтения духовного сословия и место художественной литературы в жизни священнослужителя...
Начиная со второй половины XIX века, публицистическая деятельность священнослужителей становилась всё более активной. Статьи представителей духовного сословия публиковались как в церковных периодических изданиях («Епархиальные ведомости» и пр.), так и в светской периодике («Русская старина» и др.). Также духовенство весьма настороженно относилось к публикациям со стороны мирян, в которых говорилось о представителях духовного сословия. Не отрицая обоснованность некоторых упрёков в адрес священнослужителей, духовенство, тем не менее, негативно относилось к данной печати, считая, что она акцентируется исключительно на негативных аспектах. Как метод посильной борьбы с этим священнослужители уже сами печатались на страницах журналов, показывая своё видение ситуации в духовной среде, а также делая отзыв на те или иные книги, художественные произведения и публицистические статьи.
Таким образом, неоспоримо, что печатное слово имело большое значение для пастыря: посредством него духовенство не только получало информацию, но и транслировало её в широкие общественные круги.
Восприятие духовенством различных социальных проблем также получило своё отражение в периодической печати.
Касательно отмены крепостного права можно сделать вывод, что сельское духовенство, однозначно, воспринимало данную реформу как большой шаг вперёд в плане развития страны со стороны государственного аппарата. Данное отношение имело место быть как во второй половине XIX, так и в начале XX века, когда уже были известны последствия этого предприятия.
Большое внимание сельские священнослужители уделяли проблеме алкоголизма среди населения: не оставаясь безучастными, они предпринимали различные методы для её решения - от бесед с прихожанами до учреждения обществ трезвости. Также приходские священники выявляли проблему пристрастия к спиртному и среди представителей духовного сословия. Относясь однозначно негативно к пастырям, не сумевшим устоять перед «зелёным змием», они выявляли причины, располагавшие к этому пристрастию.
Начало XX века чётко показало тенденцию отдаления между сельским духовенством и паствой. Понимая и видя это, в среде священничества достаточно часто обсуждался вопрос о принятии конкретных мер для устранения возникавшей пропасти. Также пастыри говорили о том, что нужно следить за своим моральным обликом, поскольку именно от него (а также от решения вопроса материального обеспечения духовенства) во многом зависит отношение прихожан.
Нишу, которую занимали сельские священники в социальной структу- реобществаРоссийской империи второй половины XIX - начала XX века, можно определить как посредническую между властью и обществом. Это был тот уникальный элемент, который прямо и косвенно выполнял различные функции и, притом, часто выступал связующим элементом в разных сферах общественной жизни.
Говоря о материальном обеспечении духовенства, можно сделать вывод, что священнослужители понимали: денежная составляющая стала основным камнем преткновения между пастырем и народом. Действительно, не малое количество священников негативным примером своего служения сделали многое для того, чтобы сформировались все причины и предпосылки к общественному недовольству.При этом также ясно, что в глазах народа пастырь, зачастую, выглядел как «поборник», хотя не всегда это было отражением объективной реальности, а обуславливалось незнанием повседневной жизни и потребностей сельского духовенства.
Сами священники подтверждают, что, действительно, имели место те образы пастырей, которые, вольно или невольно, скатились к «поповству» и, в последующем, как мы знаем, послужили основой для карикатур на духовенство на протяжении XX века. При этом далеко не малочисленны были образы, о которых умалчивали, - священники, анализирующие реальность, понимающие плюсы и минусы своего сословия и настоящего положения дел, а также серьёзно относящиеся к тем или иным общественным проблемам.
Подводя итог, необходимо отметить, что от того, насколько был исправен «механизм» взаимодействия власти и общества зависела жизнь населения страны. А потому важным является понимание роли каждого элемента «механизма». Как видим на примере публикаций сельских священников в различных периодических изданиях, среди сельского духовенства были люди, понимавшие свою миссию и ответственность, а потому верой и правдой служившие Богу, Царю и Отечеству - власти и обществу.
1. Автономов, А. Думы пастыря / А. Автономов // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1908. - № 5. - С. 289-294.
2. Алферов, Г. Слово на день пятидесятилетия освобождения крестьян от крепостной зависимости / Г. Алферов // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1911. - № 6. - С. 161-167.
3. Владимиров, В. Мысли и впечатления / В. Владимиров // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1907. - № 4. - С. 124128.
4. Воейков. Приход и прихожане / Воейков // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1908. - № 9. - С. 534-537.
5. Вы-кий, В.Н. В сёлах и деревнях (Из личных впечатлений) / В.Н. Вы-кий // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1911.
• № 8. - С. 255-258.
6. Высоцкий, Н. Из периодической печати / Н. Высоцкий // Богословский вестник. - 1907. - № 1-4. - С. 615-637.
7. Высоцкий, Н. Из периодической печати / Н. Высоцкий // Богословский вестник. - 1907. - № 9-12. - С. 856-866.
8. Высоцкий, В. К вопросу борьбы с зелёным змием / В. Высоцкий // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1913. - № 34.
• С. 960-967.
9. Д.А. Piadeserdia // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. -1907. - № 20. - С. 674-677.
10. Долгополов, В. Великая реформа (По поводу 50-ти летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости) / В. Долгополов // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1911. - № 10. - С. 303-319.
11. Духовенство и народ // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1907. - № 19. - С. 640-650.
12. И.Д. Освобождение крестьян от крепостной зависимости // Воронежские
епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1911. - № 11. -
С. 343-354.
13. Лебедев, Г. На современные вопросы / Г. Лебедев // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. -1908. - № 19. - С. 930-941.
14. Левашев, В. Postscriptum / В. Левашев // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1908. - № 7. - С. 435.
15. Левашев, В. Из бесед с прихожанами / В. Левашев // Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1907. - № 14. - С. 461465...